Развитие прав человека в законодательстве Великой французской революции - (курсовая)

Развитие прав человека в законодательстве Великой французской революции - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание.
    Введение. 2
    Начало революции. 4
    Декларация прав человека и гражданина 1789 года.

Источники “Декларации прав человека и гражданина”. 8 Структура и содержание “Декларации прав человека и гражданина”. 15 Значение “Декларации прав человека и гражданина”. 20 Законодательство Учредительного собрания 1789 – 1791 гг. и Конституция 1791 года. Законодательство Учредительного собрания. 23

    Конституция 3 сентября 1791 года. 30
    Разработка Конституции. 30
    Права человека по Конституции. 32

Права человека по Конституции 1793 года. Законодательство якобинцев. Конституция 24 июня 1793 года. 39

    Законодательство периода якобинской диктатуры. 44
    Заключение. 48
    Список использованной литературы. 51
    Введение.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно – демократические революции XVII –XVIII веков, которые выдвинули широкий набор прав человека и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Философской же основой этого правового института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины еще на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Под правами человека в широком смысле понимаются права индивида как члена общества, права личности. Права человека представляют собой определенные идей политического, морального, правового характера. Некоторые исследователи выделяют“три поколения” прав человека. Первое –юридическое провозглашение прав и свобод, которые определяются особым достоинством человека и гражданина в правовом государстве. Такие права и свободы получили название гражданских и политических прав. Они включены во французскую“Декларацию прав человека и гражданина” 1789 года. Второе – “социализация”прав человека. Речь идет уже не о свободе вопреки государственной власти, а о свободе, реализуемой при помощи государства. В данном случае имеются в виду экономические, социальные, культурные права. Третье–интернационализация прав человека, характерная для XX века, главным образом, для периода второй мировой войны.

Понятие “прав человека”появилось еще в эпоху буржуазных революций как идеал социальной справедливости. В условиях буржуазного мировоззрения этот идеал стал связываться с естественным правом, согласно которому человек, независимо от своей сословной принадлежности, должен иметь равные с другими права. За каждым индивидом признавалась присущая ему от рождения совокупность прав. “Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми…” [1 Локк Дж. Избранные философские произведения. М. , 1960. Т. 2. С. 56] По мнению Дж. Локка, люди первоначально были свободны и создали государство лишь из страха друг перед другом. Каждый отказался от части своей свободы, чтобы в полной безопасности пользоваться оставшейся ее частью. Джон Локк, разработавший принцип“естественного права”, отнес к неотчуждаемым правам человека три основных: на жизнь, на свободу, на собственность.

На развитие идеи прав человека решающее воздействие оказала французская революция 1789 года. Через день после штурма Бастилии Учредительное национальное собрание приступила к обсуждению вопроса о правах человека, в результате чего 26 августа 1789 года была торжественно провозглашена“Декларация прав человека и гражданина”. Также важнейшее значение, бесспорно, оказали Конституция 1791 года и Конституция 1793 года, а также законодательство революции в целом. Интересно проследить, как развивались идеи прав человека, что служило источниками этих идей, какие противоречия наблюдались в этом процессе, и что служило причиной возникновения этих противоречий.

При работе над данной темой использовалось довольно много различной литературы. В первую очередь надо отметить работы Манфреда А. З. , Ревуненкова В. Г. , Тырсенко А. В. , Олара А. и других историков и исследователей Великой французской революции.

    I. Начало революции.

В истории Франции 1789 год стал переломным. Уже давно ряд признаков, ряд примет предвещали близость больших событий. “Французская революция, поразившая своею стихийною неожиданностью как самих участников ее, так и свой жертвы, медленно подготовлялась в течение столетия и даже еще более продолжительного периода. Она явилась результатом все более глубокого несоответствия между действительною жизнью и законом, между учреждениями и нравами, между буквой и духом”. [2 Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995, С. 23] И торгово-промышленный кризис, и голод крестьян, и бедствия городской бедноты могли лишь обострить и ускорить приближение революционного взрыва, но не они были главными причинами революции. Ее коренные, главные, неустранимые причины лежали глубже. Революция была неизбежной потому, что господствовавший в течение многих столетий феодально-абсолютистский строй полностью изжил себя, стал преградой экономическому, социальному и политическому развитию страны. Это выражалось прежде всего в глубоком и неразрешимом конфликте между третьим сословием, составлявшим огромное большинство населения страны, и привилегированными сословиями, количественно ничтожными, но обладавшими полнотой политической власти. Привилегированные сословия–духовенство и дворянство, каковы бы ни были у них частные отношения с двором, они оставались оплотом и опорой феодально-абсолютистской монархии. В третье сословие входили и богатая, экономически самая сильная буржуазия–политически бесправная, но рвущаяся к власти, и закабаленное феодальными поборами и повинностями многомиллионное крестьянство, и городское плебейство, или, как позже его стали называть, городское санкюлотство– рабочие, ремесленники, беднота. Конечно, интересы и задачи разных классов, входивших в состав третьего сословия, во многом расходились. “ “Liberte! ” - “свобода! ”, - самое популярное слово, кружившее умы в 1789 г. , понималось совсем по-разному графом Мирабо–аристократом, примкнувшему к враждебным абсолютизму силам, Жаном Жозефом Мунье–богатым буржуа и юристом, возглавлявшим оппозицию в Дофинэ, или типографом Антуаном Моморо, будущим членом Клуба кордельеров. Но в ту пору– в 1788 –1789 гг. еще сильнее, чем эти различия, была общность интересов, объединявшая и сплачивавшая третье сословие в борьбе против феодально-абсолютистского строя”. [3 Манфред А. З. История Франции. Т. 2, М. , 1973, С. 7] Революционная ситуация, сложившаяся еще в 1788 году, с началом следующего года стала быстро обостряться. В марте и апреле 1789 года по ряду провинций королевства снова прокатилась волна крестьянских волнений.

5 мая 1789 года Людовик XVI был вынужден созвать Генеральные штаты –впервые за 150 лет. Генеральные штаты состояли, как и в прежние времена, из трех сословий. Зал“малых забав”Версальского дворца, где собрались представители трех сословий, с первого же дня заседаний Генеральных штатов превратился в арену острых конфликтов между двором и привилегированными сословиями, с одной стороны, и третьим сословием– с другой. Основную массу депутатов третьего сословия составили представители французской буржуазии. Выборы сопровождались наказами избирателей, среди которых: публичность процесса; запрещение тайных судилищ; допущение защиты; суд присяжных; обязательная мотивировка приговора; отмена цехов и гильдий; свободная собственность на землю и т. д...

Вдохновляемые поддержкой народа, депутаты третьего сословия за короткий срок добились немалого. 17 июня 1789 года собрание третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием. Само звучание этих слов казалось современникам смелым и новым. Старому, средневековому, феодальному делению на сословия был противопоставлен новый и высший принцип–нация. Провозгласив себя Национальным собранием, третье сословие преодолело сословную ограниченность; оно приобрело право говорить от имени всей французской нации, от имени всего народа; оно становилось самым полноправным и представительным органом всей страны. Национальное собрание нельзя было отменить простым королевским приказом. Члены собрания, объявив себя представителями всей французской нации, почувствовали важность созданного ими органа: это было высшее законодательное и представительное учреждение французского народа.

9 июля 1789 года Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием. Этим названием подчеркивалась важнейшая задача высшего законодательного органа французской нации– учредить новый общественный строй, выработать конституцию. Надо отметить, что в этот период наблюдается небывалый подъем общественного сознания. Прежде всего это проявляется в возникновении нового для Франции явления–рождении великого множества газет. Политические события, развертывавшиеся в стране, встречали в разных общественных кругах различное отношение. Поэтому создалось сразу много газет разных политических пристрастий, придерживающихся нередко противоположных взглядов. Новым было и множество листовок, брошюр, воззваний, обращений к народу. Невиданный ранее поток политической литературы затопил страну.

Но как ни велико было политическое значение событий, происходивших в Версале, они все еще оставались в рамках парламентского конфликта, с весьма ограниченным числом участников.

Революция началась лишь со времени вступления на политическую арену народных масс. Это произошло 13–14 июля 1789 года, когда в ответ на увольнение министра финансов Неккера и попытку королевского двора перейти в контрнаступление народ Парижа поднялся на борьбу. Восстание завершилось штурмом и падением Бастилии.

“Когда герцог де Лианкур, главный хранитель гардероба короля, доложил 14 июля Людовику XVI о взятии народом Бастилии, король воскликнул: “Да это же бунт! ” - “Скажите – революция, сир”, - последовал ответ”. [4Свобода. Равенство. Братство. Великая французская революция. Ред. В. Ревуненков. Л. 1989. С. 69]

В сложившейся ситуации Учредительное собрание занялось “отменой феодализма”. Обсуждение этого вопроса было назначено на 4 августа 1789 года. Поначалу депутаты в своих выступлениях осудили крестьянские волнения, их предложения сводились к суровым мерам подавления. Крестьян хотели заставить платить все существовавшие налоги и повинности. Выступления виконта Ноайя и герцога Эгийона, говоривших о тяготах крестьянской жизни и видевших в них причины народных выступлений, изменили обстановку. В результате 4 августа вошло в историю как“ночь чудес”: поздно ночью была декретирована ликвидация последних остатков личной зависимости крестьян и почетных привилегий дворян (охоты, рыбной ловли и т. д. ). Однако были оставлены выплаты крестьян сеньорам за пользование землей. Теперь предстояло выработать Конституцию. По предложению Лафайета, ей, по американскому опыту, была предваренаДекларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789 года.

    II. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
    2. 1. Источники “Декларации прав человека и гражданина”

Надо сказать, что этот документ с момента своего появления рассматривался с различных точек зрения и подвергался противоречивым оценкам различных исследователей и ученых. До сих пор остается спорным вопрос как о юридическом значении“Декларации прав человека и гражданина”, так и о происхождении и источниках этого документа. Несомненно, что огромное влияние на содержание “Декларации…”оказали идеи и принципы, закрепленные в работах французских просветителей. Просвещение–влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии. Деятели Просвещения желали утвердить на земле“царство разума”, в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений, нравов, традиций.

Честь одного из главных вдохновителей и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежитВольтеру (1694 – 1778) –великому французскому мыслителю и литератору. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел, прежде всего, в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. “Свобода у него в первую очередь –свобода личности, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с нею и свобода печати. В особенности выделяет Вольтер свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости. Подлинная же свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга. “Свобода, - писал Вольтер, - состоит в том, чтобы зависеть только от законов”. Завидным он считал положение, при котором свобода дополняется и подкрепляется равенством. “Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека”. ”. [5 История политических и правовых учений. …. ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? С. 279] Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и эффективно.

В целом же надо отметить, что Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально–политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.

Также, говоря о деятелях французского Просвещения, в той или иной мере оказавших влияние на содержание“Декларации прав человека и гражданина”, нельзя не отметить Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755). Одной из основных его работ является произведение “О духе законов”(1748). Развернуто и последовательно гуманистическая и просветительская позиция Монтескье представлена в этом трактате. Эта книга, сделавшая Монтескье одним из авторитетных классиков во всемирной истории политической и правовой мысли, была встречена идеологами тогдашнего абсолютизма и церкви злобной критикой и сразу же внесена в черные списки“Индекса запрещенных книг”. Монтескье достойно встретил атаку реакционных сил и блестяще ответил им в своей“Защите “О духе законов” (1750).

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Общим понятием закона охватываются все законы –как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т. д. ) беспрестанно нарушает как эти вечные законы, так и изменчивые человеческие законы.

Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье как законы, которые вытекают единственно из устройства нашего существа. К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

Но как только люди соединяются в обществе, исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода–между отдельными лицами и между народами. Это побуждает установить законы, определяющие отношения между народами, между правителями и управляемыми, определяющие отношения всех граждан между собой.

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства, соединение силы отдельных людей в котором предполагает наличие единства их воли, т. е. гражданское состояние. Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо достичь в государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть. Разделение и взаимное сдерживание властей являются главным условием для обеспечения политической свободы. Причем политическая свобода граждан заключается не в том, чтобы делать то, что хочется, а то, что дозволено законами. Политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. Свобода, по Монтескье, торжествует там, где уголовные законы налагают кары в соответствии со специфической природой самих преступлений: наказание здесь зависит не от произвола и каприза законодателя, а от существа дела. Такое наказание перестает быть насилием человека над человеком. Для обеспечения свободы необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила и формы)–правда, в такой степени, чтобы они содействовали целям реализации закона, но не превратились бы в препятствие для этого.

Основными же источниками принципов и идей, заложенных в “Декларации прав человека и гражданина”, большинство исследователей признают работы одного из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических ученийЖан-Жака Руссо (1712 –1778). Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как“Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754), “О политической экономии” (1755) и, главным образом, в его работе “Об общественном договоре, или Принципы политического права”(1765). Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.

В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать