прерывание при приближении к цели
Биренбаум: память зависит от предъявления задачи
подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия) содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство) косвенное замещение (помнить о намерении)
Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти. Эксп-т: карточки с картинками и номерами.
Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий. Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).
18. Развитие памяти.
Натуральная память (прапамять):
Это память-восприятие (эйдетическая)
Связана с движением: четкая последоват-ть операций
Связь с аффектом – не смысловая
Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др. Социальное развитие памяти:
Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т. е опираться на прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса: изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств
изменяется функциональный состав операций памяти
изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.
Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти: развитие внешних форм запоминания – письменности
редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти) Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).
Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение: постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию
от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции
ситуативное освобождение памяти от случайных событий
иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.
Разделение памяти:
непосредственная (непроизвольная)
мотивац значимость
экстремальность
новизна
опосредованная (произвольная)
сознательное намерение
мнемическая направленность
Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное. 5 мнемических установок (произвольное запоминание):
на полноту запоминания
точность воспроизведения
прочность (по времени)
последовательность
своевременность
Источники направленности:
цели
направленность на качество
условия
индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст) особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)
Истомина: дети – магазин (в игре лучше)
Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет роли). Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием. Выводы:
цифры запомин хуже картинок
лучше основной материал
для взрослых – понимжение мотивации
снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)
21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23) В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?
Критерии внимания:
феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания продуктивный – повышение качества любой деят-ти
мнемический (побочный мнемо эффект)
адаптивный
селективность деят-ти как рез-т В.
Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием. 2 подхода:
структурный – Вундт и Титченер
функциональный – Джемс
Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с переживанием чувства активности (мышечное напряжение). В. сущ-т как самостоятельная сущность.
Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности). Свойства внимания:
объем – от 3 до 6 элементов
направленность (фокусная точка), распределение В.
высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).
динамика во времени (колебания, устойчивость)
2 стадии развития:
первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной, неожиданностью стимула вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт
производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует волевого усилия
Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:
избирательностью потока (селекция)
сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании) “Вечеринка с коктейлем” - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление (приспособительные движения органов чувств), гл. ф-я – упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное. Физиологические условия В:
приспособление органов чувств
идеационное возбуждение центра
2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор). Виды В. :
чувственное
интеллектуальное
непосредственное
опосредованное (апперцептивное)
пассивное, непроизвольное
активное, произвольное – требует усилий
Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность. Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В. через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью управления движением – контроль и коррекция (ср. Ланге). В. не существует как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние. 2 формы В. :
непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом. произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка). Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно. 3 периода развития В:
естественные эмоц состояния (страх, любознательность)
вторичные чувства - самолюбие, чувство долга
поддерживается привычкой
Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В. целесообразно. Виды:
рефлективное – для лучшего восприятия раздражений
инстинктивное – любопытство и удивление
волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм – ассоциация.
Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности личности. Критерии: наличие усилия (цели) и средств.
Стадии развития внимания:
вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение объекта + привычка активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт воли. Необх. воспитывать. послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью. Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти, кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль. Любое действие состоит:
ориентировка
исполнение
контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).
Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл. рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное. Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних стимулов-средств. Эксперименты:
2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание р-ка. Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды. Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов: вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие). Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного внимания). Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В. – переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2 типов). Направление: развитие устойчивости.
24. Исследование внимания в когнитивной психологии.
2 стороны В. : отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие). Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде). Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения: релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов. Варьирование физических х-к стимула и семантических (тема, язык, синтаксис). 2 вопроса:
по каким данным происходит отбор инфо
что происходит с неотобранными сообщениями
бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев. Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука). Газетные штампы – смешивание. дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном. Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не содержание). Модели ранней селекции Бродбент (1957)
Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр (внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск. сек. Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный отчет, а не реальная последовательность предъявлений. Схема потока информации:
Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище. 1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ – выделение физ признаков 2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на фильтр для новой обработки. Недостатки:
не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими признаками не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем испытуемого (выполнение приказа) при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.
Энн Трейсман (1966)
Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод: сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов). Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы – неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу (отбор по семантич признакам). Модель аттенюатора:
Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут быть далее переработаны до анализа значения. Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий, табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза, нецензурные слова). Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше интерференция. Сходство с Бродбентом:
селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия происходит главным образом на ранней стадии
происходит путем фильтрации.
Модели поздней селекции: Дойч (1963)
Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей активации ЦНС. Модель Нормана:
Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с памятью. Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) – извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка (внимание).
20. Самосознание
Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития. Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон). Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.
Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития
Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований) Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие ролей). Приобретения в 3-х сферах:
Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных смыслов) Общение (расширение, углубление связей)
Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания. овладение собственным телом – произвольные движения
ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание других людей развитие речи – воздействие на мир
Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.
Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:
физическое слияние человека и мира
дифференциация собственного тела и мира
познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм
децентрация в познавательной сфере
моральный эгоцентризм
развитие коммуник и эмпатических способностей
Феномены самосознания:
рефлексия
осознание своих мотивов
самооценка (соотв-е соц ожиданиям)
сознательное Я
расхождение значения и смысла
мотивационный конфликт
самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке
Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой: образ Я (описательная часть) - убеждение
оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности группы) конкретные действия (может ограничиваться обществом)
Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности. Факторы:
сопоставление образа реального Я и идеального Я
интериоризация социальных реакций на индивида
оценка через призму идентичности.
Роль Я-концепции:
способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может быть невротич) определяет интерпретацию опыта (фильтр)
является источником ожиданий (самореализующееся пророчество) Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность есть сущность Я. База для идентичности – формируется в подростковом возрасте: доверие к миру
автономия, воля
целенаправленность
умелость, компетентность
Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в единую стр-ру разных образов Я. Идентичность: установление тождественности самому себе
интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство конгруэнтности признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников) Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром реальным. обеспечение перспективы будущего
коллективное экспериментирование
этническая идентичность – образ мира
формирование адекватной сексуальной роли
профессиональное самоопределение
освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства
Механизмы достижения идентичности:
Ролевое экспериментирование
Механизм ролевого моратория
4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис): Предрешенная - в авторитарном обществе
реализованная
диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные новообразования) мораторий – актуальный кризис
Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти осознает себя как такового. Критерии:
природные – выделение себя из окр серды
социальные – сравнение себя с другими
личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов Стадии развития самосознания:
Критерий
Самопознание
Самоотношение
Природный
Построение схемы собств тела
Самочувствие: комфорт/дискофорт
Социальный
Построение образа Я (самовосприятие)
Самоуважение, самопринятие, саморегуляция
Культурный
Построение Я-концепции
Самооценка (понимание своего реального Я).
Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для самоактуализации.
Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды: долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию (каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации. Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную позицию. 3 вида: наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы) наличие технологических знаний и умений
наличие способов общения и правил их применения
Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее. Мех-мы присвоения ролей:
Социальное научение
Самокатегоризация
Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)
Стадии присвоения ролей:
Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.
Имитационный – полное подражание
Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу
Личность
Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:
активность
развитие и саморазвитие
внутренние противоречия
Природный – приспособление
Социальный – присвоение
Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем Личность – 3 варианта:
в широком смысле – индивидуальность
личность - социальный феномен (Адлер)
личность – культурный феномен (Юнг)
Юнг: изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы. 1) содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):
воспоминания, комплексы
слабые по энергии псих содержания
остатки инстинктивной жизни
содержания, несовместимые с сознание
коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица – архетип. Символ – глубокая вода:
общее у разных людей
принадлежащее всему чел-ву
врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления
Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.
Джемс: полноразвитая личность:
Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое существо Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы науки.
Концепции личности:
биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ. Гоместатические и антигомеостатические
Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности: энергетический источник изнутри – влечения
раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом внутренний конфликт
психо-сексуальное развитие
Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я. Между ним и б/с – конфликт.
Гуманистическая:
Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья. Условие познания себя – это познание другого (эмпатия). Человек является тем, каким себя представляет. Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития.
Мышление в бихевиоризме:
Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация индивида. Активность выражается: в скрытой деят-ти рук
скрытые речевые движения
скрытые эмоциональные реакции
Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов. Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит, мышление есть беззвучная речь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11