Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в определенных ситуациях (перечень ситуаций) Проблемы:
Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов + представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера. Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и угодливость + атрибуция в связи со статусом человека) Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность. Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое. Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт – генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт! Тестовый метод:
суррогатный
непригодный для глубокого анализа
субъективный
Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым
Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел).
Ананьев:
Первичные индивидные свойства
св-ва конституции
нейродинамические (нервная деят-ть)
функциональная геометрия больших полушарий
Вторичные индивидные свойства
психофизиологические функции (восприятие, память, мышление) органические потребности
Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума) темперамент
задатки
Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента (метод близнецов). Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек действует. Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).
19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство, создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий) Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников, разработка тестов сенсорного различения. 1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к суждению, пониманию и рассуждению. 1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим возрастом).
Способности: их измерение и развитие.
Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства деят-ти и возможность ее осуществления). Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их приобретения. Характеристики способностей:
Способность к изменению - переменная
Связь с успешностью осуществления деятельности
Это готовность к усвоению знаний, но не результат
Связаны с врожденными особенностями – задатками.
Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей. Задатки – это возможности, они константны.
Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и создаются (по Теплову). Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией. Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации. Задатки
Способности
Врожденные
Формируются в процессе деятельности
Константны
Изменчивы
Возможность (анатомо-физиологическая)
Готовность, но не результат
Нельзя измерить
Измеряемы: критерий – успешность деят-ти
Данность
Процесс
Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства. Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект) Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить). Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент. Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста. 1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ Требования к тесту:
валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов
Измерение творческих способностей – Гилфорд.
Качества креативности:
оригинальность ассоциаций
семантическая, смысловая гибкость
фонтанирование новых идей
образное мышление
5 видов действия (в рез-те факторного анализа):
восприятие и понимание материала
рабочая память
дивергентность (выделение в обычном оригинального
конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам) эвалюация, подведение итога
Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью. Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:
Отсутствие временного ограничения
Сложное строение (несколько способов решения для креативности) Косвенная инструкция
Одаренность – индивидуальное сочетание способностей.
Развитие способностей:
Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение! Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те преобразования нескольких натуральных ф-й.
3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.
Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие темперамента. Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД): скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций, скорость переключения с одной деят-ти на другую (скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов! ) Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.
Гиппократ – идея о 4-х жидкостях в разных пропорциях
Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю корреляцию псих. процессов. Последствия теории:
Четверичная концепция темперамента
Значение гуморального и нейрогуморального факторов.
Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических изменений, травм и т. д.
Свойства т-та:
это динамические х-ки псих деят-ти
носят формальный, а не содержательный х-р
высокая устойчивость
св-ва т-та проявляются на уровне энергетики поведения
глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции, интеллекте.
Типология по Павлову:
Выделение основных свойств нс (бинарный х-р)
сила – слабость
Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя (толерантность); способность к концентрации возбуждения; помехоустойчивость уравновешенность – неуравновешенность
Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации подвижность – инертность
Скорость образования усл. рефлексов, скорость перехода от возб к торм-ю. Построение общих типов нс
Соотнесение типов нс с типами т-та
Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник
Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик
Сильный, неуравновешенный – холерик
Слабый – меланхолик
Проблемы:
выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое основание. Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами: Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем, стремительность (ретикулярная формация) Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм
Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора)
соотнесение типов нс с типами т-та (поведением):
Современная т. з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется при жизни, это психологичское, а не физиологическое свойство: свойства конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД – темперамент. На одном типе ВНД может сформироваться разный т-т. Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические). Нет простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс образуют почву для формир-я типов поведения (важно также влияние воспитания и условий жизни). Климов “индивидуальный стиль деят-ти” – пристройка компенсирует недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в уме. 40 мин – нет различий для сильной и слабой нс).
Вундт: связь типа т-та с энергетикой организма (на примере эмоций):
Сила
Слабость
Быстро изменяются
Холерик
Меланхолик
Медленно изменяются
Сангвник
Флегматик
Собственно темпераментные свойства:
пластичность-ригидность
устойчивость псих деят-ти
помехоустойчивость
реактивность
эмоц возбудимость
Нет объективной диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше исследовать в раннем детстве и критические периоды. Необходимо учитывать:
т-т проявляется универсально (в разных видах д-ти) + у разных людей по-разному ярко выражен ярче в экстремальных ситуациях
св-ва т-та зависят от разных систем организма: гуморальной, эндокринной и т. д.
Формирование девиантного поведения:
гипервозбудимость (экспансивность, двигательное беспокойство) заторможенность
нестабильность
Св-ва т-та:
низкая приспособляемость
неритмичность псих процессов
тенденция к избеганию конфликта
преобладание плохого настроения
боязнь новизны
патологическое упрямство
чрезмерная отвелкаемость
Характер и его формирование. Х-р и личность.
Х-р – прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать личность на данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов. Это совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов поведения. Формируется социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с миром, с людьми и с самим собой. Характерным становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый опыт (стереотипизация личностных черт) Адлер – индивидуальный жизненный стиль.
Х-р может препятствовать развитию личности (жесткий, ригидный х-р) Пиаже: 2 аспекта адаптации в среде
ассимиляция=ригидный х-р (присвоение нового материала с помощью наличных когнитивных схем) аккомодация – нет х-ра, т. е нет устойчивых способов поведения, нет установок, каждая ситуация является уникальной. Вильгельм Райх: х-р есть защитный мускульный панцирь – преграда для развития личности. Необходимо каждую эмоцию выразить телесно – распустить защитный панцирь.
Х-р обычно приравнивается к личности. Разводятся в отечественной псих-и (связь с методологией). Х-р – устойчивй индивидуальный тип поведения, на определенном этапе жизни приобретающий св-ва автоматизации. Факторы формирования х-ра:
Темперамент
Первичные социальные взаимодействия
Система культуры
Личность
Типологии х-ра:
Построение психотелесных соответствий, или строение тела и х-р - Кречмер 3 этапа:
построение типов телосложения и установление их связи с наличием психического заболевания Астеник – угловой профиль
Атлетик – развитой костно-мышечный аппарат
Пикник – внутренние полости (пятиугольный фас)
2 заболевания:
Шизофрения
Маниакально-деперссивный психоз
Аутизм, расщепленность, уход от реальности, резонерство
Цикличность настроения
Астеники и атлеты
пикники
континнум патологии и нормы (нет качественной разницы): выделение аномалий характера Болезнь – патология – буферная зона – акцентуация – норма
Шизоид
Циклоид
Аутизм, замкнутость, склонность к самоанализу, идеализация, резкий переход от крайней чувствительности к эмоциональной тупости Открытость, деятельность, активность, переход от бурного веселья к депрессии
выделение нормальных индивидуальностей, сводимых в 2 общим биотипам (на материале выдающихся личностей) Шизотимик
Циклотимик
Обобщение, схематизация, опора на интеллект
Описание, опора на эмоциональные суждения, компромисс
Шелдон – изучал норму: не типы, а индексы (возможные показатели типа телосложения от 1 до 7): 3 типа конституции по 3-м зародышевым листкам:
Эктоморфный тип – кожа и нс
Мезоморфный – костно-мышечный аппарат
Эндоморфный – внутренние органы
3 психологических типа (по индексам):
Церебротоник 7 1 1
Соматотоник 1 7 1
Висцеротоник 1 1 7
Продолжение (см. вопрос 5)
Социальный характер: Фромм escape from freedom.
Свобода или страх одиночества – кооперация или господство.
Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий жизни. Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы. Функции х-ра – связаны с адаптацией:
Субъективная:
побуждение к действиям, необх с практической т. з.
обеспечение психологического удовольствия от этих действий
Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для решения задач данной системы. Смена х-ра при смене экон и соц условий.
Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли. Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества.
Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты – психологический критерий принадлежности к нации.
5. Типологии индивидуальности
Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов поведения=х-р=широкое понимание личности. Тип – организованная совокупность, структура
3 задачи построения типологии:
Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер) Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко)
Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной индивидуальности (Юнг)
см. вопрос 4.
Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые:
охватывают весь психический облик человека (глобальность)
относительно неизменны при жизни (врожденность)
связаны с социальной дезадаптацией
Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы): наследственность
эндокринный
особенности нервной конституции и обмена
общие и неврологические заболевания
Круги:
циклоидный
шизоидный
эпилептоидный и т. д.
Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену х-ра (патология – любая травма). Критерий отличия от патологии – внешний, социальный.
Психопатии (Ганнушкин)
Акцентуации (Личко)
Конституционно-возбужденный
Гипертимный
Циклоидный
Конституционно-депрессивный
Сензитивный
Лабильный
Неврастеник
Астено-невротический
Психастеник
Параноид
Шизоид
Эпилептоид
Истероид
Неустойчивый
Конституционно-глупый
Конформный
Акцентуации по Леонгарду:
Демонстративный – истероидность, импульсивность
Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность, стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость.
Динамика акцентуаций:
Преходящаяя
Стойкая
Острая аффективная реакция
Интрапунитивная
Экстрапунитивная
Бегство
Демонстрация
Типология Юнга: 3 этапа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11