Становление индийской государственности в постколониальный период
p align="left">Еще в мае 1947 года под эгидой Национального конгресса был создан Индийский национальный конгресс профсоюзов, руководство которого в январе 1948 года активно поддержало обращение Рабочего комитета Конгресса к рабочим об установлении классового мира в промышленности. В 1948 году были образованы два других параллельных профцентра: «Хинд маздур сабха» и Объединенный конгресс профсоюзов, находившиеся под влиянием различных групп социалистов. Последний профцентр объединял в основном союзы на территории Западной Бенгалии. В первые годы после создания трех новых профцентров Всеиндийский конгресс профсоюзов оставался наиболее представительной организацией индийских трудящихся, что было подтверждено на его очередном съезде, состоявшемся в 1949 году в Бомбее. Крупнейшими забастовками в эти годы были многомесячные стачки текстильщиков в Коимбатуре и выступления служащих в Калькутте, Бомбее и других промышленных центрах страны. Несмотря на неблагоприятные условия, некоторые стачки окончились победой их участников: сокращен рабочий день на предприятиях, работавших круглый год, в отдельных предприятиях повышена зарплата и выплачены надбавки за дороговизну.

Важнейшим результатом борьбы рабочего класса было принятие в 1948-1949 годы ряда декретов, составивших основу законодательства о труде в независимой Индии: о минимуме заработной платы, социальном страховании, 8-часовом рабочем дне, государственном арбитраже, закон о трудовых конфликтах и др. Профсоюзные организации страны развернули борьбу за осуществление принятого рабочего законодательства. Наряду с борьбой рабочего класса в 1947-1949 годах в отдельных районах страны развернулись массовые выступления различных слоев индийского крестьянства. Наиболее активной была борьба различных групп низших прослоек крестьян-арендаторов, выступавших за снижение арендной платы, перевод ее из натуральной в денежную форму, упрочение прав наследственной аренды. Под этими лозунгами развертывалась борьба издольщиков в Западной Бенгалии, Бихаре, Бомбее, Пенджабе и других провинциях страны. Важное место в выступлениях крестьян-арендаторов занимала проблема сгона арендаторов с земли землевладельцами-помещиками и богатыми крестьянами. Более широкие слои крестьянства, включая верхние прослойки арендаторов, стали участниками массовых кампаний за демократизацию и скорейшее осуществление законопроектов об отмене системы заминдари, которые в 1946-1949 года были внесены провинциальными правительствами на обсуждение в законодательные собрания. В некоторых районах Соединенных провинций, Пенсу и на юге страны крестьяне начали прямой захват помещичьих земель. Наивысшего размаха эта форма крестьянской борьбы достигла в Телингане, где продолжалось начавшееся еще в 1946 году крестьянское восстание. В районах восстания были созданы народные панчаяты - органы власти, которые осуществили аграрную реформу, ограничив крупное помещичье землевладение и перераспределив отчужденные земли среди малоземельных крестьян. К концу 1948 года таким образом было перераспределено свыше 1,2 млн. акров земли. В 1949 году части регулярной индийской армии, брошенные на подавление восстания, вступили в Хайдарабад. После этого восстание переросло в партизанскую войну, длившуюся до 1951 года. На этой стадии среди повстанцев произошло дальнейшее размежевание. От движения отошла крестьянская верхушка, удовлетворенная проведенными в 1949-1950 годах аграрными реформами, а также напуганная усилением в панчаятах крестьянской бедноты, пришедшей к руководству восстанием. Борьба крестьянства вынудила буржуазно-помещичьи правительства штатов поторопиться с разработкой и проведением аграрных реформ, что было осуществлено уже после провозглашения Индии в январе 1950 года суверенной республикой.

Подводя итоги можно прийти к выводу, что новый статус Индии облегал проникновение американского капитала. Во внешней торговле Индии доля США почти сравнялась с долей Англии. После недолгого периода иллюзий народные массы, как в Индии, так и в Пакистане увидели, то закон о расчленении Индии явился новым маневром империалистов для сохранения своего господства в Индии. Так как экономическое положение Индии ухудшалось. Большинство отраслей промышленности находилось в состоянии упадка. Сам процесс разделения страны стал причиной массового насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира, который повлек за собой долгосрочный конфликт. Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Так же раздел Индии ослабил ее как в экономическом, так и в политическом и военном отношении. Во вновь созданных армиях Индии и Пакистана основные командные посты остались в руках англичан. Между Индией и Пакистаном до настоящего времени продолжается гонка ядерных вооружений. Английские капиталисты полностью сохранили свои позиции в экономике вновь образованных доминионов. В правительственном аппарате доминионов Хиндустани и Пакистан английские чиновники продолжали играть руководящую роль. В ряде провинций на постах губернаторов остались англичане. До 1948 года генерал-губернатором Индийского союза оставался Маунтбеттен. Таким образом, получив показной статус доминиона, Индийский союз фактически оставался в полной зависимости от Англии.

2. Становление основ индийской государственности

Позиции английского капитала в экономике Индии, зависимость национального производства от английского рынка - все это обусловило стремление индийской буржуазии сохранить Индию в рамках Британского содружества наций. В то же время руководители индийской политики искали такую форму сохранения Индии, как части Содружества, которая бы не нарушила национального суверенитета. В 1949 году в Лондоне собралась вторая конференция премьеров стран «Содружества наций» Британской империи. На этой конференции было решено, что Индийский союз будет объявлен «суверенной республикой», входящий в состав «Содружества наций» и признающей английского короля символом единства содружества.

На очередном съезде Конгресса в Джайпуре в декабре 1948 года правительство получило мандат на ведение переговоров на основе решений имперской конференции 1948 года. В мае 1949 года Всеиндийский комитет Конгресса и Учредительное собрание одобрили этот акт. Стремлением к консолидации индийской государственности, централизации власти проникнута Конституция Индии, принятая Учредительным собранием 26 ноября 1949 года. Индия провозглашалась суверенной республикой во главе с президентом, наделенным важными полномочиями: он является главнокомандующим вооруженными силами страны, назначает премьер-министра, по его рекомендации назначаются министры Центрального правительства, а также губернаторы штатов, являющиеся представителями центральной исполнительной власти, между сессиями парламента издает и отменяет законы, а также приостанавливает действие конституции. Высшим органом законодательной власти является Центральный парламент, состоящий из двух палат: народной палаты и совета штатов. Законодательными органами штатов являются законодательные собрания. Активным избирательным правом обладают граждане Индии, достигшие 21 года, а пассивным - 25 лет. Президент избирается специальной избирательной коллегией, образованной депутатами парламента и законодательных собраний штатов. В конституции проводится принцип строгого разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Правительство Индии и правительства штатов ответственны перед Центральным парламентом и законодательными собраниями штатов. Верховный суд Индии и высшие суды штатов наделены правом толкования законов и могут приостанавливать их действие как «противоречащие конституции». Принятие Учредительным собранием Конституции Индии означало юридическое оформление великого поворота в исторических судьбах страны. Первым президентом Индии депутаты Учредительного собрания единогласно избрали Раджендра Прасада, а первым премьер-министром стал Джавахарлал Неру.

Конституция была введена в действие с 26 января 1950 года в очередную годовщину Дня независимости и с тех пор отмечается как национальный праздник - День Республики.

2.1 Политическая борьба внутри ИНК и деятельность КПИ в 1950-1960 годы

Не прекращавшиеся массовые движения, сложная внутриполитическая ситуация, с одной стороны, давление извне - со стороны буржуазии Англии и США - с другой, оказывали значительное влияние на положение внутри партии Индийский национальный конгресс. После достижения политической независимости перед Индией встала историческая задача проведения глубоких экономических, социально-политических и культурных преобразований по перестройке колониально-феодальной экономической и социальной структуры, ликвидации народнохозяйственной и культурной отсталости и созданию современной диверсифицированной экономики как основы суверенного развития. В руководстве Национального конгресса определились два подхода к решению этих проблем. Одна линия - всемерное и ограниченное развитие частнокапиталистического предпринимательства, компромисс с феодально-помещичьим классом и князьями, подавление борьбы трудящихся и ориентация во внешней политике на западные страны - была представлена в руководстве Конгресса правой группировкой во главе с В. Пателем, заместителем премьер-министра и министром внутренних дел. Другая линия - преимущественное развитие государственного сектора, внесение планового начала в систему государственного регулирования развития национальной экономики, постепенное проведение антифеодальных аграрных и других преобразований, осуществление определенных мер по улучшению жизни трудящихся и следование нейтралистскому, антиколониальному по своей сущности курсу во внешней политике - была отражена в программных установках Джавахарлала Неру. Эта линия была активно поддержана центристскими и левыми группировками в руководстве правящей партии и центральных органах законодательной и исполнительной власти.

Борьба между сторонниками этих двух курсов развития Индии и определяла внутреннее положение в Национальном конгрессе. Неру, несмотря на противодействие консервативных сил, еще в первые послевоенные годы в значительной мере удалось осуществить намеченный им политический курс. Однако политический вес и влияние В. Пателя, ставшего вторым лицом в правящей партии и государстве, неуклонно возрастали, чему, в частности, весьма способствовала его личная роль в укреплении административного аппарата, сохранении единства страны и консолидации национальной государственности. Патель был кумиром буржуазно-помещичьих кругов, «сильным человеком» в правительстве Индии. Усиление влияния Пателя и его группы стало заметно после того, как на съезде Конгресса, состоявшемся осенью 1950 года в городе Насике, президентом Конгресса был избран его сторонник П. Тандон. Обстановка как в руководстве, так и в местных организациях правящей партии осложнилась. В результате несколько левых групп, образовавших Крестьянско-рабочую партию и партию Народный конгресс, вышли из Конгресса. Внутри Конгресса левая оппозиция оформилась в Демократический; фронт. В июне 1951 года в Патне состоялся учредительный съезд новой общеиндийской мелкобуржуазной партии - Кисан маздур праджа парти. Она образовалась путем объединения, вышедшего из Конгресса Демократического фронта во главе с лидерами А. Крипалани и Р.А. Кидваи с некоторыми организациями Крестьянско-рабочей партии и Народного конгресса. Выход из Конгресса некоторых левых группировок, с одной стороны, кончина в декабре 1950 года В. Пателя - с другой, ослабили как крайне правое, так и левое крыло в руководстве партии, что объективно способствовало укреплению положения центристов во главе с Джавахарлалом Неру. Однако влияние правых в центральных органах партии, группировавшихся вокруг председателя Национального конгресса П. Тандона, оставалось весьма значительным. Только в сентябре 1951 года Рабочий комитет Конгресса в предвидении приближавшихся первых всеобщих выборов в законодательные органы страны и учитывая громадную общенациональную популярность Джавахарлала Неру избрал его на пост председателя партии.

Одновременно с поляризацией сил внутри Национального конгресса и образованием новых мелкобуржуазных политических организаций усилился процесс дальнейшего размежевания в лагере левой оппозиции. В апреле 1951 года из Социалистической партии выделилась группа левых социалистов во главе с Аруноп Асаф Али, которая решительно выступила против правого оппортунизма Джайпракаш Нараяна и других лидеров партии, за сотрудничество с коммунистами. В стране стали создаваться более благоприятные условия сотрудничества коммунистов и мелкобуржуазных революционных демократов. Этому способствовали изменения, происходившие в коммунистическом движении Индии. Левосектантский уклон, а также репрессии со стороны органов власти нанесли серьезный ущерб коммунистическому движению, связям коммунистов с массами. К началу 1951 года численность компартии уменьшилась более чем втрое и составляла всего 25 тыс. человек. Однако здоровые силы внутри партии развернули борьбу за преодоление левосектантского уклона. Уже в мае 1950 года состоялся пленум ЦК Компартии Индии, избравший новый, временный состав Центрального Комитета. Новое Политбюро ЦК разработало и опубликовало в апреле 1951 года проект программы партии, в которой был намечен курс на создание широкого антифеодального и антиимпериалистического фронта, включавшего национальную буржуазию, под руководством рабочего класса и его партии. Проект программы нацеливал, на осуществление антифеодальных, антиимпериалистических преобразований. В марте 1948 года собрался второй съезд коммунистической партии Индии. Со времени первого съезда численность партии сильно выросла, еще больше выросло её влияние. Партия не только стала руководить крупнейшими рабочими организациями и стачечной борьбой рабочего класса, но она играла ведущую роль и в крестьянском движении. Съезд партии осудил правонационалистические ошибки, допущенные руководством Центрального комитета был избран один из основателей компартии Индии - старейший деятель профсоюзного движения Ранадив. В качестве основной задачи второй съезд коммунистической партии Индии выдвинул создание демократического фронта для борьбы против англо-американского империализма и перешедшего в его лагерь буржуазного правительства Индии. Основными пунктами программы демократического фронта были намечены следующие: полное отделение от Британской империи и создание демократического правительства Индии; ликвидация помещичьего землевладения без компенсации; национализация крупной промышленности и в первую очередь всех предприятий, принадлежащих иностранному капиталу; национализация банков; установление рабочего контроля на предприятиях; обеспечение минимума заработной платы и установление 8-часового рабочего дня; право на самоопределение, вплоть до отделения для всех национальностей Индии и превращение Индийского союза в добровольный союз автономных национальных провинций. Во внешней политике съезд потребовал полного разрыва с англо-американским блоком агрессоров, сближения Индии с Советским Союзом и другими демократическими миролюбивыми странами

Положительные изменения в программных установках и тактике индийских коммунистов способствовали дальнейшему развертыванию массового движения в стране. Работа коммунистов и сотрудничавших с ними демократов в массовых организациях трудящихся была несколько облегчена в результате того, что в середине 1950 году наметился известный поворот во внутренней политике правительства Неру к большей демократизации общественной жизни. С лета 1950 года начали постепенно освобождать из тюрем арестованных коммунистов, осенью того же года был снят запрет с деятельности компартии и некоторых массовых организаций в штате Мадрас, а с января следующего года - в штате Западная Бенгалия. Активизировалась деятельность руководимых коммунистами крестьянских союзов, в особенности после легализации в августе 1951 года. Всеиндийского кисан сабха. За короткий срок в его рядах снова оказалось свыше 800 тыс. человек. Наряду с местными отделениями Всеиндийского крестьянского союза, находившегося под руководством коммунистов, в деревне в конце 40-х - начале 50-х годов действовали также другие крестьянские организации. В шести штатах были созданы кисан сабха, руководимые социалистами, но подлинно массовыми они были лишь в двух штатах - Бихаре и Уттар Прадеше. В марте 1949 года провинциальные кисан сабха были объединены в общеиндийскую организацию - Индийский крестьянский совет. Несколько позднее Хинд кисан панчаят слился с крестьянскими организациями, руководимыми крестьянскими демократами С.С. Сарасвати, Я. Шармой и другими, образовав Самъюкта кисан сабха. Основное влияние этого союза распространялось на Бихар, Уттар Прадеш, отдельные округа Западной Бенгалии и других штатов. Национальный конгресс в своей работе в деревне в основном опирался на местные партийные организации, а также на созданный еще во время войны Н.Г. Рангой Национальный крестьянский конгресс. Он ориентировался на зажиточную верхушку крестьянства и наибольшим влиянием пользовался на юге страны. Индийская крестьянская конференция поддерживала аграрную политику Национального конгресса.

Основным направлением организованного крестьянского движения была борьба за скорейшее осуществление и радикализацию обсуждавшихся в законодательных собраниях штатов законопроектов об отмене системы заминдари. Во всех штатах проходили массовые митинги и демонстрации, составлялись и направлялись в органы законодательной и исполнительной власти петиции, содержавшие требования крестьян. Массовые выступления крестьян нередко заканчивались столкновениями с полицией. Наряду с борьбой крестьянства за землю вторым важнейшим направлением как организованного, так и стихийного крестьянского движения была борьба за улучшение условий аренды. В предвидении аграрных реформ помещики-заминдары стали проводить массовый сгон с земли арендаторов с правами постоянной аренды, чтобы расширить площадь земель, сдававшихся в аренду издольщикам. Эти земли по законам об аграрной реформе сохранялись за землевладельцами. Сопротивление крестьян перерастало в вооруженные столкновения с помещиками, и поэтому в некоторых штатах местные правительства издали специальные указы, запрещавшие заминдарам сгон с земли крестьян-арендаторов. Под давленном выступлений крестьян-издолыциков, самой бесправной и эксплуатируемой части арендаторов, в большинстве штатов в конце 40-х - начале 50-х годов были приняты законы, регулировавшие арендные отношения: устанавливались максимальные ставки платы, ограничивавшие право землевладельца на сгон арендатора с арендуемого участка. Однако это законодательство почти не было осуществлено вследствие сопротивления землевладельцев, связанных с местным административно-налоговым аппаратом, а также слабой политической организованностью, низким уровнем классового сознания массы крестьян-арендаторов. Поэтому кисан сабха, руководимые коммунистами, повсюду проводили массовые агитационные кампании и другие формы работы среди арендаторов с целью информировать их о принятом арендном законодательстве и поднять на борьбу за ограничение феодальной эксплуатации. В отдельных районах страны началась организованная борьба сельскохозяйственных рабочих, направляемая специально созданными союзами, которые выступили с требованиями повышения поденной заработной платы и улучшения условий труда. Однако борьба сельского пролетариата носила локальный и ограниченный характер и занимала весьма незначительное место в общем потоке аграрного движения. В рабочем движении начала 50-х годов наряду с экономическими стачками, направленными против капиталистической рационализации и за повышение заработной платы, важное значение имели выступления профсоюзов за соблюдение предпринимателями законов о труде, изданных в 1948 году. В деятельности профсоюзов все большее место стали занимать вопросы отношений с предпринимателями и правительственными органами, контролировавшими осуществление рабочего законодательства. В 1950 году был опубликован законопроект, фактически устанавливавший правительственный контроль над деятельностью профсоюзов, однако его проведение было сорвано вследствие мощного протеста организованного рабочего класса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать