Общая психология - (шпаргалка)
p>изучить законы их комбинаций (образование сложного поведения) Задачи психологии:

По стимулу предсказывать поведение и по реакции заключать о стимуле. Итак, задачи классического бихевиоризма:

    Изучение поведения
    Управление поведением – научение

Типы реакций: врожденные и приобретенные. Основа для изучения – врожденные безусловные реакции. Первый вид научения – обусловленные реакции (классическое обусловливание по Уотсону и Павлову): сочетание 2-х стимулов б/у (подкрепление) и нейтрального (затем условного). Закономерности классического обусловл-ивания:

прочность усл реакции зависит от интенсивности подкрепления и кол-ва сочетаний сначала генерализация, а затем дифференциация

при отсутствии подкрепления сначала угасание, затем возможно спонтанное восстановление 4 стадии: выработка усл р-ии, угасание, спонтанное восстановление, повторное угасание. Сложные реакции – путем образования комплексов б/у реакций. Опыт с маленьким Альбертом: усл р-ю нельзя снять, можно на ее месте создать другую.

Инструментальное или оперантное обусловливание: если подкрепляется какое-либо действие, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большим постоянством - проблемный ящик (Торндайк, Скиннер) Теория проб и ошибок – научение есть постепенное исчезновение ошибок. Проба, приводящая к успешному результату, закрепляется в поведении (рычаг – дверца). Оперантное научение: положит и отриц подкрепление – повышение вероятности соотв способа поведения; угасание и наказание – снижение вероятности соотв способа поведения.

    Когнитивное научение: Толмен

Промежуточная переменная S – V – R. Это внутренние условия поведения – активность субъекта: цели, намерения, гипотезы, познавательные карты. О наличии цели можно судить, если животное: обнаруживает поисковую активность

    при получении объекта прекращает активность
    при повторных пробах находит путь быстрее

Опыты с латентным научением: за 10 дней у крыс образуется когнитивная карта лабиринта (представление о местности).

    Мышление в бихевиоризме (прочитать! !)
    Заслуги бихевиоризма:
    материалистический дух

объективный метод – развитие инструментальных приемов исследования расширение класса исследуемых объектов (дети, животные)

Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ и теория установки.

Лейбниц: идея непрерывности психики, ее несводимости к сознанию – область б/с: б/с и сознание состоят из одного содержания, границы между ними проницаемы. Гербарт: содержание психики – представления. Они борются между собой за центр сознания. Слабые подвергаются вытеснению в б/с, а также слиянию, ассимиляции, диссимиляции и компликации. Пороги сознания: фокус – сознаваемое – б/с. Гельмгольц – гипотеза б/с умозаключений.

Вундт – исключение б/с, так как его нельзя изучать путем интроспекции (сведение всей психики к сознанию).

    Неосознаваемые процессы:
    Неосознаваемые механизмы сознательных действий:
    неосознаваемые автоматизмы + навыки (иллюзии – окно Эймса)

явления неосознаваемой установки: готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении (Узнадзе) моторная

    перцептивная
    умственная (Лачинс)

Эксперименты с фиксированной установкой: 15 проб с разными шарами, 16-я – одинаковые шары: контрастные иллюзии установки (гиперкомпенсация) или ассимилятивные иллюзии. То же под гипнозом – неосознаваемые. Эксп-т с бумажными кружками и монетами: влияние смысловой уст-ки на перцептивную. Установка может усиливаться со временем (мешок Деда Мороза) Уровневая концепция установки:

    1. Смысловые – формируют стереотип
    Целевые – построение привычек

Операциональные – поведенческие манеры, наименее осознаваемые. неосознаваемые сопровождения сознательных действий: сопряженная моторная методика Лурии.

    2. Неосознаваемые побудители сознательных действий
    Фрейд: 4 этапа эволюции теории
    Концепция травматического происхождения невроза 1881-87
    Топографическая концепция психики – 1897-1923
    Структурная концепция психики 1923-39
    Постфрейдистская концепция (неофрейдизм) с 1939 г.

Идея диссоциации 2-х областей – сознание и б/с. Это характерно не только для сна или гипноза, но и для нормы. Невротические симптомы – рез-т неадекватного выражения б/с в сознании. За симптомом стоит заряд аффекта, а за ним – реальное травматическое переживание. 3 формы проявления б/с (артефакты): сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы. Единица б/с – аффективный комплекс: аффект обобщает ситуацию, распространяется на нее в целом (сцепляется со значимой деталью ситуации). Комплекс состоит из 2 частей – явная и скрытая. Комплекс есть отсутствие понимания ситуации. Психоанализ – это сознательный путь от симптома к причине. Лечение: восстановление в памяти пациента патогенного события и разрядка аффекта – катарсис: подъем комплекса и его изживание путем вторичного переживания. Метод - гипноз. Затем отказ от гипноза. 3 сферы псих аппарата: б/с, сознательное и предсознательное. Б/с – основа структуры психики, определитель поведения. Основная роль – энергетическая. Б/с – совокупность влечений, резервуар энергии – угроза сознанию, принцип удовольствия. Сознание – логика и принцип реальности. Метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочных действий. Я, Оно, Сверх-Я – топография второго порядка. Основной конфликт в б/с – между Оно и Сверх-Я. Терапия: воспроизведение забытых связей в форме трансферентного невроза, интерпретации. Разработка системы защитных механизмов.

    Заслуги Фрейда:

до Ф. б/с – эпифеномен, не имеющий своей функции. По Ф. роль б/с – энергетическая + освобождение сознания от лишней работы. Б/с явления – норма связал клинический материал с психологией

    качественная неоднородность психики; конфликтность
    х-р барьера между созн и б/с
    теория влечений
    теория инфантильной сексуальности
    защитные механизмы в развитии
    методы исследования (своб асс, асс эксп-т, сновидения)
    адаптивная функция психики

Юнг: коллективное б/с, личное б/с, сознание. Психика не только индивидуальна. Содержание ЛБ – влечения, вытесненные из сознания. Содержание ЛБ – архетипы. Центральный – Самость (одновременное переживание собственной уникальности и единства с человечеством). Цель терапии – индивидуация: установление контакта между Эго и самостью. Самоценность религиозных переживаний. Ограничение пансексуализма. Либидо – это энергия вообще. Личность: Я-Тень-Персона.

    3. Надсознательные процессы

12. Критерии психики. Гипотеза о возникновении и развитии психики. (+13, 14, 15) Критерии психики:

    Классические
    Современные

Антропопсихизм (Декарт) – возможность дать отчет о своем состоянии - интроспекция Структурный критерий: нейропсихизм – наличие нервной системы Панпсихизм (Демокрит) – нет критерия психики, это эпифеномен, у него нет функции. Функциональный критерий (Леонтьев)

    Биопсихизм (Аристотель)

Северцов: психика есть фактор эволюции. В какой среде обитает организм, каковы его жизненные задачи и нужна ли для их решения психика. Гипотеза о происхождении чувствительности:

    2 типа среды
    Гомогенная
    Гетерогенная

Всегда есть контакт с жизненноважным веществом. Нужно избегать вредного и находить полезное – нужна раздражимость, способность отвечать на внешние воздействия. Необходим поиск контакта с биотическим веществом. Для этого необходимо отражать предметы, выделяя их отдельные признаки.

Первая форма психики – чувствительность, способность ощущать. Это частный случай раздражимости. Раздражимость – способность отражать что-то жизненно важное. Чувствительность – способность отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биотическими свойствами и как бы указывают на них. Психика выполняет сигнальную функцию.

    3 части действия (Гальперин):

Ориентировочная – здесь уже нужна психика для подготовки движения Исполнительная

    Контрольная

Прогностическая функция психики – необходима для управления своим поведением. Более высокий вид чувствительности – дифференцированные ощущения. Переход от раздражимости к чувств-ти – усложнение и сужение функций органов, их специализация в качестве органов чувств.

    Стадии развития психики:
    Тип среды/содержание отражения
    Форма отражения
    Форма поведения

Элементарная сенсорная (все беспозвоночные, простейшие, инфузории, черви, ракообразные, рыбы) Предметная среда/отражение свойств (тесная связь с биотическими ф-рами) Ощущение

    Инстинкт (б/у рефлекс), условные рефлексы лабильны
    Перцептивная (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие)

Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы! ) Чувственный образ и образная память

Навык (усл. рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий) Интеллект (антропоиды + высшие млекопитающие)

    Отношения между предметами

Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия Интеллект (мышление в действии):

1) двухфазность 2) функц. использование орудий 3) инсайтное поведение

    Стадия элементарной сенсорной психики

Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями. Инстинкт – жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни – это некая предрасположенность, которая дооопределяется в первые часы жизни (импринтинг). Это квинтессенция видового опыта. В инстинкте жестко задан результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное поведение. В этологии – облигатное научение. Генетически передается предрасположенность к инст. поведению, но содержание инстинкта меняется. Эксперимент с сомиком: сомик не различает приманку и перегородку – нет операций. Но: обнаружено, что землеройки могут поступать также в сходной ситуации. Возможен переход на более низкую модель отражения. низший уровень - простейшие. Строение: ядро, пищеварит и выделит вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Промежуточная форма между допсих и псих (кинезы – ортокинез и плинекинез, клинотаксис, термотаксис, тигмотаксис – прикосновение, реутотаксис – ориентация в потоке воды). Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие адаптивные возможности – сторожевая функция психики. Низшая форма научения (неаассоциативное) – привыкание (вибрации для инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки – изменить х-р раздражителя. Слитность чуствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения. высший – кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки). Появление органов и тканей, нс. Симметричные органы чувств, нервная система – четчатая, кольцевая, лестница + цефализация. Ф-ии нс: координация работы органов, обеспечение поведения, быстрота реакции. Развитое таксисное поведение (научение в Т-лабиринте – 120 проб). Тропизм – особенность растения менять положение по отн к биотическим факторам Таксис – направленность на абиотический фактор, не может осуществляться без психики. Активный поиск положительных раздражителей. Точная локализация объекта в пространстве. Первые ассоциативные связи между биот и абиот факторам, но медленно формируются и быстро разрушаются). У червей – ассоциативное научение (сокращение при воздействии света), сохраняется несколько дней. Агрессивное поведение, брачные игры, конструктивная деятельность.

    Перцептивная стадия

низший уровень – членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная мускулатура и нс, фасеточное зрение Специализация органов чувств. Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления манипулятивной активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами). Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское поведение. Появление мнемотаксисов – передвижение по индивидуально выученным ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы, бескорыстное любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия), научение – пищедобывание и избегание. 2 вида научения: облигатное (видовое) и факультативное. Членистоногие: преобладание облигатного. Подражание без научения – аллеломиметическое поведение. Выработка ассоциативных связей (краб). высший – птицы, рыбы, млекопитающие + все позвоночные (по Фабри). Целостные образы – в пространстве и во сремени (экстраполяция, поиск обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность, перенос навыка. Рыбы: семейно-групповой образ жизни. Способность к подражанию и специальному научению (рыба нажимает рычаг головой в скиннеровской камере). Различение геометрических форм, но трудность переделки навыков, не решают задачу на экстраполяцию. Птицы: игра, сложное исследовательское поведение. Млекопитающие – иерархии, традиции, орудийная деят-ть. Тенденция к увеличению детства. Навык – это форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни. Операция – составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции – могут возникать только на перцептивной стадии, т. к. необходимо различать предметы (цель и условия).

    Стадия интеллекта (Фабри не выделяет)
    наличие орудийного и двухфазного поведения
    инсайт – проигрывание ситуации в воображении

Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в отличие от навыка). 2 фазы: подготовка и реализация. Обходное движение: от приманки. Затем к приманке. Функциональное использование орудий, наличие ситуативных, функциональных понятий (представление о достижении результата). Интеллект животных всегда связан с конкретной ситуацией. Но: неспособность к созданию орудий с помощью других орудий и их хранению. Длительный период детства, стадия социализации.

    Критерии интеллектуального поведения по Фабри:

развитая манипулятивная активность – высшая орудийная деят-ть. легкость переноса решения в несходные ситуации (интеллект основан на прошлом опыте) развитое наглядно-действенное мышление, т. е. переход от наблюдаемых к скрытым св-вам предметов способность усматривать пространственно-временные связи (но не причинно-следственные), изменения в ситуации, удержание внимания способность к научению – улучшение разультата.

16. Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания. Эволюция животных носит приспособительный характер. Способность к изменениям – пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям. Наследственные приспособления

    Ненаследственные
    Изменение строения
    Изменение поведения (рефлексы и инстинкты)
    Функциональные изменения строения
    Изменения поведения животных разумного типа

Качественное отличие животного мира от человеческого: природа есть адаптация к изменяющимся условиям, труд есть преобразование природы. Труд: изготовление и употребление орудий и совместная деятельность (разделение трудовых функций)

    Особенности трудовой деят-ти
    Филогенетические предпосылки
    Природные ограничения
    Совместная, орудийная

Групповое поведение, иерархия, невербальные ср-ва общения, функциональное использование орудий Эти предпосылки не взаимосвязаны.

    Наследственные программы поведения, ритуалы
    Возникновение действий и необходимость сознания

Учет пространственно-временных условий, двухфазность, удлинение поисковой фазы в поведенческом акте (приобретение опыта, накопление его впрок – крысы Толмена) Нет учета социальных условий, ограниченность рамками наглядных ситуаций Наличие культуры (материальная + знаковая речь)

    Изготовление орудий животными, сигнальный язык

Нет изготовления орудий другими орудиями, нет сохранения орудий + ограниченность языка биологическими потребностями У животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия. Культура – преобразованная и сохраненная природа.

Знак дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним. Удвоение мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат сохранения сознательного опыта. У животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком – предмет. Особенности языка животных:

    отсутствие семантической функции
    генетическая фиксированность (закрытая система)
    Особенности психической деятельности животных:
    вся активность определяется биологическими мотивами

вся деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций (нет планирования) основой поведения являются наследственные, видовые программы отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме

    Гипотеза о происхождении сознания (Леонтьев):

Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней субъекта. Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти. Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий + Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью, которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия (операции становятся действиями для индивида). Предпосылки: совместный характер деят-ти высших животных

выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление, которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз определяется пространственными, вещными отношениями Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо понимание смысла действия! ! Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели.

Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях коллективной трудовой деят-ти. Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например, идея пищи).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать