Общая психология - (шпаргалка)
p>Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация. Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности изучение непроизвольного запоминания

    прерывание при приближении к цели
    Биренбаум: память зависит от предъявления задачи

подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия) содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство) косвенное замещение (помнить о намерении)

Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти. Эксп-т: карточки с картинками и номерами.

Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий. Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).

    18. Развитие памяти.
    Натуральная память (прапамять):
    Это память-восприятие (эйдетическая)
    Связана с движением: четкая последоват-ть операций
    Связь с аффектом – не смысловая

Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др. Социальное развитие памяти:

Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т. е опираться на прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса: изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств

    изменяется функциональный состав операций памяти

изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.

Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти: развитие внешних форм запоминания – письменности

редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти) Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).

Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение: постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию

    от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции
    ситуативное освобождение памяти от случайных событий
    иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.
    Разделение памяти:
    непосредственная (непроизвольная)
    мотивац значимость
    экстремальность
    новизна
    опосредованная (произвольная)
    сознательное намерение
    мнемическая направленность

Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное. 5 мнемических установок (произвольное запоминание):

    на полноту запоминания
    точность воспроизведения
    прочность (по времени)
    последовательность
    своевременность
    Источники направленности:
    цели
    направленность на качество
    условия

индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст) особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)

    Истомина: дети – магазин (в игре лучше)

Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет роли). Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием. Выводы:

    цифры запомин хуже картинок
    лучше основной материал
    для взрослых – понимжение мотивации

снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)

21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23) В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?

    Критерии внимания:

феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания продуктивный – повышение качества любой деят-ти

    мнемический (побочный мнемо эффект)
    адаптивный
    селективность деят-ти как рез-т В.

Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием. 2 подхода:

    структурный – Вундт и Титченер
    функциональный – Джемс

Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с переживанием чувства активности (мышечное напряжение). В. сущ-т как самостоятельная сущность.

Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности). Свойства внимания:

    объем – от 3 до 6 элементов
    направленность (фокусная точка), распределение В.
    высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).
    динамика во времени (колебания, устойчивость)
    2 стадии развития:

первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной, неожиданностью стимула вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт

производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует волевого усилия

    Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:
    избирательностью потока (селекция)

сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании) “Вечеринка с коктейлем” - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление (приспособительные движения органов чувств), гл. ф-я – упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное. Физиологические условия В:

    приспособление органов чувств
    идеационное возбуждение центра

2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор). Виды В. :

    чувственное
    интеллектуальное
    непосредственное
    опосредованное (апперцептивное)
    пассивное, непроизвольное
    активное, произвольное – требует усилий

Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность. Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В. через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью управления движением – контроль и коррекция (ср. Ланге). В. не существует как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние. 2 формы В. :

непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом. произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка). Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно. 3 периода развития В:

    естественные эмоц состояния (страх, любознательность)
    вторичные чувства - самолюбие, чувство долга
    поддерживается привычкой

Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В. целесообразно. Виды:

    рефлективное – для лучшего восприятия раздражений
    инстинктивное – любопытство и удивление

волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм – ассоциация.

Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности личности. Критерии: наличие усилия (цели) и средств.

    Стадии развития внимания:

вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение объекта + привычка активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт воли. Необх. воспитывать. послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью. Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти, кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль. Любое действие состоит:

    ориентировка
    исполнение

контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).

Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл. рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное. Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних стимулов-средств. Эксперименты:

2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание р-ка. Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды. Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов: вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие). Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного внимания). Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В. – переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2 типов). Направление: развитие устойчивости.

    24. Исследование внимания в когнитивной психологии.

2 стороны В. : отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие). Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде). Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения: релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов. Варьирование физических х-к стимула и семантических (тема, язык, синтаксис). 2 вопроса:

    по каким данным происходит отбор инфо
    что происходит с неотобранными сообщениями

бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев. Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука). Газетные штампы – смешивание. дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном. Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не содержание). Модели ранней селекции Бродбент (1957)

Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр (внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск. сек. Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный отчет, а не реальная последовательность предъявлений. Схема потока информации:

Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище. 1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ – выделение физ признаков 2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на фильтр для новой обработки. Недостатки:

не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими признаками не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем испытуемого (выполнение приказа) при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.

    Энн Трейсман (1966)

Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод: сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов). Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы – неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу (отбор по семантич признакам). Модель аттенюатора:

Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут быть далее переработаны до анализа значения. Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий, табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза, нецензурные слова). Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше интерференция. Сходство с Бродбентом:

селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия происходит главным образом на ранней стадии

    происходит путем фильтрации.
    Модели поздней селекции: Дойч (1963)

Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей активации ЦНС. Модель Нормана:

Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с памятью. Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) – извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка (внимание).

    20. Самосознание

Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития. Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон). Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.

    Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития

Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований) Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие ролей). Приобретения в 3-х сферах:

Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных смыслов) Общение (расширение, углубление связей)

Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания. овладение собственным телом – произвольные движения

ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание других людей развитие речи – воздействие на мир

    Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.
    Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:
    физическое слияние человека и мира
    дифференциация собственного тела и мира
    познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм
    децентрация в познавательной сфере
    моральный эгоцентризм
    развитие коммуник и эмпатических способностей
    Феномены самосознания:
    рефлексия
    осознание своих мотивов
    самооценка (соотв-е соц ожиданиям)
    сознательное Я
    расхождение значения и смысла
    мотивационный конфликт
    самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке

Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой: образ Я (описательная часть) - убеждение

оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности группы) конкретные действия (может ограничиваться обществом)

Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности. Факторы:

    сопоставление образа реального Я и идеального Я
    интериоризация социальных реакций на индивида
    оценка через призму идентичности.
    Роль Я-концепции:

способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может быть невротич) определяет интерпретацию опыта (фильтр)

является источником ожиданий (самореализующееся пророчество) Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность есть сущность Я. База для идентичности – формируется в подростковом возрасте: доверие к миру

    автономия, воля
    целенаправленность
    умелость, компетентность

Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в единую стр-ру разных образов Я. Идентичность: установление тождественности самому себе

интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство конгруэнтности признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников) Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром реальным. обеспечение перспективы будущего

    коллективное экспериментирование
    этническая идентичность – образ мира
    формирование адекватной сексуальной роли
    профессиональное самоопределение
    освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства
    Механизмы достижения идентичности:
    Ролевое экспериментирование
    Механизм ролевого моратория

4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис): Предрешенная - в авторитарном обществе

    реализованная

диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные новообразования) мораторий – актуальный кризис

Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти осознает себя как такового. Критерии:

    природные – выделение себя из окр серды
    социальные – сравнение себя с другими

личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов Стадии развития самосознания:

    Критерий
    Самопознание
    Самоотношение
    Природный
    Построение схемы собств тела
    Самочувствие: комфорт/дискофорт
    Социальный
    Построение образа Я (самовосприятие)
    Самоуважение, самопринятие, саморегуляция
    Культурный
    Построение Я-концепции
    Самооценка (понимание своего реального Я).

Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для самоактуализации.

Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды: долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию (каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации. Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную позицию. 3 вида: наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы) наличие технологических знаний и умений

    наличие способов общения и правил их применения

Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее. Мех-мы присвоения ролей:

    Социальное научение
    Самокатегоризация
    Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)
    Стадии присвоения ролей:
    Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.
    Имитационный – полное подражание

Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу

    Личность
    Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:
    активность
    развитие и саморазвитие
    внутренние противоречия
    Природный – приспособление
    Социальный – присвоение

Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем Личность – 3 варианта:

    в широком смысле – индивидуальность
    личность - социальный феномен (Адлер)
    личность – культурный феномен (Юнг)

Юнг: изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы. 1) содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):

    воспоминания, комплексы
    слабые по энергии псих содержания
    остатки инстинктивной жизни
    содержания, несовместимые с сознание

коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица – архетип. Символ – глубокая вода:

    общее у разных людей
    принадлежащее всему чел-ву
    врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления

Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.

    Джемс: полноразвитая личность:

Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое существо Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы науки.

    Концепции личности:

биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ. Гоместатические и антигомеостатические

Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности: энергетический источник изнутри – влечения

раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом внутренний конфликт

    психо-сексуальное развитие

Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я. Между ним и б/с – конфликт.

    Гуманистическая:

Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья. Условие познания себя – это познание другого (эмпатия). Человек является тем, каким себя представляет. Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития.

    Мышление в бихевиоризме:

Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация индивида. Активность выражается: в скрытой деят-ти рук

    скрытые речевые движения
    скрытые эмоциональные реакции

Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов. Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит, мышление есть беззвучная речь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать