Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века
а «преамбулой» следует упоминание о главной теме «Слова» - изгнании китайцев. Как уже упоминалось, в своих внешнеполитических начинаниях Поднебесная руководствовалась положениями конфуцианского учения, следовательно, причисляла вьетов к варварам, представителям низшей цивилизации. Более того, один из китайских императоров в свое время даже включил вьетнамские горы и реки в состав Поднебесной империи, что не могло не оскорбить народ Вьетнама. Именно по этой причине, Нгуен Чай в «Оповестительном слове о замирении китайцев» сделал особый акцент на том обстоятельстве, что вьеты в непрерывных боях отстояли свое право на культуру, защитили ее от чужеземных посягательств:

«Наша страна, Великий Вьетнам

Страна великой древней и высокой культуры.

В южном царстве свои горы и реки,

Из века в век Чиеу, Дини, Ли, Чаны ковали мощь родной державы,

Чтобы стояла она непоколебимо в соседстве с империей Ханов, Танов, Сунов, Юаней».

«Слово о замирении Нго» - выдающийся памятник вьетнамской патриотической литературы. Каждая его строка дышит любовью к Родине и безграничным самопожертвованием, которое вьетнамский народ положил на алтарь победы. С глубоким презрением Нгуен Чай говорит о многочисленных врагах, посягавших когда-либо на независимость вьетов: «Мы развеяли честолюбивые мечты Лю Куна, отбили воинственные притязания Чжао Ци; Сагату был пленен нами в Хамты, Омар - обезглавлен на реке Батьданг. Чэн Жи и Шан Шу трепетали от страха». Это, однако, не означало, что бесчестно вели себя исключительно китайцы - среди вьетов также нашлось много людей, которые, погнавшись за легкой славой, пошли на сотрудничество с ненавистными захватчиками («Мы выставили голову Чан Хиепа, служки захватчиков, на осмеяние народа»). Чай клеймит позором тех, кто покрыл себя бесчестьем в веках, героев же прославляет. Подводя итоги многолетнего вьетнамо-китайского противостояния, Нгуен Чай приходит к следующему выводу:

«Наша земля знала расцвет и упадок,

Но в ней никогда не переводились герои»

Завершается «Оповестительное слово о замирении Нго» строками, провозглашающими полную свободу Вьетнама от имперского Китая, которой он добился через 20 столетий, минувших с первого завоевания страны:

«Как светлый день наступает после черной ночи,

Навеки смыв позор порабощенья,

Для поколений мы открыли эру благоденствия.

В броню одевшись, мы сотворили подвиг, что будет славен в веках,

В четырех морях воцарился мир и повеяло обновлением.

Пусть же все узнают об этом!»44

Величие, с которым написано «Оповестительное слово о замирении Нго», не случайно. В самом деле: тот факт, что небольшая страна, порабощенная крупной, процветающей державой, смогла полностью восстановить независимость, был беспрецедентным событием в то время. Это свидетельствовало о зрелости вьетнамской нации, росте ее самосознания, необычайной жизнеспособности, мужестве и героизме. Война против Минов, начатая в горах Ламшона, носила характер, отличный от предыдущих антикитайских войн Сопротивления: под знамена Ле Лоя были собраны все народы Вьетнама, даже своенравные горцы вступили в ряды его армии. «Воззвание по случаю замирения Нго» перечисляет все события, предшествующие той славной победе («Скрывшись в горах Ламшона, замыслили мы великое дело… внезапными набегами мы одолевали силу, нападая из засад мы, слабые одолевали силу. В Боданге мы молнией разящей набрасывались на оккупантов, в Чалане валили их, как рубят бамбук»). При этом Нгуен Чай не забывает и о великих предках, приносивших славные победы вьетнамскому государству задолго до изгнания Минов:

«Наши короли Чиеу, Динь, Ли, Чан, наследуя друг друга, созидали государство; И, так же, как Хани, Таны, Суны и Юани, именовали себя императорами.

Наша страна знала расцвет и упадок,

Но в ней никогда не переводились герои.

Потому и обрел поражение Лю Гун, алкавший победы,

Потому и потерпел разгром Чжао Се, стремившийся к величию».

Таким образом, «Оповестительное слово о замирении Нго» подводит итог многолетней эпохе «противления Китаю», на протяжении которой враги «несли во Вьетнам войну и сеяли зло 2 десятилетия, на земле была растоптана гуманность, попрана небесная справедливость». В течение всего этого периода вьеты вели непрерывную борьбу с китайскими захватчиками, вновь и вновь предпринимавшими попытки захватить южные земли. Причин повышенного внимания Китая к вьетским землям, как мы выяснили, было несколько:

Прежде всего, Китаем в его внешнеполитических начинаниях двигало естественное стремление к расширению. В соответствии с простой формулой геополитики, более крупное и развитое в цивилизационном плане государство неизменно стремится поглотить уступающего ему в развитии соседа. Кроме того, проводя международную политику, страна желает захватить те земли, которые впоследствии смогут сыграть ему добрую службу, а именно: территории, имеющие выход к морям, долины рек и т.д. Вьетнам в этом смысле являлся для Поднебесной лакомым куском, поскольку был ключевым пунктом, открывавшим путь к странам Южных морей. Таким образом, государство Юга на долгие века превратилось в объект пристального внимания китайского государства;

Конфуцианская мораль также сыграла свою роль в китайско-вьетнамских отношениях. Учение Конфуция определило патернализм Срединной империи в отношении многих «варварских» стран, и Вьетнам не стал исключением. Китай стремился нести на вьетские земли «чистые, светлые» идеи Просвещения, однако, навязывание их силой ни к чему не привело: вьеты заимствовали и усваивали только то, что было приемлемо для их нации. Добившись независимости, Вьетнам завоевал право самому решать, что из китайского опыта принять, а что - отвергнуть. При этом, нельзя не отметить, что контакты в культурной сфере оказались крепче контактов в сфере политической: с поражением минского похода в 1428 г., государства свели внешнеполитические контакты к минимуму, однако китайская культура, хотя и превратилась из мощного потока в тонкую струю, продолжала проникать на вьетнамские земли;

Богатство земель Вьетнама во все времена приковывало внимание не только соседних, но и других государств. Плодородность южных земель и насыщенность металлическими рудами земель северных - вот то, что подстегивало Китай в его начинаниях. Развитие золотодобычи на юге страны стало еще одним фактором, определявшим захватнические настроения Поднебесной;

Ну и наконец, еще одним поводом для регулярных вторжений во Вьетнам стала вьетнамо-китайская идентичность, сложившаяся задолго до появления китайцев на территории страны. Вьетские племена и южнокитайские народности долго и плодотворно контактировали до заселения юга ханьцами: они обменивались культурными достижениями, практиковали смешанные браки. Кроме того, единожды привнеся изменения в государственную и социальную структуру Вьетнама, посеяв семена своей культуры на благодатную вьетнамскую почву, Китай ощутил себя полноправным хозяином страны Юга, а посему - не приемлел ее стремлений освободиться от китайского бремени. Долгие годы Вьетнам был вассалом в глазах Китая, и вьетам потребовалось приложить немало усилий и потратить немало времени на то, чтобы сбросить с себя китайское иго. За те 15 столетий, которые ушли на отвоевание независимости, вьеты развернули 7 антикитайских войн Сопротивления, последняя из которых увенчалась долгожданным успехом и сняла угрозу с вьетских земель на ближайшие 4 столетия.

После 10 лет войны, начатой Ламшонским восстанием, национально-освободительная борьба завершилась триумфом вьетнамского народа. Агрессивные устремления минского Китая потерпели неудачу. Страна сбросила с себя ярмо иноземного господства и вновь обрела свободу, избавившись более чем на 4 века (с начала XV до конца XVIII) от угрозы внешней агрессии со стороны Китая.

Так завершился один из самых тяжелых, и, в то же время, славных периодов в истории вьетнамского государства. На протяжение всего этого исторического отрезка Срединная империя не оставляла попыток завоевать своего южного соседа. Привлеченные богатствами вьетнамских земель, движимые конфуцианской моралью, китайские династии, одна за другой, снаряжали походы для покорения Юга. Порой китайское владычество затягивалось на несколько столетий, как это было в случае с династиями Хань, Лян и Тан, а иногда китайцы терпели сокрушительные поражения уже на начальном этапе завоевания, как это, например, произошло с династиями Сун и Мин. Но какой бы характер ни носила китайская экспансия, вьетнамский народ всегда находил в себе силы, чтобы хоть ненадолго изгнать интервентов со своих земель. Определяющим в истории китайско-вьетнамских отношений стал XV век: вьетнамцы смогли окончательно разбить китайцев и впредь уже не допускали установления над собой китайского владычества. Однако изгнание минских интервентов и последовавшее за этим «Оповестительное слово о замирении Нго» не просто подвело черту под многовековым противостоянием Вьетнама и Китая. Оно открыло перед вьетским государством и новые внешнеполитические горизонты. Вьетнамцы, доселе если и помышляли о территориальных приобретениях, то отводили этим начинаниям второстепенную роль - куда как важнее было отвоевать у Поднебесной право на самостоятельность. И вот, добившись, наконец, независимости, Дайвьет получил возможность оглядеться по сторонам и начать проводить самостоятельную внешнюю политику, уже не освободительного, а иного характера.

Глава III. Расцвет страны Юга

Самым ярким и спокойным периодом истории страны, из века в век боровшейся за самостоятельность и свободу, стал период с XV по XVII вв. В течение этих двух столетий обретшая независимость страна не только вступила в период расцвета феодализма, но и значительно увеличила свой внешнеполитический вес. Дайвьет, особенно в период правления поздних Ле - династии, основанной легендарным Ле Лоем, стал одним из наиболее значимых государств ЮВА и смог существенно увеличить свою территорию. Однако это не означает, что расцвет «страны Юга» имел исключительно положительные последствия, ведь он не только поставил государства региона перед фактом, что на азиатско-тихоокеанской авансцене появился еще один сильный персонаж. Дайвьет стал крайне привлекателен и для европейцев, на тот момент только-только разворачивающих свои «торговые войны»…

§ 1. Мудрая политика королей Ле

Итак, для страны Юга, добившейся, наконец, независимости от Китая, начался мирный этап развития. Этап, на котором рост страны больше не сдерживался иноземными наместниками, этап, на котором государство Дайвьет больше не подвергалось систематическим ограблениям. С этого момента страна Юга вступила в период своего расцвета, что было обусловлено, помимо изгнания китайцев, другим обстоятельством. Начиная с 1428 года, Дайвьетом стала управлять одна из самых почитаемых в истории Вьетнама династий - династия поздних Ле.

Династия поздних Ле (1428-1788) - победоносная династия, изгнавшая с вьетских земель минских агрессоров, пользовалась несомненно большей популярностью и авторитетом в народе, чем предшествовавшая ей династия Хо1. И дело здесь было не только в их непосредственном участии в изгнании Минов. Короли Ле вели рациональную, мудрую политику, как внутреннюю, так и внешнюю, что являлось единственным возможным способом скорейшего восстановления страны.

Усилия королей данной династии были направлены, прежде всего, на укрепление централизованного аппарата. Они вели борьбу против крупных феодалов, наделяя землями опору государства - воинов и крестьян, - за счет земель, конфискованных у крупных феодалов и чиновников, сотрудничавших с Минами2. Это означало непосредственное вмешательство государства в аграрный сектор. Укрепление государственной земельной собственности изменило формы феодального владения в Дайвьете. Исчезли крупные частные имения знати Чан, почти полное преобладание получили различные формы условного держания. Государственная земельная собственность в период правления поздних Ле в значительной мере развивалась в форме военных поселений.

Таким образом, после изгнания иноземных захватчиков и восстановления государственности страна вступила в период неизбежного бурного подъема, а затем - и расцвета. Это во многом объяснялось тем воодушевлением, тем зарядом энергии, который вьетнамский народ получил по возвращении к привычному, мирному образу жизни.

Другим немаловажным фактором возвращения Дайвьета к жизни стало проведение ряда реформ, предпринятыми первыми королями новой династии Ле. Своего высшего расцвета дайвьетская феодальная монархия достигла именно те в годы, когда у власти были короли Ле, а именно - в период правления Ле Тхань Тонга3.

Кроме того, короли Ле уделяли большое внимание укреплению страны. И хотя династия Мин больше не посягала на самостоятельность Дайвьета, эта мера лишней не была. Короли Ле последовали традиционному пути, избранному еще правителями Ли и Чан. Развивая традицию-закон «весь народ - солдаты», они организовали вооруженные силы государства в виде королевской армии, периферийных войск и сельских вооруженных отрядов.

XV в. по праву считается «золотым» веком» вьетнамского феодализма. С приходом к власти династии Ле, после изгнания с вьетских земель китайских агрессоров, открылись возможности для интенсивного развития. Дайвьет переживал период наивысшего расцвета во всех сферах деятельности. Быстро росли города, расширялась ирригационная сеть4. Успешное развитие ремесел и удачное географическое положение создавали хорошую базу для развития торговли. В рекордно быстрые сроки Тханглонг превратился в крупнейший торговый центр страны, уже в XIII в. ремесленные корпорации в столице занимали 61 квартал5.

Быстрыми темпами развивалось производство хлопчатобумажной ткани, шелка, парчи. Большим спросом у заморских купцов пользовалось оружие, а также ремесленные изделия: храмовая и дворцовая утварь, украшения. Тростниковый сахар и сахарный песок были своеобразным знаком качества южного района Дангчонга. Воск, пчелиный мед, алоэ, слоновая кость, рог носорога - все это вывозилось в качестве податей национальными меньшинствами.

В крупнейшие вьетнамские порты - Дананг, Вандон, Тханглонг, Фохиен - за вьетнамскими товарами заходили сиамские и яванские суда. Купцы обменивали привезенные товары на душистые масла, слоновую кость, рога, соль, драгоценные металлы, которыми особенно богата северная часть страны. Богатства земель Дайвьета стали объектом пристального внимания извне.

Благодаря послевоенному этапу мощного экономического развития к XVII в. южная часть страны, традиционно отстающая, по развитию ремесла и торговли догнала север. Главными центрами здесь стали Тхуанхоа и Куангнам. Эти районы славились своими ткацкими и гончарными изделиями, отменным сахароварением, также активно развивалась добыча полезных ископаемых. Иностранные купцы называли Куангнам «золотым дном», поскольку главным экспортным товаром района стало именно золото: богачи могли купить здесь целую гору и право на разработку ее недр.

Одновременно с появлением множества торговых пунктов строились и новые морские порты. На юге важным торговым пунктом стал Хойан, где, как гордо отмечали вьеты, было «великое множество товаров, что даже сотня больших кораблей не смогла бы их вывезти за один раз»6. В Хойан, равно как в Тханглонг или Фохиен, часто заходили китайские и японские торговые суда. Начиная с XVI в., Вьетнам стал устанавливать торговые отношения с западными странами. Эти контакты явились следствием экспансии развивающегося европейского капитализма на Восток. С середины XVI в. во вьетнамские порты стали заходить следовавшие из Макао португальские корабли. Вскоре голландцы, в жестком соперничестве отвоевавшие у Португалии главенствующее положение на Востоке, прочно обосновались в Индонезии, откуда вели торговлю с разными странами, в то числе и с Вьетнамом. Некоторое время спустя голландцы основали ряд факторий и в нескольких вьетнамских городах. Примерно в середине XVII в. во Вьетнаме появились также английские и французские фактории7.

Таким образом, чем интенсивнее развивалось государство, тем привлекательнее становились вьетские земли для европейцев. Кроме того, в XVII в. утратила свое влияние династия Ле. Короли Ле номинально управляли Вьетнамом вплоть до 1788 г., однако, правление их было скорее символическим. Фактически же власть в стране была сосредоточена в руках династийных домов Нгуен и Чинь. На протяжение нескольких десятилетий эти династии вели непримиримую междоусобную вражду, чем не могли не воспользоваться европейцы. Так, Португалия продавала оружие и помогала его изготавливать Нгуенам, а Голландия трижды пыталась вступить в военный союз с Чинями. И те, и другие были заинтересованы в победе одной из сторон, дабы впоследствии установить монополию на вьетнамских рынках. В июле 1643 г. Нгуены разбили голландскую эскадру в районе Куангнама. Англичане несколькими годами позже захватили о-в Конлон, с целью превратить его в военную базу. Однако в 1703 г. местное население с помощью армии Нгуенов освободило остров, обратив англичан в бегство8. Активизировали свою деятельность во Вьетнаме и французы, однако идти на прямые провокации они пока не решались.

В то же время расширение внешнеполитических связей практически не сказалось на развитии экономики страны. Казалось бы, интенсивная торговля должна была стать фактором мощного развития внутреннего рынка. Однако борющиеся дома Нгуен и Чинь поставили экономические связи на службу целям взаимного соперничества. Посему, торговые отношения с другими странами не только не оказали какого-либо значительного влияния на вьетнамскую экономику, но и создали базу для планомерного проникновения европейского капитала. Чем это обернулось - мы узнаем в дальнейшем.

§ 2. Борьба Дайвьета за расширение территории

На протяжение многих веков вьетнамцы имели весьма ограниченные возможности в проведении внешней политики своего государства. Объяснялось это тем, что в самом государстве не хватало стабильности: «страна Юга» во всех ее формах то систематически подвергалась внешней угрозе со стороны Поднебесной империи, то страдала от внутренних междоусобиц. Однако в XV веке всему этому был положен конец: вьетнамский народ смог решить проблему постоянной угрозы вторжения с севера, надолго изгнав китайцев со своих земель. Засим последовал этап мирного существования, в ходе которого Дайвьет значительно окреп как в экономическом плане, так и в плане государственности.

И вот настал момент, когда окрепший Дайвьет сам начал проводить политику расширения границ. Мы уже говорили о том, что сильное государство, стремясь к расширению, в первую очередь поглощает государства, расположенные недалеко от его собственных рубежей. Посему, неудивительно, что объектами территориальных захватов вьетнамского государства стали его соседи - Тьямпа и Камбоджа.

3.2.1 Отношения с Тьямпой

Южнее Дайвьета долгое время находилось государство Тьямпа
.

Это государство, протянувшееся вдоль побережья южной части современного Вьетнама, было образовано во II в. до н.э. Основную часть населения Тьямпы составляли тямы, принадлежащие к малайско-полинейзийской и отчасти к мон-кхмерской группе. Население Дайвьета и Тьямпы издавна поддерживали тесные экономические и культурные отношения. Характерной чертой этих отношений было объединение двух народов перед лицом опасности завоевания их другими странами (например, в период китайского господства во Вьетнаме). В такие моменты оба народа укрепляли узы боевой солидарности против общего врага. Однако в условиях феодализма на первый план вышли неизбежные пограничные конфликты и взаимные территориальные захваты9.

Первая попытка агрессии на Вьетнам была предпринята Тьямпой в 543 г. В мае того года войска Тьямпы вторглись на территорию тяу Дык, но были разбиты повстанческими вооруженными силами, во главе с соратником Ли Бона - Фам Ту. Однако в те времена еще сильно было влияние китайского фактора, а посему - государство Вансуан вскоре было покорено суйской династией. Вьеты тогда были слишком заняты борьбой за обретение независимости и не могли еще думать о территориальных приобретениях. Для того чтобы развернуть завоевательный поход, им прежде необходимо было избавиться от китайского гнета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать