Правовой статус образовательных учреждений - (диплом)

Правовой статус образовательных учреждений - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение
    Стр. 3

Глава 1. Образовательное учреждение – субъект гражданского права

    Стр. 10

Глава 2. Участие образовательного учреждения в имущественных правоотношениях

    Стр. 29
    Список использованных источников и литературы
    Стр. 72
    Приложение № 1
    Стр. 82
    Приложение № 2
    Стр. 87
    Приложение № 3
    Стр. 91
    Введение.

С момента зарождения человечества сразу возникла необходимость передачи накопленного опыта последующим поколениям. Передача и получение опыта (информации) всегда продолжительно во времени, и никакие технические изобретения (грифельная доска, книгопечатание, компьютер) ни в состоянии существенно уменьшить это время.

Единственный выход, который удалось найти человеку –это организация целенаправленного процесса обучения, который осуществляется в школах и университетах. С возникновением учебных заведений появилась потребность в урегулировании этого процесса и правоотношений, возникающих в результате его реализации. Правоотношений между школой и учеником, университетом и студентом, учителем и учеником.

В настоящее время регулирование образовательного процесса осуществляет государство, создавая образовательные учреждения, которые занимают особое место в системе общественного развития, что не удивительно. Ведь на каждом этапе развития общества образование являлось важнейшим фактором экономического, социального и культурного прогресса, необходимой предпосылкой полноценного развития каждого индивидуума, его благополучия. Недаром право на образование занимает одно из центральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России. Можно даже сказать, что это право стало естественным. Право на образование, в современных условиях, реализуется в образовательных учреждениях.

Успешное развитие любого общества немыслимо сегодня без школы и университета. Образовательное учреждение –это своеобразное зеркало развития общества, по настоящему развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должного внимания развитию образования, в то время как в его руках находится важнейший инструмент, с помощью которого оно может содействовать его прогрессу. Таким инструментом является право, которое в состоянии помочь решению проблем развития образовательных учреждений, которых на данный момент накопилось достаточно. И автор в данной работе через комплексное рассмотрение наиболее узловых вопросов правового статуса образовательных учреждений попытается выявить сложности, возникающие в процессе деятельности учебных заведений и внести практические и теоретические предложения, которые позволят смягчить существующие проблемы. Нужно также отметить, что несмотря на то, что образовательные учреждения часто обвиняют в консерватизме, образование само по себе динамично, и поэтому законодательство в сфере образования также должно обладать определённой динамикой развития, чтобы успевать приспосабливаться за изменяющимися потребностями образовательного процесса, но пока российское законодательство отстаёт от них.

Поэтому, изучение правового положения образовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, и взаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества. Важность предлагаемой темы дипломной работы обусловлена и тем, что система образования России затрагивает каждого из нас. Вступив в XXI в. большинство россиян учатся. Только в общеобразовательных учреждениях обучаются свыше 21 млн. детей [1 Комментарий к Закону Российской Федерации “Об образовании”/Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. -М. :Юрист, 1998, с. 5. ].

    ***

Законодательное регулирование правового положения образовательных учреждений осуществляется как федеральными законами, так и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Центральное положение в законодательстве об образовании занимает Закон об образовании - Федеральный закон, принятый по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. “е” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Закон устанавливает общие принципы и правила, регулирующие все виды правоотношений в области образования, возникающие между работниками сферы управления образованием, педагогическими работниками, обучающимися, родителями; между руководителем образовательного учреждения и учредителями, учебным заведением и другими организациями.

Являясь по существу базовым, определяя наиболее общие правовые нормы в сфере образования, настоящий Закон дал мощный импульс развитию законотворчества как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В частности, принят Федеральный закон“О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 года (далее –Закон о высшем образовании). Постановлениями Правительства РФ утверждены типовые положения об образовательных учреждениях различных форм и видов, государственные образовательные стандарты.

Во многих субъектах России приняты свои законы об образовании [2Например, законы об образовании были приняты в Алтайском, Красноярском краях, в Архангельской, Владимирской, Московской, Челябинской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Кабардино - Балкария, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Удмуртия, Хакасия, Чувашия, Ханты - Мансийском автономном округе. ]. В них есть как общие, так и специфические нормы. Создаются многочисленные нормативные акты по отдельным проблемам образовательного процесса с учетом региональных и национальных особенностей.

Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”содержит системное регулирование отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, а также отношений, в которые вступают специалисты в процессе обучения в аспирантуре, докторантуре, использования иных форм послевузовского образования и получения ученых степеней и званий. Основное содержание настоящего Закона составляют нормативно - правовые предписания, закрепляющие:

1) систему высшего и послевузовского образования (государственные образовательные стандарты и образовательные программы, высшие учебные заведения и образовательные учреждения, имеющие лицензии, научные, проектные и иные учреждения и организации, органы управления высшим и послевузовским образованием и др. );

2) правовой статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского образования;

3) субъекты и порядок управления системой высшего и послевузовского образования;

4) экономические (в том числе и отношения собственности) и международные отношения вузов и иных субъектов образовательного процесса. Из вышеизложенного видно, что и Закон об образовании и Закон о высшем образовании содержат нормы гражданского права, которые определяют особенности правового положения учреждений данного вида. Общие нормы, регулирующие правовое положение образовательных учреждений содержатся в Гражданском кодексе. В Гражданском кодексе содержатся базовые понятия о правосубъектности учреждений (в том числе и образовательных). В нём даётся законодательное определение понятия учреждение, установлены рамки правоспособности учреждений, регулируются их имущественные права и обязанности.

В научной литературе отсутствует должная разработка проблем правового статуса образовательного учреждения, но есть ряд работ, которые касаются отдельных вопросов правового статуса учреждений и некоммерческих организаций, которые и были взяты за теоретическую основу для написания данной работы. Наиболее основательными представляются работы В. И. Шкатуллы, автора комментария к Закону об образовании и автора статьи“Договор на образование: значение и содержание”, опубликованной в десятом номере Журнала российского права за 2000 год. В указанной статье даётся характеристика порядка заключения, формы, содержания договора на образование, условия его расторжения и изменения. Пристальное внимание уделено принципам и значению договора на современном этапе развития российского образования. Также автором вносятся конкретные предложения по улучшению состояния образовательного законодательства применительно к потребностям современной школы.

Участию учреждений в имущественном гражданском обороте посвящена статья Леоновой Г. Б. [3 Леонова Г. Б. Учреждение как субъект гражданского права//“Вестник Московского университета”, Серия 11, Право, 1998, №1. ], в данной работе содержатся положения, затрагивающие аспекты правового положения имущества образовательных учреждений. Автор также уделяет внимание вопросам о праве собственности и пределах осуществления субъективных прав учреждений, управления и финансирования, взаимоотношения между учреждением и собственником, закреплённого за ним имущества. Даётся сравнительная характеристика понятия права оперативного управления и права хозяйственного ведения.

Заслуживает внимания статья Беляева К. П. “О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве”, опубликованная в сборнике “Актуальные проблемы гражданского права” под редакцией Алексеева С. С. в 2000 году [4Беляев К. П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве// Актуальные проблемы гражданского права/Под ред. С. С. Алексеева; Исследовательский центр частного права. Уральский филиал. Российская школа частного права. Уральское отделение. – М. : “Статут”, 2000. С. 35-48]. В своей работе автор уделяет внимание участию некоммерческих организаций (которыми являются и образовательные учреждения) в предпринимательской деятельности, в имущественных отношениях.

Поскольку в своих работах указанные авторы рассматривают аспекты правового положения учреждений в ряду других организаций, не выделяя при этом образовательные учреждения особо, автор данной дипломной работы попытался комплексно рассмотреть вопросы правового статуса учебных заведений и ставит перед собой следующие цели и задачи:

Дать определение понятию образовательное учреждение, выделить его признаки. Указать особенности финансирования и управления образовательного учреждения. Охарактеризовать содержание учредительных документов учебного заведения, права и обязанности учредителя (учредителей), порядок назначения руководителя образовательного учреждения.

Раскрыть содержание понятия оперативного управления и правомочий образовательного учреждения в отношении закреплённого за ним имущества и имущества, полученного в результате приносящей доходы деятельности. Выявить особенности гражданско-правовой ответственности учебного заведения по своим обязательствам.

Охарактеризовать участие образовательного учреждения в гражданско-договорных отношениях и предпринимательской деятельности.

Попытаться выявить существующие недостатки законодательства в области образовательной деятельности и пути их разрешения.

Глава I. Образовательное учреждение – субъект гражданского права. В последние годы появление в нашем гражданском законодательстве новых организационно-правовых форм юридических лиц, в частности хозяйственных обществ и товариществ, незаслуженно отвлекло внимание исследователей от известной ранее правовой конструкции юридического лица–учреждения. А между тем, учреждение, как и прежде, является довольно распространённым субъектом гражданского правооборота, особенно в сфере образования.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Образовательным же признаётся учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона об образовании). Для признания учреждения образовательным также необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

    а) было зарегистрировано как образовательное учреждение;

б) осуществляло реализацию одной или нескольких образовательных программ. Образовательное учреждение является юридическим лицом и отвечает требованиям ст. 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут быть обозначены как“дополнительные” признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие: учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем);

    учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;

учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени;

учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;

учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.

Также образовательному учреждению, для осуществления в полной мере прав юридического лица, необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров. Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением. [5 Письмо Минобразования РФ от 8 июня 1998 г. “О статусе образовательных учреждений”//СПС Гарант-максимум. Версия от 12. 03. 2001. ]Как правило, большинство общеобразовательных учреждений заключают такие договора, а высшие учебные заведения имеют свою бухгалтерию. В ГК отсутствует указание на то, кто может быть собственником (т. е. учредителем) имущества учреждения, но такое указание есть в ст. 11 Закона об образовании, которая называет в качестве учредителя (учредителей) образовательного учреждения следующих субъектов гражданского права: органы государственной власти и органы местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), отечественные и иностранные общественные и частные фонды, общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации и иностранные граждане; также законом допускается совместное учредительство образовательных учреждений. В настоящее время в г. Барнауле 117 общеобразовательных учреждений, из них 111 учреждены совместными решениями комитетов по управлению муниципальным имуществом и образованию администрации города и администраций районов, а 8 учреждений - физическими лицами [6Система образования города Барнаула (информационный сборник). Барнаул: ГИПП Алтай, 2000. ].

Учредитель образовательного учреждения –собственник имущества или обладатель прав пользования имуществом, которое закрепляется за создаваемым образовательным учреждением.

Финансирование образовательного учреждения, по общему правилу, должно осуществляться собственником его создавшим, т. е. учредителем. Анализ Закона об образовании позволяет выделить целый комплекс прав и обязанностей учредителя.

    Учредитель имеет право:

создавать образовательное учреждение любого типа [7 К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (п. 4 ст. 12 Закона об образовании). ];

создавать, регистрировать образовательное учреждение без разрешения органов управления образованием по собственной инициативе (п. 1 ст. 33); определять язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении (п. 3 ст. 6);

    назначать руководителя образовательного учреждения;

устанавливать порядок приёма граждан в образовательное учреждение в части, не отрегулированной законом (п. 1 ст. 16);

устанавливать порядок приёма в муниципальном образовательном учреждении на ступени начального общего и основного общего образования с соблюдением предусмотренных прав граждан (ч. 2 п. 1 ст. 16);

контролировать образовательное учреждение по вопросам сохранности и эффективности использования закреплённой за ним собственности (п. 3 ст. 39); реорганизовать образовательное учреждение в иное учреждение (п. 1 ст. 34); ликвидировать образовательное учреждение (п. 4 ст. 34);

изымать у образовательного учреждения имущество на условиях, закреплённых п. 6 ст. 39;

получать долю дохода образовательного учреждения (п. 2 ст. 45); изымать средства образовательного учреждения в свой бюджет, если они получены как платные образовательные услуги, оказанные взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета (п. 3 ст. 45); приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идёт в ущерб уставной образовательной деятельности, до решения суда по этому делу (п. 5 ст. 47).

    Учредитель обязан:

обеспечить приём всем гражданам, проживающим на данной территории и имеющим право на получение основного общего образования (ч. 2 п. 1 ст. 16) [8Отказать в приёме общеобразовательное учреждение может только в двух случаях: а) если лица не проживают на данной территории;

б) при отсутствии свободных мест (п. 47 Типового положения об общеобразовательных учреждениях). ];

закрепить за образовательным учреждением объекты права собственности- землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения (п. 1 ст. 39);

в случае назначения, найма руководителя государственного, муниципального образовательного учреждения включать его в свой штат (п. 5 ст. 35). Особенности финансирования определяются в договоре между образовательным учреждением и учредителем. Это может быть раздел в одном договоре или самостоятельный договор о финансировании [9Договор между образовательным учреждением и учредителем (уредителями) является одним из учредительных документов учебного заведения. Подробнее о договоре смотри ниже. ].

В таком договоре было бы целесообразным указать принципы и нормативы финансирования, возможности их изменения, сроки финансирования, ответственность, в том числе и материальную, учредителя за его задержку. [10 Комментарий к Закону РФ “Об образовании”/Отв. ред. профессор В. И. Шкатулла. -М. : Юристъ, 1998. -с. 313. ] Финансирование может быть как полным, так и частичным. Предусматривая возможность частичного финансирования собственником созданного им учреждения, законодатель, вероятно, имел в виду, что недостающие денежные средства учреждение должно каким-то образом“зарабатывать”, т. е. заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли. Об этом свидетельствует и норма п. 2. ст. 298 ГК о том, что учреждение может заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. К сожалению, в ГК не оговорен минимальный объем финансирования собственник. Поэтому возникает реальная угроза, того, что“зарабатывание”может поставить под угрозу основные цели деятельности образовательного учреждения. Применительно к этого рода деятельности“организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности”. [11Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М. , 1997. Ч. 1. С. 148. ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать