Конституционно-правовой статус народного депутата Украины и гарантии его деятельности - (диплом)
p>По указанному вопросу идет бурная дискуссия как по радио и телевидению, так и в самом парламенте Украины. При этом необходимо учитывать ряд моментов, а именно:

- депутатская неприкосновенность должна быть не абсолютной (как это есть сегодня в Украине), а иметь исключительно ограниченный характер. Кроме того, преследование за просчеты в депутатской работе должны иметь конкретные основания. И это необходимо зафиксировать на законодательном уровне; поскольку депутатская неприкосновенность необходима для предотвращения необоснованных ограничений прав депутата при осуществлении им своих полномочий, необходимо четко зафиксировать в ст. 10 Конституции, во-первых, на какие именно правоотношения распространяется иммунитет, и, во-вторых, в каких случаях и на каких основания Верховная Рада имеет право давать согласие на его снятие, а в каких нет;

ч. 1 ст. 80 основного Закона можно изложить так: “Народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность во время осуществления ими своих полномочий”1 [1 Хавронюк М. Подвійні стандарти недоторканності. // Юридичний вісник України. – 1998. - 9 –15 липня. - С. 4 ]

    ;

в отношении оснований, при которых Верховная Рада не вправе давать согласие не привлечение народного депутата как обвиняемого, то они могут быть сформулированы следующим образом: “Если установлено, что уголовное преследование ведется с целью обращения на депутата необоснованного обвинения за правомерную депутатскую деятельность и если в результате исполнения служебных депутатских обязанностей причинен вред охраняемым уголовным законом отношениям с целью предотвращения большего вреда, который угрожал государственным, общественным и личным интересам граждан”;

одновременно, Верховная Рада не вправе не дать согласия на привлечение народного депутата как обвиняемого в случае, если он совершил преступление, не связанное с исполнением своих депутатских обязанностей;

кроме того, необходимо уточнить и действующее уголовно-процессуальное законодательство. В главу 12 УПК Украины необходимо внести новые нормы, которые предусмотрели бы порядок привлечения как обвиняемых– народных депутатов, судей, кандидатов в Президенты. 1 [1 Онопенко В. Депутатська недоторканність: за і проти. // Голос україни. – 1999. - №47. - С. 8] В завершении следует сказать, что депутатская неприкосновенность в демократических странах устанавливается с главной и, пожалуй, единственной целью: помешать преследованию парламентария и оказанию на него давления. Поэтому, в условиях демократии, которая дает лишь первые слабенькие ростки, нельзя вести разговор о снятии неприкосновенности как таковой. Целесообразнее говорить именно об ограничении иммунитета и четком закреплении этого ограничения в украинском законодательстве.

    Гарантии трудовых прав депутата.

Среди гарантируемых условий обеспечения депутатской деятельности совершенно справедливо предусмотрена защита трудовых прав депутата (ст. 32 Закона “О статусе народного депутата Украины”).

Обусловлено это, прежде всего, тем, что статус депутата несовместим с занятием любой другой деятельностью, за исключением преподавательской, научной работы и литературно-художественной деятельности в свободное от работы время. Не может депутат состоять и на государственной службе, входить в состав руководства, правления или совета юридического лица, имеющего целью получение прибыли. Поэтому по истечении срока полномочий, а также в случае досрочного их прекращения по личному заявлению депутата о сложении им депутатских полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при невозможности этого (ликвидация предприятия, учреждения, организации), он зачисляется в резерв кадров государственной службы или соответствующего министерства, ведомства, в системе которого работал народных депутат на прежней работе, для замещения должности, соответствующей его профессиональному уровню, с учетом ранга государственного служащего.

На период трудоустройства бывшему народному депутату Верховная Рада обеспечивает заработную плату в том размере, в каком получают ее работающие народные депутаты, но не более одного года, а в случае обучения или переквалификации– не более двух лет.

В случае невозможности трудоустройства после указанного срока бывшему народному депутату сохраняется 50 процентов заработной платы, которую получают работающие народные депутаты, до достижения им пенсионного возрасти, при условии, что трудовой стаж его превышает 25 лет для мужчин и 20 лет– для женщин. Осуществление гарантий, трудовых прав депутата возложено также и на предприятия, учреждения и организации.

Так, Законом “О статусе народного депутата Украины” предусмотрено, что в отношении бывшего депутата в течение 5 лет по истечении срока его полномочий недопустимо досрочное расторжение трудового договора (контракта) в порядке дисциплинарного взыскания по инициативе собственника предприятия, учреждения и организации (или уполномоченного им органа), его сокращение, увольнение с военной службы, службы в органах МВД, Службы безопасности Украины (по инициативе командования) или исключение из кооперативных предприятий, учебного заведения, понижения в должности или в звании без предварительного согласия Верховной Рады Украины.

Установленные гарантии трудовых прав распространяются также и на членов семьи депутата.

Например, в связи в изменениями, внесенными в Закон от 25. 09. 97 г. , в случае трудоустройства бывшего народного депутата на работу, связанную в переменой места жительства, по желанию его жены (мужа) им предоставляется государственной службой занятости по месту назначения мужа (жены) равноценная работа (должность) или другая с их согласия.

Жене (мужу) народного депутата, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для исполнения депутатских полномочий на постоянной основе, в случае нетрудоустройства его (ее) по месту жительства мужа (жены) перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы.

При этом предусмотрено, что на указанный период за женой (мужем) депутата сохраняется:

    место работы;
    стаж работы по специальности;
    стаж работы, дающий право:

на установление процентных надбавок и получение выплат за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии);

на выплату вознаграждения по результатам работы предприятий, учреждений и организаций за год;

стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях в льготных размерах, если лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии, предусматривающей такие льготы.

На народного депутата распространяются также и условия обязательного государственного страхования. Жизнь и здоровье депутата подлежат такому страхованию за счет средств Верховной Рады на сумму 10-летнего денежного содержания депутата.

За депутатом сохраняются квалификационные категории, разряды, классные чины на период работы в Верховной Раде.

Предусмотрены также пособия и компенсации в случае увечья или инвалидности депутата, и в случае его смерти.

Размер оплаты труда депутата устанавливает Верховная Рада Украины. Предоставление гарантий трудовых прав депутата, льгот, компенсаций обеспечивает депутату наиболее эффективное выполнение им депутатских полномочий как представителю народа. 1 [1 Задорожная Н. Гарантии трудовых прав депутата // Одесский вестник. – 1998. - 14 апреля. С. 4] Таким образом, система правовых гарантий, введенная Законом Украины “О статусе народного депутата Украины”, сформулировала основные факторы, обусловливающие значительное повышение эффективности депутатской деятельности. Она позволяет каждому депутату с наибольшей полнотой оценить свои возможности. Последовательно и принципиально отстаивать интересы своих избирателей, успешно выполнять свой долг перед народом. 2 [2 Безуглов А. А. Правовой статус советского депутата. —М. , 1974. – С. 64. ]

    Заключение.

Избирательное право, система органов государственной власти, и весь конституционный строй нашей страны десятилетиями рассматривался как проявление “нового и высшего типа демократии”, что исключало их объективное изучение и оценку. Многие из этих институтов, без критического осмысления перенесенные в новые условия, уже первыми результатами своего функционирования вызвали споры теоретиков и сомнения практиков. [53Малько А. , Синюков В. Право отзыва или императивный мандат. // Народный депутат. – 1992. - № 8. - С. 54]

Действующая Конституция Украины закрепила качественно новую организацию государственной власти в стране. Отказавшись от иерархической, вертикальной системы организации государственной власти, которая существовала в Украине до приобретения независимости, она восприняла общепризнанный принцип организации власти–принцип разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Ораны государственной власти Украины стали равноправными и независимыми один от другого.

Верховная Рада, по Конституции, окончательно утратила прежний статус высшего органа государственной власти и впервые приобрела основные черты парламента Украины–единого, общенационального, представительного, коллегиального, выборного, однопалатного, постоянно действующего органа законодательной власти Украины. Приоритетной чертой украинского парламента как органа законодательной власти является его единство, исключительность, универсальность в системе органов государственной власти, которая обусловлена прежде всего унитарным характером нашего государства, его внутренней структурой.

Ныне в Украине не существует других органов законодательной власти – общенациональных или местных – кроме Верховной Рады. [54 Конституційне право України. / за ред. Погорілка В. Ф. – К. , 1999. – С. 422 - 423. ] В ходе строительства нового общества обогащается содержание демократии, отпадают исторически сложившиеся ограничения, разнообразнее становятся формы осуществления народовластия. Этот процесс развертывается в неразрывной связи с развитием украинской государственности, которая сама претерпевает качественные обновления.

Сейчас политическая жизнь течет очень стремительно. Немало споров о путях развития Верховной Рады, имеющих прямое отношение к депутатскому статусу. Стихийные изменения в основах общественной жизни, которые произошли за последние годы, объективно требуют направления их в русло социально-экономических и политико-правовых преобразований. Следует признать, что народный депутат прямой избранник народа, завоевавший право представлять его интересы. Ныне народный депутат стал политиком.

С превращением депутата из призрака народной воли в ее живое и деятельное воплощение в нашем обществе впервые появляется настоящая политическая борьба. [55 Петровский В. “Депутат и политика”. // Народный депутат. – 1992. -№ 1. - С. 80. ] Обновление работы Рады, наполнение ее новым содержанием в значительной степени зависит от того, кто входит в состав депутатского корпуса, какие его связи с народом, насколько эффективно депутат реализует волю избирателей. Однако не простая это вещь–воля избирателей. Ее проявление и формирование, внедрение в решениях органов власти и управления–процесс чрезвычайно сложный и многогранный. Это составная деятельности депутатов, государственных и общественных органов, самих избирателей. Дело состоит в том, что народная воля –не просто арифметическая сумма отдельных воль, тем более, что за нею стоят разнообразные социальные устремления и желания. В ней своеобразно соединяются личные и общегосударственные интересы, причем далеко не всегда побеждает общий интерес. Нередко групповые, эгоистичные приоритеты и амбиции берут вверх, становясь реальной силой, которая становится преградой, казалось бы, общеизвестных истин, не требующих доказательства. [56 Мелащенко В. Ф. Основи конституційного права України. – К. , 1995. - С. 112. ] Результатом успешной парламентской деятельности, ее конечной целью, являются устойчивость общества, прочность государственной власти и нахождение того политического курса, который в наибольшей степени отвечает общественным интересам. Перерождение парламентской деятельности, т. е. умаление общегосударственного дела в пользу партикуляризма, сепаратистских тенденций, неминуемо, если депутаты выше государственных интересов ставят партийные, национальные, региональные и другие интересы.

Нашему обществу пора уже осознать то, что давно известно культурному миру: парламент, как таковой, существует не для того, чтобы депутаты пробивали там специфические интересы своих избирателей, групп и партий, к которым они принадлежат, или которым симпатизируют. Согласно истинному своему назначению парламент–это представительный орган для согласования социальных интересов, приведения их к общему знаменателю– интересам государства и, значит, при демократической форме правления – интересам всего народа. Развитие современного украинского парламентаризма осуществляется в русле общемировых процессов и тенденций. Одновременно ему присущи и определенные национальные особенности. Они обусловлены не только спецификой современных социально-экономических процессов и государственного устройства Украины. Важное значение здесь имеют также исторические предпосылки и традиции становления украинского парламентаризма.

Конечно, можно морально осудить извечное стремление политических сил тянуть на себя куцее государственное одеяло, но куда более полезно не морализирование, а установление правовых, прежде всего, конституционных институтов, обеспечивающих парламенту, равно как и высшим органам исполнительной и судебной власти, возможность действовать строго в интересах всего общества, не подвергаясь давлению из вне, диктату сверху, т. е. вести эти дела свободно и под свою ответственность. 1 [1Мальцев Г. , Экимов А. Будет ли у нас настоящий парламент? // Народный депутат. – 1992. - № 7. - С. 24] Как известно, любой закон живет только тогда, когда он выполняется всеми и повсеместно. Поэтому смысл закона, содержание каждой его нормы должны хорошо знать все, кто призван проводить соответствующие нормы в жизнь. У Закона “О статусе народного депутата Украины” есть в этом отношении своя существенная особенность. Она состоит в том, что главное “действующее лицо”, в работе которого находит свое воплощение закон, – депутат.

Одновременно с этим неразрывно осталась проблема гармонизации института депутатского иммунитета с требованиями Конституции, а также приведение Закона Украины “О статусе народного депутата Украины” в соответствие с Основным Законом в части, которая касается объема парламентского иммунитета, процедуры его лишения тех депутатов, в отношении которых Верховная Рада приняла соответствующее решение. 2 [2 Лінецький С. Депутатський імунітет – pro i contra. // Юридичний вісник України. – 1999. - 11-17 березня. - С. 1] В отношении депутатской неприкосновенности, как было отмечено ранее, многие правоведы сходятся на том, что депутатская неприкосновенность должна быть не абсолютной (как это есть сегодня в Украине), а иметь исключительно ограниченный характер. Кроме того, преследование за просчеты в депутатской работе должны иметь конкретные основания. И это необходимо зафиксировать на законодательном уровне. Следует также признать тот факт, что в условиях демократии, нельзя вести разговор о снятии неприкосновенности как таковой. Целесообразнее говорить именно об ограничении иммунитета и четком закреплении этого ограничения в украинском законодательстве.

Анализ действующего законодательства в области гарантий деятельности народного депутата позволяет сделать вывод о том, что существующая система гарантий предоставляет депутатам возможность беспрепятственно и эффективно участвовать в осуществлении Верховной Радой государственной власти, выражать волю и интересы народа. Дальнейшее совершенствование гарантий депутатской деятельности должно идти не столько за счет изменения и дополнения действующего законодательства, которое достаточно широко и разносторонне регулирует процесс обеспечения депутатских полномочий, сколько путем четкого функционирования государственных органов, общественных организаций, а также улучшения деятельности должностных лиц и граждан, ответственных за создание благоприятных условий для осуществления депутатских полномочий; утверждение принципа неотвратимости дисциплинарной и другой ответственности должностных лиц за нарушение прав и обязанностей депутатов; выяснение причин трудностей в деятельности депутатов. Таким образом, четкая организация функционирования Верховной Рады Украины как единого законодательного органа Украины является необходимой предпосылкой успешного проведения реформ, а законодательная деятельности в ряду других функций государства становится приоритетной. 1 [1Теплюк М. , Ющик О. Законодательная инициатива и ее реализация в законодательном процессе. // Віче. – 1995. - № 7. - С. 15. ]

    Список использованных источников:

Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. - № 30. – Ст. 140-143 Регламент Верховной Рады Украины от 27 июля 1994 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1994. - № 35. – Ст. 338-339

Закон Украины “О статусе народного депутата Украины” от 17 октября 1992г. в редакции от 15. 01 1998 // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1998. - № 24. – Ст. 169 Закон Украины “О комитетах Верховной Рады Украины” от 4 апреля 1995 г. в редакции от 14. 07. 1998. // Голос Украины. – 1998. – от 4 августа. Закон Украины “Об отзыве народного депутата Украины” от 2 декабря 1995. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1995. - № 41. – Ст 299-300 Положение о помощнике-консультанте народного депутата Украины. Утверждено Постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1995. - № 38. – Ст. 198

Положение об удостоверении народного депутата Украины и нагрудный знак “Народный депутат Украины”. Утверждено Постановлением Верховной Рады Украины от 3 марта 1993 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1993. - № 25. – Ст. 145 Авакьян С. А. Депутат: статус и деятельность. – М. : из-во полит. лит-ры, 1991. – 287 с. Андреева И. Еще раз о льготах, привилегиях и депутатской этике. // Народный депутат. – 1991. - № 10. – С. 56-58

Баймуратов М. А. , Нгуен Онь Туан Правовой статус народного депутата Украины // Вестник ОГИВД. – 1998. - № 4. - С. 3-7

Безуглов А. А. Правовой статус советского депутата. —М. : из-во “Знание”, 1974. – 64 с. Безуглов А. А. Советский депутат. Государственно-правовой статус. — M. : “Юрид. лит-ра”, 1971. – 220 с. Белкин А. А. Институт выбытия депутата. / Известия вузов Правоведение. 1992. - № 4. - С. 51-58

Витрук Н. В. О категории правового положения личности в социалистическом обществе. // Советское государство и право. – 1974 - №12. - С. 15-18 Витрук Н. В. Структура правового статуса депутата (вопросы теории), — в книге закон о статусе депутатов на практике. – Ярославль: из-во Ярославского университета, 1976. – 287с. Гавриляка А. Щодо удосконалення управлінської діяльності Верховної Ради. // Право України. – 1997. - № 6. - С. 49-53.

Гуреев П. , Никитин Д. Гарантии депутатской деятельности. // Советы депутатов трудящихся. – 1975. - № 10. - С. 96 -100.

Давыдов Р. К. Право депутатского запроса в Советском общенародном государстве. – М. : “Юрид. лит-ра”, 1989. – 98 с. Задорожная Н. Гарантии трудовых прав депутата // Одесский вестник. – 1998. - 4 апреля. Зиновьев А. В. Статус народного депутата в СССР. – Л. : “Полит. издат”. , 1987 – 98 с. Коментар до Конституции України — К. : Інститут законодавства Верховної Ради України. – 1998. – 412 с. Конституційне право України. / за ред. проф. В. Ф. Погорілка – К. : “Наукова думка”, 1999. – 734 с. Кузнецов И. Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. – М. : “Юридическая литература”, 1970. – 120 с. Лінецький С. Депутатський імунітет – pro i contra. // Юридичний вісник України. – 1999. - № 10. - 11-17 березня. Мальцев Г. , Экимов А. Будет ли у нас настоящий парламент? // Народный депутат. – 1992. - № 7. - С. 20-26 Манчуленко Г. , Филипчук В. Народный депутат Украины: конституционно-правовой статус // Віче. - № 1. – 1998. - С. 3-11

Мікулін В. П. Особливості притягнення депутатів як обвинувачених. / Боротьба з контрабандою: проблеми та шляхи їх вирішення. Уряду України. Президинту, законодавчій, виконавчій владі. Аналітичні розробки, пропозиції наукових і практичних працівників. —К. , 1997, Т. VII, – С. 292.

Мелащенко В. Ф. Основи конституційного права України. – К. : “Вентурі”, 1995. – 238 с. Муравин А. Депутатская неприкосновенность и уголовно-процессуальный закон // Юридический вестник. – 1997. - № 1. - С. 102-104

Нуденко Л. А. Правовое регулирование гарантий деятельности депутатов Верховного Совета СССР. / Вестн. Моск. Ун-та. – 1976. - № 2. - С. 76-77. Онопенко В. Депутатська недоторканність: за і проти. // Голос України, 1999. № 47.

Основи конституційного права України / за ред. В. В. Копєйчикова. – К. : “Юрінком Інтер”, 1998. – 205 с. Петровский В. Депутат и политика. // Народный депутат. – 1992. - № 1. - С. 80-84. Право на безотлагательный прием. // Советы народных депутатов. – 1979. - № 9. - С. 67-70. Просвирнин Ю. Г. Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе. – Воронеж: из-во Воронежского университета, 1982... – 137 с. Сивов В. А Статус советского депутата. – Л. : “Правовед”, 1973. – 158 с. Слива А. Я. Депутатский запрос (Пособие для слушателей народных университетов). – М. : “Знание”, 1988. – 68 с. Смирнов А. Формы правовой помощи депутатам Советов депутатов трудящихся. // Советская юстиция. – 1975. - № 1. - С. 5-10.

Теплюк М. , Ющик О. Законодательная инициатива и ее реализация в законодательном процессе. // Віче. – 1995. - № 7. - С. 13-18

Хавронюк М. Подвійні стандарти недоторканності. // Юридичний вісник України. – 1998. - 9 –15 липня.

    Шпаков Ю. Фальсификация // Правда. – 1991. - 22 июля.

Юридический энциклопедический словарь. – М. : “Советская энциклопедия”, 1987. – 598 с. Ярматов А. Я. Гарантии депутатской деятельности. — М. : “Юрид. лит-ра”, 1978. – 89 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать