Человек в психологической науке - (лекции)
p>Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятель ности. Взаимоотношения людей в коллективе опосредствованы содержанием совместной деятельности, но сама эта деятельность выступает для членов коллектива как проекция целей, задач и принципов общества. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т. е. интере сы организации являются для членов группы преобладающими.

Асоциальная ассоциация - общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. Примеры такого рода групп диссидентская компания, хулиганская шайка и т. п.

Корпорация - это группа, в которой межличностные отношения опос редствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально струк турированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Организованная и активно действующая мафия, адвокатская коллегия - примеры корпораций. Отметим, что данная классификация групп по уровню их развития не охватывает всех видов социальных организаций. Например, в ней нет мес та семье, компании, команде, секте и др. Здесь требуются дополнитель ные исследования и описания.

    Социально-психологические явления в малой группе

В книге "СоциальмЯ-

Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, назваются анализаторами. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки ко ры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зри тельного ощущения.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в ко ре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулиру ет его работу.

Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.

Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отра жение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятель ность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность раз личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов на зывается сенсорной сферой психики человека.

Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны слу чаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связы вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал. )

    Классификация ощущений

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и стати ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухо жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат. "proprio" - собствен ный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинес тезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Разли чаются также контактные и дистантные ощущения.

    Общие психофизиологические закономерности ощущений

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения на зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсо лютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточ но воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.

Верхний основные закономерности непроизвольной и произвольной па мяти.

    3. Что влияет на реконструкцию воспроизводимого материала?

4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь допрашиваемому лицу?

    ьной нормы.

4. Какие особенности зрительных восприятии необходимо учитывать при оценке показаний?

    5. Перечислите условия успешного наблюдения.
    вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относитель ную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности од ного воздействия от другого. Относительная чувствительность характери зуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, - едва ощущаемое ми нимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения - это относительная величина (дробь), которая по казывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение при бавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т. е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы зву ка - 1/10; вкусовых воздействий - 1/5. Эти закономерности открыты Бу гером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фех нером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увели чивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувстви тельность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различ ных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запа хами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижа ется чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещен ное, то чувствительность зрительного анализатора понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособ ления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим - медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактиль ные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, - один из примеров так тильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражи телей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, сла бые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объяс няется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой. Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, вве дением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зри тельной чувствительности существенное значение имеет витамин А. Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной сла бый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача раз личения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совер шенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально уп ражняя вкусовую и обонятельную чувст общей психологии: В 2 т. М. , 1989. Селье Г. Стресс без дистресса. М. , 1993.

Середа Г. К. Что такое память? // Психол. журнал. 1985. Т. 6. №6, Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М. 1966.

    Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. М. 1985. T. I.
    Тихомиров O. K. Психология мышления. М. 1984.

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А А Пузырея, В. Я. Романова. М. , 1967.

    Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М. 1994.
    ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ
    (духовное бытие человека)
    Понятие духовного бытия человека

Принцип духовности в человеческой реальности. Ступени духовного роста человека

Что понимается под духовностью в философии и психологии? Что имеет ся в виду, когда говорят: "душевный человек"? "духовный человек"? Ка кие ступени проходит человек в своем духовном развитии ?

    Принцип духовности в человеческой реальности

Различение в составе человеческого существа трех реалий - тела, ду ши, духа - принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Именно религиозная точка зрения на человека по преимуществу демонстрирует и настаивает на необходимости и способности целостного видения челове ческой природы - в единстве его телесной, душевной и духовной форм жизни.

Не так обстоит дело в современной психологии. Долгое время психоло гическая наука пыталась изучать психическое как таковое, замкнутое в самом себе, как особый объект, имеющий вполне определенное и неизмен ное строение. В разных научных школах при излучении психического де лался акцент либо на его качество, либо на функции, либо на структуру, либо на предметное содержание, либо на все это вместе. Но всегда пси хическое рассматривалось все-таки как таковое, в своих достаточно жестких границах.

Постепенно область поиска и исследований природы психического все более расширялась: предметом изучения становились многообразные явле ния, возникающие на стыках "души" и "тела"; появились и стали интен сивно развиваться новые науки и целые отрасли психологии: психофизика, психофизиология, нейропсихология, психосоматика и др. Произошел прорыв за пределы замкнутого, феноменального мира психического как такового. Казалось бы, вполне оправдан интерес психологии и к другому полюсу человеческой реальности - к формам его духовного бытия. Только в этом интервале (телесное существование - духовное бытие) можно было выявить и саму природу и жизненный статус психического. Однако и по сей день собственно научная психология (в своей исследовательской, теоретичес кой части) лишь приглядывается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, само существование которой в отечественной психоло гии из идеологических соображений вообще отрицалось. А если и допуска лось, то лишь в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежи тия и др. Психология искусства, психология религии были скорее "психо логической археологией", которая по вещественным останкам пыталась восстановить духовное творчество коллективных субъектов, но не духов ную ипостась конкретного человека.

Надо сказать, что и в западной психологии - при всей ее казалось бы идеологической раскрепощенности - духовная реальность как особая реальность человеческого бытия также исключалась из научного рассмот рения, за исключением, может быть, специального анализа ценностных ориентаций индивида в социуме. И хотя существовала традиция относить психологию к наукам о духе, но собственно психологии духовности так и не было построено. Духовность человека, сам его индивидуальный (субъективный) дух шел, можно сказать, по "ведомству" идеалистической философии, религии, художественного творчества и т. п.

Сегодня ситуация постепенно меняется. Психология человека начинает интенсивно осваивать наследие (и мировое, и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расши рять опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а глав ное - строить новый взгляд, "стереоскопическое или голографическое" видение человеческой реальности в ее субъективной проекции. В отечественной психологии работами Б. С. Братуся, В. П. Зинченко, Б. В. Ничипорова, Ф. Е. Василюка и другими, предпринимаются попытки зало жить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационально го знания о становлении субъективного духа человека в пределах его ин дивидуальной жизни. В определенном смысле и наша попытка построить специальный курс психологии человека может рассматриваться под этим углом зрения - как выход на полноту и целостность психологической (субъективной) реальности человека. С житейской (светской) точки зре ния различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим "душевный человек", то тем самым указываем на присущие ему качества сердечности, открытос ти, способности сопереживать другому, способности понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду прежде всего его нравственный строй, способность руководствовать ся в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жиз ни, следование идеалам истины, добра и красоты.

В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жиз недеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Именно поэто му ограниченным является только узко психологический взгляд на челове ка, где он предстает прежде всего как отдельность и выделенность из рода, со стороны своих индивидно-своеобразных свойств и качеств, как внутренняя взаимосвязь множества психологических способностей и меха низмов. В действительности же внутренний мир человека имеет многооб разные связи и отношения со всем миром человеческой культуры; и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.

Последователь и ученик В. Дильтея, создатель психологии как науки о духе, Э. Шпрангер писал, что "субъект с его переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру". Как духовное существо человек не может рассмат риваться в положении "уединения, подобного находящемуся на острове", он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с истори ей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. "Эти ценности, - отмечал Э. Шпрангер, - возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой". Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продук тах его художественно-эстетической деятельности - произведениях лите ратуры, изобразительного искусства, музыки, драматургии.

Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психи ческой деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность при дает смысл жизни отдельному человеку, в нем человек ищет и находит от веты й_¦

    _____@¦_____¦__O__
    _
    +¦____
    _¦_

_¦____ чение в жизмЗГЮ___Ярр__++AI]Bг\X_Ю_гп$Ю__Ш__Ю_Ю_? _________ГЮ_? ?_____Ю_Ю еЗоб азное и$т. дД +АЦi'-u_mu)__ ___E__/_ I___5__ __q___-H

_К¦¦М¬К-а$? _@_иЙq_ДБHHHшJйjЛCB¬к(лkйK_*и*И*8xл¬*9щxjлйH(йш*++й)jxxитема? Как функционирует нервная система? Есть ли специализация отделов мозга в реализации пси хических функций? Что такое функциональный орган субъективности?

Человек как индивид - это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого раздела - дать общее представление о ма териальной основе психического, сформировать понимание психического как особого высшего функционального органа (функциональной системы), приобретает все

большую отрицательность, "небытие". Определяющая рефлексия осуществля ется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения. Первый мо мент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объдА_ГЮ__Ю_РТ_Р__ДЮ_____? _Ж_БЮL_____Д ф__LRТqPUWTРpLqq¦sTT_p+SVC_(щ мм_Y_

0_@H@__O[ALATE\vIP@ZA>AOY

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в по ход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная дея тельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Психологические исследования показывают, что в реальной действи тельности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возни кали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается струк тура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать