Конституция Российской Федерации и ее развитие - (курсовая)
p>Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные. Духовные и другие социально значимые потребности личности.

Прежде ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства. Государству-собственнику нужен был именно наемный труженик.

Отказ от глобального огосударствлении экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека. Такая система гарантий социально-экономических прав ещё не сложилась.

Социальная роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ конституционного строя России.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают широкую систему форм воздействия на их реализацию. Выделим следующие:

законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех её субъектов, при которых человека реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иных гарантий социальной защиты; общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права;

создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере; эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. ст. 34-44).

Многие и ранее закреплялись в Конституциях. Но отличие действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Инициируя необходимую экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской, и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34).

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развитие рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35). Раньше это право рассматривалось как эксплуатация человека человеком и государство стремилось конституировать коллективные формы собственности, оставляя за гражданами только право личной собственности на сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства.

Конституция 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии её охраны, в том числе посредством судебных органов. В ч. 3 ст. 35 установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция закрепила без каких-либо оговорок и ограничений право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов других лиц (ст. 36 чч. 1, 2)

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37).

Впервые в бывшем Союзе и в России право на труд было закреплено в Конституциях 1936, 1937 г. г. Его содержание раскрывалось как право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция РФ 1978 г. добавила к этой дефиниции и право на выбор профессии.

Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека в сфере труда применительно к рыночным отношениям. Основной упор сделан на закреплении свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, которое перестало быть единственным собственником средств производства, не может вследствие этого быть, как раньше, и единственным работодателем, гарантом, обеспечивающим получением каждым работы. Однако это не означает устранение государства от обеспечения прав граждан в сфере труда.

    Его роль многогранна. Государство:
    запрещает принудительный труд;

закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованием безопасности и гигиены, на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждает право на защиту от безработицы;

признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку (ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” 20 октября 1995 года).

Государство своей политикой призвано создавать условия, способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения. Оно гарантирует бесплатность начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального и послевузовского образования, если гражданин получает образование впервые, в государственных и муниципальных учреждениях.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных, культурных правах.

Права в сфере труда включают и право на отдых. Государство посредством закона устанавливает разумную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемые ежегодные отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса первичной ячейки общества - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. Тут же определены взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о нетрудоспособных родителях.

К числу таких прав относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; поощрение органами государственной власти и органами МСУ жилищного строительства и создание условий для него; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, на которое предоставляются ссуды, не облагаемые налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её1 состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42).

К числу социально-экономических относится и право на образование (ст. 43). Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования. Развивается сфера и негосударственных учебных заведений и учреждений. Государство устанавливает стандарты обучения.

В соответствии со ст. 44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

    Основные обязанности человека и гражданина.

Правовой статус характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - связаны с его статусом как члена местного сообщества. Корпоративные обязанности порождаются членством в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т. д. ).

Обязанности устанавливаются нормами всех без исключения отраслей права, каждая отрасль - в сфере отношений, составляющих её предмет.

В отличии от других отраслей государственное право выполняет двоякую роль. Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта государственно-правовых отношений - обязанности лица как депутата, как члена различных органов государственной власти и МСУ и многих других статусов. Вместе с тем государственное право в закреплении обязанностей человека и гражданина выполняет и другую, специфическую роль.

Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые 1) носят всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены и такие требования, как ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение гражданина к государственным и общественным интересам, активное включение его в охрану этих интересов.

Соблюдение основных обязанностей обеспечиваются всеми мерами правового и общественного воздействия.

Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия а обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого человека, проживающего в РФ, является соблюдение Конституции и законов( ст. 15).

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Этой же статьей установлено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст58).

В ст. 59 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Эта же статья предусматривает возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждения лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

В настоящее время осуществляется реформа армии, недавно принят закон о воинской службе. Будем ждать закона об альтернативной гражданской службе. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ.

    Понятие конституционного строя.

Каждое государство характеризуется определенными признаками, чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим, тоталитарным, республикой или монархий и т. д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, т. е. определенном способе, организации государства, или государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционном строем. Значит, конституционный строй- это определенная форма, или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма и способ, организации которого характеризуется строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным государством. Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство конституционное.

Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем в полной мере обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права , и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, такое подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму, или такой способ организации государства, который и может быть назван конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Гражданское общество - есть система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства этих институтов и отношений и передачи их от поколения к поколению.

Гражданское общество - охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью, как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики поведения, многие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов и потребностей, Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представить себе в качестве мира изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в рамках гражданского общества разнородных социальных сил, институтов, организаций и т. д. , объединенных общими стремлениями к совместной жизни.

Понятие “гражданское общество” возникло ещё в древности и вплоть до 18 века использовалось как синоним понятия “государство”. Переход от средневековья к новому времени обусловил формирование в реальности гражданского общества и осознание различий между ним и сугубо государственными институтами, порожденных идеями о свободе личности как гражданина общества, независимого от государства.

Постепенно различие между гражданским обществом и государством становится важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившее развернутое освещение в программном документе Великой французской революции Декларации прав человека и гражданина. Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от жизни государства, образуя в то же время необходимый момент рационально структурированного политического общества. Она по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализации гражданского прав. Гражданское общество состоит из комплекса частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которое прямо не зависит от самого государства. В годы советской власти в нашей стране понятие “Гражданское общество” не использовалось, Это было обусловлено прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с данной властью, уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и соответственно права. Кроме того, в процессе “строительства социализма” государство, которое рассматривалось как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило всё общество.

Возрождение интереса к проблемам гражданского общества в нашей стране приходится на годы краха авторитарного режима, когда особую актуальность и значимость приобрели демократические ценности, принципы и институты. С позиций либерального конституционализма 19 века конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключали бы возможность её вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает такое саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерного государственного вмешательства, что может свести на нет ту пользу, которое подобное вмешательство приносит. Вот почему задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества. Это ограничение выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической , экономической и духовной свободе, государственного регулирования экономике в ущерб рыночному, подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство и т. д. Именно в результате такого ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует следующим образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако, дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие вмешательство тем сильнее, чем дальше заходит государственное регулирование.

Значит, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством система, и как саморегулирующаяся система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать