Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века
b>§ 3. Стабилизация французского режима

Итак, начав покорение Индокитая в 1858 г. с агрессии в отношении Вьетнама, французские колонизаторы лишь к концу XIX века смогли подавить героическое сопротивление народов Вьетнама и Камбоджи. После захвата 3 восточных провинций на юге Вьетнама в 1963 г., Франция установила протекторат над Камбоджей, а после завоевания всего Вьетнама - утвердила свое господство в Лаосе (1885-1893) 26. По решению французского правительства Вьетнам и Камбоджа в 1887 г. были объединены в Индокитайский союз, в 1899 г. к ним присоединился Лаос. Административное устройство было закреплено декретами 1887 г., которые передавали протектораты Аннам и Тонкин (Бакбо) под управление министра по делам флота и колоний Франции и объединяли Камбоджу Аннам, Тонкин и Кохинхину (бывший Чунгбо) в объединение под названием Французский Индокитай. Высшее управление покоренным Индокитаем было возложено на гражданского генерал-губернатора, в ведении которого находилось 5 департаментов, возглавляемых соответственно главнокомандующим сухопутными силами, главкомом флота, генеральным секретарем, начальником юридической службы и директором таможенной службы27. Первым генерал-губернатором покоренного Индокитая стал известный своей жестокостью П. Думер. Назначение этого матерого колонизатора продемонстрировало стремление Франции установить в этом районе мира классический колониальный режим с характерными для него порядками и институтами28. Отныне названия стран п-ова Индокитай, попавших в колониальную зависимость от Франции, стирались с карты мира. Они становились административно-территориальными единицами Французского Индокитая. Находившаяся под непосредственной властью генерал-губернатора Кохинхина управлялась губернатором, Аннамом и Тонкином руководил генеральный резидент, Камбоджей - другой генеральный резидент. Каждая из территориальных единиц сохраняла автономную организацию и имела собственный бюджет29.

Административно-территориальное членение Вьетнама сопровождалось усилением централизаторских тенденций в создаваемой структуре колониального аппарата в масштабе всего Индокитая, что облегчало управление каждой из стран Союза. Устанавливался также структурированный репрессивный аппарат, призванный, по словам Думера, «умиротворить» страны Индокитая, обеспечить их оборону и защитить интересы Франции в регионе30. Был проведен набор в смешанные колониальные войска, вооруженные силы подразделялись на регулярные (использовались как на территории Индокитая, так и за его пределами) и местные. Одновременно с формированием военного аппарата шло реформирование судебной системы, велось строительство тюрем по всей территории страны. Для судов над вьетнамскими патриотами создавались отдельные трибуналы. Местное население судили по так называемому «Туземному кодексу». О качестве работы карательного аппарата и его значении в системе управления Индокитаем говорят цифры: только в период с 1902 по 1912 гг. к суду было привлечено 24380 человек31. Одни были приговорены к пожизненному заключению, другие казнены. Самые известные тюрьмы - в Ханое, Шонла, Сайгоне и Тхайнгуене - не пустовали никогда.

Но ни в коем случае не стоит думать, что французы сеяли на вьетских землях одно только зло. Так, например, нельзя не отметить прогрессивные тенденции, в частности, в области образования. Долгое время единственным высшим учреждением во всем Индокитае рвавшуюся в Японию молодежь. Колониальная же администрация создала во Вьетнаме ряд научно-исследовательских учреждений: институт океанографии, институт сельского хозяйства, Французскую школу Дальнего Востока, институт Пастера. Важным позитивным фактором в культурной жизни вьетнамского общества в период французского господства явилась также замена традиционной иероглифической письменности ханван на вариант с латинской основой - тьы куок нгы. Латинизированная письменность способствовала появлению и развитию во Вьетнаме журналистики, облегчила работу по ликвидации безграмотности населения32.

Однако в том положении, в котором оказался закабаленный вьетнамский народ, «минусы» перевесили все имевшиеся «плюсы»: колониальный аппарат, созданный на основе сотрудничества высших колониальных кругов с реакционными феодальными слоями, являлся орудием политики угнетения народа, расчленения страны. Вьетнам, равно как и другие страны Индокитая, эксплуатировался самыми жестокими средствами, превращаясь в сырьевой придаток Франции. Французы не рассматривали Вьетнам как место, куда для освоения могли бы переместиться значительные массы колониалистов - прежде всего из-за сложных климатических условий. Зато они рассматривали «страну Юга» как колонию, перспективную для экономического освоения. «Никакая страна в мире не имеет столь много источников выгод, как Тонкин», - говорили французы33. Думер был уверен, что метрополия сможет сколь угодно долго черпать свое достояние из Вьетнама, а потому заботился о том, чтобы все в колонии соответствовало нуждам французского рынка: так, производство в «стране Юга» было нацелено на обеспечение Франции тем сырьем или продукцией, в котором она нуждалась. Развитие в колониальных владениях промышленности допускалось лишь в том случае, если это не наносило вред экономической структуре метрополии. Безжалостная эксплуатация вьетнамских ресурсов и жестокое закабаление местного населения не могло не вызвать гнев простых вьетнамцев, которых оказалось не в силах защитить собственное правительство. Осознав, что помощи ждать неоткуда, вьетнамский народ решил взять судьбу в свои руки: вьетнамцы в который раз в своей истории подняли гордое знамя Сопротивления.

Первая фаза Сопротивления. На самом же деле движение Сопротивления не затухало ни на минуту. Вьетнамский народ даже после полной капитуляции продолжал борьбу с колонизаторами. Укреплялось народное самосознание активной деятельностью некоторых представителей высших кругов страны - чиновников-мандаринов во главе с Тон Тхат Тхуетом. Еще в 1883 г. Тон отдал приказ построить в горном районе Куангчи опорную базу, в которую впоследствии были перевезены государственные сокровища. В июле 1884 г. Тон Тхат Тхует способствовал возведению на престол нового короля - 12-летнего Хам Нги. В защиту малолетнего правителя и с целью обретения независимости вьетнамский народ развернул мощное национально-освободительное движение. Это движение, начавшееся с провозглашением «Эдикта о поддержке императора» 1885 г. и в короткие сроки охватившее практически все районы страны, получило название кан-выонг - «верность императору»34.

схема 2

Крупнейшие районы движения «кан-выонг»

Бадинь Байшай Хунглин Хыонгшон

(1886-1887) (1885-1889) (1886-1892) (1885-1896)

Бадиньское движение явилось первой ласточкой «кан-выонга». Старт движению в Бадине дало призвание императора Хам Нги об оказании сопротивления французским интервентам35. В этом районе патриоты, умело используя благоприятные природные условия, создали ряд крупных, укрепленных опорных пунктов*. Сопротивление в Бадине возглавили Фам Бань, Динь Конг, Ха Ван Мао. Повстанцы проявили подлинное мужество и доставили колонизаторам ряд неприятных мгновений. Тем не менее, восстание было жестоко подавлено.

Эстафету Сопротивления у бадиньцев переняли жители р-на Байшай. Байшайское движение оказалось жизнеспособнее бадиньского. В этом районе действовала крестьянская армия, численность отдельных отрядов которой достигала 600 человек. Сначала французы ничего не могли поделать с байшайцами, однако вскоре после разгрома бадиньского восстания они незамедлительно перебросили дополнительные силы в район. Повстанцы, ведомые Нгуен Тхиен Тхуатом, сопротивлялись европейцам вплоть до 1889 г. Лишь к концу 1889 г. французы смогли разбить последние байшайские отряды. Большинство бойцов и лидеров движения погибли на поле боя.

Восстание в Хунглине, начавшееся незадолго до разгрома байшайского мятежа, стало самым успешным из всех ополчений. Хунглинские войска, возглавляемые Тонг Зуи Таном, причинили французам наибольший ущерб, нанося частые и весьма болезненные удары по французским отрядам. Однако хунглинскому восстанию не суждено было победить: ввиду бедственного положения отрядов Тонг Зуи Тан вынужден был распустить своих бойцов. А осенью 1892 г. руководитель восстания был схвачен оккупантами и казнен в Тханьхоа36.

Кульминацией движения «преданности императору» в XIX веке стало хыонгшонское движение, которое возглавили Фан Динь Фунг и Као Тханг. Повстанческая армия Фан Динь Фунга насчитывала несколько десятков тысяч человек и подразделялась на 15 отрядов, каждый из которых носил название местности, в переделах которой он действовал, и состоял из 100-500 бойцов, имея в своем распоряжении специальную группу связных, находившихся в постоянном контакте с другими отрядами. Непрерывные военные действия длились несколько лет, однако деятельность движения была существенно подорвана смертью одного из лидеров - Као Тханга. Кроме того, начиная с 1893 г. район, в котором действовали хыонгшонские отряды, оцепили французы, превратив его в объект своих постоянных атак. Так начался период героического сопротивления европейцам, в ходе которого повстанцы несли невосполнимые потери, самой существенной из которых стала смерть Фан Динь Фунга в декабре 1895 г. Обезглавленное восстание более не могло сопротивляться натиску французов, которые продолжали преследовать хыонгшонцев, действовавших в горных районах, вплоть до 1896 г., когда были подавлены последние очаги хыонгшонского сопротивления37.

Народная борьба, развернувшаяся под девизом «кан-выонг» в поддержку императора Хам Нги, стала серьезным препятствием на пути установления французского господства во Вьетнаме. Однако очаги движения были разбросаны по всей стране и слабо координированы, и посему - не стали серьезным препятствием на пути установления колониального режима. Император Хам Нги вскоре был схвачен и сослан в Алжир.

Вторая фаза Сопротивления. После пленения Хам Нги патриотически настроенная вьетнамская интеллигенция продолжала от его имени поднимать народ на борьбу с колонизаторами. Среди освободительных движений, которыми была отмечен второй этап Сопротивления, нужно отметить два: под руководством Фан Динь Фунга и Хоанг Хоа Тхама.

Движение под руководством Фан Динь Фунга: развернулось начиная с 1889 г. Вплоть до этого года повстанцы создавали военные базы, приобретали и изготовляли оружие, запасались продовольствием. Сочетая методы партизанского боя с позиционной обороной, отряды Фан Динь Фунга развернули активные боевые действия сначала в Хатине, а после - в провинциях Куангбинь, Нгеан и Тханьхоа. Французы перебросили в указанные районы внушительные силы с целью подавления этого восстания: в результате их наступления повстанцы лишились ряда важных опорных пунктов. Стремясь вернуть себе утраченные позиции, армия Фан Динь Фунга решилась на рискованную операцию по взятию центра провинции Нгеан - г. Винь. Однако воплотить свой план мятежникам не удалось: повстанческая армия потерпела поражение, на поле боя погиб помощник Фан Динь Фунга - Као Кханг. Смерть Као Кханга подорвала силы повстанцев, которых продолжали активно теснить французы. После смерти в 1896 г. Фан Динь Фунга движение распалось.

Движение под руководством Хоанг Хоа Тхама: выросло из восстания на севере страны в уезде Иентхе. Выходец из народа, Хоанг Хоа Тхам сумел завоевать симпатии народных масс, которые оказали ему значительную поддержку. Восстание в Иентхе продолжалось вплоть до 1913 г. Отряды Хоанг Хоа Тхама на протяжение нескольких лет держали в страхе колониальные власти провинций Бакзианг, Лангшон, Бакнинь и Тхайнгуен, а все карательные экспедиции в этих районах не приносили французам успеха. В итоге, в 1894 г. колонизаторы были вынуждены заключить с руководителем восстания договор, по которому Хоанг Хоа Тхаму предоставлялись в самостоятельное управление 4 волости в провинции Бакзианг. К тому времени почти все очаги народного сопротивления были уже подавлены, посему неудивительно, что оккупанты позволили Хоа Тхаму сосредоточить в своих руках Бакзианг - местная армия оказалась отрезана от остальных районах. В 1910 г. после ряда массированных карательных операций (в которых участвовали в общей сложности 15 000 солдат) французам удалось выбить повстанцев из их опорной базы. Хоанг Хоа Тхам, потерявший почти всю армию, был убит в 1913 г.

Итак, с падением движения в Иентхе завершился этап адаптации французского колониализма на вьетских землях. К 1918 г. французских режим был окончательно стабилизирован, хотя время от времени вьетнамцы пытались организовать вооруженное сопротивление, выливавшиеся в крупные, по большей части крестьянские восстания (восстание в г. Футхо, 1915 г., восстание в пров. Тхайнгуен, 1917 г). Однако все восстания жестоко подавлялись французскими оккупантами. В то же время, французы при помощи частичных уступок пыталась задобрить местную элиту: например, обещаниями провести широкие демократические преобразования по окончании I Мировой войны. С поражением движения «кан-выонг» и подавлением «второй волны» народной борьбы фактически завершилась эпоха сопротивления захватчикам, возглавляемого феодалами-националистами. Вьетнам превратился в сырьевой придаток Франции и на некоторое время оставил попытки вернуть себе независимость. Пробуждение национального самосознания у передовых, патриотически настроенных кругов вьетнамского общества было связано с событиями, имевшими место на Дальнем Востоке и Восточной Азии, а именно с русско-японской войной и синьхайской революцией в Китае. В этот период, называемый также периодом «пробуждения Азии», во Вьетнаме развернулась пропаганда буржуазного развития. Однако среди патриотов не было единства: одна их часть настаивала на свержении монархии и установлении демократического строя, а другая - на первоочередном изгнании иноземных захватчиков. Большое влияние на дальнейший ход событий во Вьетнаме оказала Великая Октябрьская революция, ибо именно она подсказала первому вьетнамскому пропагандисту ее идей - Хо Ши Мину, - что организовать национально-освободительное движение народных масс, составить его новую основу сможет только сильное социальное объединение, а именно - коммунистическая партия. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Заключение

«В битве…ломали мы вражеские копья,

брали в плен врагов.

В мирное время мы копили силы,

чтобы наша страна жила в веках»

Чан Куанг Кхай, вьетнамский поэт

Вьетнам прошел огромный путь с момента зарождения государственности и вплоть до колониального закабаления. И на протяжении многих столетий, начиная со времен образования союза Ванланг и до эпохи Тэйшонов, вьетнамский народ неустанно демонстрировал чудеса стойкости. Хотя на первый взгляд это далеко не так очевидно. Вьетнамцы - невысокие, в большинстве своем щуплые люди, по внешнему виду которых трудно догадаться, на какие проявления мужества они способны, тем не менее, упорно отстаивали свое право на самостоятельность, неуклонно отбивая атаки более мощных противников, будь то Китай, Сиам или Тьямпа. Но драма, разыгравшаяся на вьетнамской земле в конце XVIII в., носила куда более сложный характер и была чревата последствиями, намного опаснее, чем испытания предыдущих столетий. Ибо прежде угроза исходила извне. Теперь же ее источник возник внутри страны, одновременно возросла и внутренняя угроза1. Из-за неспособности вьетнамской правящей элиты должным образом противостоять планомерному проникновению в страну европейских колонизаторов и истощения внутренних ресурсов государства ввиду последовавших одна за другой двух внешних агрессий, «страна Юга» вновь оказалась под властью интервентов, чьи порядки и обычаи были еще более чужды вьетам, чем китайские или тямские. В прежде замкнутое пространство региона проник совершенно новый фактор, который и стал определять положение вещей в последующие десятилетия.

Таким образом, в XX век Вьетнам вступил, будучи покоренным, отсталым государством, сырьевым придатком капиталистической Франции. Однако нельзя не отметить, что вьеты вступили в новое столетие, еще и неся за плечами огромный исторический опыт. Вьетнамский народ немало пережил за свою более чем 22-вековую историю, но смог с достоинством выдержать все испытания. Вьеты традиционно верили в свою избранность, в то, что «небо хотело испытать их волю, а посему - возложило на них особую, великую миссию»2. Листая страницы вьетнамской истории, невольно приходишь к той же мысли. Выдержать то, что за всю свою историю выдержали вьетнамцы, мог лишь поистине особый, избранный народ. Возможно, секрет в том, что вьетнамская нация, как таковая, сформировалась достаточно давно, намного раньше, чем европейские и даже некоторые азиатские. Складывание вьетнамской нации, по сути, началось еще до н.э., с объединения в одно целое двух ветвей народности вьет - лаквьет и аувьет. Неустанные войны с Поднебесной империей лишь укрепили узы, связывавшие народы гор и равнин, а боль за порабощенную Отчизну в периоды зависимости и последующие победы над противником послужили стимулом к росту национального самосознания, в полной мере отразившемся в легендарном «Воззвании по случаю замирения Нго». Некоторый разлад в отношениях народов южной и северной части страны произошел в период феодальных войн в XVII веке, но в условиях французской агрессии вьеты вновь объединили свои силы с тем, чтобы противостоять несравненно более мощному противнику. Однако, как мы помним из истории, пройдет еще достаточно много времени, прежде чем они сумеют это сделать.

Нельзя не отметить еще один важный момент: шагнув в эпоху Новейшего времени, вьетнамцы, как и многие другие азиаты, оказались на пороге другого значимого периода в истории - эпохи «пробуждения Азии». К тому моменту, как в «стране Юга» были потушены последние очаги движения «верности императору», уже отгремели морские сражения, вылившиеся в немыслимую доселе победу Японии над Россией. Большое влияние на дальнейшее развитие ситуации как во Вьетнаме, так и в других азиатских государствах, оказали также события, произошедшие в 1912 г. в Китае - там победила Синьхайская революция. Эти события показали, что народы Азии, как бы ни держали их под спудом, в состоянии вершить свою судьбу собственными руками. А пример России, где в 1917 г. установилась советская власть, еще больше укрепил уверенность порабощенного Вьетнама, что страна сможет сбросить с себя иноземный гнет - нужно только найти новое средство объединения масс для поднятия его на борьбу. Этим спасительным средством стала коммунистическая партия, деятельность которой в итоге и принесла мир, покой и, самое главное, свободу вьетским землям. Однако это уже материал для следующей курсовой работы.

Итак, «страна Юга» после периода своего развития и «мужания», к моменту превращения в колонию в XIX в., добилась двух вещей: неделимости собственной территории (в основном, благодаря эпохе Тэйшон) и подлинного единства нации, которые стали главными ее достижениями на внутригосударственном поприще. Но в том, что касается внешней политики, действия Вьетнама, как мы помним, долгое время были весьма ограничены. Связано это было с тем, что на протяжение первых 15 столетий своей истории вьетнамский народ был вынужден в борьбе с Китаем отстаивать свое право на независимость. Такое положение дел объяснялось, прежде всего, значимостью вьетнамского государства. Вьетнам был, есть и остается важным пунктом ЮВА. Это страна, земли которой таят в себе несметные богатства: в недрах северной ее части, как мы уже говорили, можно отыскать всю таблицу Менделеева, знак качества вьетнамского Юга - это рис, каучук и, конечно же, золото, вспомнить хотя бы «золотое дно» Вьетнама - Куангнам3. Кроме того, Вьетнам - это прибрежное государство, имеющее в своем распоряжении большое количество портов, через которые традиционно велась международная торговля. С Вьетнамом традиционно торговали другие страны региона, например, сиамское и яванское государства, а начиная с XVI в. вьетнамские рынки были открыты и для европейцев. Но и это еще не все: Вьетнам исторически являлся своеобразным «стратегическим коридором», на одном конце которого был выход к странам Южных морей, а на другом - прямая дорога в Китай, а оттуда и в Индию, которых с вьетнамским государством связывали, в первую очередь, культурные узы и некоторые аспекты межэтнического сходства. Принимая во внимание все вышеуказанное, неудивительно, что многие страны с интересом поглядывали на Вьетнам. Этими причинами и объяснялись систематические попытки той же Поднебесной завоевать «государство Юга». Все изменилось в XV веке: вьетнамцы добились изгнания китайских агрессоров со своих земель, тем самым обеспечив стране спокойное существование в течение 3 последующих столетий.

Добившись независимости, вьетнамский народ получил не только право на самоуправление, но и возможность собственноручно проводить внешнюю политику. Тогда же проявилась и естественная тенденция вьетского государства к расширению. Вьетнам более никто не сдерживал в его внешнеполитических начинаниях, и вскоре в политике «страны Юга» начало проявляться стремление к освоению и последующему присоединению соседних территорий, а после - и тенденция к движению вглубь полуострова. Так, завоевав территории доживающей свои дни Тьямпы и продвинувшись на юг к дельте р. Меконг, вьетнамское государство обрело свои нынешние очертания. Но продвинуться вглубь полуострова и окончательно овладеть Лаосом и Камбоджей Вьетнаму помешало сопротивление местного населения, а также внешняя угроза со стороны капиталистической Франции, которая на внешнеполитическом поприще терпела неудачу за неудачей. Именно этим объяснялся тот факт, что французы вцепились во Вьетнам мертвой хваткой - упустить вьетнамские рынки Франция, к тому моменту уже лишившаяся ряда колониальных владений, себе позволить не могла. Вьетнамские власти, сначала потакавшие деятельности миссионеров, а после решившие запретить их деятельность и фактически закрыть страну, спохватились слишком поздно: французский фактор к тому времени проник в страну настолько, что отказаться от идеи завоевания Вьетнама французы уже не могли. То же самое, как мы помним, происходило и с Китаем в его притязаниях на вьетские земли. То же произойдет и с Соединенными Штатами Америки, но только - в свое время…

Когда люди говорят о Вьетнаме, они вспоминают о войне. Эта истина понятна и легко объяснима: то, что удалось сделать вьетнамскому народу в 60-70 гг. XX века, вызывает искреннее восхищение и подлинный интерес к этой замечательной нации. Однако одной лишь войной знания о Вьетнаме ограничиваться все же не должны. История Вьетнама исчисляется тысячелетиями: за это время вьетнамский народ накопил колоссальный опыт и воспитал в себе удивительную терпимость, силу которой не смогли сломить никакие испытания. Слова «Вьетнам» и «война» действительно синонимичны, но не только ввиду военных успехов вьетнамского народа в XX столетии: вся история Вьетнама - это бесконечная борьба за независимость, справедливость и свободу. Состояние борьбы - это, пожалуй, самое что ни на есть естественное состояние, характеризующее внешнюю политику традиционного Вьетнама. Кто бы ни посягал на вьетнамские земли: Китай ли, Сиам ли, Франция ли, как бы ни был силен противник, в ответ на каждую агрессию вьетнамский народ неизменно разворачивал движение Сопротивления. И каждый раз для «страны Юга» все заканчивалось благополучно: вьеты изгоняли «непрошенных гостей» из своей страны. Возможно, дело действительно в избранности вьетнамского народа, на стороне которого всегда была небесная справедливость. Ведь, как сказал однажды великий Хо Ши Мин, «народ, который мужественно сражался в течение многих лет, имеет право быть свободным и должен быть независимым»4. В XIX веке Вьетнам был покорен и взят в колониальную кабалу. А вьетнамские патриоты, безрезультатно боровшиеся с французскими оккупантами в разных частях страны, на время прекратили свою деятельность. Но сделали они это лишь для того, чтобы накопить силы и вновь погрузить «страну Юга» в ее естественное состояние - состояние «Вьетнама в борьбе», поскольку для любого народа, вне зависимости от его экономических ресурсов и военного потенциала, нет ничего в этом мире дороже свободы и независимости.

Список литературы

Учебная литература:

1. Всемирная история. Становление государств Азии. Т.5 / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич. - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. - 782 с.

2. Вьетнам в борьбе / сост. Е.П. Глазунов. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва Наука, 1981. - 255 с.

3. Вьетнам / ред. В.Н. Кюзаджян. - М.: Наука, 1969. - 431 с.

4. Вяткин А.Р. Юго-Восточная Азия / А.Р. Вяткин. - М.: Наука, 1984. - 216 с.

5. Деопик Д.В. Вьетнам: история, традиции, современность / Д.В. Деопик. - М.: Вост. лит., 2002. - 551 с.

6. История Вьетнама, сер. XIX - нач. XX в. / сост. И.Д. Бакшт, В.И. Мещерякова. - М.: Наука, 1991. - 363 с.

7. История Востока / гл. ред.Р.Б. Рыбаков. - М.: Наука, 1994. - 562 с.

8. История Древнего мира: Древний Восток. Индия, Китай, страны ЮВА / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек. - Минск: Харвест, 1999. - 848 с.

9. История Китая с древнейших времен до наших дней / М.В. Крюков, Л.С. Переломов, Л.В. Симоновская. - М.: Наука, 1974. - 534 с.

10. История стран Азии и Африки в новое время. Ч.1/ред.Ф.М. Ацамба, В.И. Павлов, М.Н. Пак / М.: Изд-во МГУ, 1989. - 384 с.

11. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. - СПб: Питер, 2006. - 448 с.

12. Мурашева Г.Ф. Вьетнам и мир / Г.Ф. Мурашева // Восток: Афр. - азиат. о-ва: история и современность. - 2004. - №5, С.60-75.

13. Олтаржевский В.П. История международных отношений. Часть I. От древности до конца XVII века / В.П. Олтаржевский. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2004. - 320 с.

14. Познер П.В. История Вьетнама эпохи древности и раннего Средневековья / П.В. Познер. - М.: Наука, 1994. - 563 с.

15. Холл Д. Дж.Е. История Юго-Восточной Азии / Д. Дж. Е Холл. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 598 с.

16. Цветов П. Вьетнам на грани веков / П. Цветов // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 10, С.16-20

17. ЮВА в мировой истории / Д.В. Деопик, Ю. Дементьев, В.А. Гюрин. - М.: Наука, 1977. - 351 с.

Источники:

18. Вьетнам. Справочник / сост. Хо Куок Ви. - М.: Наука, 1993. - 144 с.

19. История Вьетнама: L?ch s? Vi?t Nam / отв. ред. С.А. Мхитарян. - М.: Наука, 1983. - 302 с.

20. Очерки истории Вьетнама / под. ред. Нгуен Кхак Вьена. - Ханой: Изд-во лит-ры на иностранных языках, 1978. - 526 с.

21. Дайвьет ши ки тоан тхы / Полное собрание исторических записок Дайвьета. - Т.1. - М.: Вост. лит, 2002. - 343 с.

22. Традиционный Вьетнам: сб. статей. История Вьетнама, история Китая. Сборник статей / отв. ред. Д.В. Деопик, В.И. Антощенко. - М.: Вьетнамоведческий центр, 1993. - 307 с.

Иностранная литература:

23. Chinese populations in contemporary Southeast Asian societies: Identity, Interdependence and International influence / Ed. M. Jocelyn Armstrong, R. W. Armstrong. - Richmond: Gurzon, 2001. - 268 p.

24. Classical civilizations of Southeast Asia / comp. V. Braginsky. - London, New York, 2002. - 524 p.

25. Dobby E. H. Southeast Asia / E. H. Dobby. - London, 1950. - 350 p.

26. Kenny H. J. Shadow of the dragon / H. J. Kenny, 2002 - History - 177 p.

27. SarDesai D. R. Southeast Asian history: essential readings / D. R. SarDesai, 2006. - 374 p.

28. Seah A. Vietnam / A. Seah, C. Nair. - NY: Marshall Cavendish Benchmark Books, 2004. - 144 p.

29. Womack B. China and Vietnam: the politics of asymmetry / B. Womack, 2006. - p.281 э

Интернет - источники:

30. An introduction to Vietnam [Электронный ресурс] / http://www.geografia.com/vietnam

31. Asian nations: History of Vietnam [Электронный ресурс] / http://www.asian-nations.org/vietnam-history/shtml

32. Nguyen C. Tai lieu tham khao [Электронный ресурс] / http://www.viettouch.com/hist/

33. Karnow S. Vietnam: a History [Электронный ресурс] / http://www.amazon.com/Vietnam-history-Stanley-Karnow/dp/0140265473

34. L?ch s? Vi?t Nam [Электронный ресурс] / http://vi. wikipedia.org/wiki/L%E1%BB%8Bch_s%E1%BB%AD_Vi%E1%BB%87t_Nam

35. L?ch s? Vi?t Nam: tu thoi thuong co den thoi hun dai [Электронный ресурс] / http://www.avsnonline.net/library/book_show. php%3Fbook_id%3D66&ei=stfuSdagGcyC_AaVr_zrDg&sa=X&oi=translate&resnum=8&ct=result&prev=/search%3Fq%3DL%25E1%25BB%258Bch%2Bs%25E1%25BB%25AD%2BVi%25E1%25BB%2587t%2BNam%26hl%3Dru%26lr%3D%26sa%3DG%26newwindow%3D1

36. Vietnamese continuing struggle against China [Электронный ресурс] / www.encyclopedia.com/doc/1G1-109580240. htm

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать