Концепции современного естествознания
p align="left">В XX веке были обнаружены переходные ископаемые формы между животными и человеком - австралопитеки. И таким образом, палеонтология подтвердила положение Дарвина о происхождении человека от высших животных. Ныне этот факт признает даже Папа Римский.

Этапы антропогенеза

Отряд приматов, к которому К.Линней отнес человека, возник в самом начале третичного периода. Решающее влияние на формирование приматов оказал древесный образ жизни. К ранним формам приматов близки современные полуобезьяны - лемуры, долгопяты, тупайи. Одной из наиболее примитивных ископаемых форм антропоидов является парапитек (40 млн лет), величиной с кошку. Дальнейшее развитие антропоморфных обезьян (проплиопитек - 30 млн лет, дриопитеки - 27-12 млн лет) выразилось в 1) увеличении размеров тела; 2) развитии головного мозга; 3) усложнении поведения, высшей нервной деятельности; 4) материнского инстинкта; 5) появлении и развитии строительной деятельности.

Дриопитеки имели крупные размеры, массивные челюсти, мощные клыки. Они являются предковой группой для современных крупных антропоидов -орангутанов, горилл, шимпанзе. Некоторые из дриопитеков, особенно проконсул, близки к непосредственным предкам человека, которыми являются австралопитеки.

Впервые остатки австралопитеков были обнаружены в 1924 г. в Южной Африке и описаны Дартом, который дал им название “австралопитек африканский”. Они были прямоходящими наземными существами, достигали веса 30-40 кг, роста 120-150 см. Масса головного мозга - 530-550 г. Время существования: появились около 5-7 млн лет, вымерли около 750 тыс. лет тому назад.

В 1959 году английский антрополог Л.Лики в северной части Танганьики обнаружил форму, почти не отличимую от австралопитеков, но с более крупным головным мозгом (650 г.), которая, как было установлено, изготавливала галечные орудия труда (резцы, долота, диски). Эта форма получила название Homo habilis, или Человек умелый. Время появления ее -2,6 млн лет. Галечная, или олдувайская культура этого существа рассматривается как самая ранняя ступень эпохи палеолита, а значит, как начальная фаза становления человеческого общества.

Этапы антропогенеза:

1) Архантропы, к которым относятся питекантропы, синантропы и др. близкие им формы. Время их существования - 1,6 млн. лет - 200 тысяч лет тому назад. Объем головного мозга 775- 1215 куб. см. Отличаются развитой орудийной деятельностью, использовали огонь. Охотились на крупных животных (буйволов, носорогов, оленей). Жили в пещерах. Внешне были похожи на современного человека, но отличались мощным развитием надбровного валика, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом.

2) Палеоантропы, к которым относятся неандертальцы, жили в период от 300 тысяч лет до 40 тысяч лет тому назад. Объем головного мозга достигал 1500-1600 г. Неандертальцы были близки к человеку современному, но отличались от него низким скошенным лбом, сплошным надглазничным валиком, слабым развитием подбородочного выступа. Рост 155-165 см. Антропологи рассматривают неандертальца как подвид Человека разумного.

3) Неоантроп, кроманьонец, или человек современный, собственно

Homo sapiens. Время появления 50-40 тыс. лет тому назад. Внешне практически от современных людей не отличался.

Биологические предпосылки и факторы антропогенеза

Древесный образ жизни. Развитие приматов происходило одновременно с формированием современных лесных сообществ, особенно экваториальных и тропических вечнозеленых многоярусных лесов. Вероятно, никакой другой образ жизни - водный, наземный, воздушный - не мог бы привести к возникновению разумного существа, подобного человеку.

Увеличение размеров тела способствовало лучшей защищенности от хищников (наиболее яркие примеры - вымершие гигантопитеки и современные гориллы). Стереоскопическое зрение и хватательные конечности - непременные условия эффективного перемещения крупных животных в трехмерном пространстве.

Увеличение размеров тела вело к снижению плодовитости, что требовало усиления заботы о потомстве, развития материнского инстинкта для обеспечения устойчивого воспроизведения вида при малой плодовитости.

Предки приматов - насекомоядные млекопитающие являются плотоядными. Для приматов же характерна всеядность. Широкий спектр кормов и разнообразие способов его добычи способствует развитию высшей нервной деятельности.

Складывается групповой образ жизни, который обеспечивает лучшую защищенность от хищников.

Древесно-наземный образ жизни.

Увеличение размеров тела привело к тому, что наши предки на стадии дриопитеков перешли к древесно-наземному образу жизни (примерно такой образ жизни ведут шимпанзе). Это способствует расширению кормовой базы, но связано с увеличением степени опасности (наземная среда полна крупных и опасных хищников), особенно, в ночное время. Ночной отдых крупных приматов (например, шимпанзе) происходит на деревьях, что требует строительства гнезд. Лишь самые крупные из антропоидов - гориллы - проводят все время на земле: их надежно защищают большие размеры те ла и огромная физическая сила.

Переход к наземному образу жизни.

Важнейшим событием в эволюции наших предков является полный переход к наземному обитанию в условиях открытых ландшафтов - саванн. Вероятно, этот переход был обусловлен расширением площадей под редколесьями и саваннами, а также сильной конкуренцией со стороны более мелких и лучше приспособленных к древесному образу жизни приматов.

Можно выделить следующие главные моменты в овладении наземной среды обитания.

1) Формирование прямохождения, что было обусловлено использованием руки для постоянного ношения и применения некоторых предметов в качестве оружия или орудий, а затем переходом к изготовлению искусственных орудий и оружия.

2) Усиление стадности и развитие социального поведения и социальной организации.

3) Переход от собирательства к охоте, особенностью которой является коллективный характер и применение специально изготовленного оружия.

Эти три момента явились важнейшими условиями успеха в борьбе за существования и факторами становления человека как разумного, социально организованного существа, обладающего речью. В то же время, эти три момента обусловили переход от биологической эволюции к психо-социальному развитию, что сопровождалось снятием ведущей роли естественного отбора в развитии человека как биологического вида.

Таким образом, эволюция человека определялась естественным отбором на приспособленность к окружающей среде (абиотической и биотической), а также отбором, направление которого определялось социальными факторами: мышлением, речью, общественным образом жизни. Социальные факторы обусловили развитие способности к обучению, которое лежит в основе эпигенетического развития, основанное на наследовании приобретенного опыта, культуры. Так происходил переход от биологической эволюции к человеческой истории.

Несмотря на это, биологические закономерности продолжают играть в жизни человека и развитии человечества столь важную роль, что природа человека многими учеными определяется как биосоциальная.

Проблемы цефализации

Увеличение объема головного мозга (цефализация) - наиболее характерная черта биологической эволюции человека в переходный период от животного предка до кроманьонца. Рождение крупноголовых детей требует широкого женского таза. Но, с другой стороны, прямохождение предъявляет противоположное требование - таз должен быть узким и более прочным. Это противоречие привело к тому, что роды у человека стали сопровождаться родовыми муками, что для животных не характерно. Таким образом, описанная в Библии сцена проклятия Евы (“В муках будешь рожать детей своих”) имеет под собой эволюционно-биологическое обоснование.

Природа, однако, предприняла некоторые попытки разрешить эту проблему:

1) дети стали рождаться недоношенными по биологическим меркам (в сравнении с шимпанзе, например);

2) головка новорожденного способна к значительным деформациям, быстрому увеличению размеров в послеродовой период, в связи с чем зарастание родничков и окончательное формирование черепных швов отложены на более поздний период.

Отмеченные обстоятельства привели к удлинению периода детства, в течение которого ребенок является беспомощным и нуждается в постоянной заботе родителей. В этот период происходит окончательное формирование важнейших структур головного мозга. При чем на этот процесс существенное влияние оказывает внешняя среда, в том числе социальное окружение. В этом суть исключительно высокой пластичности индивидуального развития мозга человека. В этом заключаются биологические основы способности человека к усвоению огромных объемов информации в процессе обучения, что явилось важнейшей предпосылкой социального прогресса.

Биосоциальная природа человека

1) Как всякий живой организм человек нуждается в источниках энергии и вещества (принцип негэнтропии). Для человека таким источником является растительная и животная пища.

2) Всякий животный организм характеризуется поведением, направленным на сохранение своей жизни (принцип самосохранения). Проблема личной безопасности важна и для человека.

3) Каждое живое существо в процессе размножения оставляет подобное себе потомство (принцип воспроизведения). Инстинкт размножения заложен и в каждом нормальном человеческом существе.

Если какой-либо биологический вид не может решить хотя бы одну из указанных проблем, он исчезает с лица Земли.

На реализацию биологического в человеке накладывает отпечаток (преобразует) его человеческая сущность (природа). Отметим три составляющие этой сущности: стремление к наслаждению - принцип Эпикура (гедонизм), стремление к красоте - принцип Достоевского (эстетизм) и духовность - принцип Иисуса Христа (?).

Эстетизм прошел длительный путь развития от наскальных рисунков кроманьонцев до формулы Достоевского “Красота спасет мир”.

Гедонизм вырос из ощущения удовольствия, развившегося у высших животных и нашел свое выражение в принципе Эпикура “Наслаждайтесь!”. Аристипп: Наслаждение, удовольствие - высшая цель и основной мотив человеческого поведения.

Как выразить принцип духовности? Может быть словами Иисуса Христа: “Не хлебом единым жив человек”?

Каким образом эти принципы оказывают влияние на проявление биологического в человеке?

1) Приготовление и потребление пищи выражается в искусстве кулинарии и сервировки. Человек наслаждается вкусной и красиво оформленной пищей.

2) Проблема самосохранения решается постройкой жилища, обставленного необходимой мебелью и по возможности “со всеми удобствами”, изготовлением и ношением одежды, оружия (там, где это необходимо). Все это делается красиво и обеспечивает человеку не только личную безопасность, но также и определенный уровень комфорта.

3) Воспроизведение проявляется в нормальной сексуальности (половом влечении), которая находит свое высшее выражение в любви, и ведет к созданию семьи, обеспечивающей воспитание детей.

”Все это так. Но избежит ли грешный

Небесных врат, ведущих в ад кромешный?”

Шекспир

В погоне за удовольствиями, в стремлении к наслаждениям человек не знает предела. В результате:

1) Процесс питания перерастает в чревоугодничество, в обжорство, в стремление поглощать как можно больше, как можно более вкусной и изысканной пищи, что для некоторых становится смыслом жизни, самоцелью и оказывается биологически нецелесообразным.

2) Самосохранение преобразуется в стремление к роскоши во всем: строительстве дворцов и их обстановке, ношении сверхмодной одежды и прочая, и прочая. Вещизм также часто поражает людей и становится смыслом их жизни.

3) Процесс воспроизведения заменяется стремлением соблазнить как можно больше женщин, или мужчин (синдром Дон-Жуана). При этом часто любители сексуальных наслаждений теряют способность производить потомство, что также оказывается биологически нецелесообразным.

”Жить - хорошо!

А хорошо жить - еще лучше!”

(из кинофильма “Кавказская пленница”)

Что значит “Хорошо жить”?

Статья 29. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Экология и здоровье. Биополитика

Физическое и психическое самочувствие человека, его настроение, деловая активность в решающей степени зависят от состояния его здоровья, которое в настоящее время оказывается под угрозой в связи с антропогенным изменением среды обитания.

В настоящее время в окружающую среду попадает все больше веществ антропогенного происхождения, являющихся не просто загрязняющими, но и сильно токсичными, канцерогенными, аллергенными и мутагенными. Поэтому для выживания человечества требуется срочный пересмотр приоритетов развития. Экология не должна подстраиваться под нужды экономики и политики, а наоборот, необходим экоцентрический подход. Богатство и благополучие страны должны оцениваться не количеством произведенных материальных благ, как это принято сейчас, а уровнем здоровья населения.

Самыми важными для здоровья человека являются качество воздуха, количество и качество питьевой воды и продуктов питания, а также радиационный фон, уровень шума и электромагнитных колебаний, не превышающие допустимые значения.

Важное значение для сохранения и восстановления здоровья имеют рекреационные ресурсы: минеральные воды и грязи, горный и морской воздух, лесные массивы с хвойными породами деревьев и др. Имеющихся в настоящее время благоустроенных курортов недостаточно, они перегружены, загрязнены и в значительной мере потеряли свои рекреационные свойства.

Деятельность по рациональному использованию и охране окружающей среды контролируется, регулируется и направляется государством через систему природоохранного законодательства. Только тогда, когда экологические законы и требования, осознанные наукой, находят соответствующее юридическое оформление в виде законов, декретов, указов, постановлений, обязательных для исполнения, они получают реальные шансы на претворение в жизнь. Поэтому постоянное совершенствование природоохранного законодательства в соответствии с развитие науки и техники имеет важнейшее значение.

Право человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены в Конституции Российской Федерации.

В конце XX в. стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельной страны невозможно. Причина заключается в том, что биосфера Земли представляет собой целостную, интегрированную систему. Поэтому мало совершенствовать собственное законодательство, необходимо всячески способствовать развитию международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы.

Необходимо экологическое воспитание населения с детских лет, без чего нельзя надеяться на реализацию даже самых замечательных и научно обоснованных программ сохранения бисоферы. Когда большинство населения поймет, что экологические преступления - это преступления, а не извинительный проступок, только тогда можно будет надеяться на благополучный выход из экологического кризиса. Осуществление действенных экологических программ требует таких значительных средств и ограничений, что правительства вряд ли решаться на них, пока народ не осознает их жизненную необходимость.

Литература

1. Авдюшин С.И., Данилов А.Д. Солнечная активность и события на Земле: вымысел и реальность. Природа, 1993, 3

2. Анисимов В.Н. Цена продленной жизни: взгляд онколога/Природа, 1990, 10

3. Анисимов В.Н. Солнечные часы старения/ Природа, 1995, 10

4. Бердышев Г.Д., Загария А.М. Дерматоглифика и долголетие/Природа,1990,12

5. Введенский В.Л., Ежов А.А. Ритмы мозга и самовоспроизведение информа ции/ Природа, 1990, 4

6. Гелиобиология: от Чижевского до наших дней. Природа, 1994, 9

7. Григорьян Н.А. Н.К.Кольцов и экспериментальная генетика высшей нервной деятельности/ Природа, 1992, 6

8. Лопухин Ю.М. Биоэтика/ Природа, 1991, 10

9. Немцов А.В. Потребление алкоголя как глобальная проблема/ Природа, 1990, 1

10. Плюснин Ю.М. Каких друзей мы себе выбираем. Социобиология дружбы. Природа, 1993, 9

11. Савельев С.В. Парадокс формы мозга/ Природа. 1992. 3

12. Савельев С.В. Монстры. Природа, 1993, 10

13. Савельев С.В. Природа индивидуальности мозга человека/ Природа, 1995,9

14. Титов С.А. Системный и молекулярный подходы к проблемам памяти/ Природа, 1990, 6

Тема 2.3. Биосфера и цивилизация

Популяции, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биотических отношений в сообществах. Популяция - структурная единица вида. Она представляет собой совокупность особей одного вида, населяющую определенное местообитание с однородными условиями (пруд, озеро, реку, луг, лес, болото и пр.), в пределах которого происходит свободное скрещивание (панмиксия) особей (в случае полового размножения с перекрестным оплодотворением). Популяция - это совокупность совместно проживающих и постоянно контактирующих (взаимодействующих) особей одного вида.

Структура популяции включает: половые (самцы и самки), возрастные, генетические, территориальные (семьи, стада, колонии) и др. группы особей. Взаимоотношения особей в популяции выражаются в половом поведении, заботе о потомстве, территориальном поведении, в активной и пассивной конкуренции, сотрудничестве и взаимопомощи (кооперации).

Важнейшими свойствами популяции являются: численность, плотность, рождаемость и смертность, прирост и темп роста.

Численность популяции является величиной переменной, которая зависит от многих факторов. Численность популяции в благоприятных условиях способна к неограниченному росту, который описывается экспоненциальной кривой. Обычно это явление называется геометрической прогрессией размножения. В результате численность популяции может достигнуть любых значений, но обычно это не наблюдается, так как максимально возможная численность популяции ограничивается экологической емкостью территории, и как правило, не достигает этого уровня под влиянием регулирующих факторов.

К факторам, регулирующим численность популяции, относятся: конкуренция, голод, каннибализм, стресс, болезни, хищники, которые снижают численность, если она превышает оптимальное значение. Увеличение численности популяции приводит к усилению действия этих факторов, в результате чего снижается рождаемость, повышается смертность и численность снижается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать