Общая психология - (шпаргалка)
p>Индивидные свойства во всем многообразии (возрастно-половые, индивидуально-типические)

Диагностика черт - опросники: черта – поведение (вероятное) – самоотчет испытуемого. Черта определяется посредством реакции или поступков в определенных ситуациях (перечень ситуаций) Проблемы:

Проекция представлений автора о том, каким должно быть то или иное явление. Например: теория черт (харизматическая теория лидерства) – набор черт, необходимых лидеру. Но несогласованность у разных авторов + представление, что это черты самого экспериментатора, а не лидера. Реконструкция: суждение о наличии черт (например, угодливое поведение и угодливость + атрибуция в связи со статусом человека) Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность. Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое. Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт – генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт! Тестовый метод:

    суррогатный
    непригодный для глубокого анализа
    субъективный
    Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым

Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел).

    Ананьев:
    Первичные индивидные свойства
    св-ва конституции
    нейродинамические (нервная деят-ть)
    функциональная геометрия больших полушарий
    Вторичные индивидные свойства

психофизиологические функции (восприятие, память, мышление) органические потребности

Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума) темперамент

    задатки

Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента (метод близнецов). Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек действует. Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).

19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство, создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий) Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников, разработка тестов сенсорного различения. 1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к суждению, пониманию и рассуждению. 1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим возрастом).

    Способности: их измерение и развитие.

Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства деят-ти и возможность ее осуществления). Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их приобретения. Характеристики способностей:

    Способность к изменению - переменная
    Связь с успешностью осуществления деятельности
    Это готовность к усвоению знаний, но не результат
    Связаны с врожденными особенностями – задатками.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей. Задатки – это возможности, они константны.

Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и создаются (по Теплову). Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией. Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации. Задатки

    Способности
    Врожденные
    Формируются в процессе деятельности
    Константны
    Изменчивы
    Возможность (анатомо-физиологическая)
    Готовность, но не результат
    Нельзя измерить
    Измеряемы: критерий – успешность деят-ти
    Данность
    Процесс

Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства. Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект) Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить). Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент. Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста. 1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ Требования к тесту:

валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов

    Измерение творческих способностей – Гилфорд.
    Качества креативности:
    оригинальность ассоциаций
    семантическая, смысловая гибкость
    фонтанирование новых идей
    образное мышление
    5 видов действия (в рез-те факторного анализа):
    восприятие и понимание материала
    рабочая память
    дивергентность (выделение в обычном оригинального

конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам) эвалюация, подведение итога

Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью. Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

    Отсутствие временного ограничения

Сложное строение (несколько способов решения для креативности) Косвенная инструкция

    Одаренность – индивидуальное сочетание способностей.
    Развитие способностей:

Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение! Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те преобразования нескольких натуральных ф-й.

3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.

Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие темперамента. Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД): скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций, скорость переключения с одной деят-ти на другую (скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов! ) Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.

    Гиппократ – идея о 4-х жидкостях в разных пропорциях

Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю корреляцию псих. процессов. Последствия теории:

    Четверичная концепция темперамента
    Значение гуморального и нейрогуморального факторов.

Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических изменений, травм и т. д.

    Свойства т-та:
    это динамические х-ки псих деят-ти
    носят формальный, а не содержательный х-р
    высокая устойчивость
    св-ва т-та проявляются на уровне энергетики поведения

глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции, интеллекте.

    Типология по Павлову:
    Выделение основных свойств нс (бинарный х-р)
    сила – слабость

Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя (толерантность); способность к концентрации возбуждения; помехоустойчивость уравновешенность – неуравновешенность

Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации подвижность – инертность

Скорость образования усл. рефлексов, скорость перехода от возб к торм-ю. Построение общих типов нс

    Соотнесение типов нс с типами т-та
    Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник
    Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик
    Сильный, неуравновешенный – холерик
    Слабый – меланхолик
    Проблемы:

выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое основание. Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами: Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем, стремительность (ретикулярная формация) Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм

Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора)

    соотнесение типов нс с типами т-та (поведением):

Современная т. з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется при жизни, это психологичское, а не физиологическое свойство: свойства конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД – темперамент. На одном типе ВНД может сформироваться разный т-т. Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические). Нет простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс образуют почву для формир-я типов поведения (важно также влияние воспитания и условий жизни). Климов “индивидуальный стиль деят-ти” – пристройка компенсирует недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в уме. 40 мин – нет различий для сильной и слабой нс).

Вундт: связь типа т-та с энергетикой организма (на примере эмоций):

    Сила
    Слабость
    Быстро изменяются
    Холерик
    Меланхолик
    Медленно изменяются
    Сангвник
    Флегматик
    Собственно темпераментные свойства:
    пластичность-ригидность
    устойчивость псих деят-ти
    помехоустойчивость
    реактивность
    эмоц возбудимость

Нет объективной диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше исследовать в раннем детстве и критические периоды. Необходимо учитывать:

т-т проявляется универсально (в разных видах д-ти) + у разных людей по-разному ярко выражен ярче в экстремальных ситуациях

св-ва т-та зависят от разных систем организма: гуморальной, эндокринной и т. д.

    Формирование девиантного поведения:

гипервозбудимость (экспансивность, двигательное беспокойство) заторможенность

    нестабильность
    Св-ва т-та:
    низкая приспособляемость
    неритмичность псих процессов
    тенденция к избеганию конфликта
    преобладание плохого настроения
    боязнь новизны
    патологическое упрямство
    чрезмерная отвелкаемость
    Характер и его формирование. Х-р и личность.

Х-р – прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать личность на данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов. Это совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов поведения. Формируется социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с миром, с людьми и с самим собой. Характерным становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый опыт (стереотипизация личностных черт) Адлер – индивидуальный жизненный стиль.

Х-р может препятствовать развитию личности (жесткий, ригидный х-р) Пиаже: 2 аспекта адаптации в среде

ассимиляция=ригидный х-р (присвоение нового материала с помощью наличных когнитивных схем) аккомодация – нет х-ра, т. е нет устойчивых способов поведения, нет установок, каждая ситуация является уникальной. Вильгельм Райх: х-р есть защитный мускульный панцирь – преграда для развития личности. Необходимо каждую эмоцию выразить телесно – распустить защитный панцирь.

Х-р обычно приравнивается к личности. Разводятся в отечественной псих-и (связь с методологией). Х-р – устойчивй индивидуальный тип поведения, на определенном этапе жизни приобретающий св-ва автоматизации. Факторы формирования х-ра:

    Темперамент
    Первичные социальные взаимодействия
    Система культуры
    Личность
    Типологии х-ра:

Построение психотелесных соответствий, или строение тела и х-р - Кречмер 3 этапа:

построение типов телосложения и установление их связи с наличием психического заболевания Астеник – угловой профиль

    Атлетик – развитой костно-мышечный аппарат
    Пикник – внутренние полости (пятиугольный фас)
    2 заболевания:
    Шизофрения
    Маниакально-деперссивный психоз
    Аутизм, расщепленность, уход от реальности, резонерство
    Цикличность настроения
    Астеники и атлеты
    пикники

континнум патологии и нормы (нет качественной разницы): выделение аномалий характера Болезнь – патология – буферная зона – акцентуация – норма

    Шизоид
    Циклоид

Аутизм, замкнутость, склонность к самоанализу, идеализация, резкий переход от крайней чувствительности к эмоциональной тупости Открытость, деятельность, активность, переход от бурного веселья к депрессии

выделение нормальных индивидуальностей, сводимых в 2 общим биотипам (на материале выдающихся личностей) Шизотимик

    Циклотимик
    Обобщение, схематизация, опора на интеллект
    Описание, опора на эмоциональные суждения, компромисс

Шелдон – изучал норму: не типы, а индексы (возможные показатели типа телосложения от 1 до 7): 3 типа конституции по 3-м зародышевым листкам:

    Эктоморфный тип – кожа и нс
    Мезоморфный – костно-мышечный аппарат
    Эндоморфный – внутренние органы
    3 психологических типа (по индексам):
    Церебротоник 7 1 1
    Соматотоник 1 7 1
    Висцеротоник 1 1 7
    Продолжение (см. вопрос 5)
    Социальный характер: Фромм escape from freedom.
    Свобода или страх одиночества – кооперация или господство.

Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий жизни. Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы. Функции х-ра – связаны с адаптацией:

    Субъективная:
    побуждение к действиям, необх с практической т. з.
    обеспечение психологического удовольствия от этих действий

Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для решения задач данной системы. Смена х-ра при смене экон и соц условий.

Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли. Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества.

Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты – психологический критерий принадлежности к нации.

    5. Типологии индивидуальности

Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов поведения=х-р=широкое понимание личности. Тип – организованная совокупность, структура

    3 задачи построения типологии:

Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер) Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко)

Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной индивидуальности (Юнг)

    см. вопрос 4.
    Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые:
    охватывают весь психический облик человека (глобальность)
    относительно неизменны при жизни (врожденность)
    связаны с социальной дезадаптацией

Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы): наследственность

    эндокринный
    особенности нервной конституции и обмена
    общие и неврологические заболевания
    Круги:
    циклоидный
    шизоидный
    эпилептоидный и т. д.

Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену х-ра (патология – любая травма). Критерий отличия от патологии – внешний, социальный.

    Психопатии (Ганнушкин)
    Акцентуации (Личко)
    Конституционно-возбужденный
    Гипертимный
    Циклоидный
    Конституционно-депрессивный
    Сензитивный
    Лабильный
    Неврастеник
    Астено-невротический
    Психастеник
    Параноид
    Шизоид
    Эпилептоид
    Истероид
    Неустойчивый
    Конституционно-глупый
    Конформный
    Акцентуации по Леонгарду:
    Демонстративный – истероидность, импульсивность

Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность, стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость.

    Динамика акцентуаций:
    Преходящаяя
    Стойкая
    Острая аффективная реакция
    Интрапунитивная
    Экстрапунитивная
    Бегство
    Демонстрация
    Типология Юнга: 3 этапа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать