Конституция Российской Федерации и ее развитие - (курсовая)
p>В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов - государства в составе РФ, преобразованные , как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования - края, области и города федерального значения; национально-государственные образования - автономная область и автономные округа.

Государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой её государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

Принципы федеративного устройства России (ст. 5): государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Правовое государство.

Россия является правовым государством (ст. 1). Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который и предложил термин “правовое государство”.

Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение су4веренитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделения властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Будучи полноправным членом мирового сообщества Россия признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Поэтому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

Особого внимание заслуживает проблема соотношения законности и целесообразности. Суть проблемы состоит в том, что некоторые руководители присвоили себе право, исходя из собственных представлений об интересах страны или руководимой ими территории, решать вопрос о том, стоит ли им исполнять тот или иной закон или не стоит.

Конечно, закон и целесообразность совпадают не всегда. Однако обход закона под предлогом общественной целесообразности недопустимы даже в том случае, когда закон действительно плох или устарел. Тот, кто пренебрегает законом, едва ли свободе от пренебрежения к людям, к их судьбам, правам и интересам. Говоря об ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение в условиях, когда длительное беззаконие и произвол времен тоталитаризма породили безразличие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных дел. Речь идет прежде всего о возрождении доверия граждан к государству, об их заинтересованности в его делах. Демократия, правовое государство несовместимы ни со своеволием, ни с безответственностью.

    Республиканская форма правления.

Являясь суверенным государством РФ самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию высших органов государственной власти и порядок их образования.

В ст. 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Её главным, определяющим признаком является выборность и сменяемость главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся обычно наследственным статусом главы государства.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Демократия республиканского типа служит этой равной свободе, способствует её подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в формированию политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

Различают два вида республик - президентскую и парламентскую. Главной отличительной особенностью президентской республики является соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другие специфические черты президентской республики - внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и вне парламентский способ формирования правительства.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличии от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства. В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К ним относится и Россия. Сегодня ей свойственна президентско-парламентская, или, как иногда её называют в юридической литературе, ”полупрезидентская” республиканская форма правления. При этой форме правления, во-первых, президент избирается всеобщим голосованием (в чем отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, в-третьих, наряду с президентом действуют председатель правительства и федеральные министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в чем её отличие от президентской формы). Именно перечисленные признаки и характеризуют РФ как “полупрезидентскую”.

    Человек, его права и свободы
    как высшая ценность.

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Уважение к личности и её защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. “Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - указывается в ст. 2 обязанность государства”.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей важнейшую основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.

Таким образом, авторитет любой организации, включая и государства, вторичен. Нет и не может быть признание ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека с его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной степени на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, никогда не сможет обеспечить собственные достоинство, права и свободы.

    Суверенное государство.

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

“суверенитет” (лат. Supraneitas, supra - выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей. Верховенство государственной власти - это такое её состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. В конституционном государстве она ограничена правом. Верховенство государственной власти делает её единственной политической властью. , исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Важным свойством суверенной государственной власти является её независимость. Со времени своего основания в 1917 гоуд Российская Федерация формально никогда не утрачивала своего суверенитета. Она признавалась как союзной таки всеми республиканскими конституциями, но этот суверенитет носил потенциальный характер и мог быть реализован только в случае выхода России из состава СССР. Значительным шагом на пути обеспечения подлинного суверенитета РФ явилась Декларация “О государственном суверенитете РСФСР”, принятая 12 июня 1990 году первым Съездом народных депутатов РСФСР. Она провозгласила государственный суверенитет на всей территории России и заявила о решимости создать демократическое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России.

    Социальное государство.

Согласно ст. 7 Конституции РФ является социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство стремится гарантировать каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Возможность человека зарабатывать, естественно предполагает прежде всего наличие работы. В социальном государстве, как правило, предусматривается право на труд. В конституции содержится лишь (ст. 37) право “ свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию”. Разумеется, что такое положение в полной мере обеспечивает свободу труда, однако ставит под сомнение важнейшее требование социального государства, согласно которому каждый человек должен заботится о получении трудового дохода для удовлетворения своих потребностей. Правда, ситуация несколько облегчается тем, что в Конституции предусмотрено право на защиту от безработицы (сю37). Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьёй. Семья является одним из устоев общества. Она - важнейший компонент общества, связывающей его с государством. Семья всегда была и остается одним из основных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений российских граждан.

Семья одинаково важна и для общества и для государства. Поэтому семья, материнство, отцовство, детство должны находится под защитой общества и государства как в правовом смысле так и в социальном. Вот почему социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения определенных потребностей, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ, включающих продовольствие, жильё и т. д.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии со ст. 7 направлена “на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Основные направления этой политики : охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

    Экономическая основа.

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные хозяйствующие субъекты, находящиеся между собой в состоянии конкуренции. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8).

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным - экономической системе РФ присуща собственность в её различных формах - частной, государственной, муниципальной и других.

В ст. 9 устанавливается также, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    Светское государство.

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что РФ является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, её1каноны и догматы, в также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и его должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви от государства и светским характером государственного образования (отделение школы от церкви). Такая форма взаимоотношений установлена в ряде стран (США. Франция, Польша и др. ).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной или господствующей. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле - иудейская.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Пример - Ватикан. В мире есть ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таков, например, Иран

Как светское государство РФ характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и “никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной” (ст. 14).

    ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ.

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести 1. Легитимность, 2. Итоговый характер предписаний, 3. Перспективность, 4. Преемственность, 5. Реальность, 6. верховенство, 7. Стабильность, 8 фундамент системы права. Легитимностьконституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54, 8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58, 4% проголосовало за принятие Конституции.

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено соц-эк. и общ. -политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.

Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему её присущ прогностический характер, такая черта какперспективность. Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Важной чертой является преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов , соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом морового сообщества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать