Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века
гуены, занятые своими склоками с Чинями, не смогли своевременно задушить восстание: лишь когда с момента его начала прошло 3 года, Нгуены направили против повстанцев регулярную армию. В то же самое время Чини решили воспользоваться этой ситуацией, чтобы захватить ряд земель. Тэйшоны на тот момент были еще слабы, чтобы противостоять им, поэтому вынуждены были подчиниться, получив титулы от Чиней. Эту передышку тэйшоны использовали для успешной борьбы с Нгуенами на юге, в несколько раз расширив подчиненную им территорию. В 1778 г. Нгуен Ван Няк объявил себя императором государства Тэйшонов. Побежденные Нгуены обосновались в провинции Зядинь, сделав ее население своей опорой в борьбе с Тэйшонами

В это время уже шел процесс феодализации верхов движения тэйшонов, причем, утверждаемый ими порядок шел вразрез с интересами крестьянства, которое тэйшоны поддерживали в начале восстания. Росли налоги на содержание армии, двора, чиновничьего аппарата. Руководители движения Тэйшонов в большинстве своем превратились в представителей феодальной бюрократии, что позволяет говорить о складывании к концу XVIII - началу XIX в. феодального государства с сильной феодальной бюрократией, но без опоры на помещика, как это было прежде6. Крестьяне продолжали играть значимую роль в государстве Тэйшонов, их положение было куда лучше, чем на севере у Чиней, но хуже, чем в богатом Зядине - опоры Нгуенов в борьбе с Тэйшонами.

В 1786 г. армия тэйшонов во главе с Нгуен Хюэ выступила на Север и в очень быстро разгромила Чиней. После чего власть формально была передана королям Ле; фактически же она находилась в руках Нгуен Хюэ. Представители дворов Чинь и Ле постепенно включились в число тэйшонских чиновников. С этого времени страна была объединена тэйшонами практически полностью, исключение составлял лишь Юг, где еще сохраняли свое влияние Нгуены. Однако активная феодализация государства Тэйшонов не могла не привести к разногласиям между его лидерами: в результате ссоры Нгуен Няка и Нгуен Хюэ страна была поделена на 2 части - первый стал править в центре, второй - на Севере.

Обострением отношений в верхушке тэйшонского государства не могли не воспользоваться Нгуены, к тому моменту вытесненные из Зядиня и мечтавшие вернуть себе былое могущество. Однако их лидер - Нгуен Ань - прекрасно понимал, что сил для борьбы с тэйшонами у него недостаточно. Поставив цель возвращения Нгуенам власти в государстве выше интересов вьетнамского народа, он обратился за помощью извне.

§ 2. Сиамская агрессия 1784-1785 гг.

Итак, будучи не в силах самостоятельно справиться с Тэйшонами, Нгуен Ань, стоявший во главе реакционно настроенной южновьетнамской феодальной клики, был вынужден ступить на путь предательства: он призвал на помощь Сиам. Представитель клана Нгуен, таким образом, прибегнул к классическому средству эксплуататоров, видящих себя в опасности: он привлек к внутреннему конфликту внешнюю военную силу7. Сиамский же король увидел в этом предложении возможность захватить Зядинь и аннексировать государство Ченла. Король незамедлительно распорядился отправить в Зядинь 50 000-ную армию, возглавляемую его сыновьями - тьеу Тангом и тьеу Шыонгом8. Сиамская армия вторглась в южный Дайвьет с двух сторон: с суши и с моря. Нгуен Ань и его свита, некогда вытесненные в район Меконга Тэйшонами, тайком вернулись в страну в обозе сиамской армии. Вернуться напрямую им мешала сила народной ненависти, которая была сильна настолько, что сам Нгуен Ань признал: «Чтобы завладеть страной, нужно завладеть душами людей»9. Однако честолюбивый представитель клана Нгуен так сильно мечтал о возвращении власти в свои руки, что готов был поступиться отношением к нему вьетнамцев - императорский престол оказался дороже народной любви.

Поначалу ситуация на полях сражений складывалась в пользу завоевателей. Вторгшись в пределы Зядини со стороны государства Ченла, сиамцы вскоре начали теснить тэйшонов с их позиций на юге. Оба сиамских корпуса, объединившись, нанесли тэйшонскому генералу Чынг Ван Да несколько тяжелых поражений, заставив его начать планомерное наступление. Опьяненные первыми победами сиамские воины принялись грабить и убивать местное население, набивать трюмы кораблей золотом и увозить его в Сиам. Тем не менее, после 5 месяцев агрессии, к концу 1784 г. сиамцам удалось захватить лишь западную часть территории Зядинь10. Главные крепости территории - Митхо и Зядинь, равно как и восточную часть территории, по-прежнему удерживали Тэйшоны.

Руководители восстания Тэйшонов наблюдали за развитием событий из Куиньона, готовясь к началу ответных военных действий. В начале 1985 г. тэйшонская армия под руководством Нгуен Хюэ совершила морской переход и высадилась в Митхо. Сиамцы в это самое время оккупировали западную часть Тиензянга, где готовились к атаке на Митхо. Это была хорошо укрепленная, выгодная для сиамцев позиция, поэтому вьетнамские отряды, используя прилив, неоднократно подбирались к сиамским расположениям, нанося им точечные удары, чтобы, тем самым, выманить их из Тиензянга на речной отрезок от Ратьгама до Соаймута, который был избран плацдармом для контрнаступления. Таким образом, все было готово к генеральному сражению.

В ночь с 19 на 20 января 1785 г. армия Сиама решила нанести решающий удар по тэйшонам в Митхо и Зядини. Однако проницательный Нгуен Хюе устроил сиамцам засаду, и, подпустив противника на расстояние удара, открыл артиллерийский огонь. Пришедшие в замешательство сиамцы нарушили строевой порядок, и вьетнамцы, воспользовавшись этим, обрушились на них из засад. Все корабли агрессоров были потоплены, было убито около 40 тыс. сиамских воинов. Остатки войска бежали на территорию Ченлы, а после - поспешили вернуться в Сиам. Вместе с ними бежал и едва избежавший смерти Нгуен Ань12.

Блестящая победа Нгуен Хюэ, одержанная им в молниеносном бою, навсегда отбила у сиамцев охоту вмешиваться в дела страны Юга. Очистив южные границы страны от интервентов, он заслужил славу величайшего полководца и национального героя. Благодаря победе у Ратьгама и Соаймута тэйшоны смогли освободить большую часть Зядини, однако восточная часть района по-прежнему находилась в руках Нгуен Аня, который, признав недееспособность сиамцев в борьбе с Тэйшонами (которых они теперь боялись, «как тигров»), был вынужден искать новые варианты для возвращения власти в свои руки.

Не оставляли надежд на возвращение себе былой власти и представители формально правящей династии Ле. Ле Тьеу Тонг, как и Нгуен Ань, пренебрег многовековыми традициями предков и тоже решил обратиться за помощью к иноземным феодалам, а именно - к маньчжурам.

§ 3. Маньчжурский поход против Тэйшонов

Более трех столетий с момента разгрома Ле Лоем и Нгуен Чаем минской династии, китайцы не осмеливались ступать на вьетнамскую землю. Однако король Ле, жаждавший одной лишь власти, был слишком далек от патриотических настроений, а обстановка в стране была такой сложной, и оттого заманчивой, что китайские феодалы не могли не воспользоваться сложившейся ситуацией: они замыслили новый завоевательный поход на вьетские земли. Так начался новый этап вьетнамо-китайского противостояния уже в Новом времени, начало которому положила агрессия последней династии Поднебесной империи - династии Цин.

Маньчжурская династия Цин пришла к власти в Китае после свержения в результате крестьянского восстания против династии Мин. К концу XVIII в. Цины, успешно подавившие крестьянские выступления, приступили к захвату соседних территорий. Вскоре после начала своего правления, они захватили Внешнюю Монголию, Синьцзян, Тибет и Джунгарию13. В период правления императора Цянь Луна цинский Китай достиг расцвета своего могущества, во вьетском же государстве царили междоусобицы. Именно по этой причине император решил, что готов для похода на Дайвьет. Провозгласив своей целью возвращение власти «исконной» династии, Цины отправили во Вьетнам армию численностью в 200 тыс. солдат ударных войск и еще сотни тысяч солдат транспортных и вспомогательных подразделений14. Возглавлял китайские войска известный военачальник Сун Шии.

Схема 1.

Цинская армия:

I колонна II колонна III колонна IV колонна

Ком. Сун Шии Ком. Чжан Идун Ком. У Дацин

1 колона -(шла к Йенкуангу)

2 колона - (шла через Лангшон в Тханглонг)

3 колонв - (шла через Каобанг)

4 колона (шла через Туенкуанг)

Император Цянь Лун распорядился с максимальной выгодой использовать внутренние противоречия Дайвьета, дабы реализовать свои захватнические замыслы. Цины также предусмотрели и морскую экспедицию, которая, в случае необходимости, должна была высадиться в районе Куангнам и соединиться с основными силами цинской армии.

Армия Тэйшонов, в свою очередь, насчитывала всего несколько десятков тысяч человек, и располагалась в Бакха, оборонительные укрепления которой рухнули после первого же удара китайской дружины. Руководивший бакхайской армией генерал Нго Ван Шо был вынужден перейти в отступление, приняв единственное возможное в такой ситуации решение: отступить сейчас, «не потеряв ни одного бойца, а после, когда враг даст слабину, изгнать его»15. Так и было сделано. Перед отступлением вьеты разрушали мосты, уничтожали средства перевозки, оставляли на пути следования китайских колонн заградительные отряды. Сун Шии, пришлось потратить 20 дней на то, чтобы совершить переход до Тханглонга, ибо на всем пути следования его отряды подвергались многочисленным нападениям.

Тем не менее, Тханглонг был взят в рекордные сроки, что дало не встретившему сопротивления в столице Сун Шии повод для невероятной гордости. Силы I китайской колонны обосновались в западной части Тханглонга, после чего было принято решение отложить следующее наступление до весны. Армия Чжан Идуна расположилась в Кхыонгтхыонге16, войска У Дацина разбили лагерь в Шонтэе. IV колонна остановилась в Хайзыонге. Ни одна из колонн не встретила серьезного сопротивления по мере вторжения во вьетнамские города. Все говорило китайцам о неминуемой легкой победе. Большим подспорьем для Цинов также стало сотрудничество с ними представителя правящего феодального дома Ле - Ле Тьеу Тонгом, который помогал цинским захватчикам грабить и убивать свой народ, выполнял все поручения Сун Шии, и за свою «преданность» получил титул «Правитель Аннама»17.

Предательство выонга потрясло весь народ. «Никогда еще не бывало, чтобы правитель нашей страны так заискивал и унижался», - говорили вьеты. Падение престижа короля - по сложившейся исторической традиции опоры и надежды народа в борьбе с интервентами, - по мнению Нгуен Хюэ, могло подорвать силы и боевое настроение вьетов. Именно по этой причине 21 декабря 1788 г. он организовал церемонию своего восшествия на имперский престол под именем Куанг Чунга. «Мы [Тэйшоны] дважды восстанавливали на троне семейство Ле, однако оно оказалось неспособно защищать нас», - так пояснил свое решение стать выонгом Нгуен Хюэ в «Эдикте о восшествии на престол»18. По восшествии на престол, Нгуен Хюэ отдал немедленный приказ о переходе в наступление. Фактически, новый император взял на себя ответственность перед народом за дело спасения отчизны.

Перед походом Куанг Чунг обратился с воззванием к вьетнамскому народу: «Цины напали на нашу землю, захватили столицу Тханглонг… Со времени династии Хань захватчики не раз топтали нашу землю, убивали и грабили наших людей. Наш народ не мог мириться с этим, восставал и изгонял их. Против Хань были сестры Чынг, против Сунов - Ли-тхыонг Кьет, против Юаней - Чан Хынг Дао, против Минов - Ле Лой. Цины забыли, какая участь постигла Сунов, Юаней, Минов, и вновь вознамерились подчинить нашу страну, превратить ее в провинцию. Поэтому мы должны выбить их с нашей земли»19.

Враги воочию убедились, что армия Тэйшонов «многочисленна, как муравьи, неистова, как вода в час прилива». Разгром цинской армии под Тханглонгом был настолько ошеломляющим, что сам император Цянь Лун был вынужден признать ущерб, нанесенный престижу империи. Но главным было даже не это. После поражения агрессии Китай более не решался ни на реванш, ни на новые захваты. Китайский император, стремясь скрыть истинные причины нежелания продолжать войну, в одной из своих речей отметил: «Страна Аннань - это отдаленное и опасное место, где много топей и ядовитых испарений. Там плохая вода и нездоровый климат»20. Но эти оправдания не несли в себе истины. На самом деле, даже если бы Цины решили вновь направить войска во Вьетнам, им бы пришлось приложить немало усилий для того, чтобы «держать ее в подчинении». Цянь Лун понимал это, посему, принимая во внимание опыт предыдущих столетий, сделал соответствующие выводы: «При прежних династиях, когда страна [Аннань] входила в состав нашей территории, всегда кончалось тем, что они [вьеты] восставали. Если мы вновь захватим их земли, через несколько лет они устроят смуту»21. С момента разгрома под Тханглонгом китайцы на долгие десятилетия оставили мысль о подчинении себе неуступчивых соседей: династия Цин более никогда не посягала на независимость вьетских земель, а события, развернувшиеся в обеих странах в конце XIX - начале XX в. и вовсе не способствовали развертыванию китайской агрессии в отношении вьетнамского государства.

Великолепная победа вьетнамского народа во главе с Куанг Чунгом никого не оставила равнодушным: она отозвалась в сердце каждого вьетнамца. Так, вьетнамский поэт Нго Нгок Зу передал атмосферу, царившую после этой великой победы, в своих строках:

«Враг в злости ярился,

Окруженный со всех сторон морем ненависти,

Со сказочной быстротой мы ударили,

Как гром среди ясного неба,

И никто не смог нам противостоять.

Разбит неприятель, словно испепелен огнем из пасти дракона,

Бросая крепости, хватая лодки,

Бежал он, скрываясь как можно быстрее,

И наши войска вступили в Тханглонг»22.

Легендарные победы Нгуен Хюэ, в короткие сроки разгромившего 200-тысячное цинское войско и полностью, в течение всего нескольких дней, уничтожившего 50-тысячную армию сиамского короля, стали возможны благодаря объединенной силе 2 факторов: национального и антифеодального подъема народных масс23. В борьбе с Цинами, как и в случае с другими китайскими династиями вьеты развернули движение Сопротивления, призывая воинов дать отпор оккупантам.1789 г. подвел итог многовековой борьбе за независимость, в ходе которой были продемонстрированы лучшие черты нации: героизм, патриотизм, любовь к свободе и глубокое национальное самосознание. После изгнания Цинов, Нгуен Хюэ, или император Куанг Чунг, приступил к реализации целого ряда прогрессивных реформ. Новый король способствовал подъему экономики, поощрял земледелие. Позитивные тенденции наблюдались и во внешней политике: придя к власти, Куанг Чунг первым делом предложил Цинам открыть проходы из страны в страну для торговцев, чтобы не залеживались товары, и народ ни в чем не знал нужды24. Куанг Чунг попытался наладить торговлю и с европейцами: вьетнамские порты были открыты для западных торговых судов. Казалось бы, были созданы все условия для дальнейшего процветания страны Юга. Однако победе Тэйшонов во главе с Нгуен Хюэ не суждено было восторжествовать окончательно: они потерпели поражение. С помощью очередного иноземного вмешательства - на этот раз французского - династия Нгуен добилась реставрации своего режима. Причиной тому стали усилившиеся раздоры между лидерами Тэйшонов, которые не смогли должным образом противостоять активизировавшемуся Нгуен Аню (будущему императору Зя Лонгу). Нгуен Ань, опиравшийся на европейских и сиамских наемников и мелкопоместных феодалов юга, смог вытеснить Тэйшонов из Центрального Вьетнама - оплота тэйшонского движения, и в течение нескольких лет (1792-1802 гг.) подчинил себе и Север, сосредоточив в своих руках всю полноту власти в стране25. Все прогрессивные начинания Куанг Чунга были свернуты. Несмотря на это, движение Тэйшонов явилось ключевым событием в истории Вьетнама, поскольку создало все предпосылки для того, чтобы вьетнамский народ совершил важный поворот в своей многовековой истории. Однако произошло это лишь в 1945 г. Объяснялась подобная задержка единственным обстоятельством: вновь пришедшая к власти династия Нгуен, дабы добиться собственной реставрации, совершила тягчайшее преступление против собственного народа - преступление, последствия которого были в разы страшнее предшествующего «призвания сиамцев». Прихоть Нгуенов открыла дорогу для фактора, более чужеродного и опасного, чем сиамское или китайское вторжение: она дала старт проникновению в страну западноевропейского колониализма.

Глава V. Утрата национальной независимости

1858-1914 гг. Эти годы открыли, пожалуй, самый мрачный период вьетнамской истории. На протяжение этого периода страна оказывала ожесточенное сопротивление французским оккупантам. Но если прежде вьетнамский народ был в состоянии противостоять любому, даже превосходящему его в силе сопернику, то в этот раз они оказались бессильны перед лицом французского вторжения. Французское колониальное господство, окончательно установившееся в 1883 г., не было своевременно ликвидировано вьетнамским народом, хотя тот и приложил для этого все усилия, и увенчалось включением Вьетнама в объединенный союз государств-колоний ЮВА - Французский Индокитай.

§ 1. Исторические предпосылки французской агрессии во Вьетнаме

Первопричиной завоевания Вьетнама французскими колонизаторами многие исследователи называют упадок феодализма, вызванный противоречиями среди вьетнамских династийных домов. Вьетнам, ослабленный усобицами, стремлением реставрированной династией Нгуен к абсолютизму и, в результате, бедственным положением основной массы населения, оказался не в состоянии определять свою судьбу самостоятельно. Мало того, что вьетнамский народ, который в былые времена и в любых условиях мог дать отпор чужеземным агрессорам, утратил эту способность, так еще и Нгуен Ань «слона привел топтать могилы предков»1 - призвал иностранные державы решать проблемы государства, а на самом деле - подарил им возможность присоединить к себе государство Юга. И если с сиамским вторжением вьетнамцы усилиями Нгуен Хюэ справились, то противостоять планомерному французскому проникновению они уже не смогли.

Несомненным подспорьем в освоении и последующем завоевании полуострова стала деятельность миссионеров. Ведущие колониальные державы мира использовали деятельность миссионеров в качестве «разведки боем»: католические проповедники не просто вливались в жизнь чужого общества, они безошибочно выявляли наличие самых недовольных его категорий и оказывали влияние непосредственно на этих жителей страны. Таким образом, миссионеры обретали вес в обществе и подготавливали почву для постепенного завоевания заморской страны. Так было с Японией, Филиппинами, Малаккой. То же случилось и с Вьетнамом…

5.1.1 Первые миссионеры

Первый опыт миссионерства во Вьетнаме датирован 1533 годом, когда в провинции Намдинь начал проповедовать католический монах
.

Имя монаха в источниках не упоминается, да и об участи его известно только одно - он был изгнан из страны. С тех пор, начиная с 1553 г. миссионеры безуспешно пытались закрепиться на юге страны, а с конца XVI в. эти попытки стали систематическими2.

Первыми в этом нелегком начинании преуспели, разумеется, испанцы и португальцы - ведущие мореплаватели того времени. Испанские миссионеры решили искать поддержки среди людей, приближенных ко двору. Так, например, сестра короля Ле-тьеу Тонга приняла крещение сама, обратила в католичество придворных и способствовала созданию первого в Дайвьете женского монастыря3.

Иначе дела обстояли в отношениях христианства и крестьян: одна только проповедь могла стоить миссионеру жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать