Становление индийской государственности в постколониальный период

Становление индийской государственности в постколониальный период

Введение

Основы современной Индийской политической жизни восходят к последней четверти прошлого века, когда начали возникать политические, правовые, идеологические и культурные предпосылки, впоследствии способствовавшие развитию национально освободительного движения, которое в 1947 году увенчалось завоеванием независимости, а 26 января 1950 году Индия была провозглашена Республикой. С этого момента в истории Индийского народа и всего государства в целом начался радикально новый этап истории.

Актуальность данной темы определяется той ролью, которую играла и продолжает играть Индия во всемирно ? историческом процессе, так и установившиеся между Казахстаном и Индией широкими политическими, экономическими и культурными связями, а также возможностью рассмотрения опыта Индии в решении межнациональных и межконфессиональных проблем.

Научный анализ процесса становления государственного суверенитета Индии и новых форм ее взаимоотношений с Англией представляется актуальным в свете тех политических событий, которые происходят ныне на территории бывшего СССР. И хотя не подлежит сомнению тот факт, что взаимоотношения республик Советского Союза строились на принципиально иной основе, чем взаимоотношения Великобритании и Индии в рамках Британской империи, тем не менее, исторический опыт формирования нового характера отношений между двумя государствами приобретает особую актуальность в свете тех процессов, которые происходят в отношениях Казахстана, провозгласившего свой суверенитет в 1991 году, с бывшими республиками Советского Союза, ныне суверенными государствами.

Суверенная Индия занимает особое место среди освободившихся государств афро-азиатского мира. В этой стране существует достаточно устойчивая система представительной демократии, причем эта система живет и действует на фоне распространенного кризиса парламентизма в развивающихся странах.

Новые принципы и характер взаимоотношений Великобритании и Индии начали формироваться после окончания Второй мировой войны, когда английское правительство приняло решение в феврале 1946 года об организации миссии кабинета с целью ведения переговоров и достижения соглашения о будущем устройстве субконтинента с ведущими политическими партиями и лидерами Британской Индии. В результате 15 августа 1947 года Индия обрела независимость в статусе доминиона. Тот факт, что Индия получала независимость в качестве доминиона, оставил на время открытыми вопросы государственного статуса Индии и ее отношений с Великобританией.

Анализ индийско-английских отношений со времени Второй мировой войны представляется чрезвычайно важной и необходимой составляющей при исследовании процесса становления Индийской государственности и становлении Индии в дальнейшем как самостоятельной Республики.

Цель исследования - изучение комплекса вопросов, связанных с процессом становления основ Индийской государственности, развитие партийно-политической, государственно - правовой структуры Индии. А так же изучение комплекса вопросов, связанных с событиями в середине ХХ века. Выявление и раскрытие новых форм взаимоотношений между Индией и Англией как суверенными государствами

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

? рассмотреть историю становления Индии как доминиона;

? рассмотреть политические и экономические последствия раздела страны;

? изучить и охарактеризовать индийско-пакистанские отношения в ходе проведения первой административно территориальной реформы;

? проанализировать политическую деятельность правительства доминиона;

? раскрыть социально-экономическую, административно-политическую ситуацию в Республике Индии;

? изучить процесс формирования и становления «Курса Неру»;

? раскрыть содержание внутриполитического и внешнеполитического положения страны в 50-70 годы XX века;

Объектом исследования является Индия в середине ХХ века.

Предметом исследования является социально ? экономическая обстановка в Индии, деятельность ИНК и других политических партий, процесс становления и развития Индии как самостоятельного государства в постколониальный период.

Степень изученности проблемы. Дезинтеграция колониальной системы и появление независимых национальных государств, обратили в реальность предвидение многих ученых историков, социологов, политиков о превращении некогда отсталой «периферии» из объекта империалистической эксплуатации в важный фактор мирового революционного процесса. Политика освободившихся стран все сильнее воздействует на ход мирового развития. К таким государствам принадлежит и республика Индия, активная не зависимая политика которой оказывает стабилизирующее влияние на общую динамику международных отношений. Политика Индии в веке все шире охватывает различные сферы деятельности общества, и все более активно влияет на социальные процессы. И это можно наблюдать в труде К.А. Антонова, Г.М. Бонгару-Левина, Г.Г. Котовского «История Индии». В данной работе рассматривает основные этапы и особенности внутриполитического положения Индии. Особое внимание уделено внутренней дифференциации господствующих классов, углублению противоречий общества. В работе А.Г. Волондина «Индия: становление институтов буржуазной демократии» подробно рассматривается взаимодействие этнического фактора и политической системы в Индии в историческом развитии. Автор анализирует политику британского колониализма в области этносоциальных отношений, исследует возникновение различных течений в освободительном движении. Основная часть книги посвящена периоду независимости. Изучается взаимодействие центростремительных и центробежных тенденций, анализируются конфликтные ситуации в Пенджабе, Ассаме и других районах страны, их влияние на изменения политической надстройки. Одним из первых трудов по данной теме была работа А.М. Дьякова «Индия в период и после Второй мировой войны». В данной работе очень подробно исследована проблема национально ? освободительного движения, его социального состава, характера, а так же процесс экономического развития Индии после Второй мировой войны.

Методы исследования: в исследовании использовались принципы исторической конкретики, объективности, научности, социального детерминизма в анализе эволюции и политической трансформации индийского общества во второй половине XX века, а так же применялись принципы системного, структурно-функционального анализа, для того что бы объективно и научно рассмотреть представленную в работе тему во всех аспектах.

Научная новизна, практическая значимость исследования. Данная дипломная работа призвана выполнить пробел в ряде вопросов становления государственного суверенитета Индии, а так же возможность и развития индийско-английских отношений в постколониальный период. Изучение нового государственного строя Индии. Развитие партийно-политической и государственно-правовой структуры. А так же особенности социального, экономического и административно-политического развития Индии в период независимости.

Практической базой написания дипломной работы. Процесс демократизации нашего общества и либерализация политического мышления его граждан обусловили возрастание в академической науке и реальной политике интереса к реформаторскому пути решения острых проблем, стоявших перед человечеством в прошлом.

Структура работы: состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, метод исследования, научная новизна и структура работы.

В первом разделе рассматривается процесс образования и становления Индийского союза, особенности социально-экономического развития и внутренняя и внешняя политика страны в постколониальный период.

Во втором разделе дается описание политической борьбы внутри ИНК, деятельность Компартии и процесс преобразования экономической и социальной политики Индии.

В третьем разделе рассматриваются вопросы внутриполитической и внешней политики страны, а так же Индия в середине 70-х годов.

Результаты данного исследования обобщены в заключении.

1. Процесс образования и становления Индийского Союза

15 августа 1947 году вступил в силу Закон о независимости Индии, по которому ей был предоставлен статус доминиона в рамках Британского содружества наций. Это внесло коренные изменения в государственно-правовой статус страны и открывало принципиально новую страницу её истории. Учредительное собрание получило полномочия издавать свои законы, приступило к работе первое независимое правительство Индии. Большинство министров были членами партии Индийский национальный конгресс. Председателем Учредительного собрания стал один из деятелей ИНК - Раджендра Прасад, первым премьер-министром Индии - Джавахарлал Неру. В состав правительства вошли представители нескольких политических партий. В нем преобладало влияние умеренно-консервативных сил. Большинство министерских постов оказалось в руках конгрессистов: министром обороны и иностранных дел стал Дж. Неру, министром внутренних дел - В. Патель, министром финансов - Ч. Дешмукх, министром торговли - Т.Т. Кришнамачари, министром промышленности и снабжения - лидер партии Хинду маха сабха Ш.П. Мукерджи, министром юстиции - лидер Федерации неприкасаемых - Б.Р. Амбедкар. Состав правительства «национальной концентрации» отражал сложившуюся в первые годы независимости расстановку социально-политических сил в стране. Избранные в 1946 году провинциальные законодательные собрания и ответственные перед ними провинциальные правительства так же отражали интересы пришедшего к власти буржуазно - помещичьего блока. Первоочередными задачами новой государственной власти стала индианизация административного аппарата и вооружённых сил, работа по подготовке новой конституции и разработка системы отношений с субъектами федерации. Индийскому правительству удалось добиться ухода из Индии последних контингентов английских войск в феврале 1948 года, однако еще в 1949 году в центральном аппарате, главным образом в органах дипломатической службы, находилось около тысячи чиновников - англичан.

Английский империализм, стремясь по возможности сохранить свои позиции в Индии, делал ставку не только на свою прямую агентуру в административном аппарате, но и в первую очередь на княжества, в которых и после провозглашения независимости по-прежнему действовала княжеская администрация. Поэтому первоочередная задача нового индийского государства заключалась в ускорении процесса интеграции княжеств с доминионом. Проблема определения государственных границ Индии оставалась нерешённой и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу.

1.1 Индийско-пакистанские отношения в ходе проведения первой административно-территориальной реформы

Важнейшей внешнеполитической проблемой для Индии стали её отношения с Пакистаном. Раздел Британской Индии обострил проблему религиозно-общинной розни. В 1947 году было образовано министерство по делам княжеств, возглавляемое В. Пателем. Министерство определило порядок передачи политической власти Индийского Союза и роспуска или интеграции с соединениями индийской регулярной армии княжеских воинских подразделений. Вхождение княжеств в Индию или Пакистан, согласно положениям Закона о независимости Индии зависело от волеизъявления их представителей. Каждый из правителей княжеств подписывал идентичное соглашение с правительством доминиона, которое сдавалось на хранение в министерство по делам княжеств.

По этим соглашениям за князьями сохранялось все принадлежавшие им движимое и недвижимое имущество. Они объявлялись неподсудными за любые действия, совершенные ими до вступления в силу соглашений о присоединении к Индийскому Союзу. Князья получали государственные пенсии. Определенные гарантии получали и чиновники княжеской администрации. Территории княжеств объединялись с Индией, и на них распространялось действие индийского законодательства. Поскольку вхождение княжеств в Индию, согласно положениям Закона о независимости Индии 1947 года, зависело от волеизъявления их правителей, многие из последних поначалу не торопились с объявлением своего решения, надеясь в какой-то форме сохранить прежние прямые отношения с английской короной. Княжеская оппозиция получила поддержку англичан, и прежде всего Маунтбэттена, который до июня 1948 года оставался на посту генерал-губернатора доминиона. Однако как решительная позиция индийского правительства, создавшего, кстати, весьма благоприятные для князей условия интеграции княжеств, так и развернувшиеся в них антифеодальные движения заставили князей ускорить подписание протоколов с «формулой присоединения». В течение 1947-1949 годах 555 из 601 индийского княжества присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана. Интеграция бывших княжеств с Индийским Союзом шла тремя путями: 216 наиболее мелких княжеств объединились с соседними провинциями, образовав там отдельные округа; 70 княжеств вошли в состав доминиона как административные единицы, управляемые непосредственно из центра, - либо в старых административных границах, либо объединенных в союзы княжеств; 269 княжеств образовали федеральные единицы-либо союзы княжеств, либо отдельные федеральные провинции в старых границах. В новых провинциях, как союзах княжеств, так и отдельных бывших княжествах, проводились выборы в законодательные органы и создавались ответственные перед ними правительства. Губернаторами - раджпрамукхами, представлявшими центральную власть, там назначались бывшие князья.

В ходе объединения бывших княжеств с Индией была проведена, таким образом, первая крупная административно-территориальная реформа. Одновременно на государственных землях был проведен земельный кадастр и введена система земельно-налогового обложения типа райятвари. При этом в ряде бывших княжеств произошло снижение ставок земельного налога. Объединение княжеств с Индией и проведение в них административной и земельно-налоговой реформ значительно укрепило индийскую государственность и нанесло серьезный удар по силам феодализма. Однако компромиссное решение вопроса, сохранение за князьями обширных массивов их домениальных земельных владений, дворцов и прочих богатств, предоставление им крупных пенсий, а также различного рода привилегий, назначение некоторых бывших князей на посты раджпрамукхов и прочее, - все это создавало благоприятные условия для сохранения определенного влияния князей на экономическое, политическое и культурное развитие бывших княжеств. Процесс интеграции княжеств с Индийским Союзом в 1947-1949 годах проходил в основном безболезненно: лишь в трех княжествах: Джунагадх, Хайдарабад и Кашмир - имели место волнения. Правитель Джунагадха - мусульманин объявил о намерении присоединиться к Пакистану, хотя более половины населения княжества составляли индусы. Решение князя вызвало серьезные волнения в Джунагадхе, что вынудило индийское правительство ввести в феврале 1948 года в княжество войска и провести плебисцит. Огромное большинство голосовавших высказалось за присоединение к Индии. Правитель княжества бежал в Пакистан.

Более серьезная обстановка создалась в крупнейшем княжестве Хайдарабад. Его правитель - низам, также мусульманин, опираясь на политическую поддержку англичан, инспирировавших газетную кампанию в пользу сохранения особого положения Хайдарабада и его прямых отношений с Лондоном, всячески затягивал решение вопроса о присоединении княжества к Индийскому Союзу. В этой обстановке индийское правительство заключило в октябре 1947 года с низамом сроком на один год специальное соглашение о сохранении статус-кво, но обязывавшее низама не увеличивать свои военные силы, не получать какой-либо внешней военной помощи. Однако низам вскоре нарушил взятые на себя обязательства: в течение 1948 года в княжество было ввезено большое количество оружия из Пакистана. Дело явно шло к тому, чтобы создать в центре независимой Индии военно-политическую базу английского империализма. Одновременно серьезно осложнилась обстановка и внутри княжества. Начавшиеся еще в 1946 году народные выступления против власти низама переросли в крестьянское восстание, охватившее всю восточную часть княжества. Для подавления восстания княжеская администрация и феодалы создали военизированные банды разакаров, терроризировавших немусульманское население Хайдарабада. Аграрное движение в Телингане стало оказывать все возрастающее влияние на положение в соседних северных округах Мадрасской провинции, населенных также народом андхра. В этой обстановке индийское правительство, стремясь предотвратить и отрыв Хайдарабада от Индии, и распространение крестьянского восстания на область Андхра, в сентябре 1948 года предъявило низаму ультиматум, требуя, в частности, распустить отряды разакаров. 13 сентября вооруженные силы Индийского Союза вступили на территорию княжества и в пятидневный срок оккупировали его. Индийские регулярные войска не только ликвидировали отряды разакаров, но и начали действия против повстанцев в Телингане. В начале 1949 года низам подписал соглашение о вхождении Хапдарабада в доминион Индию, получив при этом пост раджпрамукха в своем бывшем княжестве. Наиболее сложная обстановка создалась в княжестве Джамму и Кашмир. Кашмир населен главным образом мусульманами, а управляет им князь, по религии индус. Кашмирцы, представляющие основную национальность княжества, боролись против власти князя, но не поддерживали Мусульманскую лигу вследствие ее проанглийской политики. После расчленения Индии магараджа Кашмира, боясь, то он смещен мусульманами правительством Пакистана, заявил о своем намерении вступить в Индийский союз. В ответ на это через территорию Пакистана в Кашмир начали вторгаться под видом вооруженных отрядов афганских племен - махсудов, афридиев и других - пакистанские войска. Индийский союз по просьбе магараджи ввел свои войска в Кашмир, и на территории Кашмира началась война между двумя вновь образованными фиктивными доминионами. Характерно, то, что главнокомандующим как армией Индийского союза, так и армией Пакистана был один и тот же человек - английский генерал Окинлек. Английская политика в Кашмире, так же как и в Хайдарабаде, была нацелена на провоцирование глубоких и долговременных конфликтов Индии с Пакистаном. Однако приезд в сентябре 1947 года в Кашмир Ганди, который сумел добиться освобождения из тюрьмы шейха Абдуллы и соглашения между князем и руководством Национальной конференции, сорвал английские планы. Тогда империалисты спровоцировали прямой вооруженный конфликт Индии с Пакистаном. 22 октября 1947 года отряды пакистанских племен из Северо-Западной пограничной провинции вторглись на территорию Кашмира и 26 октября были уже у столицы княжества города Сринагара. На оккупированной пакистанцами территории Кашмира было создано правительство «Азад Кашмира».

31 декабря 1947 года Индия передала вопрос о Кашмире на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Была образована Комиссия ООН по Кашмиру, в которой представители англо-американского блока заняли позицию углубления индо-пакистанских противоречий. Весной 1948 года военные действия были прекращены, и с 1 января 1949 года вступило в силу соглашение о прекращении огня. Еще осенью 1947 года после отречения от престола правителя Кашмира, его наследник, получивший пост главы государства в бывшем княжестве, подписал соглашение о присоединении Джамму и Кашмира к Индии, которое, однако, предоставляло новой провинции особую автономию и оставляло открытым окончательное решение вопроса о будущем статусе Кашмира. События в Кашмире и Хайдарабаде способствовали усилению напряженности в отношениях между двумя основными религиозными общинами - индусов и мусульман. Раздел Индии на два доминиона и установление границ новых государств сопровождались массовым переселением индусов и сикхов из Пакистана в Индию, а мусульман - в Пакистан. Эти массовые передвижения населения охватили в основном пограничные районы обоих государств. Из внутренних районов Индии в Пакистан выехали в основном лишь представители имущей верхушки торгово-промышленной буржуазии. Массовое переселение индусского и мусульманского населения вызвало резкое обострение индусско-мусульманской розни в обоих доминионах. Грабежи, разрушение жилищ беженцев, массовые убийства стали повседневным явлением. В ответ на зверства, чинившиеся религиозными фанатиками в Западном Пенджабе в отношении беженцев - индусов и сикхов, в Раджастхане, в Дели начались мусульманские погромы, распространившиеся на Бихар и некоторые другие районы Индии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать