Внешняя политика Вьетнама от древности до начала XX века
ак мы помним, вьетнамский народ добился этого в 939 г., после победы Нго Куйена. Эта виктория обеспечила стране более чем полувековую передышку в борьбе с Поднебесной и создала благоприятные условия для развития страны под руководством могущественной династии Нго10. И вот, окрепший, ставший на ноги Дайвьет вновь начинает борьбу, уже за расширение собственной территории. Главным соперником на пути расширения страны стала как раз Тьямпа, к тому моменту - мощное государство, занимавшее половину современной территории Вьетнама. В 1069 г. армия вьетнамского полководца Ли-тхыонг Кьета заняла столицу этого государства - Виджайю12, а также аннексировала 3 его северные провинции, на территории которых ныне располагаются вьетнамские Куангбинь и Куангчи. Обескровленная Тьямпа не только была вынуждена признать свое поражение, но и обязалась выплачивать Дайвьету дань. Южная граница Дайвьета, таким образом, передвинулась южнее: ею стала река Тхать-хан (протекает на территории современной провинции Куанг-чи).

В XIII-XIV вв. Тьямпа предприняла ряд попыток вернуть себе утраченные территории. Дважды за достаточно короткий промежуток времени (1369-1377 гг.) армия Тьямпы захватывала Тханглонг13. Однако реальной выгоды из этих попыток Тямпа извлечь не смогла. Более того, мощное доселе государство начало понемногу утрачивать свои позиции в Индокитае.

В стране Юга, напротив, с приходом к власти сильной династии Ле во второй половине XV века феодальная централизация достигла своего апогея. Благодаря грамотной политике Ле Дайвьет превратился в мощное государство, одного из лидеров в ЮВА. Численность вьетнамской армии поддерживалась на уровне 100 тыс. человек. Эта мера была, во многом, продиктована постоянной угрозой с севера. Кроме того, фактор многочисленной армии способствовал повышению престижа страны в регионе. В период правления Ле китайские феодалы не решались на повторение агрессии, в Дайвьет с дипломатическими миссиями прибывали из Тьямпы, Сиама, Ченла, Лаоса и т.д.

О том, что Дайвьет стал одним из сильнейших государств в ЮВА, говорит и тот факт, что в 1447 г. Ле присоединили к территории Дайвьета район Бонман, образовав округ Чаннинь, а в 1471 г. Ле Тхань Тонг, дважды напав на Тьямпу, аннексировал значительную часть территории когда-то могущественного государства. «Тот, кто осмелится отдать

даже пядь земли врагу, будет наказан», - говорил Ле Тхань Тонг14. Южные границы Дайвьета, при этом, расширились до провинции Биньдинь включительно, и были установлены по перевалу Кумонг.

В конце XV в. Тьямпа окончательно раскололась на 3 небольших государства, а постоянные столкновения между феодальными группировками приводили к дальнейшему их ослаблению15. Благодаря этому, к XVII в. вьетнамская династия Нгуенов постепенно подчинила их себе. Тямы, однако, не согласились с таким положением дел: они упорно сопротивлялись гнету Нгуенов. Однако со временем тямы стали все ближе контактировать с Дангчонгом - вотчиной Нгуенов, при этом, незаметно становясь частью вьетнамской нации. Так, древняя и богатая культура тямов влилась в не менее древнюю и столь же богатую вьетнамскую культуру.

Другой важной задачей Ле на пути централизации страны и укрепления собственной власти стало «умиротворение» склонных к сепаратизму горных княжеств. Помимо собственно вьетов на территории Вьетнама исторически проживало более 60 народностей и этнических групп, принадлежащих к мон-кхмерской, китайско-тибетской и малайско-полинезийской языковым семьям. Представители этих племен неоднократно пытались обособиться от равнинной части вьетнамского государства. Посему, решение вопроса, касающегося горцев, надолго стало одной из важных составляющих политики вьетнамских королей-представителей практически всех династий.

3.2.2 Вьетнам и горные народности

Титульной нацией вьетнамского государства традиционно являлись вьеты
(или кини).

Но заселяли они, как правило, дельты рек и зону побережья. Горные же районы были заселены народами, составляющими этническое меньшинство государства: тхаями, нунгами, таями, тэями, горными кхмерами и монами, народностями мео и ман. Отношения между вьетами и горцами на протяжении всей истории оставались сложными, хотя народы и имели тенденцию к объединению. Мешала вышеуказанному объединению, как правило, непримиримая вражда, вспыхивавшая время от времени. Главной проблемой разногласий становилось посягательство вьетского феодального государства на независимость горцев. Мандарины-вьеты стремились к эксплуатации и порабощению этнических меньшинств, на что те отвечали систематическими восстаниями. Самое крупным из них стало восстание нунгов (народность, этнически близкая к тхаям). Предводитель нунгов - Нунг Ти Као освободил народ от сюзеренитета вьетнамской династии Ли, однако в 1036 г., когда Нунг Ти Као объявил себя королем, он был схвачен Ли Тхай Тонгом.5 лет спустя его сын Ти Као вновь поднял мятеж и провозгласил создание королевства Дайлить16. Вьетнамский король Ли Тхай Тонг разгромил Ти Као и пленил его. Однако короля не могли не настораживать постоянные конфликты с горцами, ведь те же нунги заселяли не только территорию горной части Дайвьета, но и часть Южного Китая, что грозило Дайвьету конфликтом с могущественным северным соседом. Посему династия Ли предложила нунгам компромисс - Ти Као отводился в правление большой горный округ17. Однако Ти Као этого было мало: несколько лет спустя он захватил один из районов Южного Китая и создал там свое королевство. Китайские императорские войска с большим трудом выбили бунтаря с юга, и преследуемый ими Ти Као был вынужден обратиться за помощью к Ли Тхай Тонгу. Однако король Ли не решился бросить свои полки против своего более сильного противника. Ти Као был схвачен и в 1053 г. казнен.

Однако короли династии Ли и последующей династии Чан смогли извлечь положительный урок из восстания нунг: они смогли добиться лояльности горных племен путем установления с их вождями брачных связей. Это дало Дайвьету огромное преимущество - на севере таким образом был создан горный вал, явившийся щитом, который надежно укрывал вьетов от китайской агрессии.

Короли Ле управляли горными районами при посредничестве местных вождей. Вождям даровались мандаринские титулы, за что те обязывались выплачивать дань королевскому двору. На протяжении всего XV в. этнические меньшинства не раз поднимали восстания: еще при Ле Лое в 1432 г. в провинции Ляйтьяу восстали тхаи, в 1439 и 1440 гг. взбунтовались уже в провинциях Шонла и Тхуантяу. На севере страны четырежды восставали тэи. А в западной провинции Нгеан в 1428 г. вождь Кам Куи поднял восстание, в результате которого основал княжество в уезде Нгокма. Оно продержалось вплоть до 1435 г., а после было покорено18.

Однако постоянные восстания вовсе не отражали всей глубины отношений вьетнамского государства и горцев. Несмотря на то, что высшие чины вьетнамской власти регулярно посягали на независимость горных народов, снаряжали карательные походы (без которых не обходилось ни одно правление), вьеты и другие народности, проживавшие на территории Вьетнама традиционно были очень близки. Примечательно, что фактор этого сближения был не внутренним, а внешним. В условиях постоянной угрозы с севера, народы Вьетнама были вынуждены вступать в диалог, дабы уберечь страну от чужеземного завоевания. Несмотря на различие во взглядах относительно статуса горных территорий в составе вьетского государства, все нации сходились в одном - больше всего на свете они ценили свободу и независимость.

Так, в годы минской оккупации страны малые народы, жившие в горах, не остались в стороне. Ле Лой и его соратники призвали горцев влиться в ряды борцов за независимость. Правда, с изгнанием китайских агрессоров с вьетских земель, все вернулось на круги своя: вьетнамские феодалы вновь обратились к политике угнетения этнических меньшинств. Но, несмотря на то, что все восстания недовольных жестоко подавлялись, было очевидно, что конфликт с центральной властью не отвечал интересам ни страны в целом, ни горных народностей. Диалог равнин и гор, волею судеб разлучавшихся и воссоединявшихся вновь, с трудом, но налаживался. Полностью же устранить сепаратистские тенденции, вражду и рознь между народами Вьетнама окажется под силу лишь социализму.

Однако на стабилизации обстановки в горных районах и покорении свободолюбивых тямов вьеты не остановились: тенденция к расширению продолжилась после изгнания в 1428 г. Минов и, как следствие, окончательного снятия с вьетнамских границ китайской угрозы. Так, спустя некоторое время с начала правления династии Нгуен, вьетское государство приняло привычные, идентичные с современными очертания и границы. Нгуены развили большую военную и внешнеполитическую активность: было подчинено тямское княжество Пандуранга19, а также земли в районе р. Меконг20. Расширение в районе дельты Меконга объяснялось, в первую очередь, тем, что плотность кхмерского населения здесь во все времена была достаточно низкой. Кроме того, на этих землях без вытеснения кхмеров и без вступления в конфликты с ними давно обосновались некоторые вьетские племена. Неудивительно, что обосновавшиеся на юге страны Нгуены решили прибрать к рукам эти почти «бесхозные» земли. И Нгуены преуспели в этом начинании.

Залогом их успеха стал тот факт, что претенденты на кампучийский престол неоднократно прибегали к помощи династии Нгуен во внутренней борьбе. Это позволило им постепенно укрепить свои позиции в восточной части дельты Меконга21. В 1673 г. войска Нгуенов выступили в поддержку одного из претендентов на престол - Анг Нона, создавшего с их помощью владение в юго-восточной части дельты, и признавшего впоследствии их верховенство в этом районе. Со временем, поддерживая Анг Нона и умело используя раздоры в кампучийской верхушке, Нгуены смогли присоединить к южному Вьетнаму левобережье дельты. Расширение своих владений по Меконгу Нгуены прекратили к 20-м гг. XIX в., однако, не удовлетворившись этим, вьетские короли решили навязать западному соседу свою власть, вначале в качестве реального (а не номинального, как прежде) сюзеренитета, а после - и прямое управление22. Но эта попытка привела к войне. Пришедший к власти в Камбодже Анг Дуонг был решительным противником чужеземного влияния, посему, Нгуенам пришлось отказаться от намерений подчинить себе всю территорию западного соседа, хотя военные действия и продлились вплоть 1845 г. Воевать дальше двум соседям по Индокитаю не было смысла: над обеими странами нависла угроза внешнего завоевания. С началом французской экспансии Вьетнам и Камбоджа забыли о взаимных претензиях: кхмеры и вьеты объединили свои усилия для борьбы с общим врагом, хотя усилий этих оказалось недостаточно. Однако не будем забегать вперед: в преддверии французского вторжения в Индокитай в стране Юга произошло еще достаточно много событий. Что же касается обретения Дайвьетом очертаний, сходных с современным Вьетнамом, то здесь стоит добавить, что в 1789 г. вьеты нейтрализовали последнюю попытку доживающего свои дни имперского Китая поработить их страну. С этого момента для Дайвьета начался мирный этап развития государства, а уже в 1804 г. государство получило свое современное название - Вьетнам («Южный Вьет»).

Существенное территориальное расширение и обретение внешнеполитического веса в регионе не могло не отразиться на облике Вьетнама в глазах других государств. Благодаря окончательной победе над Китаем в XV веке и значительному экономическому рывку в период с XV по XVII вв. Вьетнам превратился в одного из лидеров ЮВА и стал лакомым куском для европейцев, к тому времени уже начинающих борьбу за неевропейское пространство. Прежде интерес к вьетским землям проявляли только соседние государства: Китай, стремившийся завладеть богатствами края и приобрести в свое подчинение важный в стратегическом плане регион (Вьетнам считался ключевым государством на пути выхода к странам Южных морей, «перекрестком культур», где перемежались вьетские, мон-кхмерские, южнокитайские народности, а также важным пунктом в диалоге с Индией, которую с вьетским государством связывали тесные узы буддизма), другие государства региона, пытавшиеся либо отобрать у «страны Юга» часть ее земель (как, например, Тьямпа), либо получить доступ к вьетнамским рынкам (как Сиам или Ява). Начиная же с XVI в. «страна Юга» стала устанавливать внешнеполитические отношения со странами Запада, что дало старт к планомерному проникновению европейского фактора на вьетнамские земли. Европейцы с жадностью поглядывали на богатые и плодородные земли Вьетнама, желая прирастить вьетнамские рынки к своим собственным. И, как мы уже отмечали, со временем им это удалось.

Итак, принимая во внимание все вышеуказанное, нельзя не отметить резкое изменение вектора внешней политики Дайвьета. На протяжение предыдущих 18 столетий вьетам приходилось вести кровопролитные бои с китайскими интервентами и думать о расширении территории им практически не доводилось. Тем не менее, Древний Вьет смог добиться главного - обрести свободу как внутренних, так и внешних действий (хотя китайцы и продолжали «приглядывать» за северными районами страны). Благодаря этому период с XV по XVII вв. был куда более продуктивным во внешнеполитическом плане. В течение этих двух столетий страна не только вступила в период расцвета феодализма, но и значительно увеличила свой внешнеполитический вес. Во многом благодаря рациональной, взвешенной политике королей династии Ле Дайвьет стал одним из наиболее значимых государств ЮВА: была налажена внешняя торговля, бурно росли города, развивались ремесла. Кроме того, Дайвьет смог добиться значительных территориальных приобретений: была окончательно разбита некогда грозная Тьямпа, ликвидированы очаги сепаратизма в горных районах, присоединены западные территории в районе дельты р. Меконг. Нгуенам даже удалось распространить свой сюзеренитет на Камбоджу и Лаос23. Таким образом, Дайвьет превратился в одно из наиболее развитых государств ЮВА, а слава о богатстве его земель простерлась далеко за пределы региона. Неудивительно, что вскоре на него с интересом стали взирать многие европейские страны, к тому моменту уже готовившиеся к проникновению на Азиатский континент. Возросший интерес европейцев и предопределил последующее завоевание «государства Юга» французскими колонизаторами. Однако в преддверии завоевания в стране произошло еще достаточно много событий, которые также явились причиной превращения Дайвьета в часть французской колониальной империи. Что это были за события, мы узнаем в следующей главе.

Глава IV. Вьетнам накануне колонизации

Начиная с середины XVII века, Вьетнам вступил в период нестабильности, вызванной, в первую очередь, упадком феодализма в «государстве Юга». Этот период продлился вплоть до 1858 г. и имел вполне логичный исход: ослабленный Вьетнам не смог должным образом противостоять внешней угрозе со стороны Франции и вскоре оказался частью огромной колонии - Французского Индокитая. Вспыхнувшее в третьей четверти XVII века восстание Тэйшонов ненадолго подарило вьетнамскому народу надежду на объединение страны, расколотую на две части по прихоти крупных феодалов семей Чинь и Нгуен. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: Тэйшоны дважды смогли разрушить захватнические планы Сиама и цинского Китая, однако противостоять французскому вмешательству и внутренним противоречиям они уже не смогли. Во многом из-за неразумной политики Нгуенов и Чиней Вьетнам накануне завоевания предстал перед французскими колонизаторами одним из самых отсталых государств региона с «шатающимся» государственным аппаратом, ослабленным властными противоречиями.

§ 1. Кризис вьетнамского феодализма: война домов Чинь и Нгуен

Десятилетия правления королей династии Ле не прошли даром: государство, переживавшее период расцвета, вышло на новый уровень своего развития. На заре Нового времени вьетское общество было одним из наиболее динамичных и сложных в ЮВА, а государство Дайвьет (наравне с Сиамом) - одним из сильнейших в регионе1. Однако вскоре в Дайвьете, как и в любом феодальном государстве того времени, стали происходить необратимые изменения, подрывающие мощь государства вьетов. XVII в. был ознаменован завершением эпохи развитого феодализма восточного типа во вьетнамском государстве. Причин тому было несколько: прежде всего, интенсивно разлагалось общинное землевладение, что неизбежно влекло за собой появление в деревне наследственных, в том числе и служилых землевладельцев, чей привилегированный статус был во многом связан с военной службой или выполнением чиновничьих функций. Одновременно у значительной части крестьян сокращался размер владений, что ставило их в экономическую зависимость от привилегированной группы: крестьяне вместо того, чтобы производить самим, поставляли крупным землевладельцам рабочую силу. Слой среднего крестьянства неуклонно размывался, общинная организация постепенно превратилась в орудие господства помещика в деревне2.

Что же касается класса феодалов, то и внутри его происходили необратимые изменения, проявлявшиеся в резком ослаблении позиций высшего и среднего гражданского чиновничества, а также упадком власти императора: начиная с XVII в. правящая династия Ле начала постепенно утрачивать свое могущество, что, в свою очередь, способствовало замене их власти на высшем уровне властью тюа - правителей округов, наследственных военных руководителей3. Рост городов и развитие в них ремесел позволяли им обеспечить себя всем необходимым.

В двух основных частях Дайвьета - Северной и Южной - указанные процессы протекали по-разному. Так, в районе дельты Красной реки сложилось княжество Дангнгоай - владение тюа из рода Чинь. Особенностью развития этого княжества являлось усиливавшееся аграрное перенаселение, характерное для Северного Дайвьета. Оно, с одной стороны, способствовало уменьшению размеров крестьянских наделов и укрепляло позиции крупных помещиков, а с другой стороны - мешало созданию крупных помещичьих владений, так как земель в принципе было мало. Таким образом, для Севера в XVII в. были характеры участившиеся конфликты в деревне, при условии сравнительно быстрого развития городов, ремесла и торговли.

Решить проблему перенаселения северных районов могло бы массовое переселение крестьян на юг, где процветало рисоводство. Однако после образования на юге самостоятельного княжества тюа из рода Нгуен - Дангчонг, процесс переселения заметно осложнился. Попытки Чиней захватить обширные и менее заселенные земли Юга успехом не увенчались4.

Война двух крупнейших феодальных домов Дайвьета привела к плачевным последствиям для крестьянства: в несколько раз выросли налоги, сократился размер крестьянских наделов, многие земледельцы были вынуждены оставить привычный род деятельности и отправиться батрачить на богатых наделах феодалов. Такое положение дел не могло не вызвать негодование крестьянского люда. Однако феодальные дома Чинь и Нгуен бездействовали, занятые междоусобицами и стремлением к обогащению. Их увлеченность взаимными склоками привела ко вполне логичному исходу: во второй половине XVIII века в горных районах страны вспыхнуло крестьянское восстание, в рекордные сроки охватившее всю страну, и получившее название «крестьянская война Тэйшонов».

Тэйшоны - название берет свое начало от вьетн. «Тэй шон» - Западная гора, поскольку крестьянское восстание началось в горной провинции Кюиньон. Восстание возглавили 3 брата: чиновник Нгуен Ван Няк, торговец Нгуен Хюэ и буддийский монах Нгуен Ван Ли. Основными требованиями тэйшонов были: уменьшение налогов, передача власти от Нгуенов к Ле, замена нгуеновской администрации5. Начав выступление в 1771 г., восставшие изгоняли чиновников Нгуенов, захватывали имущество чиновников и феодалов, делили его между крестьянами. Социальный состав восстания был довольно пестрый: здесь были и крестьяне, и мелкие государственные служащие, купцы и ремесленники. Однако всех этих людей объединяло одно: желание сбросить с себя феодальный гнет, прекратить разорение земледельцев, остановить произвол Нгуенов. Восстание, начавшееся в Кюиньоне, быстро охватило всю страну и приобрело характер крестьянской войны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать