Становление индийской государственности в постколониальный период
p align="left">После раскола Индийского национального конгресса в 1969 году внутри правящей партии заметно ослабли силы, оказывавшие давление на правительство Индии с целью изменить его внешнеполитический нейтралистский курс в сторону преимущественной ориентации на западные страны, и прежде всего США. Это позволило правительству Ганди следовать основным принципам внешней политики, разработанным еще в период руководства страной Джавахарлалом Неру, а также проводить меры, направленные на дальнейшее развитие политического, экономического и культурного сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами. В соответствии с курсом на укрепление позиций Индии в «третьем мире» продолжалась, как я в 1967-1969 годах, активность индийской дипломатии, направленная на упрочение двусторонних отношений с афро-азиатскими странами. Задачи индийской внешней политики заключались также в укреплении и расширении отношений с развитыми капиталистическими странами, что прежде всего определялось нуждами экономического и социально-культурного развития страны. Важнейшими внешнеполитическими проблемами Индии по-прежнему оставались отношения с Пакистаном и Китайской Народной Республикой. Затянувшиеся нндопакистанский и индокитайский конфликты продолжали оказывать влияние на развитие отношений Индии с третьими странами, в первую очередь с великими державами.

Напряженность в отношениях с Пакистаном, ярко проявившаяся во время конференции мусульманских стран в Рабате летом 1970 года, усилилась с конца 1970 года в связи с резким обострением внутриполитической обстановки в Пакистане. Подъем национально-освободительного движения в Восточном Пакистане; победа в декабре 1970 года на первых в истории Пакистана всеобщих выборах бенгальской национальной партии «А вами лиг», а также находящихся в оппозиции к военному режиму Яхья-хана в Западном Пакистане; непризнание правящими кругами Пакистана результатов выборов; подавление военной силой бенгальских национальных организаций; разгон органов законодательной власти в Восточном Пакистане, арест 26 марта 1971 года бенгальского национального лидера Шейха Муджибура Рахмана - вся эта цепь событий завершилась широкими военными операциями западно-пакистанской армии, направленными против отрядов сопротивления и поддерживающего их бенгальского населения. Массовые разрушения и убийства, совершенные в течение восьми месяцев правительственными войсками, вызвали приток в Индию бенгальских беженцев, общая численность которых к концу 1971 году достигла 10 млн. человек.

Размещение и обеспечение такой массы людей легло тяжелым бременем на экономику Индии. Моральная поддержка, оказанная в Индии бенгальскому национальному движению, вызвала в Пакистане яростную антииндийскую кампанию, поощрявшуюся пакистанской военной администрацией. Все это крайне осложнило индийско-пакистанские отношения. Положение усугублялось открытым выступлением на стороне правящих кругов Пакистана правительства Китая, а также в общем благожелательным отношением к политике Пакистана со стороны США. В этой обстановке большую роль сыграла твердая и последовательная позиция Советского Союза, решительно выступившего за прекращение кровопролития и мирное политическое урегулирование проблем. Логика развития как внешнеполитического, так и внутриполитического положения Индии предопределила усиление тенденций на сближение с Советским Союзом. Заключение 9 августа 1971 года советско-индийского Договора о мире, дружбе и сотрудничестве не только подняло на новую ступень отношения между двумя странами, но и значительно упрочило международное положение Индии. Несмотря на усилия предотвратить дальнейшее обострение событий на полуострове Индостан, 3 декабря 1971 года начался военный конфликт между Индией и Пакистаном. 14-дневные военные операции, происходившие на широком фронте, закончились капитуляцией пакистанских вооруженных сил и прекращением 17 декабря по инициативе Индии огня. Поражение Пакистана и крушение режима военной администрации, образование Народной Республики Бангладеш, военная победа Индии - все эти события значительно изменили соотношение сил в Южной Азии и оказали влияние на положение внутри самой Индии. Они сыграли роль факторов, способствовавших значительному росту престижа И. Ганди и победе Национального конгресса на выборах 1972 года. Урегулирование вопросов, связанных с последствиями индопакистанского конфликта, занимало важнейшее место в индийской внешней политике в течение 1972 года. В феврале 1972 года Индия заключила с Бангладеш Договор о дружбе и сотрудничестве и оказала ей экономическую помощь. В марте 1972 года индийские войска были выведены из Бангладеш. 3 июля 1972 года после переговоров в Симле между И. Ганди и новым президентом Пакистана 3.А. Бхутто было заключено индопакистанское соглашение, создавшее основу для будущего урегулирования опорных проблем мирным путем. В соответствии с этим соглашением к концу 1972 года был в основном урегулирован ряд вопросов, возникших в связи с вооруженным конфликтом.

Пропакистанская позиция правительства США во время военного конфликта, замораживание американской помощи привели к резкому ухудшению американо-индийских отношений. В то же время усилились тенденции, направленные на развитие отношений с государствами, представляющими прогрессивные силы в мировой политике. Выражением этого стало, в частности, дипломатическое признание Индией ДРВ и ГДР, официальная поддержка со стороны правительства Индии предложений Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам. Индия резко осудила американскую политику во Вьетнаме, позицию сайгонского режима, а также агрессию Израиля против арабских стран. Советско-индийский договор 1971 года способствовал дальнейшему успешному развитию политического, экономического и культурного сотрудничества. В 1972 году были заключены крупные советско-индийские соглашения в области научно-технического сотрудничества. Наметившийся в 1972 году общий поворот к ослаблению международной напряженности оказал влияние и на внешнюю политику Индии. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев следующим образом оценил значение советско-индийской дружбы и место Индии в системе международных отношений: «Выдающееся место в формировании судеб Азии, бесспорно, принадлежит Индии. С этой страной нас связывает Договор о мире, дружбе и сотрудничестве. Мы рассматриваем его как надежную основу долговременных добрых, дружественных отношений. Индия внесла много ценного во всю мировую политику, и роль ее - мы в этом убеждены - будет возрастать. Советско-индийская дружба крепнет из года в год, и нет сомнения, что будущее ознаменуется новыми шагами в этом направлении - к большой пользе для народов наших стран и для дела всеобщего мира».

Важнейшее место во внешней политике Индии и в середине 70-х годов по-прежнему занимали отношения с Республикой Бангладеши и Пакистаном. Наряду с этими республиками Индия стремилась укреплять и развивать свои отношения и с другими соседними азиатскими государствами. Индии не удалось сколько-нибудь существенно улучшить свои отношения с Китаем. Они оставались напряженными со времени индокитайского конфликта в 1962 года. Отношения Индии с США, как и с другими развитыми капиталистическими странами, определяются, прежде всего, ее заинтересованностью в развитии торгово-экономических связей с Западом, получении экономической и финансовой помощи. Важнейшую роль и укрепление политической, экономической, военной независимости Индии от Запада сыграло советско-индийское сотрудничество, развивавшееся на основе Договора о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 году. Знаменательным событием в истории советско-индийских дружественных отношений стал визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в Индию в ноябре 1973 года в совместной декларации, подписанной в ходе визита Л.И. Брежнева и переговоров на высшем уровне в Дели, Советский Союз и Индия подтвердили свою решимость и впредь прилагать усилия к разрядке напряженности и оздоровлению международного климата. Советско-индийское экономическое сотрудничество стало одним из решающих факторов создания в стране индустриального комплекса на основе развития государственного сектора. Пришедшее к власти в результате всеобщих выборов в марте 1977 года новое правительство партии «Джаната» заявило, что основные направления внешней политики страны остаются неизменными, так как «проводимая Индией политика неприсоединения и установления дружественных отношений со всеми странами» отвечает национальным интересам страны». В системе международных отношений 70-х годов Индия по-прежнему занимала одно из ведущих место в группе неприсоединившихся стран. Индийская дипломатия продолжала проводить «Линию Неру», активно выступая против колониализма и неоколониализма, расизма, апартеида и империализма. Индия находилась на стороне народов Вьетнама, Южной Африки, арабских стран - жертв израильской агрессии.

Таким образом, Индия укрепила свою национальную независимость и теперь стала превращаться в великую державу в соответствии со своими потенциями и позитивной ролью в международной жизни. Этому способствовало взаимополезное советско-индийское сотрудничество, которое является важным фактором мира и прогресса. За три десятилетия независимого развития Республика Индия вышла на уровень великой азиатской державы. За это время Индия и её народ существенно изменились, обретя новую жизненную энергию. Несомненный подъем народных масс - это и важнейшее достижение самостоятельного национального развития страны, и залог её будущего. Опыт Индии свидетельствует о возможности продвижения развивающейся страны по пути национального возрождения в условиях парламентарной демократии, накапливая народные силы для дальнейшего развития.

Заключение

Краткие выводы по результатам работы:

1. Таким образом, новый этап в истории Индии начался с того, что после достижения независимости в 1947 году, она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства. Вступила на путь преобразования и модернизации внутренней и внешней политики страны.

2. Основной внешнеполитической проблемой для Индии стали её отношения с Пакистаном. Раздел бывшей Британской колонии на Индию и Пакистан по релегиозному признаку в обстановке крайнего обострения религиозной-общинной розни, нерешенность, по мнению Пакистана, вопроса о принадлежности княжества Кашмир, стал причиной крупных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами. В результате, которых был убит один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии М.К. Ганди. До настоящего времени конфликтный потенциал между Индией и Пакистаном по кашмирскому вопросу не исчерпан.

3. В ходе изучения данной темы стало очевидно, что для постколониальной Индии важнейшей задачей в области развития социальной политики явилась необходимость создания условий для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Сейчас в стране действует тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они - и каждая в отдельности - способствуют формированию общественно-политического климата в стране.

4. Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны стала конституция Индии. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности - ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону.

Можно сделать выводы что, введение в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии.

5. Анализируя деятельность ИНК, можно прийти к выводу что, начальный этап в развитии независимой Индии во многом был связан с деятельностью Конгресса в качестве правящей партии. Но после прихода правительства этой партии к власти возник вопрос, насколько оно сможет на практике осуществить социалистические идеи, которых ранее придерживались Неру и некоторые руководители партии. Влиятельная группировка в Конгрессе во главе с министром внутренних дел Сардаром Валлабхаем Пателем решительно выступила против реализации социалистических идей.

К середине 1950-х годов Конгресс провозгласил своей целью построение «общества социалистического образца» а в начале 1960-х годов «демократического социализма». Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. Государственный капитализм - главный рычаг подъема экономики в 1950-1960 годы. Пятилетние планы экономического развития страны были нацелены на ускоренную индустриализацию страны.

6. Анализируя ситуацию можно сделать выводы, что индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве и в стране в целом. Проведение аграрных реформ так же способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Так как основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.

7. В январе 1966 года во главе страны встала Индира Ганди - дочь Неру. В этот период были осуществлены первые мероприятия по реформированию индийской экономики, согласованные с Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами. Но проанализировав ситуацию в стране можно прийти к выводу, что эксперименты с реформами не дали нужного результата. И в дальнейшем политическое руководство Индии было вынуждено изменить курс с целью ослабить зависимость страны от иностранного капитала.

8. На выборах в 1977 году ИНК во главе с И. Ганди впервые потерпели поражение и потеряли власть. Главными причинами этого были отход от прежней социальной политики и использование насильственных, антидемократических, авторитарных методов управления.

9. В развитии внутриполитической ситуации в стране немаловажную роль продолжали играть этнические и языковые проблемы. Солидарность и взаимопомощь, основанные на религиозной и кастовой общности, часто выливались в кровопролитные конфликты. Этнические, религиозные, лингвистические проблемы - до настоящего времени остаются до конца нерешенными в Индии. Проблема каст - еще одна из тех, которая усугубляет межнациональную рознь Индийского народа. Хотя законы формально провозглашают равенство людей вне зависимости от кастовой принадлежности, а за представителями низших каст даже забронированы определенные квоты в вузах, государственных учреждениях и тому подобное, касты в настоящее время играют в Индии практически ту же роль, что и в прошлом.

10. Изучая внешнеполитическую позицию страны, можно сделать выводы, что у Индии создавались сложности во взаимоотношениях со странами Запада. Так, как Индия выступила против политики колониализма и расизма. Отношения Индии со странами социализма успешно развивались во всех областях, но страна всегда ощущала на себе давление со стороны США. Сложными сложились отношения Индии с Китаем. В ходе пограничного конфликта между Китаем и Индией, произошло сближение КНР с Пакистаном. Китай является основным геополитическим соперником Индии в Азии.

Южно-азиатский субконтинент является местом, где сталкиваются интересы ведущих стран мира. Место Индии в системе международных отношений изменилось после того, как в 1974 году она впервые произвела ядерные испытания, а в 1998 создала свою ядерную бомбу и перешагнула ядерный порог. Современная Индия оказалась в числе государств, существенно влияющих на мировую геополитику.

Оценка полноты решений поставленных задач. Поставленная цель работы достигнута, и задачи исследования полностью решены.

Рекомендации и исходные данные по конкретному использованию результатов работы. Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении истории Индии в новейшее время, при чтении лекционных курсов, проведении семинаров по истории международных отношений, политологии, теории и истории государства и права.

Список использованной литературы

4. Антонова К.А. История Индии. - М.: 1977. - 278 с.

5. Гарсмен О.М., Юревич Л.И. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии. - М.: 1989. - 326 с.

6. Нарбаев Б.К. Современное состояние кашмирского вопроса в пакистано-индийском конфликте // Аналитик, №5, 2007. - С. 35-37.

7. Дант П. Индия сегодня. - М.: 1978. - 377 с.

8. Полонская Л.Р. Махатма Ганди: смысл жизни. // Новая и новейшая история. №4, 1960. - 425 с.

9. Синхап Л. Революционные движения в Индии. // Народы Азии и Африки, №2, 1972. - С. 6 - 8.

10. Дьякова А.М. Национальный вопрос и английский империализм в Индии. - М.: 1948. - 205 с.

11. Комаров Э.Н. Критика буржуазного общества и эгалитарные концепции в Индии // Народы Азии и Африки, №6, 1967. - С. 13-14.

12. Юрлов Ф.Н. Опыт эволюционной демократической модернизации Индии // Эксперт, №1, 2010. - С. 27-30.

13. Девяткина Т.Ф., Индийский национальный конгресс. - М.: 1970. -

14. 266 с.

15. Кальвокаресси П. Мировая политика 1945-2000. Т. 2. - М.: 2003. - 488 с.

16. История стран Азии и Африки в Новое время. Ч. 1. - М.: 2001. - 328 с.

17. Новейшая история Индии. - М.: НАУКА, 1959. - 483 с.

18. Регинин А.И. Индийский национальный конгресс: очерки идеологии и политики. - М.: 1977. - 165 с.

19. Котовский Г.Г., Бонград-Левин Г.М., Антонова К.А. История Индии. - М.: 1979. - 608 с.

20. Губарев В.К. Всемирная История. - М.: НАУКА, 2007. - 309 с.

21. Дадебаев А.Д. Центральная Азия во внешней политики Индии. // Вестник, №5-6, 2008. - С. 15-18.

22. Проблема истории Индии и стран Среднего Востока. - М.: НАУКА, 1972. - 287 с.

23. Новая история стран Азии и Африки. Т. 2. Учебник для вузов. Под ред. А.М. Родригеса. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 400 с.

24. Володин М. Индия: становление институтов буржуазной демократии. - М.: 1959. - 273 с.

25. Райков А. Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу 1905-1950 г. - М.: 1979. - 276 с.

26. Антонова К.А. История Индии. Краткий очерк. - М.: МЫСЛЬ, 1979. 486 с.

27. Стародубинский Б.А. Индия в мире \\ Континент, №2, 2009. - 21-23 с.

28. Орестов О.Л. Ворота Индии. - М.: 1989. - 381 с.

29. Шигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке. - М.: 1990. - 328 с.

30. Богатуров А.Д Системная история международных отношений в 1945-2003 годов. Т.2. - 2006. - 720 с.

31. Пробуждение Азии 1905 г. и революции на Востоке: Сборник статей. // Под ред. М.С. Годеса. 1935. - С. 16-19.

32. Степанянц М.Т. Философия ненасилия. // Коммунист, №13, 1990. - 24-25 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать