Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века
осле этой победы Ли Бон основал государство Вансуан (вьетн. - «вечная молодость»29) и провозгласил себя его императором. Однако спокойной жизни для этого вьетнамского государства не получилось. На протяжении 58-ми лет своего существования Вансуан вел неустанные бои с Китаем. В 603 г. династия Суй предприняла поход на Вансуан, закончившийся единственным результатом - стала ясна сила сопротивления южных соседей30. Но суйская армия во главе с Ян Гуаном, покорившая до этого сяньбийское царство Тогон, не собиралась уступать. Ян Гуан предпринял еще один поход на страну Юга и захватил столицу Вансуана - Лонгбьен (совр. провинция Хабак). Армия короля Ли Фата была разбита у горы Долонг. Остальные вьетнамские военачальники продолжили сопротивляться, однако были перебиты, один за другим31. Страна вновь оказалась под китайским гнетом. Представители династии Суй еще больше ужесточили политику ассимиляции вьетнамского народа, но он упорно продолжал борьбу с целью добиться независимости страны.

Период правления династии Суй был отмечен практически полным разрывом Китая и администрацией Зяоти. Суйские правители не отрицали, что в отношении южного соседа практикуют принцип «ослабленного поводка», т.е. их наместнику Цю Хэ была предоставлена практически полная свобода действий, чем он не преминул воспользоваться: жестоко эксплуатируя вьетов, он набивал карманы золотом. Цю Хэ даже не знал о смерти последнего суйского императора - настолько оторван от центра был южный придаток Китая, в который превратился Вьетнам. Посему, неудивительно, что сменившая королей Суй династия Тан решила восполнить этот пробел: Вьетнам снова был посажен на «короткий поводок».

В 679 г. династия Тан установила на вьетских землях протекторат Аньнань (Аннам). Три века господства этой династии, ставшие самым жестокими в истории отношений стран Севера и Юга, сопровождались регулярными, крупными восстаниями: в 722 г. вспыхнул бунт под руководством Май Тхук Лоана, а в 791 г. - восстание под руководством Фунг Хынга. Эти попытки отвоевать независимость, хотя и заканчивались неудачей, демонстрировали, насколько сильным было желание вьетов изгнать ненавистных захватчиков и вернуть своей стране независимость. Становилось все очевиднее - вьеты не могут проигрывать вечно. Однажды они должны были добиться своего. И они своего добились.

Произошло это в 905 г., когда в результате восстания под руководством Кхук Тхыа Зу, вьеты изгнали китайцев со своих земель. Большим подспорьем в их борьбе с агрессорами стал упадок династии Тан в Китае. Тем не менее, Поднебесная, хотя и была ослаблена междоусобицами, начавшимися с падением Танов, снарядила поход на юг во главе с Хуан Цао. Однако новая попытка завоевания завершилась разгромом китайского войска на р. Батьданг блестящим вьетнамским военачальником Нго Куйеном.

Нго Куйен - знаменитый вьетнамский полководец и патриот. Родился в Дыонгламе, в семье правителя местного округа Нго Мана. Нго Куйен прославил себя в веках не только своими победами, но и незаурядными личностными качествами: выдающимся умом, волей и физической силой. Именно по этой причине тактические ходы Нго Куйена всегда отличались нестандартностью и остроумием. Кроме того, вьетнамский полководец никогда не ждал нападения, а напротив, сам разворачивал боевые действия. Благодаря его своевременным действиям, в преддверии китайской агрессии обстановка в стране была стабилизирована, а солдаты - полностью готовы к войне. Нго Куйен обратился к ним с речью, в которой обличал Хуан Цао. «Хуан Цао - всего лишь несмышленыш, - говорил Нго, - он привел армию издалека, войска его устали»32. Таким образом, ободренные воины смогли мобилизовать все свои силы и нанести врагу поражение.

В военном отношении это была очень остроумная, идеально спланированная и выполненная операция. Нго Куйену удалось заманить противника в бухту, на дно которой заблаговременно во время отлива были вбиты сваи с острыми наконечниками, после чего отдал приказ всей мощью обрушиться на неприятеля. Этот хитроумных ход застал китайцев врасплох: их корабли вошли в бухту с приливом, а когда вода начала спадать, - сели на сваи и стремительно пошли ко дну. В той битве Поднебесная потеряла свыше половины флота, Хуан Цао погиб в бою. Его отец, шедший во Вьетнам с подкреплением, на полпути узнал о смерти сына: он встретил остатки обращенной в бегство китайской армии и счел за благо повернуть назад. Агрессивные замыслы китайцев были сорваны.

Стоит заметить, что победа при Батьданге стала первой крупной победой вьетов в условиях морского боя. Прежде вьеты применяли исключительно тактику партизанских налетов. Батьданг стал примером тонкого маневра в истории вьетнамо-китайских войн и свидетельствовал о возросшем военном мастерстве вьетов. Тактика Нго Куйена впоследствии не раз применялась в бою другими героями вьетнамского сопротивления. Одержав в 939 г. эту важную победу, генерал Нго Куйен объявил себя правителем независимого вьетнамского государства со столицей в Колоа, положив тем самым начало первой великой вьетнамской династии - Нго, правящей независимым Вьетнамом на протяжении следующих 944 лет. Эта победа открыла новую страницу в истории вьетнамо-китайских отношений, которые спустя несколько десятилетий начали принимать характер межгосударственных.

Дайковьет - пер. с вьетн. Великий Древний Вьет, - форма вьетнамского государства (968-1054). После смерти Нго Куйена в стране Юга разразились феодальные междоусобицы, в результате которых страна распалась на 12 уделов. Во главе каждого из этих уделов стоял крупный феодал - сыкуан (именно поэтому период междоусобиц получил название «эпохи 12 сыкуанов»). В 968 г. один из сыкуанов - Динь Бо Линь - положил конец противостоянию феодалов, объединив уделы в единое государство Дайковьет со столицей в Хоале.

Однако это вовсе не означало, что имперский Китай оставил попытки покорить южного соседа. Китайские династии придерживались традиционной внешнеполитической доктрины: «император Китая имеет полное право контролировать внутренние дела Дайковьета, а также право карать соседа в случае, если эти дела Китай не устраивали»33. Именно поэтому пришедшая к власти династия Сун, призванная якобы «исправить ошибки Тан в отношении вьетнамских земель», взяла на себя труд «вразумить» непокорных южан.

Но Суны, как ни стремились они ликвидировать «просчеты Тан» и вернуть земли, «принадлежавшие династиям Хань и Ли», повторили судьбу своих предшественников. Предприняв поход на южные земли, Суны столкнулись с ожесточенным сопротивлением вьетов. Династия ранних Ле, в условиях складывания в Дайковьете централизованного государства, смогла отбить первую попытку Сунов захватить страну. Весной 981 г. на р. Батьданг произошло ключевое сражение, в ходе которого вьетнамский полководец Ле Хоан отбил атаку сунской армии. Китайские войска вынуждены были отступить34.

Готовясь к повторному походу на Дайковьет, сунский двор собрал под свои знамена 100 тыс. пехоты, 10 тыс. конницы, 200 тыс. носильщиков. Были сформированы морские части, в задачу которых входила поддержка действий сухопутной армии. Вести китайских солдат в атаку были призваны лучшие военачальники Го Куй и Чжао Гао. За несколько месяцев до похода, в январе 1076 г., сунский император издал указ, в котором ультимативно заявил об «объявлении Вьетнама своим краем»35. Решив применить метод убеждения, император обратился с воззванием к вьетам: «Мы обращаемся к тебе, народ! Вы будете раздавлены, тяжело пострадаете, если не уговорите своего правителя присоединиться к Китаю. Если… он сам покорится и захочет служить нам, мы удвоим постоянную норму рангов и пожалований, старое зло и преступление будут смыты… Мы не пускаем слов на ветер. Надеемся, что этот наш край будет землей обетованной»36. Таким образом, сунский Китай едва ли не впервые попытался решить «проблему Вьетнама» мирным путем. Но Древний Вьет такое предложение вряд ли устроило бы.

В стране Юга же к тому времени власть прочно обосновалась в руках королей Ли, усилиями которых к 1069 г. страна была успешно централизована. При поздних Ли государство было переименовано в Дайвьет (Великий Вьет). Династия Ли заботилась об укреплении государства, способствовала распространению в Дайвьете буддизма в качестве основной государственной идеологии. Результаты их трудов не заставили себя ждать: окрепший Дайвьет сначала с успехом отразил вторую попытку агрессии со стороны сунской династии, а затем в предупреждение готовящегося китайского похода совершает поход на Север. Блестящие победы Ли-тхыонг Кьета (1075-1077 гг.) обеспечили возвращение Дайвьету некогда утраченных земель, богатых золотом и серебром - совр. провинции Каобанг и Лангшон. Отстоявшая право на независимость страна на время вздохнула спокойно.

Первые годы XIII столетия в Восточной Азии были отмечены кровавыми событиями - жестокие кочевники во главе с Чингисханом начали свои завоевания. В начале столетия был покорен Китай - самое могущественное на тот момент государство Азии. В 1253 г. потомок Чингиса - Хубилай-хан завоевал граничившее с Дайвьетом царство Наньчжао. Замыслив напасть на Сунов с юга, монголы потребовали от короля Чан Тхань Тонга предоставить им проход через территорию Дайвьета, но Чан это требование отверг, чем вызвал гнев кочевников. Полчища лютых завоевателей хлынули в страну, вторглись в Тханглонг и учинили в столице кровавую резню. Однако закрепиться монголам на вьетских землях не удалось. Немного выждав, дайвьетская армия нанесла контрудар и выдворила чужеземцев из страны. Причиной поражения кочевников стали, в первую очередь, климатические условия: привыкшие к жизни в степи, в материковом климате, они с трудом переносили условия тропического климата, негативно сказывавшемся на их здоровье. Выбитый из Тханглонга, враг на всем пути отступления подвергался нападениям со стороны вьетнамских партизан. Таким образом, первое нашествие монголов закончилось поражением. На время кочевникам пришлось оставить мысли о владении вьетскими землями.

К 1271 г. монголы завоевали весь Китай, а Хубилай взошел на престол, основав династию Юань. Добившись желаемого, Хубилай вспомнил и об оставшемся непокоренным государстве Юга, и о соседе Дайвьета - Тьямпе, поход против которой в 1282 г. также успехом не увенчался. Юани планировали превратить Тьямпу в плацдарм для развертывания экспансии в странах Южных морей. Но, поскольку Тьямпа была отделена от Китая территорией Дайвьета, завоевание ее без завоевания Древнего Вьета было невозможным. По мере нарастания угрозы на севере, пришедшая в 1225 г. к власти династия Чан, осознававшая неизбежность повторного монгольского вторжения, готовилась к войне.

Все вооруженные силы Вьетнама были сосредоточены под командованием еще одного выдающегося вьетнамского полководца - Чан Хынг Дао. Армия Чан Хынг Дао умело вела бой: не давая генерального сражения, она громила силы монголов и китайцев. В боях погибло множество китайских и монгольских военачальников, в том числе и предводитель монгольского похода - сын знаменитого хана Хубилая - Сагату. После этого монголы предприняли еще 2 попытки покорить неуступчивый Вьетнам, но ни один их поход не увенчался успехом. Более того, когда в 1288 г. на р. Батьданг состоялось решающее сражение, монголы потерпели сокрушительное поражение от Чан Хынг Дао, потеряв при этом 500 (!) кораблей. Год спустя был подписан мирный договор, а имя Чан Хынг Дао вошло в когорту славных имен борцов за свободу и независимость вьетнамского народа. Так, непобедимые монголы, истоптавшие земли половины мира, покинули страну Юга несолоно хлебавши. День победы над монголами ежегодно отмечается во Вьетнаме, как национальный праздник.

В истории вьетнамского сопротивления фигура великого Чан Хынг Дао всегда вызывала особый интерес. Этот человек не просто сумел отвести угрозу от вьетнамских границ, не просто в очередной раз восславил силу вьетнамского народа - он оставил своим потомкам важные наставления, касающиеся военного дела и просто человеческих отношений. Когда в 1300 г. король Чан Ань Тонг посетил его, дабы задать один-единственный вопрос: «что делать, если на страну вновь нападут с севера», великий полководец заметил: «Враг воюет числом, наше же искусство состоит в том, чтобы малым одолеть великое». «Когда захватчик наступает, как пожар и ураган, победить его нетрудно», - наставлял правителя Чан Хынг Дао, - «А вот если он терпелив, как шелковичный червь, обгрызающий листья тутового дерева, если он действует не спеша…, не стремится к быстрой победе, нужно найти хороших полководцев, обдумывать каждый шаг, как при игре в шахматы». Чан призывал соотечественников к выдержке, говорил о необходимости воспитания умения объединить свои усилия в случае внешней угрозы. Армия, по его мнению, должна быть единой и дружной: важно, чтобы солдаты и офицеры относились друг к другу как отцы и дети, государю же вменялось беречь силы народа, чтобы «иметь крепкие корни, которые прочно удерживают дерево». Чан Хынг Дао скончался вскоре после этой встречи, однако наследие его осталось жить в веках. Вьетнамский народ, который и по сей день бережно хранит память об этом выдающемся военачальнике, в самые трудные моменты своей истории, перед лицом неоднократной внешней угрозы, объединял свои усилия и оказывал захватчикам ожесточенное сопротивление. Вьетнамцы свято чтят имена всех полководцев, благодаря которым их «корни» прочны настолько, что этот народ не смогла сломить никакая агрессия. Каноны ведения войны, изложенные Чан Хынг Дао и применяемые им на поле боя, вьетнамцы не раз использовали в бою. Эти умения, которые вьетнамский народ пронес через поколения, впоследствии пригодились ему в период войны с американскими агрессорами. Вьетнамские партизаны умело применяли тактику Чан Хынг Дао, навязывая американцам частые стычки, без генерального сражения, в котором американское оружие могло бы проявить себя во всей своей «красе». Однако вьетнамцы, объединившись, смогли малым победить великое, как и завещал Чан Хынг Дао. Однако до великой победы вьетнамского народа над американцами было еще далеко, а уже в начале XV в. вьетам вновь представилась возможность проявить себя в бою - над вьетскими землями вновь нависла китайская угроза.

Династия Мин, пришедшая к власти в Китае в 1368 г., вслед за своими предшественниками объявила Дайвьет своим вассалом на вечные времена40. Таким образом, Дайвьет стал рассматриваться Минами как часть территории Китая. А в 1370 г. минский император Тай Цзу издал свой знаменитый указ о включении всех гор и рек Дайвьета вошли в число священных рек и гор Срединного государства. Стремясь реализовать свой замысел на практике, Мины двинули в южном направлении экспедиционный корпус численностью более 200 тыс. человек. Обстановка была благоприятна, как никогда: у власти в государстве Юга в то время находилась не пользовавшаяся популярностью династия Хо, узурпировавшая власть законной династии Чан. Реставрация Чанов и стала предлогом для вторжения в Дайвьет.

Ввиду слабости правящей династии, минским войскам понадобилось всего полгода для завоевания южного соседа. Однако на этот раз китайская династия завоевала Дайвьет с целью присоединения последнего в качестве административной единицы. Мины превратили Древний Вьет в округ Цзяоджи.

В 1418 г. в день национального праздника Тет (ставшего, как впоследствии выяснилось, традиционным днем развертывания вьетнамского Сопротивления) повстанческая армия, сформировавшаяся в Ламшоне и возглавляемая богатым землевладельцем Ле Лоем, подняла знамя освобождения. И хотя вражеские силы заметно превосходили силы повстанцев, армия Ле Лоя, поддерживаемая народом, вступила в неравный бой с противником. В ходе упорных боев и партизанских действий в стане противника, она нанесла китайцам ряд чувствительных уколов, а после этапа сражений в горных джунглях Тханьхоа, стало очевидно, что сходу подавить мятеж минская армия не в состоянии.

Период с 1423 по октябрь 1424 г. ушел на перемирие и стал передышкой для обеих сторон. Ею очень удачно воспользовался другой лидер вьетнамской армии - Нгуен Чай. В то время как китайцы, использовавшие паузу в целях разорения вьетнамских земель, Чай дал солдатам возможность передохнуть. После чего предъявил китайцам ультиматум, в котором предложил минским войскам сдаться и покинуть земли Вьетнама. Китайцы ультиматум не приняли, позволив войне затянуться еще на несколько лет.

Отказ от ультиматума был во многом продиктован тем обстоятельством, что войска противника ожидали подкрепления из Китая. Наконец, в ноябре 1426 г. оно прибыло. Однако вливание свежей крови в виде 50-тысячной армии под руководством Ван Туна не сказалось на результатах - китайские войска по-прежнему терпели поражение за поражением. Еще до прихода подкрепления, в 1425 г. ламшонская армия освободила Нгеан, где была создана опорная база, и Тханьхоа. В конце 1426 г. в результате разгрома при Тотдонге повстанцы вынудили Ван Туна занять оборону в столице, после чего китайский полководец запросил перемирия.

Осенью 1427 г. китайские войска вновь получили подкрепление: на этот раз Поднебесная направила в страну Юга 2 армии общей численностью в 150 тыс. человек. Стремясь окружить повстанческие отряды, обе армии двинулись из разных пунктов: 100-тысячная армия под руководством генерала Лю Шена из Гуанси, 50-тысячная армия под руководством генерала Му Цина - из Юньнани. Однако и эта мера оказалась недейственной: повстанцы, предварительно заманившие неприятеля в ущелье Тьиланг, нанесли решающий удар по китайским войскам. Это был полный и безоговорочный разгром, после которого минские войска так и не смогли оправиться. Окруженные в районе Тханглонга, остатки китайской армии во главе с Ван Туном были вынуждены обратиться к королю Ле Лою с просьбой о капитуляции и об обеспечении условий для вывода оставшихся войск в Китай. Ле Лой и Нгуен Чай предоставили им такую возможность: они не только позволили врагу беспрепятственно вернуться в Поднебесную, но и обеспечили их продовольствием и средствами передвижения. Так была поставлена точка в многовековом противостоянии земель Севера и Юга - временном промежутке, в который уложилось 7 антикитайских войн Сопротивления (сопротивление сестер Чынг против Ханей, Ба Чьеу против Ци, Ли Бона против Лянов, Кхук Тхыа Зу и Нго Куйена против Танов, Ли-тхыонг Кьета против Сунов, Чан Хынг Дао против Юаней, Ле Лоя против Минов). Войн, в ходе которых были продемонстрированы лучшие черты вьетнамской нации - патриотизм, героизм, а также глубочайшее самосознание. Венцом победы стало подведшее итог многовековой эпохе «противления Китаю» величественное провозглашение в 1428 г. воззвания по случаю изгнания китайцев - «Оповестительного слова о замирении Нго».

§ 3.«Оповестительное слово о замирении Нго» - обретение национальной независимости

«Оповестительное слово…» - один из важнейших документов во вьетнамской истории - было составлено и провозглашено героем освободительной войны против минских оккупантов Нгуен Чаем.

Нгуен Чай (1380-1442) - выдающийся вьетнамский полководец, дипломат, руководитель антикитайского восстания, патриот. Целиком отдаваясь борьбе на поле боя, в перерыве между сражениями он писал стихи. Помимо свободы, дарованной вьетнамскому народу, он оставил и богатое литературное наследие. Его перу принадлежит несколько стихотворений, неувядаемую славу Нгуен Чаю принес его знаменитый ультиматум минским войскам, где он с присущим ему патриотизмом и, в то же время, дипломатично, перечислил 6 условий поражения китайцев. «Оповестительное слово» стало главным его достижением на литературном поприще.

«Оповестительное слово о замирении Нго», провозглашенное в 1428 г. можно с уверенностью назвать Декларацией независимости вьетнамского государства. И действительно, первые строки «Оповестительного слова» очень похожи на преамбулу Декларации независимости Демократической республики Вьетнам:

[«Оповестительное слово…»: «Всеми признано: Высшая праведность - обеспечить мир и дать счастье народу!» Декларация независимости Демократической республики Вьетнам (провозглашена Хо Ши Мином 2 сентября 1945 г): «Все народы на земле равны: каждый народ имеет право на жизнь, счастье и свободу!]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать