Общая психология - (шпаргалка)
p>Определение воли. Произвольная и волевая регуляция деятельности. Структура волевого процесса.

Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации (эмоциональный процесс). Структура волевого процесса:

Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи) Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным действием Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное действие Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в интенсивности.

    Джемс: проблема свободы воли
    Если воли нет, но все поведение есть S – R

Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного внимания. 2 класса актов:

    автоматические (рефлекторные, первичные)
    преднамеренные, осознаваемые (волевые)

Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически перетекать в действие. Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса. 2 типа волевых актов:

    осуществление нежелаемого
    задержка желаемого
    Типы решимости:
    разумная – поиск привычного способа действовать
    подчинение судьбе
    результат случайности
    пробуждение совести
    чувство усилия
    свобода воли
    Современные представления о воле:
    Психический процесс, формируемый при жизни и социально.

Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы! Волевая регуляция нужна:

    Слабость непосредственного побуждения
    Мотивационная конкуренция
    Наличие препятствия

Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться. Иерархия поведения:

    импульсивное, непроизвольное
    произвольное (осознание предшествует действию)
    осознаваемое
    намеренное
    волевое
    осознаваемое
    планомерное
    в ситуации альтернативы

Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое – если ее нет...

    Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:
    Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в достижении - хотение Стадия обсуждения и борьбы мотивов

    Решение
    может не выделяться в особую фазу
    констатация решения
    чувство усилия, принесение в жертву других мотивов
    исполнение: волевое действие включает:
    отношения сб к объекту, к цели
    готовность
    намерение
    план действия

Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои импульсы сознательносму контролю. Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении. Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные процессы

    Механизмы воли:

Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст Изменение роли

    Предвосхищение рез-тов своей деят-ти
    Самопреодоление
    Постановка самостоятельных заданий

Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять) Подчинение рез-та более широкой цели

    Фантазирование

Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и прогресс и регресс. Соотношение когнитивного и эмоционального:

    Вундт – эмоциональный
    Рубинштейн – Эмоции + интеллект
    Аристотель - разум

11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность. До опредмечивания

    После
    Общая ненаправленная активность
    Появление направленной активности – деятельности
    Широкий спектр возможных благ
    Резкое снижение благ
    Фрустрация – негативное эмоциональное состояние
    Аффективное положительное закрепление

Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и субъективную (эмоция) сторону (Вундт) Объем потребности – количество необходимых благ.

Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность (“приводящий в движение”): предмет потребности. Потребность – Мотив – Деятельность

    Функции мотива:
    Побуждение к активности (оптимум мотивации)

Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.

    Мотивы образуют иерархию – ядро личности.
    Деление мотивов:
    Выделение базовой мотивации:

Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей: витальные

    познавательные
    в общении
    базовые, первичные, врожденные

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). избирательность восприятия

    эмоциональный импульс

готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер) Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность, родительский и т. д): спонтанность движений

продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели

    приготовление к новой ситуации
    эффект научения
    производные

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение) Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.

    Выделение ситуативной мотивации:

Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение

квазипотребность – стремление к завершению начатого действия

    Выделение потребностей по способу удовлетворения
    редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд
    поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)

Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются не сразу. иерархическая организация

    актуализируются последовательно
    нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.
    физиологические нужды
    потребность в безопасности
    в принадлежности к социальному целому
    в самоуважении
    в познании себя
    в гармонии с миром
    самоактуализация
    Виды мотивов и критерии классификации:
    социальная оценка мотива:
    обязательные
    желаемые
    запретные
    место в иерархии

ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл подчиненный (мотив-стимул)

    источник мотивации
    внешний (неспецифический – оплата труда)
    внутренний (предметно-специфический)
    Хекхаузен:

экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)

    отношение к сознанию
    мотивы осознаются:
    верное осознание: мотив-цель
    неверное: мотивировка
    мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
    Влияние мотивации на деят-ть:
    активизирующее/тормозящее
    направляющее
    эмоциональная окраска
    временная динамика
    успешность деят-ти: оптимум мотивации

1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током). В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной. Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.

    Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.
    2 противоположные т. з:

Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа). Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу

    1. Потребности: базовые и производные
    3 класса базовых потребностей:
    витальные
    познавательные
    в общении

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). Инстинкт охватывает 3 процесса:

    селективное восприятие (познавательный)
    эмоциональный импульс (ядро инстинкта)
    активность (моторный компонент)
    Критерии выделения инстинктов
    спонтанность движений

продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели

    приготовление к новой ситуации
    эффект научения

Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт)

Мюррей: выделяет единицу “индивид-среда”. Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание. Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности: первичные (организм) и вторичные (психогенные)

    позитивные (поиск) и негативные (избегание)
    явные и латентные

Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т. д.

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)

2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11). Противоречия являются условием развития личности. Пути самоактуализации:

    полное и бескорыстное переживание
    процесс выбора
    предоставления Я возможности проявления
    взятие ответственности
    смелость
    актуализация своих возможностей
    высшие переживания
    отказ от защит

Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения. Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта. предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз. Опыты:

Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию. Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя) Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему. Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.

    Уровень притязаний:

Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи. Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач. Для измерения важно учесть динамику.

    1 этап: предшествующее достижение

2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением. 3 этап: очередное достижение – успех/неудача

    4 этап: реакция на успех/неудачу

Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)

    Теория результирующей валентности (Аткинсон):
    значимость для субъекта успеха и неудачи

учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата) + необходим учет личностных переменных

    3) мотив достижения – мотив избегания неудачи
    2 тенденции:
    Стремление к успеху
    Избегание неудачи
    Адекватный УП
    Заниженный УП
    Нацеленность на решение задачи
    Избегание участия в решении
    Активная позиция
    Пассивность
    Реалистические цели средней сложности
    Либо слишком сложные, либо слишком простые

Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой. Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации: м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности м-я избегания – задачи “на краях”

    Варианты поведения в ситуации неуспеха:
    резкое повышение УП
    тыкание в одну точку
    снижение УП
    отказ от продолжения (защита, агрессия)
    3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
    2 способа трактовки УП:
    индикатор самооценки
    репрезент мотивации достижения

Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).

Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс. Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций: Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел) Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода: физический уход (бродяжничество)

    маскировка ухода (выбор более приятных заданий)
    обман

Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы) Положительная и отрицательная валентности одновременно.

Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу. Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса. Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию. Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):

    Изменение поведения (бросить курить)

Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение) Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)

    Особенности КД:
    это негативное состояние
    стремление его редуцировать
    избегание событий, порождающих КД

интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе редукция и избегание зависят от интенсивности КД

    редукция:

добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов) изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)

    Редукция КД играет роль в:
    конфликты после принятия решения

более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са сожаление, попытка отменить решение

Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой. вынужденное совершение поступков – самооправдание

Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию. Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки

    специфический отбор информации – подбор позитивной инфо
    несогласие с группой

неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки

    Источники КД:
    из логической непоследовательности

из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента) из несоответствия более широкой системе представлений

    из несоответствия прошлому опыту
    Защитные механизмы личности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать