Общая психология - (шпаргалка)
p>Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс. Двоякая роль: защита психики от разрушения.

    Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.

Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики. Рационализация

    Инверсия – замена источника угрозы противоположным
    Проекция
    Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания
    Регрессия
    Сублимация – высвобождение энергии.
    Развитие мотивационной сферы человека
    Личность сущ-т только в развитии.
    3 параметра развивающейся личности:

Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов) Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности) Индивидуальный профиль мотивационной сферы.

    Личность рождается дважды:
    установление иерархии мотивов
    осознание собственных мотивов (самосознание)

19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития. Выготский - 2 группы теорий развития:

Механистические: развитие как процесс количественных изменений Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.

    3 возможности выделения стадий:
    Природное развитие (формирование зубов)
    Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:

А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития. Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.

Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе. Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности. ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР. Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР. Закономерность чередования стабильных и критических возрастов. Особенности кризиса:

    Особая динамическая стр-ра
    Относиетльная трудновоспитуемость р-ка
    Негативный х-р развития

Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.

    Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:
    Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий
    Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений
    Это единый процесс формирования личности.
    Различия в ведущей деятельности на разных этапах.

Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т. д. 3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти. Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество. Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.

    Возраст
    Круг общения
    Ведущая деятельность
    Исходы личностного выбора
    Младенчество до 1
    Мать
    Эмоциональное общение
    Доверие/недоверие
    Раннее детство 1-3
    Родители
    Предметно-манипулятивная
    Автономия/зависимость, стыд, сомнение
    Дошкольное детство 3-6
    Семья, сверстники
    Сюжетно-ролевая игра
    Инициатива/чувство вины
    Младший школьный 7-12
    Школа и соседи
    Учебная
    Предприимчивость, умелость/неполноценность
    Подростковый
    11-15 (Эльконин)
    12-20 (Эриксон)
    Сверстники и учителя
    Интимно-личностное
    Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я?
    Старший школьный
    15-16 (Эльконин)
    Ранняя зрелость
    20-26 (Эриксон)
    Друзья, коллеги
    Учебно-профессиональная
    Интимность/изоляция
    Зрелость (Эриксон)
    26-60
    Профессиональное окружение, семья
    Генеративность/стагнация
    Старость (Эриксон)
    Больше 60
    Близкие люди, все человечество
    Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние
    Часть III

Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов. Образы:

    перцептивные
    неперцептивные
    постперцептивные (образы памяти)
    образы воображения
    По степени обобщиения:
    индивидуально-конкретный
    обобщенный (визуальное понятие)
    Функции образа:
    Изображение

Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)

Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт). мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения) фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз) фантомный

синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей образ собственного тела

гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия псевдогаллюцинация – субъективное осознание

    сновидения

эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз) Виды образов по Петухову:

    Перцептивная память:
    послеобраз (сенсорный регистр)
    эйдетический образ
    гипнагогический
    галлюцинации

Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда) Обобщенные образы прошлого:

образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм) Творческое воображение – процесс построения символов.

    Построение образа:
    Структурализм – из элементарных ощущений

Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.

    Свойства образа (перцептивного):
    предметность – реальность
    объективированность – вынесенность вовне
    означенность – привязка к предмету с его св-вами

константность – постоянство при изменении условий восприятия полимодальность

Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга. Классификация видов чувствительности:

Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей) Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото) Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн): сигнально-пусковая – анализаторы

контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо) Генетический критерий + по степени объективности:

протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу. эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению. Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции: внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром контактные

    дистантные
    Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
    Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:

Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.

Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа. наличие универсального языка для описания всех психических процессов отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных) выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных Теории восприятия:

    Классическая психология сознания (структурализм)
    Гештальттеория восприятия
    Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)
    Структурализм

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность). Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации). Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков. Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин). Гештальттеория

    Критика структурализма:
    отвержение механизма ассоциаций как главного
    отвержение прошлого опыта

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная. Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс. Перцептивная психофизика

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.

    Субъектно-ориентированные теории
    Теория б/с умозаключений Гельмгольца
    Теория перцептивных гипотез Грегори
    Теория восприятия как процесса категоризации Брунера

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с: нет опоры на сознательные знания

    непреодолимость
    следует из прошлого опыта (по аналогии)
    влияние привычки, тренировки

2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию. Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий. Процесс восприятия:

Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию, то

    Подтверждающая проверка

Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам. Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.

Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности источник построения образ – контакт с объектом

не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер). Отличие перцептивной системы от органов чувств:

    активность
    способнсоть к обучению и совершенствованию

специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др. Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс. Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.

3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.

Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона. Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.

    Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие. Конкретное – абстрактное

    Глобальное - дифференцированное
    Внешнее – сущностное

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий. Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов). Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке) Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления: наглядно-действенное

    наглядно-образное
    символическое
    у взрослого сохраняются все три способа решения задач
    сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным
    у маленьких детей – внутренний план сознания
    Идеи Поддъякова:
    Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе
    Ранняя стадия – наглядно-действенная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать