Правовые вопросы налогообложения земли - (диплом)

Правовые вопросы налогообложения земли - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Московский Государственный Открытый Университет
    Юридический факультет
    Кафедра гражданского права
    Власова Екатерина Владимировна
    Правовые вопросы налогообложения земли
    Дипломная работа студента V курса дневного отделения
    Научный руководитель:
    старший преподаватель
    Николай Валерьянович Мдинарадзе
    Допущено к защите
    “______”_____________2000г.
    Зав. Кафедрой
    Москва 2000 год
    СОДЕРЖАНИЕ страницы
    ВВЕДЕНИЕ2

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4 §1. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 §2. ПЛАТЕЛЬЩИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА 4 §3. ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ 7

ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 9 §1. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА 9 §2. ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ И ПОРЯДОК

    ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ17
    §3. ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И
    ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ ОТ
    ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ24
    §4. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ОБЛОЖЕНИЯ И УПЛАТА
    ДОНАЧИСЛЕННЫХ СУММ И УМЕНЬШЕННЫХ ПРИ
    ЭТОМ СУММ НАЛОГА 33

§5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ 35 §6. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ В МОСКВЕ36

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЛИ. 38 §1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР – ОСНОВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    ЗЕМЛИ 38
    §2. ЗАКОНОПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
    “О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРЕ” 43
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
    ПРИЛОЖЕНИЯ49
    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО МАТЕРИАЛА 65
    ВВЕДЕНИЕ

Создание рыночной системы землепользования требует научных разработок, прослеживающих эволюцию российского законодательства в сфере земельного налогообложения от дореволюционной до современной России, учитывающих как зарубежный опыт, так и экономические и политические реалии Российской Федерации. В нашей стране происходит формирование демократической модели местного самоуправления. Земельный налог, несмотря на небольшую долю в общем объеме доходных поступлений на федеральном уровне, выступает в качестве важного источника формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных самоуправляющихся единиц. Поэтому проблемы становления и совершенствования правовой базы, регулирующей вопросы земельного налога, следует рассматривать и в контексте формирования правовых основ местного самоуправления.

Основным принципом земельного права дореформенного периода был принцип бесплатности землепользования. При этом следует отметить, что хотя законодательство 50-х годов, регулирующее налогообложение личных подсобных хозяйств, в качестве критерия исчисления таких налогов предусматривало размер и качество земельных участков, тем не менее объектом налогообложения являлись не земельные участки как таковые, а деятельность, связанная с ведением личного подсобного хозяйства. Поэтому принцип бесплатности землепользования имел универсальное значение. В 70-х годах на страницах печати началась поднятая рядом экономистов дискуссия о введении платности природопользования, в том числе платности за пользование землей. Основные аргументы в пользу ее введения заключались в том, что бесплатность ведет к нерациональному использованию земли, необоснованному закреплению за хозяйствующими субъектами больших земельных площадей, которые зачастую остаются неиспользованными. Цель введения платы за землю состоит в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, в повышении плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, формировании специальных фондов для данных мероприятий.

Плата за землю была введена в 1990 г. Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле.

Сегодня отношения в области земельного налогообложения регулируются Конституцией РФ (статьи 57, 75, 104), федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Государственной налоговой службы и др.

В последнее время в России взят курс на недопущение установления налоговых норм в непрофильных (неналоговых) законах. Налагая вето на Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 11 июля 1997 года и одобренный Советом Федерации 3 июля 1997 года, Президент РФ в своем письме Председателю Государственной Думы от 21 июля 1997 года № Пр-1223 отметил: “Статьи 116—121 Земельного кодекса регулируют вопросы, связанные с платой за землю. Вместе с тем не учитывается то обстоятельство, что данные вопросы составляют предмет регулирования иных федеральных законов. В настоящее время они регламентируются Законом РФ“О плате за землю”, который включен в систему налогового законодательства Российской Федерации”. Как известно, в проект налогового кодекса РФ включен новый налог —налог на недвижимость. Представляется, что при формировании новой нормативно-правовой базы будет полезно обратиться к уже накопленному опыту, сфокусированному в принципах правового регулирования отдельных видов налогов (в том числе и земельного налога).

    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    §1. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Земля —один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства система налогообложения земли постоянно развивалась. В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное понятие — плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования. Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ“О плате за землю” [ 1 с изменениями и дополнениями от 14. 02. 92 г. , 16. 06. 92 г. , 9. 08. 94 г. , 22. 08. 95 г. , 27. 12. 95 г. , 28. 06. 97 г. , 18. 11. 97 г. , 31. 12. 97 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 44. Ст. 1424. В действующей редакции см. : Вед. СНД и ВС РФ, 1992, № 10, Ст. 469; № 34, Ст. 1976; Сборник Законодательства РФ, 1994, № 16, Ст. 1860; 1995, № 35, Ст. 3503; 1996, № 1, Ст. 4. СЗ РФ, 1997, № 26. Ст. 2954, СЗ РФ, .1997, № 47, Ст. 5342, СЗ РФ, 1998, № 1, Ст. 5)] провозгласил целью введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель и т. д. (ст. 2). Под платой за землю законодатель понимает:

    земельный налог,
    арендную плату,
    нормативную цену земли (ст. 1).

Плата за землю —общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние уплачивают арендную плату. Что касается нормативной цены земли, обозначенной в Законе РФ “О плате за землю”в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.

    §2. Плательщики земельного налога

Любой налог задается комбинацией ряда элементов. С их помощью учреждается налог, определяется налоговое обязательство, т. е. устанавливается налогоплательщик, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Статья 57 Конституции РФ гласит: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”. Закон, устанавливая налоговую обязанность, должен четко определить основные элементы учреждаемого налога. Если хотя бы один из основных элементов оказался не определен или не установлен, сама обязанность платить налог считается неучрежденной. Остановимся на основных элементах земельного налога.

Его плательщиками являются предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Земельный налог за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения. Таким образом, плательщиками земельного налога могут быть как индивидуальные, так и коллективные субъекты.

Государство ведет учет всех плательщиков земельного налога. Постановлением Правительства РФ“Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю” от 4 сентября 1995 г. № 876 [2 СЗ РФ, 1995, № 37, Ст. 3623] на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога. Списки готовятся земкомами на основе данных государственного земельного кадастра. Работы по составлению списков финансируются за счет средств, получаемых от взимания самого земельного налога.

Порядок ведения списка плательщиков земельного налога утвержден приказом Роскомзема [3С мая 1998 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. № 483“О структуре федеральных органов исполнительной власти” Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству упразднен, а его функции переданы Министерству РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. ] и согласован с Государственной налоговой службой (приказ Роскомзема от 24 октября 1995 г. № 5-16/2066). В соответствии с этим правовым актом в списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме части земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами (лесных податей). В списки плательщиков земельного налога не включаются лица, обладающие правом аренды на всех землях и правом пользования на землях частной собственности.

Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодно составляемого первичного списка, ежемесячно составляемых списков изменений. Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам. По землям, переданным в ведение районного (городского) органа местного самоуправления, первичные списки могут составляться по населенному пункту, являющемуся районным центром, и отдельно по землям вне населенного пункта. Первичный список составляется по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок (т. е. до 1 февраля текущего года) передается государственным налоговым инспекциям. В списке указываются: — почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка;

— номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности; — категория земель, цель использования земельного участка;

    — вид права на землю плательщика земельного налога;

— фамилия, имя, отчество — для физических лиц, название юридического лица и его регистрационный номер — для юридических лиц; — налогооблагаемая площадь;

    — ставка земельного налога без учета льгот.

Списки изменений плательщиков отражают любые изменения юридического статуса земли (купля-продажа, дарение, мена, наследование, внесение в уставные фонды и другие сделки с земельными участками) за соответствующий месяц текущего года. Эти списки передаются государственным налоговым инспекциям до 10-го числа следующего месяца. Если в течение одного месяца произошло несколько изменений данных по одной из записей предыдущего списка (например, купля-продажа земли и через несколько дней дарение этого земельного участка), в списке изменений указываются данные на последний день месяца. В части первой Налогового кодекса РФ дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.

Права и обязанности плательщиков земельного налога конкретизируются в Законе РФ “О плате за землю” (ст. ст. 4, 5, 6, 16). К основным обязанностям отнесены: своевременная уплата налога,

предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, выполнение требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Кроме обязанностей, налогоплательщики имеют и права. К ним относятся, в частности: право представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам; пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законом.

Кроме того, налогоплательщики имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок, в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами (ст. ст. 12, 13, 14 Закона РФ “О плате за землю”).

    §3. Объекты обложения земельным
    налогом

Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование. К ним, в частности, относятся: земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фермерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства; земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства; земельные наделы, предоставленные отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства; земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики; земли лесного фонда, на которых проводится заготовка древесины, а также за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности; земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения. Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т. д. ) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

Источником земельного налога может быть любой доход налогоплательщика, в том числе и доход, полученный от использования земельного участка, средства, полученные от реализации земли или ее части, и т. д. Земельный налог может уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных от реализации земли.

    Глава 2 . СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
    §1. Порядок начисления и взимания
    земельного налога

Существенным элементом налога является ставка — размер налога на единицу налогообложения. Начисленную сумму налога юридические лица ежемесячно относят равными частями на себестоимость продукции, а по землям, не связанным с основной деятельностью, — на соответствующие источники финансирования. В ст. 3 Закона РФ “О плате за землю”устанавливается, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. , затем ежегодно ставки земельного налога изменялись. Законами РФ “Об основах налоговой системы” и РФ “О плате за землю” органам местного самоуправления предоставлена известная свобода в установлении размеров ставок земельного налога. Однако при этом следует учитывать, что согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” [4 СЗ РФ, 1995, № 35, Ст. 3506]органы местного самоуправления имеют право устанавливать ставки налога только на территории муниципального образования, то есть на землях муниципальной собственности. Таким образом, на землях, находящихся в государственной собственности или за пределами муниципального образования, должны действовать ставки, утвержденные Законом РФ или субъекта Федерации. Законом РФ “О плате за землю” разрешено применение повышающих коэффициентов к землям определенных категорий. К ним относят: —курортные зоны: зоны отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга (Закон Московской области“О плате за землю в Московской области”фактически приравнял всю территорию области к курортной зоне, установив на всей ее территории применение повышающего коэффициента), курорты Приморского края, Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья России, Калининградское взморье и др. курортные районы; — земли городов —столиц республик в составе РФ, краевых и областных центров в зависимости от численности населения.

Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик) земельного участка: категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенных пунктов и т. д. ); местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры и т. д. ); размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой отвода земли). Поскольку каждый из трех параметров оказывает влияние на размер налогового обязательства, налоговое законодательство должно устанавливать количественно выраженную связь между перечисленными характеристиками предмета земельного налога и величиной налоговой ставки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать