Правовые вопросы налогообложения земли - (диплом)
p>Нечеткое определение подобных отношений создает благоприятную почву для налогового и административного произвола со стороны властных государственных структур (государственных налоговых инспекций, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству). Выполнение требования четкости и количественной объективности при определении ставки земельного налога напрямую зависит от законодательных полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. Такая дифференциация ставок земельного налога позволяет говорить о тарифе ставок земельного налога.

Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются по видам угодий— пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта (парники, теплицы). По другим сельскохозяйственным угодьям подобная детализация ставок производится при наличии информации об оценке этих угодий. Следует обратить внимание на то, что в Законе РСФСР “О плате за землю” для субъектов Российской Федерации установлены средние ставки земельного налога, т. е. ставки-ориентиры, опираясь на которые, а также учитывая кадастровые оценки угодий, органы законодательной (исполнительной) власти субъектов Федерации устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Они же устанавливают и минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни. Подобные решения могут оформляться принятием соответствующего локального закона либо постановления законодательного (представительного) органа. Так, например, источником права, устанавливающим тариф ставок земельного налога в Вологодской области, является постановление законодательного собрания Вологодской области “О ставках земельного налога”. Устанавливая ставки земельного налога, субъект Федерации наделяется правом вводить корректирующие коэффициенты, с помощью которых учитывается фактор местонахождения земельного участка.

Ставки, которые установлены субъектами Федерации из расчета средних ставок, систематизированных в приложении 1 к Закону РФ “О плате за землю”, распространяются не на все земли сельскохозяйственного назначения. Особый порядок установления ставок земельного налога предусмотрен ст. 6 Закона в отношении участков в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленных гражданам и используемых ими в целях иных, чем ведение личного подсобного хозяйства, садоводство, огородничество, животноводство, сенокошение и выпас скота. Ставка земельного налога на такие участки, вместо прежних пяти рублей за квадратный метр, с 1997 года в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. “О федеральном бюджете на 1997 год”установлена в размере 30 рублей (без учета деноминации) за квадратный метр. Отметим, что указанная ставка может быть увеличена, но не более чем вдвое. Такое увеличение размера ставки связывается с местонахождением участка и оформляется соответствующим решением органа местного самоуправления. Ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, земли различного специального назначения и т. д. ) большей частью выше ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения. В Законе РФ “О плате за землю” средние ставки налога на городские земли даются с учетом экономического района и численности городского населения. Эти средние ставки решениями органов местного самоуправления городов превращаются в реальные (фактические, конкретные) ставки, величина которых зависит от местоположения земельного участка и зоны градостроительной ценности.

В целях рационализации и повышения дисциплины землепользования налог, уплачиваемый за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода, взимается в двукратном размере (ч. 4 ст. 8 Закона “О плате за землю”). Превышение площади устанавливается городскими, районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении границ земельного участка в натуре. Интересна ставка налога, устанавливаемая в отношении земель, занятых жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты. Она представляет собой альтернативную ставку, обеспечивающую фискальные интересы: три процента от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 60 рублей за квадратный метр (ч. 5 ст. 8 Закона“О плате за землю”).

В том случае, когда земельный участок по местонахождению относится к городской земле, а по назначению— сельскохозяйственная площадь, определяющим критерием будет назначение. С такого участка налог будет уплачиваться по ставкам, вдвое большим ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества (ч. 8 ст. 8 Закона “О плате за землю”). Для земель сельскохозяйственного использования, предоставленных для садоводства, огородничества, животноводства в пределах городской (поселковой) черты, налог устанавливается вне зависимости от среднегородских ставок в размере 60 рублей за квадратный метр [5Новые размеры ставок земельного налога даются с учетом внесенных дополнений в п. п. 16—17 Инструкции ГНС № 29 “По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю” (Приказ руководителя Госналогслужбы от 27. 02. 98 г. “О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 17. 04. 95 № 29 "По применению Закона Российской Федерации“О плате за землю”. Зарегистрирован в Минюсте РФ 02. 04. 98 г. № АП-3-04/31. ]. Особые ставки предусмотрены для земель водного и лесного фонда (ст. 10—11 Закона РФ “О плате за землю”). Налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов взимается с земель, предоставленных для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, по средним ставкам за сельскохозяйственные угодья административного района.

Налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню (ст. 11 Закона РФ“О плате за землю”). Налог определяется от суммы лесных податей, указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и лесовосстановительным рубкам, входит в состав лесных податей и указывается в строке“в том числе” лесорубочного билета. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества или по средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по административному району. В соответствии с этим земельный налог взимается только за переданные в пользование другим юридическим лицам и гражданам сельскохозяйственные угодья. Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере пяти процентов от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (ч. 3 ст. 11 Закона РФ“О плате за землю”).

Стоимость древесины рассчитывается по ставкам лесных податей, утвержденным органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, за древесину, отпускаемую на корню.

Несколько слов о порядке определения ставок налога за оленьи пастбища. Средние размеры ставок земельного налога устанавливаются исходя из соотношения их продуктивности (с учетом оленеемкости) к продуктивности немелиорированной пашни и базисного размера налога на него.

Там, где в структуре угодий нет пашни, продуктивность немелиорированной пашни определяется по территории с аналогичными природно-климатическими условиями и минимальной ставки налога. Рассматривая ставки земельного налога в отношении земель, занятых жилищным фондом, следует обратить внимание на некоторые сложные вопросы. Например, начисление земельного налога с граждан, приватизировавших свои квартиры в многоквартирном доме, часть квартир в котором не приватизирована. Налог на земельный участок, обслуживающий такой жилой дом, должен взиматься с юридического лица, на балансе которого находится дом. Понесенные юридическим лицом затраты по уплате налога возмещаются гражданами, приватизировавшими квартиры в этом доме, по договорам аренды соразмерно доле общей площади их квартир в общей площади всего дома.

Жильцы в неприватизированных квартирах земельным налогом не облагаются. Налог взимается с предприятий и организаций, на балансе которых находится муниципальный жилой дом. Существует несколько вариантов расчета земельного налога с владельцев (пользователей) квартир и домов.

На некоторые проблемы, возникающие при налогообложении земель жилищных фондов, указывается и в Приложении № 1 к письму Госналогслужбы России и Госкомзема России от 4 марта 1997 г. В нем, в частности, отмечается, что в некоторых регионах налог за земли, занятые жилищным фондом предприятий, в том числе сельскохозяйственных, неправильно взимался по ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района (как на земли, предоставленные гражданам для ведения подсобного хозяйства). Обращается внимание на факты, когда с жилищного фонда юридических лиц на селе налог вообще не взимался на том основании, что он передан в оперативное управление комитетам по управлению имуществом местного самоуправления, хотя в этом случае плательщиками земельного налога за этот жилой фонд должны были являться соответствующие жилищно-коммунальные хозяйства (управления), на балансе которых находится жилищный фонд. В последнее время на российском земельном рынке активизировались операции отчуждения права собственности на земельные участки, производимые как юридическими, так и физическими лицами (купля-продажа, дарение, мена и др. ) Налог на операции с землей уплачивается до регистрации договора отчуждения земельного участка в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Очевидна необходимость принятия специального закона о налогообложении сделок с землей. До принятия такого закона Указом Президента РФ от 7 декабря 1993 г. № 2118 “О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей” [6 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 50, Ст. 4861] установлено, что при совершении сделки купли-продажи граждане, продающие земельный участок или земельную долю, уплачивают налог в соответствии с Законом РФ“О подоходном налоге с физических лиц” (СЗ РФ, 1998, № 1, Ст. 6), а юридические лица — в соответствии с Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” [7 СЗ РФ, 1996, № 1, Ст. 20]. Если земельный участок наследуется или переходит в собственность по договору дарения, налогообложение осуществляется в соответствии с Законом РФ“О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарении” [8 СЗ РФ, 1995, № 5, Ст. 346. ] . Нормами международного права регулируются порядок уплаты земельных налогов сотрудниками дипломатических представительств. В соответствии с нормами Венской конвенции о дипломатических сношениях и обычаями дипломатической практики недвижимость собственная или наемная, используемая в целях дипломатического представительства, освобождается принимающим государством от уплаты “государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин (.... ) кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания” (ст. 23). В то же время дипломатический агент не освобождается от уплаты и сборов на частное недвижимое имущество (в том числе землю), находящиеся на территории страны пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей дипломатического представительства (ст. 34). Характеризуя сроки уплаты земельного налога, отметим, что он уплачивается ежегодно, равными долями в два этапа не позднее 15 сентября и 15 ноября. Физические лица уплачивают земельный налог на основании платежных извещений, которые вручаются им налоговыми органами не позднее 1 августа. Что же касается плательщиков— юридических лиц, то они самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет по каждому земельному участку. Установленные Законом РФ “О плате за землю” сроки уплаты земельного налога могут быть изменены соответствующими решениями органов законодательной (исполнительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Налог за земли лесного фонда, включая и колхозные леса, на которых производится заготовка древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с взиманием платы за древесину.

Официальной формой заявления на уплату земельного налога является декларация. Декларация по земельному налогу представляет собой письменный расчет налогоплательщика о наличии в его собственности, пользовании, аренде земельных участков, оформленный в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 17. 04. 95 № 29“По применению Закона РФ “О плате за землю” (с изменениями и дополнениями) [9 См. также Приложение № 2, Приложение № 4. ]. Данная декларация заполняется и представляется каждым налогоплательщиком в государственную налоговую инспекцию по месту нахождения земельных участков на бланке, установленной в указанной выше инструкции формы. По вновь отведенным участкам среди календарного года декларация представляется в течение месяца с момента их представления. При наличии территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, нескольких объектов налогообложения (земельных участков, земель, занятых строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми домами) отдельных деклараций по каждому объекту не составляется, а представляется одна сводная декларация на все объекты обложения с приложением к ней таблиц об исчисленных суммах налога по каждому объекту, подлежащему налогообложению, а по землям, занятым государственным, муниципальным, общественным, кооперативным жилищным фондам, а также нежилым фондам, отдельно по каждому жилому дому и объекту, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с их нахождением в разных зонах градостроительной ценности территории города или поселка. Если объекты обложения налогом расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них предоставляется сводная налоговая декларация налога за те объекты, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами. Нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в неправильном отражении исчисленной суммы земельного налога или других данных, связанных с исчислением и уплатой такового (неправильное применение ставок земельного налога, арифметические ошибки, неправильный адрес нахождения земельного участка, налогового органа, расчетного счета и прочее, что не позволяет своевременно и правильно уплатить земельный налог), влечет за собой взыскание штрафа в размере 3 000 рублей (ст. 120 Налогового кодекса РФ). В соответствии со ст. 121 Налогового кодекса РФ нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком, то есть неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, которые приводят к занижению суммы земельного налога, подлежащей уплате, влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Непредоставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный срок декларации в налоговые органы по месту нахождения земельных участков влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации (расчета) за каждый полный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 25% от указанной суммы. Отсутствие первичных документов (документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, к которым относятся акты на право собственности на землю, договор аренды, временного пользования и прочее) на фактически используемые земли является грубым нарушением правил учета объектов налогообложения (земельных участков).

    §2 . Льготы по взиманию платы за землю и
    порядок их предоставления

Налоговые льготы — эффективный инструмент дифференциации земельного налога. Все предоставляемые законодательством льготы по земельному налогу могут быть классифицированы следующим образом: изъятия;

    налоговые кредиты.

Суть изъятия как налоговой льготы сводится к выведению из-под обложения земельным налогом отдельных предметов, как-то: земли под заповедниками, национальными и дендрологическими парками, ботаническими садами; земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации; земли общего пользования населенных пунктов; земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Изъятия по земельному налогу могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок.

Примерами первого случая являются большинство законом установленных льгот-изъятий. Так, земли религиозных объединений, на которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры, земли, используемые пожарной охраной представляют собой изъятия из земельного налогообложения, действующие на постоянной основе. В то же время предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли, т. е. земли, требующие рекультивации, освобождаются от уплаты земельного налога лишь на первые десять лет землепользования. Другой пример временной льготы по уплате земельного налога— это льгота, предоставляемая на один финансовый год. Так, ст. 14 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”освобождала в 1997 году предприятия и организации от платы за земельные участки, на которых размещались объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны, аэродромы и другие объекты особого назначения в порядке, установленном Правительством РФ.

Вообще, следует отметить, что из восьми изменений, внесенных в Закон РФ “О плате за землю”на протяжении последних шести лет, 80% были направлены на предоставление льгот по земельному налогу отдельным категориям плательщиков.

Изъятия по уплате земельного налога могут предоставляться конкретному налогоплательщику безусловно или обусловлено.

Безусловно, выводятся из-под обложения земельным налогом земли предприятий и граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования. При предоставлении этой льготы следует руководствоваться пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07. 10. 94 № 1987“О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов”1 [1 СЗ РФ, № 45, Ст. 5170], которым установлено, что: к народным художественным промыслам относятся все виды производства художественных изделий утилитарного назначения или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного декоративно-прикладного искусства;

к изделиям народных художественных промыслов относятся изделия признанного художественного достоинства, при изготовлении которых применяется ручной или механизированный труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особенности данного промысла; к предприятиям народных художественных промыслов относятся предприятия, в объеме промышленной продукции которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 процентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать