Становление индийской государственности в постколониальный период
p align="left">Ганди, поборник индусско-мусульманского единства, глубоко переживал происходившее. В знак протеста против мусульманских погромов он объявил голодовку. Позиция Ганди вызвала глубокое недовольство в среде индусских шовинистских кругов, группировавшихся вокруг партии Хинду маха сабха в близкой к ней военизированной религиозной организации «Раштрия сваям севак сангх». Реакционные «руги не устраивала не только позиция Ганди по проблеме индусско-мусульманских отношений, но и известная радикализация его общественно-политических взглядов, которая произошла в 40-е годы. В обстановке разгула религиозно-шовинистической пропаганды член Хинцу члаха сабха 30 января 1948 года совершил на Ганди покушение, в результате которого он скончался. Убийство Ганди вызвало всеобщее возмущенно в Индии. Общественное мнение потребовало запрещения индусских религиозно-общинных организаций. В некоторых местах произошли убийства членов этих организаций. Правительство запретило деятельность Раштрия сваям севак сангха, а Хияду маха сабха была вынуждена заявить, что прекращает политическую деятельность и переходит к культурно-просветительной работе. В ходе трагических событий января 1948 года, завершившихся гибелью национального лидера, «отца индийской нации» М.К. Ганди, был нанесен серьезный удар по позициям индусского коммунализма в стране.

Наряду с укреплением государственного суверенитета вторая важнейшая задача заключалась в преодолении экономических последствий расчленения страны на два доминиона. Таким образом, фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена. Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа». Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава - Восточный Пакистан и Западный Пакистан, между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия - преимущественно индусами. И для того, то бы закрепить за собой роль верховного атрибута на Индостанском полуострове, английские правящие круги при поддержке американских империалистов спровоцировали многочисленные конфликты между Индией и Пакистаном. Таким образом, как Индийский союз, так и Пакистан по существу, как и прежде фактически оставались колониями.

1.2 Особенности социально-экономического развития Индии в период независимости

Послевоенные экономические трудности, связанные с неурожайными годами, сокращением военного производства, дефицитом некоторых видов сырья и промышленных изделий, усугубились разделом страны на два доминиона. К Пакистану отошли сельскохозяйственные районы, дававшие 40% сбора хлопка, 85% джута, 40% пшеницы. В Индии сразу же очутилась нехватка сырья для основной отрасли промышленности - текстильной, а также продовольствия. Вооруженный конфликт 1947-1948 годах, за которым последовала торговая война между Индией и Пакистаном в 1949-1950 годах, нанес удар по сложившимся еще в колониальный период межрайонным хозяйственным связям. Перед Индией встала задача создания собственной хлопковой и джутовой базы, в то время как перед Пакистаном - собственной текстильной промышленности. Нормализация торговых отношений между Индией и Пакистаном затруднялась также нерешенностью ряда других экономических вопросов, включая урегулирование проблемы имущества беженцев, взаимных финансовых претензий, раздела валютных резервов. Разорванными оказались единая ирригационная система и транспортная сеть: долгое время связь с Ассамом поддерживалась в основном по воздуху. В условиях сокращения снабжения текстильной промышленности сырьем, узости рынка сбыта фабрики либо закрывались, либо переходили на неполную рабочую неделю. От нехватки сырья и трудностей сбыта особенно страдало мелкое производство, ручное прядение и ткачество.

К осени 1949 года объем производства в основных отраслях промышленности составлял лишь 60-70% уровня, достигнутого в период второй мировой войны. Депрессивное состояние промышленного производства определялось не только затруднениями на рынках сырья и готовых изделий, но и изношенностью капитального оборудования. Подобное же положение сложилось и на транспорте, где 60% паровозного и вагонного парка нуждалось в замене. Сокращение производства обостряло проблему занятости. В некоторых районах безработица среди промышленных и мануфактурных рабочих достигла угрожающих размеров. Например, в Восточном Пенджабе численность промышленных рабочих в 1946/47 - 1947/48 хозяйственных годах сократилась на 1/3. Положение на рынке труда усугубилось наплывом беженцев, численность которых составила свыше 7 млн. человек. Нехватка промышленных товаров широкого потребления сочеталась с продовольственным дефицитом: в первые годы после достижения независимости сельскохозяйственное производство составляло 90% довоенного уровня. Возможности варирования для индийской буржуазии на экономическом фронте крайне ограничивались господствующим положением, которое занимал иностранный, в основном английский, капитал в важнейших отраслях экономики. Согласно первой переписи иностранных капиталовложений в Индии, проведенной по данным на июнь 1948 года, было установлено, что они составляли общую сумму 3,2 млрд. рупий, из которых на Англию приходилось 72%. Под иностранным контролем находилось 97% всех капиталовложений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, 93% - в резиновой, 90% - в узкоколейных железных дорогах, спичечном производстве, 89% - в джутовой промышленности, 86% - в чайно-плантационном хозяйстве, 73% - в горнодобывающей промышленности. Иностранные монополии получали ежегодно в среднем 1,2-1,5 млрд. долл. прибыли на вложенный капитал.

Постепенно были значительно расширены посевы под джутом и хлопчатником. Начались новые ирригационные работы. Для освоения целинных земель в 1947 году была создана государственная тракторная организация. Однако с гораздо меньшим успехом была проведена кампания по увеличению производства продовольствия. Продовольственный дефицит не уменьшался, в 1947-1950 годах Индия ввезла свыше 10 млн. т зерна. Несмотря на принятые меры, душевое потребление основных продовольственных товаров продолжало сокращаться. В 1948 году в городах было введено рационирование важнейших продовольственных товаров. Разгул спекуляции продовольствием и предметами первой необходимости тяжело сказался на бюджетах семей рабочих, ремесленников, мелких и средних служащих, низших прослоек предпринимателей. В то же время путем спекулятивных сделок создавались громадные состояния - усилился процесс первоначального накопления.

Известная стабилизация к 1949 году экономического положения в стране стимулировала перевод денежных накоплений имущих классов в промышленное предпринимательство. Несмотря на продолжавшееся сокращение текстильного производства, наметился рост продукции в некоторых отраслях тяжелой промышленности что было связано с оживлением гражданского и промышленного строительства. Началось обновление подвижного состава на железных дорогах и станочного парка на фабрично-заводских предприятиях путем довольно значительного увеличения ввоза капитального оборудования.

Импорт машин в первые годы независимости в большой степени покрывался средствами из образовавшихся в период войны стерлинговых авуаров Индии, составлявших в 1947 году общую сумму в 15 млрд. рупий. По англо-индийскому финансовому соглашению, подписанному в июле 1948 года, 5 млрд. рупии списывалось на уплату за военное имущество, пенсии английским чиновникам и другие, а оставшиеся 10 млрд. обеспечили для английской промышленности рынок сбыта капитального оборудования, которое шло на модернизацию и расширение промышленных мощностей Индии. Англо-индийское соглашение на какое-то время усилило влияние английских монополий на ход экономического развития страны, однако не предотвратило проникновения в Индию конкурирующих монополий, а также не препятствовало укреплению национальной буржуазии. Индийская буржуазия, слабая в финансовом и особенно в техническом отношении, создавала новые отрасли производства в основном на базе соглашений с иностранным капиталом в форме смешанных компаний. За первые три года независимости было создано 88 смешанных компаний - в автосборочном, тракторосборочном, велосипедном и других производствах. Правительство стимулировало частное предпринимательство, введя покровительственные таможенные тарифы, известные ограничения в деятельности иностранного частного капитала. Для финансирования промышленного строительства в 1948 году была создана государственная промышленно-финансовая корпорация с капиталом 100 млн. рупий. Наиболее полно принципы экономической политики правительства доминиона Индийский Союз были изложены в Декларации о промышленной политике, оглашенной Джавахарлалом Неру в Учредительном собрании в апреле 1948 года. В этом программном документе был зафиксирован курс на развитие так называемой смешанной экономики путем зарезервирования за государством определенных сфер предпринимательства. Монополией государства объявлялись производство вооружений и атомной энергии, а также железные дороги. В группе отраслей тяжелой промышленности, включая черную металлургию, угольную и нефтяную промышленность, а также самолетостроение и некоторые другие виды машиностроения, государство резервировало за собой исключительное право на создание новых предприятий. Наконец, объектом государственного регулирования и планирования были объявлены еще 17 важнейших отраслей тяжелой и легкой промышленности.

Курс на государственный капитализм проявился и в национализации 1 июля 1948 года Резервного банка Индии, и в принятии в 1949 году Закона о банках, усилившего правительственный контроль за деятельностью частных акционерных банков. На государственный сектор, образованный на базе бывшей собственности колониального правительства, в 1948 году приходилось лишь 6% всего промышленного производства. Как бы ни были ограничены первые госкапиталистические мероприятия правительства Неру, его экономическая политика радикально отличалась от политики колониальных властей. Таким образом, принятые в 1948, а затем в 1956 опубликованные правительственные декларации, определяли политику государства в области промышленного строительства. Основные отрасли тяжёлой и энергетической промышленности объявлялись исключительной или преимущественной сферой государственного предпринимательства. Национализированные в связи с этим транспорт, средства связи, два крупнейших банка, страховые компании, а также предприятия металлургической, металлообрабатывающей, энергетической, химической и других отраслей промышленности, гидроэнергетические и оросительные системы, строительство которых развернулось с середине 50-х годах составили основу государственного сектора. Одновременно государство оказывало финансовую и организационную поддержку частному предпринимательству. Наиболее полным выражением государственно-капиталистической политики стали пятилетние планы экономического развития, определяющие развитие государственного сектора и способствующие индустриализации Индии.

Колониальная структура индийской экономики, засилье иностранного капитала определили и место Индии в системе международного разделения труда. По-прежнему Индия представляла аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран, прежде всего Англии: в 1946/47 годах 60% всей стоимости импорта составили продовольственные и промышленные товары широкого потребления, а 52% экспорта - сырье и продовольствие. Раздел страны в целом обострил противоречия экономического развития Индии, определявшиеся колониальной структурой ее народного хозяйства. Впервые годы после достижения независимости Индия по-прежнему представляла отсталую аграрную страну, в экономической структуре которой господствовали докапиталистические уклады. По данным о национальном доходе на 1948/49 г., на сельское хозяйство приходилось 48,1%, кустарное и ремесленное производство - 11,5 и фабрично-заводскую промышленность - 8,3%. Господство феодальных пережитков в системе землевладения и землепользовании, средневековый уровень технической оснащенности сельского хозяйства обусловили один из самых низких в мире уровней производительности труда. На одном из последних мест в мире находилась Индия и по уровню национального дохода на душу населения, составлявшего в 1948 года 246 рупий. Это было в 10 раз меньше, чем в Англии, и в 20 раз меньше, чем в США. В то время как экономическая мощь индийской национальной буржуазии, в особенности её монополистической верхушки, возросла, материальное положение трудящихся масс улучшилось весьма незначительно по сравнению с колониальным периодом. Основным внутренним источником финансирования планов экономического развития было всё возрастающее прямое и косвенное налогообложение.

Перед молодым индийским государством встала грандиозная задача преодоления вековой отсталости и создания многоотраслевой современной экономики. В первые годы после достижения независимости усилия правительства в экономической области были в основном направлены на преодоление последствий раздела страны.

1.3 Характерные черты внутренней и внешней политики правительства доминиона

Правительство Неру установило дружественные отношения с СССР и другими социалистическими странами, одним из первых признало КНР. Вместе с тем в эти годы во внешней политике Индии наблюдались известные колебания и непоследовательность, что объяснялось как внутриполитическим положением Индии, так и в особенности давлением со стороны бывшей метрополии, сохранявшей значительное экономическое и политическое влияние в стране. Так, Индия, поддержавшая правительство Хо Ши Мина, в еще большей степени принципы национального суверенитета проводились во внешней политике правительства доминиона. Еще 7 сентября 1946 году временное правительство колониальной Индии заявило о нейтралитете Индии и не вхождении в военные блоки. Принципы мира и позитивного нейтралитета получили свое дальнейшее и полное развитие после достижения страной независимости. Активизации внешней политики Индии способствовало то обстоятельство, что страна не переживала периода дипломатической изоляции: к началу 1950 года Индия установила дипломатические отношения с 39 государствами.

На съезде правящей партии Национальный конгресс в Джайпуре в специальной резолюции были определены принципы внешней политики Индии: антиколониализм, мир и нейтралитет, неучастие в военных блоках. Индийские представители в ООН выступили с инициативой передачи подмандатных территорий в опеку ООН. Антиколониальная линия во внешней политике Индии особенно ярко проявилась в борьбе, которую вели ее представители в органах ООН против расовой дискриминации в Южной Африке. Первой попыткой со стороны Индии установить разносторонние контакты с азиатскими странами было проведение в 1947 году в Дели Межазиатской конференции, в которой участвовали представители 32 государств. Однако отсутствие общей политической платформы весьма ограничило ее позитивные результаты. На проведенной в 1949 году в Дели международной конференции по индонезийскому вопросу Индия ограничилась поддержкой решений ООН, которая фактически не оказала никакой помощи национальным силам в борьбе с колониализмом. В эти же годы Индия предприняла попытку опереться на США, рассчитывая на американское финансовое и техническое содействие процессу индустриализации страны. Неру рассчитывал также путем расширения индийско-американских связей несколько ослабить английское давление на Индию. С этой целью он предпринял продолжавшуюся с 11 октября по 7 ноября 1949 года поездку в США. Хотя попытка добиться политического сближения и не удалась, американская политика в Индии объективно способствовала установлению в последующие годы широкого индо-американского экономического сотрудничества и привлечению в Индию американского капитала.

Наименее благоприятно складывались отношения Индии с Пакистаном, обострившиеся из-за кашмирского вопроса. Передача спора о Кашмире в ООН позволила англо-американскому блоку создать с помощью Комиссии ООН по Кашмиру, а затем аппарата посредника ООН инструмент вмешательства во внутренние дела обоих доминионов. Твердая позиция Индии, отвергшей неоднократные предложения «посредников» о проведении в Кашмире плебисцита, предотвратила возможное превращение Кашмира в военный плацдарм НАТО в ключевом районе - на стыке границ СССР, Китая, Индии, Пакистана и Афганистана. Достижение Индией политической независимости явилось важнейшим условием дальнейшего экономического и социального прогресса страны. Однако впервые годы независимого развития его результатами сумели воспользоваться лишь имущие классы индийского общества. Ухудшившиеся в 1947-1949 годах условия жизни широких масс индийского народа создали предпосылки роста социальной напряженности в стране и развертывания классовой борьбы. Решения II съезда Компартии Индии, который проходил в Бомбее в конце февраля - начале марта 1948 года, оказали большое влияние на организованное рабочее и крестьянское движения 1948-1949 годах. На съезде были представлены 89 тыс. членов партии, что свидетельствовало о значительном расширении ее рядов. Отчетный доклад Генерального секретаря ЦК КПИ П.Ч. Джоши был подвергнут на съезде резкой критике. Руководство КПИ во главе с Джоши было обвинено в националистическом уклоне. Основная задача революционных сил, как указывалось на съезде, состояла в создании демократического фронта, программа которого включала проведение глубоких социальных преобразований, в том числе ликвидацию помещичьего землевладения без компенсаций; национализацию английских предприятий и основных отраслей промышленности и банков; введение минимума заработной платы и 8-часового рабочего дня; установление рабочего контроля на предприятиях; упразднение княжеств и административное переустройство на национальной основе; провозглашение права на самоопределение всех национальностей Индии; запрещение кастовой и прочей дискриминации. Съезд осудил расчленение Индии как империалистический маневр и потребовал полного разрыва с Британской империей. Однако, несмотря на декларацию о тактике демократического франта, большинство делегатов поддержали левосектантскую позицию по отношению к национальным силам. Правительство Неру характеризовалось как перешедшее в лагерь империализма. Избранное на съезде новое руководство партии во главе с Б.Т. Ранадиве фактически взяло курс на свержение правительства Конгресса путем вооруженного восстания.

Левосектантский уклон в деятельности руководства КПИ нанес урон коммунистическому движению в стране. В ряде мест ослабли связи с массами, от партии отошли определенные группы политически сознательной части населения. Правые силы в стране развернули кампанию травли коммунистов. Практически компартия и руководимые ею массовые организации были вынуждены уйти в подполье. В некоторых провинциях их деятельность была и формально запрещена законом. Начались репрессии против коммунистов и активистов массовых организаций. В тюрьме оказались многие члены политбюро, руководства Всеиндийского Конгресса профсоюзов и Кисан сабха. Условия тяжелой подпольной борьбы закалили партийное ядро, но в то же время затруднили развертывание деятельности массовых организаций. На репрессии против компартии и профсоюзов рабочий класс Индии ответил митингами и забастовками протеста. Однако наметилось снижение общего уровня стачечной борьбы: в 1948 году в ней участвовало 1 050 тыс. рабочих и было потеряно 7,8 млн. рабочих дней, а в 1949 году - соответственно уже 685 тыс. рабочих и 6, 7 млн. рабочих дней. На спад экономической борьбы рабочего класса оказали влияние не только усталость рабочего класса, жестокие репрессии властей, положение в коммунистическом движении, но и раскол в профдвижении страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать