Конституция Российской Федерации и ее развитие - (курсовая)
p>Так, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, то ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, если только один из них состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения решается письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если оно родился на её территории либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Принцип “права почвы” применяется в отношении гражданства детей, родители которых неизвестны. Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является её гражданином.

Этот же принцип действует в отношении родившихся на территории России детей от лиц без гражданства, а также детей, родившихся на территории РФ от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.

3. Закон о гражданстве установил и такое новое основание , как приобретение гражданства РФ впорядке регистрации (ст. 18).

Регистрация - это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется Указом Президента РФ.

Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел. Введение такой формы было обусловлено рядом обстоятельств, связанных с предшествующей историей России.

Во-первых, многие лица - граждане СССР, считавшие себя гражданами России, ко времени распада Союза проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен, исходя из их безусловного права на гражданство РФ. Поэтому Закон определил, что такие лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территорию России после 6 февраля 1992 г. (день вступления Закона о гражданстве в силу), могут приобрести её гражданство в порядке регистрации, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести российское гражданство.

Такое же право, но в течение одного года закреплялось за лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории России или других республик, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

Во-вторых, Закон исходил из необходимости восстановления справедливости в отношении лиц, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР, а также из интересов восстановления семей.

4. Рассмотренные выше основания приобретения гражданства РФЙ связаны с наличием особых условий для этого. Они касаются тех или иных форм причастности в настоящем и прошлом к российскому гражданству.

Такое основание, как прием в гражданство (натурализация), не связано с подобного рода условиями, этим правом может воспользоваться каждое лицо, отвечающее общепринятым и закрепленным в законодательстве требованиям. Ими являются: дееспособность, достижение 18-летнего возраста, определенный срок постоянного проживания в России.

Обычным условием постоянного проживания в России для иностранных граждан и лиц без гражданства является срок в пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством.

Для беженцев, признаваемых таковыми законом РФ, договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на три месяца. Решение вопроса о приеме в гражданство РФ не зависит от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Закон содержит перечень обстоятельств, которые облегчают прием в гражданство посредством сокращения установленных для проживания сроков, вплоть до полного снятия этих требования (ст. 19 п. 3 - состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом, усыновление ребенка, являющегося гражданином России, наличие высоких достижений в области науки, технике и т. д. ).

Вместе с тем предусмотрены и основания при наличии которых отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ (ст. 19 п. 4 - выступают за насильственное изменение конституционного строя России и т. д. )

5. Основанием приобретения гражданства является также восстановление в гражданстве Российской Федерации (ст. 20). Оно предусматривалось и в прежнем союзном законодательстве, однако не рассматривалось в качестве основания приобретения гражданства.

В первые послевоенные годы (1946-47гг. ) эта форма широко использовалась для восстановления в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство и проживающих на территории различных стран.

В действующем Законе предусмотрены различные формы восстановления в гражданстве: в порядке регистрации; признание факта восстановления; по ходатайству лица.

Регистрация может использоваться лицами, у которых гражданство РФ прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства родителей. В последнем случае установлен срок пять лет по достижении 18-летнего возраста.

Признание факта восстановления распространяется на бывших граждан России, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления. Те лица, которые не имеют оснований для восстановления гражданства в первых двух формах, могут подать ходатайство о восстановлении.

6. Гражданство РФ может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации).

Такая форма применяется при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренными международными договорами РФ. Проживающим на таких территориях лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. Условия этого, порядок и сроки определяются международным договором РФ. Обычно такой выбор в соответствующих случаях связывается с переселением лиц, избравших иное гражданство.

7. К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом, относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

    Прекращение гражданства Российской Федерации.

Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям. Главным и являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация).

Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в её составе.

Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его прекращения. Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции. Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина РФ и в порядке регистрации.

В первом случае решение о выходе из гражданства принимается Президентом РФ, во втором - прекращение регистрируется соответствующими органами внутренних дел. В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из российского гражданства может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.

В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица.

Действующий закон определил две группы оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано. Другие вообще исключают возможность выхода (ст. 23).

Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин проживает или намеревается проживать в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи.

Кроме того, препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.

Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства, который не допускается: после получения повестки о приз0ыве на военную или альтернативную службу и до её окончания; если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлекается в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется обвинительный приговор вступивший в законную силу и подлежащий исполнению.

Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ (ст. 24).

Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после того, как оно было принято. Основанием прекращения гражданства РФ является также оптация гражданства в случаях, когда гражданин России при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

    Порядок изменения гражданства детей.

Специальную главу (гл. 4) Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется с их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопросы о гражданстве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, об опекунстве, усыновлении.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется её гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого родителя российское гражданство ребенка прекращается, но только при том условии, что он не останется лицом без гражданства.

На аналогичных подходах основывается норма Закона о гражданстве детей при усыновлении.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

    Порядок решения дел о гражданстве
    Российской Федерации.

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью её правового регулирования. Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве - глава 5. На его основе принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ (в редакции Указа от 27 декабря 1993). В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст. 89 п. а). Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство; восстановление в гражданстве; разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; отмены решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.

По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу. К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии.

Она образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент назначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые - за её пределами.

В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства России; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных законом случаях. Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.

    Правовое положение иностранных граждан
    и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, определен в ст. 62 Конституции.

В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Российского закона, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока нет. В бывшем Союзе 24 июня 1981 г. был принят закон “О правовом положении иностранных граждан в СССР”. В нем закреплялись общие принципы, основные их права, свободы, обязанности и ответственность. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Лица без гражданства - это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся её гражданами и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Выделяется две категории иностранных граждан: постоянно проживающие и временно пребывающие в РФ. В их статусе имеются определенные различия. Основные принципы правового положения иностранных граждан характеризуются демократическим, интернационалистскими началами.

Иностранные граждане равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам России, законным интересам её граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами РФ.

Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, на собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам. Наравне с гражданами РФ им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Они могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами. Иностранные граждане в РФ не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности РФ и должности государственной службы, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах), быть учредителями и членами политических партий. Они не несут обязанности военной службы в рядах ВС РФ.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории РФ и выбор места жительства в порядке установленном законом, а также международным договором РФ. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Россию и выезжать из неё.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с её гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в РФ. Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в РФ, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством РФ и международными договорами.

В си. 63 Конституции закреплено, что РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища и никто не может рассматривать это как недружественный шаг.

Вопрос о предоставлении политического убежища решается Президентом РФ. В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в ней преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ.

    Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
    в Российской Федерации.

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных людей - граждан бывшего СССР - оказалось помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали им, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри неё. Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц.

19 февраля 1993 года были приняты Законы РФ “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” (новая редакция от 22 ноября 1995 года). Эти законы определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в данном качестве и решают другие сопутствующие вопросы.

Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее её гражданства, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности определенной социальной группе или политических убеждений. В отличии от беженца понятие вынужденного переселенца относится , как правило, к гражданину РФ, который вынужден покинуть место своего постоянного жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России либо который был вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибыл на территорию другого её субъекта.

    Статус беженца и вынужденного переселенца - аналогичен.

Для получения статуса необходимо по прибытии в субъект РФ незамедлительно обратиться в соответствующие органы, ходатайство рассматривается в течение трех-пяти дней, затем после регистрации ходатайства лицо получает направление на временное поселение, где ему предоставляются необходимые для поддержания жизни условия: получать питание по установленным нормам, пользоваться медицинской помощью, получать единовременное пособие и др.

Законы устанавливают и обязанности ходатайствующих: по получении направления на временное поселение отбыть в указанное место в течение месяца, соблюдать установленный порядок проживания, проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Отказ в регистрации ходатайства может быть обжалован в вышестоящий орган федеральной миграционной службы или в суд в течение месяца. Решение о признании беженцем, вынужденным переселенцем принимается соответствующим субъектом РФ в течение трех месяцев.

Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем выдается удостоверение установленного образца.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ

Они вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых миграционной службой, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники, при условии их согласия.

Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства.

    Принципы правового статуса личности.

Понятие принципы правового статуса личности- это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Его содержание многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три его аспекта: 1. Равенство всех перед законом и судом; 2. Равенство прав и свобод человека и гражданина; 3. Равноправие мужчины и женщины.

Равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина - равноправие Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.

2. Порава, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности. (ст. 2 обязанность государства признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, ст. ст. 17, 19 - признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина). Субъект гарантии - государство (ст. 45), ст. 80 - Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту через законодательную деятельность. Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека. Правительство РФ, в субъектах Федерации тоже занимаются этим.

Конституция расширила рамки участия самого человека в защите своих прав и свобод - ст. 45 “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами”.

Для реального воплощения прав и свобод требуются многие условия, в том числе лежащие за рамками права: экономические, политические и т. д. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально=-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. Это социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей.

Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, её направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан. Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление прав и свобод. К ним прежде всего относится конституционное закрепление гарантий прав как общего принципа и конкретных гарантий каждого права (ст. ст. 47-54).

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. (ст. 55 - в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина). Права являются непосредственно действующими.

Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип выражается не только в том, что у каждого есть права и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями -- одни в правовом плане, другие - в моральном, как общественный долг. (ст. 38 ч. 2 - забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей, ст. 59 - защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а в ст. 58 - каждый обязан сохранять природу и окружающую среду).

Имеют характер общественного долга такие права, как право на образование, избирательные права и т. д.

    ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ.

Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Критерий конституционности актов органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципам и нормам федеральной конституции.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля.

Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания (пример Пост. Госдумы от 22 июля 1994 г -“По итогам парламентских слушаний “О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев.... Конституции РФ”). Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов. Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ (ст. 82). Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик. Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст. 125 Конституции).

Аналогичные органы создаются и республиках - Башкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и др. Или комитеты конституционного надзора (Марий ЭЛ, Чувашская Республика, Северная Осетия - Алания). В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия) создание подобных органов не предусмотрено. Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125 Конституции).

Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать