Конституция Российской Федерации и ее развитие - (курсовая)
p>Конституционное государство возникло в Англии в ходе многовекового политического развития. С конца 18 века конституционные учреждения начали распространятся в Западной Европе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и некоторые государства Азии.

В России революции 1905 и февральской 1917 годов были первыми попытками построения конституционного государства, однако после октября 1917 года страна надолго погрузилась в пучину тоталитаризма.

В основу концепции конституционного строя России и её действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства; государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые закреплены за ним в Конституции.

И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а реальное развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством.

Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации.

Поскольку конституционный строй РФ включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные нормы права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место принадлежит Конституции РФ, в которой ведущую роль играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства в которых находят выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства. Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства. Основы конституционного строя, согласно Конституции (ст1) составляют прежде всего демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном и осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами неразрывно связаны и такие как социальное государство и светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя относятся : федерализм, суверенность Российского государства, и республиканская форма правления. - они не определяющие, но объясняется желанием законодателя дать наиболее полную характеристику российской государственности.

Закрепляя основы конституционного строя РФ, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность, Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения , образует государственно-правовой институт “Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающей ведущее место в системе государственного права России.

Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны её организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

Закрепление в действующей Конституции РФ основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ. В этом смысле Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи.

    ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
    Демократическое государство.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; Местного самоуправления.

В Конституции РФ (ст. 3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия. Каждая из двух категорий “народ” и “власть” составляющих понятие “народовластие”, представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения слово “народ”отождествляется с понятием “граждане” и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воли других. Власть - категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует в каждом человеческом обществе, поскольку каждое человеческое общество нуждается в управлении, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства. Он проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуется функции государства.

Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющегося частью госаппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершающим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.

Государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой её формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В демократическом государстве единственном источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает , что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта народ!

Как уже отмечалось, Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3 Конституции РФ, - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону”.

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий , что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия- осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия- формы непосредственного волеизъявления народа или каких-нибудь групп населения. “Высшим непосредственным выражением власти народа, являются референдум и свободные выборы” (ст. 3).

Согласно федеральному конституционному закону от 7 июля 1995 г. “О референдуме Российской Федерации”, референдум - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на всей территории Российской Федерации.

На референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой конституции, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.

    На референдум не могут выносится вопросы:
    изменения статуса субъектов Российской Федерации;

досрочного прекращения или продление срока полномочий Президента, Палат Федерального собрания;

принятия и изменения федерального бюджета, исполнение и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

Главное в выборах - это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право - право не просто человека, а гражданина. Выборы являются свободными и проводятся на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека являетсяпринцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Её сущность сводится к тому, что обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, взаимное равновесие таких органов, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого.

В результате, различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействии между собой. Ни одна из них не может ничего сделать без других, и в случае несогласия между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то силою вещей, считал Монтескье, власти будут принуждены действовать, и необходимость заставляет их действовать в согласии с друг другом. Результатом этого и явится их взаимная сдержка, обеспечивающаяя свободу.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы её реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно в её изначальной трактовке она прослеживается в Конституции США 1787 года, в которой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных идей начала 18 века.

В годы Советской власти в нашей стране принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае он рассматривался , выражаясь словами К. Маркса “как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля”. (Народ осуществлял свою власть через Советы и все государственные органы были подконтрольны Советам).

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - России в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России. (ст. 1).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции. В ст. 10 указывается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных Конституцией и законом. Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных ситуаций.

Демократия в Российской Федерации означает, что признается идеологическое и политическое многообразие. (легальность конституционной политической оппозиции) - ст. 13 Конституции. Ч. 3 ст. 13 - в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. “Общественные объединения равны перед законом (ст. 4).

К числу важнейших проявлений демократизма относится наличие в стране местного самоуправления. “В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление”(ст. 12). Местное самоуправление неразрывно связано в демократией поскольку в основе демократии как формы государства и способы правления лежит идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения принципа самоопределения и самоуправления не только на отдельного человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

    Федеративное государство.

Устройство территории государства принято называть государственным устройством - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом.

По форме государственного устройства все государства делятся на две группы унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т. е. одно, единое). Принято называть простым государством.

Унитарные государство делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения), из которых складывается его адиминистративно0территориальное устройство. Административно- территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо местного самоуправления.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе других государств для него характерны одна конституция, один высший орган законодательной, один высший орган исполнительной, одна система высших судебных органов, единственное гражданство.

Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства. Следует сказать, что объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию, т. е. международно-правовое объединение, в отличии от федерации которая представляет собой союзное государство. , которое обеспечивает государственное единство всех входящих в его состав государств, сохраняя за ними определенную политико-правовую самостоятельность.

Особенности России как федерации (в отличии от США. Индии, ФРГ и т. д. ) Россия не является федерацией , созданной как объединение нескольких государств. Она была образована в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признанны её субъектами. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный и договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между её1 субъектами, а на основе того, что её провозгласила Конституция. Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументов в защиту её федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля её народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать