Вундт: первичные источнки воли – чувства и аффекты. Мгновенное прекращение аффекта есть волевое действие. Воля – частный случай мотивации (эмоциональный процесс). Структура волевого процесса:
Объективная сторона – предметное представление (мотив – вид добычи) Субъективная – элемент чувства (голод): побудительная причина воли Если один мотив – простой волевой процесс, заканчивается импульсивным действием Если более – сложный волевой акт, стадия борьбы мотивов – произвольное действие Конечная стадия: чувство простого и обдуманного решения. Аффект слабеет в интенсивности.
Джемс: проблема свободы воли
Если воли нет, но все поведение есть S – R
Если есть, но субъект сам определяет свое поведение – личностная активность (духовное Я). Развите воли есть развитие произвольного внимания. 2 класса актов:
автоматические (рефлекторные, первичные)
преднамеренные, осознаваемые (волевые)
Схема волевого акта: идея, представление цели – конкретизация в идею движения – двигательный акт. Всякая идея имеет тенденцию автоматически перетекать в действие. Произвольное ослабление или усиление непосредственного импульса. 2 типа волевых актов:
осуществление нежелаемого
задержка желаемого
Типы решимости:
разумная – поиск привычного способа действовать
подчинение судьбе
результат случайности
пробуждение совести
чувство усилия
свобода воли
Современные представления о воле:
Психический процесс, формируемый при жизни и социально.
Выготский: воля есть ВПФ (социальность, произвольность). Воля производит селекцию между мотивами – наличие альтернативы! Волевая регуляция нужна:
Слабость непосредственного побуждения
Мотивационная конкуренция
Наличие препятствия
Наличие сильного поведенческого импульса, от которого надо воздержаться. Иерархия поведения:
импульсивное, непроизвольное
произвольное (осознание предшествует действию)
осознаваемое
намеренное
волевое
осознаваемое
планомерное
в ситуации альтернативы
Произвольное действие: у субъекта уже есть потребность действовать. Волевое – если ее нет...
Рубинштейн: основные стадии волевого процесса:
Возникновение побуждения и предварительная постановка цели
Побуждение – цель – желание, опредмеченное стремление – уверенность в достижении - хотение Стадия обсуждения и борьбы мотивов
Решение
может не выделяться в особую фазу
констатация решения
чувство усилия, принесение в жертву других мотивов
исполнение: волевое действие включает:
отношения сб к объекту, к цели
готовность
намерение
план действия
Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредство которого человек планово осуществляет стояющую перед ним цел, подчиняя свои импульсы сознательносму контролю. Главное: ясное осознание цели и настойчивость в достижении. Волевые процессы имеют эмоциональный х-р + включают интеллектуальные процессы
Механизмы воли:
Один из мотивов включается в более широкий мотивационный контекст Изменение роли
Предвосхищение рез-тов своей деят-ти
Самопреодоление
Постановка самостоятельных заданий
Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять) Подчинение рез-та более широкой цели
Фантазирование
Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и прогресс и регресс. Соотношение когнитивного и эмоционального:
Вундт – эмоциональный
Рубинштейн – Эмоции + интеллект
Аристотель - разум
11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность. До опредмечивания
После
Общая ненаправленная активность
Появление направленной активности – деятельности
Широкий спектр возможных благ
Резкое снижение благ
Фрустрация – негативное эмоциональное состояние
Аффективное положительное закрепление
Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и субъективную (эмоция) сторону (Вундт) Объем потребности – количество необходимых благ.
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность (“приводящий в движение”): предмет потребности. Потребность – Мотив – Деятельность
Функции мотива:
Побуждение к активности (оптимум мотивации)
Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.
Мотивы образуют иерархию – ядро личности.
Деление мотивов:
Выделение базовой мотивации:
Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей: витальные
познавательные
в общении
базовые, первичные, врожденные
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). избирательность восприятия
эмоциональный импульс
готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер) Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность, родительский и т. д): спонтанность движений
продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели
приготовление к новой ситуации
эффект научения
производные
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение) Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.
Выделение ситуативной мотивации:
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение
квазипотребность – стремление к завершению начатого действия
Выделение потребностей по способу удовлетворения
редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд
поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)
Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются не сразу. иерархическая организация
актуализируются последовательно
нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.
физиологические нужды
потребность в безопасности
в принадлежности к социальному целому
в самоуважении
в познании себя
в гармонии с миром
самоактуализация
Виды мотивов и критерии классификации:
социальная оценка мотива:
обязательные
желаемые
запретные
место в иерархии
ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл подчиненный (мотив-стимул)
источник мотивации
внешний (неспецифический – оплата труда)
внутренний (предметно-специфический)
Хекхаузен:
экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)
отношение к сознанию
мотивы осознаются:
верное осознание: мотив-цель
неверное: мотивировка
мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
Влияние мотивации на деят-ть:
активизирующее/тормозящее
направляющее
эмоциональная окраска
временная динамика
успешность деят-ти: оптимум мотивации
1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током). В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной. Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.
Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.
2 противоположные т. з:
Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа). Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу
1. Потребности: базовые и производные
3 класса базовых потребностей:
витальные
познавательные
в общении
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью). Инстинкт охватывает 3 процесса:
селективное восприятие (познавательный)
эмоциональный импульс (ядро инстинкта)
активность (моторный компонент)
Критерии выделения инстинктов
спонтанность движений
продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя) успокоение после достижения цели
приготовление к новой ситуации
эффект научения
Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт)
Мюррей: выделяет единицу “индивид-среда”. Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание. Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности: первичные (организм) и вторичные (психогенные)
позитивные (поиск) и негативные (избегание)
явные и латентные
Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т. д.
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)
2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11). Противоречия являются условием развития личности. Пути самоактуализации:
полное и бескорыстное переживание
процесс выбора
предоставления Я возможности проявления
взятие ответственности
смелость
актуализация своих возможностей
высшие переживания
отказ от защит
Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения. Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта. предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз. Опыты:
Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию. Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя) Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему. Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.
Уровень притязаний:
Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи. Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач. Для измерения важно учесть динамику.
1 этап: предшествующее достижение
2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением. 3 этап: очередное достижение – успех/неудача
4 этап: реакция на успех/неудачу
Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)
Теория результирующей валентности (Аткинсон):
значимость для субъекта успеха и неудачи
учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата) + необходим учет личностных переменных
3) мотив достижения – мотив избегания неудачи
2 тенденции:
Стремление к успеху
Избегание неудачи
Адекватный УП
Заниженный УП
Нацеленность на решение задачи
Избегание участия в решении
Активная позиция
Пассивность
Реалистические цели средней сложности
Либо слишком сложные, либо слишком простые
Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой. Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации: м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности м-я избегания – задачи “на краях”
Варианты поведения в ситуации неуспеха:
резкое повышение УП
тыкание в одну точку
снижение УП
отказ от продолжения (защита, агрессия)
3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
2 способа трактовки УП:
индикатор самооценки
репрезент мотивации достижения
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).
Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс. Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций: Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел) Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода: физический уход (бродяжничество)
маскировка ухода (выбор более приятных заданий)
обман
Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы) Положительная и отрицательная валентности одновременно.
Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу. Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса. Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию. Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):
Изменение поведения (бросить курить)
Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение) Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)
Особенности КД:
это негативное состояние
стремление его редуцировать
избегание событий, порождающих КД
интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе редукция и избегание зависят от интенсивности КД
редукция:
добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов) изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)
Редукция КД играет роль в:
конфликты после принятия решения
более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са сожаление, попытка отменить решение
Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой. вынужденное совершение поступков – самооправдание
Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию. Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки
специфический отбор информации – подбор позитивной инфо
несогласие с группой
неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки
Источники КД:
из логической непоследовательности
из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента) из несоответствия более широкой системе представлений
из несоответствия прошлому опыту
Защитные механизмы личности:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11