НАТО
p align="left">Формула расширения альянса на официальном уровне повторяется как рекламный призыв «двери в альянс остаются открытыми для всех». Очередь «добровольцев» у парадного подъезда НАТО выстраивается.

Но особый интерес в сфере военного сотрудничества вызывают у НАТО страны СНГ и Прибалтики. Для этого блоком НАТО была разработана программа «Партнерство ради мира» (ПРМ). Многочисленные совместные маневры НАТО с Украиной, Узбекистаном, Казахстаном, Латвией, Литвой, Эстонией показывают, что программа ПРМ служит для США и их союзников не только для сотрудничества, но главным образом средством освоения потенциальных театров военных действий. Беспрецедентные высадки воздушных десантов США в Казахстане, стремление Турции развернуть военные базы в Азербайджане, активное освоение украинских полигонов и морских портов странами НАТО служат реальным итогом продвижения военного блока к границам России.

Квинтэссенцию глобальной стратегии в отношении России цинично изложил еще в 1997 г. Збигнев Бжезинский в статье «Геостратегия для Евразии»:

Главная задача глобальной политики США как члена НАТО -- расширение их важнейшего стратегического плацдарма в Европе посредством выдвижения на Восток, включая Балтику и Украину;

Россию следует устранить как евроазиатскую великую державу. На ее месте надо создать конфедерацию, состоящую из Европейской русской республики, Сибирской республики и Дальневосточной республики».

Идеи Бжезинского использовались при разработке «новой стратегии». Интересам НАТО отвечает максимальное ослабление и развал России, овладение ее ресурсами, установление контроля над ее ядерным потенциалом. Заявления о том, что Запад заинтересован в сильной и богатой России -- просто лицемерие.


Надо признать, что за период псевдореформ руководство России вольно или невольно подыгрывало этим планам. Финансовым кругам Запада удалось накрепко привязать Россию к своей политической колеснице, сделав ее полностью зависимой от кредитов МВФ. Это положение России принимается во внимание при выработке новой стратегии НАТО.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что за политикой расширения кроется ряд разнородных интересов:

Попытка сохранения жизнеспособности альянса за счет поиска ему нового применения, новых целей, а главное - это восстановление базового элемента блока - образа "нового старого" врага в виде "угрозы с Востока.

Стремление утвердить основы общей западной политики обороны путем упрочения своих позиций на периферии и закрепления приобретенных в результате победы в "холодной войне" геополитических преимуществ.

Желание США и других государств сохранить контроль за действиями Германии

Для самой же Германии расширение НАТО - идеальная форма расширения германской зоны влияния.

В США обязательства по Североатлантическому договору считаются важнейшим основанием для американского военно-политического присутствия в Европе и расцениваются как главный инструмент поддержания американского влияния на континенте при росте других центров силы, прежде всего Германии.

Стремление западноевропейских стран сэкономить на дорогостоящей модернизации экономик бывших членов социалистического содружества в случае их включения в ЕС, предложив в качестве "компенсации" восточным соседям членство в НАТО.

2.2 СТРАНЫ СНГ И НАТО:

Призыв «двери в альянс остаются открытыми для всех» приводит к неожиданным последствиям на территории СНГ:

Некоторые страны, ранее декларировавшие просто мирное сотрудничество с США, теперь вслух заявляют о признании верховенства права американцев на применение силы. При этом в кулуарах власти многих государств Содружества все чаще говорится о том, что благодарный Вашингтон в скором времени поможет самым верным сторонникам «форсированно» вступить в НАТО. Новый термин означает, что в исключительных случаях альянс может поступиться принципами и не выдвигать кандидатам из СНГ своих обычных требований. По сути, в рамках СНГ сейчас образовался блок государств, которые, спекулируя темой «форсированного» вступления в НАТО, пытаются выйти из-под влияния России. Прежде всего, это Украина , Армения, Грузия, Узбекистан и Азербайджан.

2.3 СТРЕМЛЕНИЕ УКРАИНЫ В НАТО:

В свое время Россия весьма болезненно реагировала на возможное вступление в НАТО прибалтийских республик. В Москве заявляли, что этого не допустят никогда. Однако, несмотря на самое активное противодействие РФ продвижению НАТО на Восток, в 2004 г. Таллин, Рига и Вильнюс стали членами НАТО. Теперь на повестке дня уже совершенно немыслимый, скажем, для середины 1980-х гг. факт - Украина вступает в НАТО. На этот раз реакция Москвы, похоже, гораздо спокойнее. Так, в середине января 2005 г. министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью газете «Handelsblatt» (Германия) заявил: «Мы уважаем право любого государства, в том числе наших соседей, самим выбирать своих партнеров, самим решать, в какую организацию они хотят вступить». Несмотря на в целом доброжелательную позицию Москвы, отношения между Западом и Россией в связи с последними событиями на Украине обострились. Многие эксперты не исключают, что возможна даже новая «холодная война». В Кремле в этой связи не скрывают своей озабоченности. Несмотря на партнерский характер отношений с альянсом, в Москве по-прежнему не видят смысла в его расширении. В Кремле не смогли сдержать своего удивления и досады, когда в день последнего расширения НАТО вдоль границ России совершали полеты разведывательные самолеты Е-3 Сентри системы АВАКС, а в Литве были развернуты истребители-перехватчики F-16, хотя ранее этот участок Североевропейского ТВД не считался проблемным в плане военной безопасности. Теперь, после президентских выборов на Украине, Россия в самом ближайшем будущем столкнется с совершенно новой для себя военно-политической ситуацией на юго-западном стратегическом направлении.

В настоящее время Украина - непостоянный член Совета Безопасности ООН, участник свыше 100 международных организаций, включая СНГ, Организацию черноморского экономического сотрудничества, а также неформальное объединение государств - ГУУАМ.

Украина признана стратегическим и особым партнером Европейского союза (ЕС) и НАТО, принимает участие в миротворческих акциях.

Что касается НАТО, отношения Украины с альянсом развивались в 2004 г. достаточно интенсивно. Украина продолжила участие в различных программах североатлантического блока. При этом официальный Киев руководствовался Хартией об особом партнерстве НАТО и Украины (подписана в Мадриде 9 июля 1997 г.), Государственной программой сотрудничества Украина - НАТО (принята в ноябре 1998 г.), а также Планом действий Украина - НАТО (подписан в Праге 22 ноября 2002 г.).

Новый «План-цель НАТО - Украина на 2004 г.» (The NATO-Ukraine Annual Target Plan for 2004), принятый 22 марта, содержит программу мероприятий по интеграции Украины в евроатлантические структуры безопасности. В настоящее время руководство альянса больше делает упор на военную составляющую сотрудничества с Киевом.

6 апреля 2004 г. Леонид Кучма подписал «Меморандум о взаимопонимании между правительством Украины и штабами верховных главнокомандующих объединенных вооруженных сил НАТО в Атлантике и Европе». Документ предоставляет силам НАТО так называемый «быстрый доступ» на территорию Украины не только во время военных учений, но и при проведении военных операций. Это означает, что Украина может стать плацдармом для ведения любых операций НАТО, в том числе и не санкционированных Советом Безопасности ООН. При таких обстоятельствах контингенты сил быстрого реагирования Североатлантического альянса могут быть задействованы на всем пространстве Европейской части России и даже блокировать Черноморский флот РФ, базирующийся в Крыму до истечения срока его базирования. И хотя в Москве активно противодействовали подписанию этого документа, успехом эти усилия не увенчались.

6 и 7 июня 2004 г. Брюссель и Киев провели неофициальные консультации в Варшаве, где подписали Меморандум о взаимопонимании (МВ), о стратегических средствах воздушной переброски. Мероприятие было организовано Рабочей группой НАТО - Украина по военной реформе совместно с польским Институтом международных отношений. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер при этом подчеркнул, что Украина - одна из немногих стран, обладающих возможностями переброски грузов по воздуху. Соглашение значительно упростит использование украинской военно-транспортной авиации в интересах Североатлантического союза.

В середине 2004 г. в Киеве опубликована новая военная доктрина украинского государства. Она предусматривает ускоренное реформирование Вооруженных Сил и переход национальной армии на стандарты НАТО. Среди основных условий обеспечения военной безопасности Украины выделяется проведение политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО. Кроме того, подчеркивается в доктрине, интересы безопасности диктуют существенное углубление отношений Киева с ЕС, и Украина готовится стать его полноправным членом.

Одним из самых больших препятствий на пути вступления Украины в НАТО остается российский Черноморский флот, базирующийся в Севастополе. Как известно, членом альянса не может стать государство, на территории которого располагаются иностранные войска (силы). Пока же, согласно имеющимся между Москвой и Киевом договоренностям, Черноморский флот остается в Севастопольской бухте до 2017 г.

Однако в Киеве, похоже, не намерены пассивно ожидать столь отдаленного рубежа, каковым является 2017 г. Поэтому, скорее всего, украинское давление на российский флот в ближайшее время возрастет по всем азимутам. Не исключено, что Вооруженным Силам России Севастополь придется оставить в третий раз (и как обычно, в большой спешке) и теперь уже навсегда. Между тем, похоже, что к такому развитию событий в Кремле и на Арбатской площади не очень готовы. Во всяком случае, об этом можно судить по тому факту, что подготовка военно-морской базы, адекватной Севастополю, на российском участке черноморского побережья не идет дальше благих намерений и по-прежнему находится в «контурном» виде.

На пути вступления Киева в Североатлантический альянс, помимо внешнеполитических, есть и чисто украинские проблемы. Киев сегодня является крупным производителем и экспортером вооружений и военной техники. Однако создание современной армии и поддержание ее в необходимой степени боевой готовности Украине сегодня откровенно не под силу, причем по совершенно объективным причинам.

Многие вооружения, требуемые для армии XXI в., на Украине не разрабатываются и не производятся. В этом плане национальные Вооруженные Силы обречены на систематическое отставание от мировых стандартов. Наконец, армия, которая не располагает ядерным оружием, военным космосом, средствами автоматизации управления военными действиями национального производства, сегодня не может считаться передовой в военном отношении.

В этой ситуации выход один - вступление в тот или иной военный союз. Однако членство в НАТО для Киева может повлечь за собой фактическую ликвидацию многих предприятий национального ВПК. Это, естественно, чревато определенным социальным напряжением и, главным образом, в юго-восточных регионах Украины, где в основном сосредоточен оборонный потенциал республики. Тем не менее, в Киеве, похоже, готовы пойти на эти жертвы. Будущая администрация президента Виктора Ющенко гарантию национального суверенитета Украины видит только в членстве НАТО.

Вступление Украины в НАТО в обозримом будущем не сулит военных угроз для России. Однако военно-политическая конфигурация на европейской части (юго-западном стратегическом направлении) бывшего СССР становится совершенно иной.

После избрания Виктора Ющенко президентом Украины пришлось окончательно расстаться с иллюзиями об усилении российско-украинской интеграции в тех или иных формах. Более того, некоторой части российской политической элиты теперь надо окончательно распрощаться с идеями возрождения России как империи (или великой державы). Окончательный уход Украины на Запад ставит крест на этих планах. Более того, украинские выборы 2004 г. окончательно перевели Россию в ранг региональных держав (причем с множеством нерешенных внутренних проблем и убывающей численностью населения).

С вступлением Киева в НАТО резко сокращаются возможности России для политических маневров как на пост советском пространстве, так и в мире в целом. В частности, Черное море становится (с перспективой вступления в НАТО Грузии) внутренним озером Североатлантического альянса. России остается полоска побережья протяженностью всего в несколько сотен километров. Держать флот (как оперативно-стратегическое объединение) в этих условиях практически невозможно. Иными словами, Россия на Черном море в обозримом будущем будет представлена отрядом быстроходных патрульных катеров. Необходимости в более крупных кораблях в подобной обстановке попросту нет. В случае военного конфликта им будет негде укрыться. Даже Азовское море становится водным бассейном, наполовину принадлежащим НАТО.

Для альянса существенно возрастают возможности ведения разведки, причем в оперативном и тактическом звене. Тактическая авиация за считанные минуты может уже оказаться над индустриальными центрами Урала и Сибири. Иными словами, в России исчезает такое понятие, как стратегический тыл. Вся страна фактически становится прифронтовой полосой. Времени на принятие необходимых решений в кризисной ситуации практически не остается, и отступать будет уже некуда.

О военном столкновении России и НАТО речь пока не идет. Однако «украинское» расширение альянса в случае обострения противоречий между Россией и альянсом (и возникновения для Москвы военной угрозы) предоставляет НАТО практически идеальные возможности для нанесения мгновенного разоружающего удара. Иными словами, охватывающее по отношению к России положение новых членов НАТО в случае войны может стать для Москвы смертельными объятиями. Таков военно-стратегический итог президентских выборов на Украине.

Итак, рассмотрим НАТО и геополитику Украины более подробно:

2.3.1 Общие сведения: Украина как страна (разбор всех внутренних факторов):

Традиционный взгляд украинских политиков на отношение к Украине других государств в лице мировых государственных элит состоит в том, что Украина занимает важное место в мировой политике, является противовесом России и может рассматриваться как кандидат на вхождение в Европу.

Мировая политика существует без учета шагов Украины, но с учетом Украины как территории. Это означает, что Украина либо не имеет активной внешней политики, позволяющей говорить о реализации каких-либо собственных интересов за пределами своей территории, либо с ее точки зрения активную внешнюю политику просто не замечают другие государства.

Этот пункт нашей курсовой работы посвящен основным вопросам геополитического положения Украины, ее месту в мировом раскладе сил и взаимодействию с североатлантическим альянсом НАТО.

Общие сведения.

Украина - государство, расположенное в восточной части Европы. Территория - 603,7 тыс. кв. км. Граничит: на севере - с Белоруссией, на северо-востоке и востоке - с Российской Федерацией, на северо-западе - с Польшей, на западе - со Словакией, на юго-западе - с Молдавией, Венгрией и Румынией, на море - с Россией, Болгарией, Турцией и Грузией. На юге Украину омывают Черное и Азовское моря. Протяженность границ - 8215 км. Протяженность сухопутного (речного, озерного) участка границы России с Украиной - 1925,8 км.

Государственное устройство. Украина - республика. Верховный Совет Украины 16 июля 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года - Акт о независимости Украины (этот день отмечается с тех пор как Национальный праздник - День независимости).

Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства. Он избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. На президентских выборах 1999 года Президентом Украины был переизбран Леонид Данилович Кучма. В настоящее время президентом Украины является Виктор Ющенко, по результатам выборов 2004 года и в результате возведения его к власти с помощью «оранжевой революции» спонсированной извне.

Высшим органом законодательной власти на Украине является парламент - Верховная Рада Украины. Конституционный состав Верховной Рады Украины - 450 (в настоящее время - 449) народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года.

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Премьер-министр Украины - Юлия Тимошенко.

Экономика. Украина обладает богатыми природными ресурсами, мощным промышленным потенциалом, солидной научно-технической базой.

Структура национального дохода: промышленность - 50%, сельское хозяйство-26%, строительство-10%, транспорт и связь-6%.

Восточные области страны представляют собой индустриальный регион с развитым машиностроением и металлургией (на него приходится почти половина разведанных запасов угля). Центральный регион - житница Украины, здесь сосредоточена значительная часть запасов нефти. Западная часть страны - агропромышленный регион со значительным рекреационным потенциалом.

Историко-общественные особенности развития Украины. Украина - это историческое название страны, которое впервые встречается в 12в. применительно к Переяславской земле и части Галицких земель. С 13 в. под этим названием объединили Среднее Приднепровье и Галицко-волынское княжество.

Современная Украина представляет собой республику, в состав которой входят 24 области и автономная республика Крым.

Исторический смысл и судьба Украины отражены уже в ее названии - «Украина» - «находящаяся у края», «пограничная территория». Украина испытала на себе влияние различных культур и цивилизаций: на нынешней территории государства в первое тыс. до н.э. существовали Боспорское и Скифское царство, античные города-государства северного Причерноморья (Херсонес, Ольвия); в 9-12 вв. большая часть территории входила в состав древнерусского феодального государства Киевская Русь, находившемся под мощным культурным и политическим влиянием Византии и Скандинавии; в 13 в. государство подверглось монгольским завоеваниям; в 14 в. значительная часть территории попала под власть Великого Княжества Литовского и Польши; в 15 в. сложилось государство Крымское ханство - вассал великой тогда Османской империи. В 16 в. на территории нынешней Запорожской, Днепропетровской и части Херсонской области окончательно формируется военное казацкое государство - Запорожская сечь. В этот же период по Брестской унии православная церковь объединена с католической в униатскую, распространенную на Украине по сей день. В 1654 г. Левобережная Украина. Благодаря Переяславской Раде. Получила автономию в составе Российской империи. В конце 18 в., после освобождения Потемкиным Крыма от турецкого военного влияния и основания Тавриды. После ликвидации Екатериной Второй Запорожской Сечи и расселения казаков по рекам Кубань и Яик (ныне Урал). Правобережная Украина воссоединяется с Россией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать