Конституционно-правовой статус народного депутата Украины и гарантии его деятельности - (диплом)
p>возмещение депутату расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий (ст. 34 закона);

    бесплатный проезд по территории Украины (ст. 39 закона).

Кроме того, в системе материально-правового обеспечения деятельности депутатов входит:

а) предоставление им при проведении отчетов перед избирателями транспортных средств, печатание и рассылка объявлений о дне, времени и месте отчета, выделение помещения, его оборудование необходимыми средствами (связь, освещение и т. п. );

    б) изготовление нагрудных знаков депутата;

в) выделение в целях изготовления, оформления и рассылки депутатских удостоверений соответствующих фондов и финансовых средств.

Ст. 32 Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” предусматривает, что народному депутату после окончания срока его полномочий, а также в случае досрочного их прекращения по личному заявлению предоставляется предыдущая работа (должность). Также Верховная Рада обеспечивает бывшего народного депутата на период его трудоустройства заработной платой в том размере, в котором получают работающие народные депутаты Украины, однако не более одного года, а в случае обучения или переквалификации– не более двух лет. Такой порядок сохранения депутатам места работы обеспечивает беспрепятственную и эффективную реализацию полномочий, является важной материальной гарантией депутатских прав и обязанностей.

Возмещение расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий. Ст. 34 Закона “О статусе народного депутата Украины” устанавливает, что народным депутатам возмещаются затраты, связанные с выполнением депутатских полномочий, которые не подлежат налогообложению.

    Бесплатный проезд на транспорте.

Согласно действующему законодательству, народный депутат Украины пользуется правом бесплатного проезда Депутаты Верховной Рады осуществляют проезд по депутатскому удостоверению– документу, удостоверяющему личность депутата –представителя государственной власти, в нижней части лицевой стороны которого на желтом фоне защитной сетки содержится текст следующего содержания: “Фамилия. Имя. Отчество. на территории Украины пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси). Это право распространяется также на лицо, которое сопровождает депутата– инвалида первой группы.

На обратной стороне вкладыша черным цветом на белом фоне излагается следующий текст:

народному депутату Украины при предъявлении им удостоверения депутата билетные кассы железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов), речных вокзалов и пристаней, агентства гражданской авиации или аэропорты обязаны вне очереди предоставить место в спальном или мягком вагоне поезда, в каюте первого или второго класса пассажирского судна, на речных судах всех категорий, в салоне самолета (билеты на самолет выдаются депутату не позднее как за час до вылета).

Проезд депутата всеми видами городского пассажирского транспорта и городских поездах осуществляется по удостоверению депутата (Положение об удостоверении народного депутата Украины и нагрудный знак “Народный депутат Украины”, утвержденное Постановление Верховной Рады Украины 3 марта 1993 г. ) Народный депутат Украины имеет право не бесплатных провоз ручного багажа в соответствии с нормами, которые действуют на каждом виде транспорта (ст. 39 Закона “О статусе народного депутата Украины”).

Расходы транспортных организаций, связанные с бесплатным проездом депутатов на транспорте, учитываются при составлении балансов доходов и расходов соответствующих министерств, и компенсируются за счет государственного бюджета (ст. 40 закона о статусе).

Поскольку поездки депутатов обычно носят деловой характер, законодательство (ст. 37 Закона) закрепило за ними право на внеочередное поселение в гостинице; это право распространяется и на лицо, которое сопровождает депутата. Рассмотренная система гарантий депутатских полномочий позволяет сделать вывод о том, что деятельность народных избранников Украины законодательно обеспечена на должном уровне и можно утверждать, что существующая система способствует эффективной реализации депутатских полномочий.

    3. 3 Депутатский иммунитет.

Важнейшей гарантией беспрепятственного участия депутатов в управлении государством является институт депутатского иммунитета.

Термин “иммунитет” мало употребляется в юридической литературе. Чаще всего для обозначения гарантий, входящих в этот институт, употребляются названия составляющих его элементов, что значительно обедняет содержание этой группы гарантий и не показывает их специфику, отличия от других видов гарантий депутатской деятельности.

Депутатский иммунитет –гарантия, а не право депутатов, исторически тесно связанная с введением парламентаризма и получившая в современных условиях новое качество. Он состоит из депутатской неприкосновенности и охраны трудовых прав депутатов. Особое значение депутатская неприкосновенность в системе гарантий депутатской деятельности подчеркнуто тем, что она получила прямое конституционное закрепление (ст. 80 Конституции Украины).

Объем депутатской неприкосновенности складывается из следующих иммунитетных видов ответственности: 1) уголовной ответственности, 2) ареста, 3) мер административной ответственности, налагаемых в судебном порядке. За пределами остаются такие виды ответственности, как гражданско-правовая, административная (за исключение налагаемых в судебном порядке), дисциплинарная, материальная. В Украине депутатский иммунитет, если внимательно проанализировать действующее законодательство, имеет абсолютный характер. По сути, является панацеей от всех существующих и несуществующих бед. А это не только позволяет избежать уголовной ответственности виновным, но и нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом. Как и в области уголовно-правовых отношений, так и в области трудовых отношений необходима дальнейшая регламентация депутатского иммунитета. Учитывая, что проблема депутатского иммунитета содержит элементы как государственно-правовых, так и уголовно-правовых, трудовых отношений, она должна быть предметом комплексного исследования представителями соответствующих отраслей правовой науки. 1 [1 Безуглов А. А. Советский депутат – государственно-правовой статус. —М. , 1977. – С. 180] За рубежом неприкосновенность парламентариев чаще воспринимается как особый вид защиты депутатов со стороны представительного органа власти от ареста и других процессуальных действий, связанный с ограничением их личных прав и свобод, а также от судебного преследования на основании возбуждения уголовного дела и соответствующего обвинения.

Интересно, что практически во всех государствах депутат лишается иммунитета в случаях его задержания на месте совершения преступления. Тогда его арест проводится без санкции парламента. Статус депутата мало чем отличается от статуса обычных граждан лишь в англоязычных странах. 2 [2 Лінецький С. Депутатський імунітет – pro i contra. // Юридичний вісник України. – 1999. - № 10. - 11-17 березня. - С. 1 ] Из сущности депутатской неприкосновенности вытекает научный вывод: конечной политической целью неприкосновенности народного депутата является укрепление авторитета Верховной Рады, создание условий для беспрепятственного функционирования органа государственной власти через охрану его членов–депутатов. В депутатской неприкосновенности четко проявляются принципы полновластия Верховной Рады. 3 [3Просвирин Ю. Г. Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе. – Воронеж: , 1982, — С. 122. ]

    - Депутатская неприкосновенность.

Неприкосновенность личности –неотъемлемое демократическое право гражданина. Это означает, что никто не может быть подвергнут аресту или содержаться под стражей не иначе как по мотивированному решению суда или с санкции прокурора (ст. 29 Конституции Украины).

В соответствии со ст. 80 Конституции Украины народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность. Существование института неприкосновенности целиком согласуется с мировыми нормами и стандартами и с мировой практикой. Такое понятие, как депутатская неприкосновенность, есть чуть ли не во всех странах мира. Правда, в каждой стране во время разрешения этой проблемы есть определенные юридические отличия, которые связаны с менталитетом, законодательными традициями, а также с правовой культурой. 1 [1 Онопенко В. Депутатська недоторканність: за і проти. // Голос України. – 1999. - №47. - С. 8] Депутатская неприкосновенность –это гарантия депутатской деятельности. Она направлена на то, чтобы предотвратить необоснованное наказание гражданина, являющегося депутатом, в уголовном или административном порядке. Конечно, ни в коем случае нельзя неприкосновенность понимать как способ вообще увести депутата от уголовного или административного наказания.

Все обстоятельства, связанные с депутатом, необходимо тщательно проверить, так как привлечение депутата к ответственности не только подрывает его авторитет, но и бросает тень на Верховную Раду как орган власти. Тут нужна полная объективность. 2 [2Просвирин Ю. Г. Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе. – Воронеж, 1982. – С. 122. ]

В соответствии со ст. 27 Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” понятие “депутатская неприкосновенность’’ включает в себя следующие элементы: народный депутат Украины не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемом в судебном порядку без его письменного согласия или без согласия Верховной Рады Украины; не допускается досмотр, обыск, задержание, осмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилого или служебного помещений депутата, а также нарушение тайны корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и применение других мер, которые ограничивают свободу депутата;

депутат после окончания срока полномочий может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за нарушение закона, которое было совершено им в период исполнения депутатских полномочий, только в порядке, предусмотренном законодательством в отношении народного депутата;

уголовное дело в отношении народного депутата Украины может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины.

Однако, во всех случаях, например, по искам о взыскании материального ущерба, алиментов, признании отцовства, разделе имущества, о расторжении брака, т. е. когда человек, являющийся депутатом, выступает ответчиком по гражданскому делу, согласие Рады на привлечение к суду не требуется. 1 [1 Хавронюк М. Подвійні стандарти недоторканності. // Юридичний вісник України. – 1998. - 9 –15 липня. - С. 4 ]

Уголовно-процессуальное законодательство различает арест и задержание. Такие меры применяется в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 155 УПК Украины). Задержание возможно при наличии одного из следующих оснований: “1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лица, как на совершившее преступление; 3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления” (ст. 106 УПК Украины).

По каждому случаю задержания составляется протокол. В течение 24 ч. орган дознания обязан сделать письменное сообщение прокурору. В течение 48 ч. с момента получения извещения прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного.

Итак, указанные 72 ч. –это время задержания. Арест же начинается с момента дачи прокурором санкции на заключение под стражу.

Однако, в связи с этим возникает ряд вопросов, на которые пока нет ответов: как поступать, если депутат застигнут не месте преступления, явился с повинной; как обеспечить, чтобы депутат, оставаясь на свободе, не уничтожил документы, нейтрализовал свидетелей и т. п. Ведь известно, что закон не допускает ареста депутата без согласия Рады. Представляется, что в этом случае речь идет о задержании, а не об аресте.

Что касается административного наказания, то большинство их налагается должностными лицами компетентных государственных органов. Таким мерам могут быть подвергнуты и нароные депутаты, согласия Рады в подобных случаях не требуется. Но отдельные меры административного взыскания применяются судом–административный арест (например, за мелкое хулиганство), исправительные работы, штраф. Если эти меры должны быть применены к депутату, то требуется предварительное согласие Верховной Рады Украины.

Порядок получения согласия Совета на привлечение депутата к ответственности. Вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного дела, привлечение депутата к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, решается Верховной Радой на основании представления Генерального прокурора Украины. Ходатайства, возбужденные органами предварительного следствия, должны быть поддержаны Генеральным прокурором Украины, а ходатайства судебных органов–Председателем Верховного Суда Украины (ст. 9. 6. 1. Регламента Верховной Рады Украины).

Представление вносится перед возбуждением уголовного дела, административного производства или предъявлением депутату обвинения, или перед дачей санкции на арест, или направлением дела об административном правонарушении в суд. Представления о даче согласия на привлечение к ответственности депутата должны быть мотивированными, содержать конкретные факты и доказательства с приложением материалов, подтверждающих обвинение в совершении общественно опасного деяния или административного проступка, за которое взыскания налагаются в судебном порядке (ст. 9. 6. 1. ч. 2 Регламента).

Президиум Верховной Рады предлагает подать письменные объяснения депутату, в отношении которого внесено представление о привлечении к ответственности, комиссии, в компетенции которой входят вопросы депутатской этики, и поручает ей преставить заключение по вопросу о даче согласия (ст. 9. 6. 2. Регламента). Верховная Рада рассматривает представление Генерального прокурора не позднее, чем в месячный срок и может запросить от него дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса. Верховная Рада Украины принимает большенством– 2/3 голосов депутатов от общего состава народных депутатов Украины –мотивированное решение и в трехденевных срок уведомляет об этом Генерального прокурора Украины. При наличии к тому оснований Верховная Рада может пересмотреть свое решение. Депутат вправе участвовать в рассмотрении вопроса его депутатской неприкосновенности. По результатам этого расмотрения Рада принимает постановление.

Парламент рассматривает представления по фактам, касающимся человека, являющегося депутатом, даже если они относятся ко времени, когда он еще не был избран.

Сложным является вопрос о последних днях полномочий Верховной Рады. Ведь закон не требует незамедлительного принятия решения, а дает ей месячный срок на раздумья. Как же это сделать в ситуации, когда полномочия истекают, а обстоятельства заставляют определиться с депутатской неприкосновенностью? По закону здесь возможны два варианта: или незамедлительный созыв сессии Верховной Рады, или принятие решения по этому факту вновь избранным составом органа власти. Второй вариант тоже следует иметь ввиду из-за того, что процесс может быть затяжным.

Решение о даче согласия или, об отказе в согласии –акт коллективного волеизъявления. Оно принимается на сессии высшего законодательного органа. Это ни в коем случае нельзя заменить опросом депутатов. Тем более нельзя заменить принятием общего решения письмом за подписью председателя Верховной Рады.

Как явствует из закона о статусе, решение Верховной Рады является окончательным, его нельзя никуда обжаловать. Но Рада может пересмотреть свое решение, если для этого есть основания.

Генеральный прокурор, внесший представление в законодательный орган, в 3-дневный срок со дня окончания производства по делу, обязан сообщить Раде о результатах следствия или рассмотрения дела. По результатам рассмотрения дела в суде Генеральный прокурор Украины также в трехдневный срок обязан проинформировать Верховную Раду Украины (ст. 28 Закона).

Однако, в данном вопросе, к сожалению, остается очень много белых пятен. Прежде всего, нормы закона надо бы формулировать так, чтобы не создавалось ощущение привилегированности депутатов. Нечетко сформулированная норма обвинения может служить как защите интересов депутата, так и создавать препятствия правоохранительным органам.

Месячный срок, отводимый законом для рассмотрения Радой прокурорского представления может способствовать как обеспечению объективности в сложном вопросе, так и преднамеренному затягиванию дела. Как же поступать правоохранительным органам, если Верховная Рада нарушает (превышает) этот срок? И еще: новые законы говорят о том, что Генеральный прокурор обращается в Раду перед возбуждением уголовного дела. Неясно– достаточно одного обращения или необходимо два? И это неформальный подход: возбуждение уголовного дела в отношении депутата еще не означает, что ему будет предъявлено обвинение. А тогда выходит, что в запасе уже может быть не один, а два месяца– в расчете на каждое представление прокурора. Интересные мысли и справедливые замечания по вопросам депутатской неприкосновенности высказывает А. Муравин. Автор указывает на то, что действующий закон практически закрепил неравенство граждан Украины в зависимости от рода и характера занятий, а именно: наличия депутатского мандата, что не согласуется со ст. 24 Конституции Украины о равенстве граждан перед законом и судом независимо от рода и характера занятий и других обстоятельств. 1 [1 Муравин А. Депутатская неприкосновенность и уголовно-процессуальный закон // Юридический вестник. – 1997. - № 1. - С. 102-104 ]

К сожалению, недостаточно четкая регламентация в законодательных актах порядка привлечения депутатов как обвиняемых создает условия для избежания уголовной ответственности за совершенные преступления, что значительно затрудняет обеспечение законности в Украине. 1 [1Мікулін В. П. Особливості притягнення депутатів як обвинувачених. / Боротьба з контрабандою: проблеми та шляхи їх вирішення. Уряду України. Президинту, законодавчій, виконавчій владі. Аналітичні розробки, пропозиції наукових і практичних працівників. —К. , 1997, Т. VII. – С. 292. ]

Наконец, ликвидация депутатского иммунитета открывает вообще удивительную перспективу. Конституция в ст. 81 зафиксировала: полномочия народного депутата прекращаются досрочно в случае вступления в действие обвинительного приговора. Иными словами, в Украине суд имеет право отменить волю избирателей. 2 [2Грабовский С. Неприкосновенный парламентаризм политический психоанализ // Зеркало недели. - № 46. - 14 ноября 1998. ]

Примечательно, что у депутатской неприкосновенности был шанс не превратиться в предмет политического торга. Посвященная ей ст. 80 Конституции, написанная Василием Костицким, в первоначальной редакции выглядела иначе: народный депутат не может быть арестован до вынесения судебного приговора. То есть парламентария можно было бы привлекать к уголовной ответственности, не спрашивая на то разрешения у Верховной Рады, но до тех пор, пока его вина не была бы доказана, его нельзя было брать под стражу.

Однако ночью, когда голосовались положения Основного Закона, по требованию коммунистов была принята другая редакция: депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия парламента. 3 [3Дмитричева О. Почему гарант Конституции не “наезжал” на депутатскую неприкосновенность в бытность депутатом? // Киевские ведомости. – 1998. - 12 ноября. - С. 5]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать