Человек в психологической науке - (лекции)
p>Еще одной особенностью психологической практики, отмеченной ранее, является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог-прак тик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Во вступительной статье к книге известного американского психотера певта К. Рудестама "Групповая психотерапия" Л. А. Петровская пишет: "Если же обратиться к ситуации оказания психологической помощи, то здесь че ловек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведе ния, когниций, мотивации и т. д. Это предъявляет особые требования к психологической компетентности практика. Он порой не может ограничить ся строгими рамками одного подхода. И дело отнюдь не в методологичес кой беспринципности. Психолог здесь объективно нуждается в задейство вании комплекса подходов и средств. Возможный выход - в обращении ко всему накопленному, но достаточно разрозненному потенциалу".

    Методы психологической практики

Психологическая практика по своим задачам, методам, формам предс тавляет собой многообразные виды практик. Основными среди них являются психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотре нинг, разрешение социальных конфликтов и др. Психологическая практика включает в себя работу с людьми, имеющими психические отклонения или проблемы, с педагогически запущенными школьниками; она ориентирована на работу с представителями коммуникативных профессий, людьми различ ных возрастов. Невозможно описать все методы и методики, использующие ся в психологической практике; их арсенал непрерывно пополняется. Мы приведем обобщенную характеристику наиболее известных методов психоло гической практики. Укажем, что освоение методов практической психоло гии предполагает особые формы обучения и подготовки.

Основной формой психологической практики является психотерапия, воспринимаемая нередко как вся эта практика. Различают клиническую и личностно ориентированную психотерапию.

Клиническая психотерапия - это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях.

Личностно ориентированная психотерапия ставит задачу содействия па циенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности. Жесткого разделения методов клинической и личностно ориенти рованной психотерапии не существует; одни и те же методы могут с успе хом использоваться и здесь, и там.

Основой многих форм психотерапии, а также самой психологической практики стал психоанализ, разработанный З. Фрейдом. Напомним, что пси хоанализ как способ работы с психологической реальностью у З. Фрейда применялся в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сно видений, ошибочных действий, невротических симптомов.

Однако наиболее старым методом психотерапии, с которого З. Фрейд на чинал свою психотерапевтическую практику, является гипноз, или внуше ние. Гипноз - это временное состояние сознания, характеризующееся су жением его объема и направленностью на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения пси хотерапевтического эффекта. Как метод работы с пациентами гипноз ис пользуется в различных по своей ориентации школах психотерапии. Наибольшую популярность в современной психотерапии завоевали груп повые формы терапии и коррекции. Существует различное наименование та ких групп: "групповая терапия", "психокоррекционные группы", "группы встреч", "тренинг-группы" и др.

Психокоррекционными группами называют небольшие временные объедине ния людей, обычно имеющие руководителя, общую цель межличностного ис следования, личностного научения и роста. Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или пере живания с конкретными участниками группы. В процессе группового взаи модействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующим ся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экс периментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоцио нальную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая об ратная связь оказывает влияние на оценку личностью своих установок и поведения, на формирование представления о себе. Группа может облег чить процесс самосознания и самооценки. Осознание самого себя начина ется, как только человек узнает свои сильные и слабые стороны, которые лучше проявляются при групповой работе.

Т-группы (группы тренинга) основаны К. Левиным. Он исходил из убеж дения, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит под воздействием других. Чтобы выработать новые формы пове дения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Эти группы ориентированы на: а) развитие умений для более эффективной организационной (управленческой) деятельности; б) обучение участников межличностному поведению и изучение процессов, происходящих в малых группах, сознанию вклада каждого участника в групповой процесс; в) вы явление жизненных ценностей и развитие личности (группа сензитивнос ти). В Т-группах выражена ориентация на применение научно-психологи ческих знаний и объективных методов.

Группы встреч ориентированы на личностный рост участников, на их самовыражение и самораскрытие. Один из лидеров движения групп встреч У. Шутц так определяет ключевое понятие: "Встреча есть способ установ ления отношений между людьми, основанный на открытости и честности, осознании самого себя и своего физического "Я", ответственности, вни мания к чувствам, ориентации на принцип "здесь и теперь". Группы встреч реализуют на практике основные положения гуманистической психо логии. Выдающимся теоретиком и практиком движения групп встреч являет ся К. Роджерс. Он разработал "клиент-центрированную психотерапию", или недирективную терапию. Терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными конфликтами в группе. Терапевт рассматривается не столько как специалист, лечащий клиента, сколько в качестве равного партнера. Методики и упражнения, используемые терапевтом, приводят участников встречи к эмоциональному познанию собственной жизни, к самоосознанию, способствуют их психологическому развитию.

Гештальттерапия была создана Ф. Перлзом. В отличие от Т-групп и групп встреч, которые вовлекают в работу всех членов группы и поощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия по способу работы представ ляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участни ка. Один из участников группы добровольно соглашается стать пациентом и работать с терапевтом. Остальные члены группы без комментариев наб людают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и кли ента. Каждый член группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинает лучше понимать себя и собственные проблемы. Предполагается, что наблюдение само по себе способствует изменению личности. Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором ис пользуется метод драматической импровизации для изучения внутреннего мира. Психодрама отражает актуальные проблемы клиента, которые стано вятся содержанием разыгрываемых сцен. Психодрама основывается на пред положении, что изучение чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально прибли женных к жизни по сравнению со словесным обсуждением проблем. Основа телем психодрамы является Я. Морено. В качестве основного метода в пси ходраме используется ролевая игра. Исполняя роли в психодраме, индивид творчески работает над личностными проблемами и конфликтами. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ро лями, которые он играет в реальной жизни.

Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участников с собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными телесными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разреше нию конфликтов в этой области. Ключевым понятием телесной терапии яв ляется понятие энергии: тело здесь воспринимается через протекающие в нем энергетические процессы. Для участников группы оптимальное отноше ние к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающе го весь организм. Энергетический запас у людей различен: некоторые лю ди, особенно депрессивные и замкнутые, обладают небольшим уровнем энергии. Телесная терапия направлена на повышение их энергетического уровня. Невротики расходуют большую часть своей энергии на включение механизмов психологической защиты, направленных на то, чтобы избавить ся от травмирующих мыслей, чувств, внешних событий. Определенные дыха тельные упражнения для поощрения течения энергии могут помочь снизить повышенную эмоциональную возбудимость. Телесные терапевты утверждают, что свободно текущая естественная жизненная энергии является основой функционирования здоровой личности.

В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредст вом движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использо вание возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного об раза тела, совершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта групповой работы. Танцевальный терапевт создает в группе благоприятную эмоциональную среду для иссле дования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управле ние и движение в пространстве. Фундаментальным для танцевальной тера пии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движе ниями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.

Терапия искусством как метод основывается на предположении, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представи тельство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации и т. п. Тера пия искусством незаменима для пациентов, у которых затруднено словес ное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом, она может слу жить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. Группы тренинга умений основываются на поведенческой терапии и нап равлены на обучение приспособительным умениям, полезным при столкнове ниях со сложными жизненными ситуациями. Терапевты имеют дело непосред ственно с поведенческими проблемами и не касаются внутренних, психоло гических причин неуспешного поведения. Целью групп тренинга умений яв ляется развитие такого поведения, которое рассматривается как жела тельное либо членом группы, либо обществом в целом. Группы стараются помочь участникам выработать и развить важнейшие эмоциональные и меж личностные умения.

К видам умений, которым обучают в группах, относятся: управление тревогой, планирование карьеры, принятие решений, родительские функ ции, коммуникативные умения и тренинг уверенности в себе.

Особое место в психотерапии занимает логотерапия, созданная авст рийским психологом и терапевтом В. Франклом. Его терапия основана на убеждении, что фундаментальной потребностью человека является потреб ность в смысле жизни. Поиск смысла жизни, реализация смысла жизни яв ляется признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экзистен циальным вакуумом. В таком состоянии человек ощущает бесцельность своего существования, скуку, испытывает тяжелые переживания. Логотера пия есть терапия смыслом жизни. Логотерапевт не может сообщить челове ку его смысл жизни. Каждый человек должен сам найти, отыскать его. Ло готерапия ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Основной ме тод, которым пользуется логотерапевт, - метод диалога. С его помощью он побуждает пациента к открытию уникального личного смысла жизни.

    Психологическое самообразование
    Вопросы для обсуждения и размышления

1. Задачей физики является построение физической картины мира, биоло гии - биологической и т. д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие "психологическая картина мира"? Как может быть вписан в эту картину человек?

2. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться к точности, доказательности, объективности получаемых зна ний? Как бы вы пояснили словосочетание "точность психологического ис следования"?

3. И. П. Павлов писал о методе так: "Метод - самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследо вания. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень та лантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениаль ный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных. Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?

Противостоят ли друг другу методы объяснительной, описательной и практической психологии? Возможно ли их взаимодополнение? Определите области, сферы их преимущественного использования.

4. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?

    Литература для чтения
    Ассаджиоли Р. Психосинтез. М. , 1994.
    Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. , 1979.
    Братусь Б. С. Аномалии личности. М. , 1988. Гл. III.

Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической тео рии // Моск. психотер. журнал. 1992. №1.

Выготский Л. С. По поводу статьи К. Коффки "Самонаблюдение и метод пси хологии". Вместо предисловия: Инструментальный метод и психоло гии // Собр. соч. : В 6 т. М. , 1982. T. I. С. 98-108.

    Гадамер Х. -Г. Истина и метод. М. , 1988. Часть 1.
    Годфруа Ж. Что такое психология. М. , 1992. T. I. Гл. 3.

Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб. , 1991.

    Джемс У. Психология. М. , 1991. Гл. 1.
    Дильтей В. Описательная психология. М... 1924.

Дильтей В. "Понимающая психология" // Хрестоматия по истории психоло гии. М. , 1980.

Естественно-научное и социогуманитарное знание: методологиче ские аспекты шаимодействия. Л... 1990.

Забродин 10. М... Похилько В. И. Теоретические истоки и назначение репер туарных личностных методик. Предисловие к кн. Ф. Франселла, Д. Баннис тер. Новый метод исследования личности. М. 1987. С. 5-26.

Кольев А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической ин терпретации // Вопр. психологии. 1990. №3.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975. Гл. 1. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М. , 1994. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М. , 1994. Гл. 1. __3-4.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М. , 1990.

Соколова Е. Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расст ройств // Вопр. психологии. 1995. №2.

Степин B. C. Научная рациональность в гуманистическом измерении // О человеческом в человеке. М. , 1991.

Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М. , 1980.

Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождения ког нитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психоло гии. 1987. №6.

    ОНТОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основа ние онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначаль но - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усили вая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем уви деть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. С. Л. Ру бинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная ха рактеристика человеческого существования в мире".

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди всту пают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер де ятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, до биваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого мо мента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предпо лагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило-, так и онтогенеза этот способ нерасчленен: здесь все во всем. А потому и психологический анализ должен изн чайьно быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ КАК СПОСОБЫ
    СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
    Деятельностное бытие человека

Многомерность категории "деятельность". Философское определение деятельности. Деятельностный подход в психологии

Однозначно ли понятие деятельности? В чем специфика философского и психологического изучения деятельности?

    ьности по переработке,

хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, перера ботка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако пред лагаемые ею объяснительные модели когнитивных процессов далеки от ре альной жизни человека. "Изучение процессов переработки информации, пишет теоретик когнитивной психологии У. Найссер, - становится все бо лее распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе приме нение за пределами лаборатории".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать