Человек в психологической науке - (лекции)
p>Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для воз никновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее обе они существуют одновременно. Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас своего рода житейский психолог. Конечно же, все люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма про ницательны, способны по едва уловимым нюансам (выражению глаз, лица, позе) проникнуть в настроение, состояние, намерения человека. Другие не отличаются такими способностями, менее чувствительны к внутреннему состоянию собеседника; их психологический опыт не столь богат. Замече но, что нет жесткой зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в субъективных свойствах сверстников, родителей, педагогов, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния других людей.

Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, об щение, реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда являются те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, пони мать не только значение слов речи, но и контекст высказывания, "прочи тывать" в поведении и внешнем облике другого его намерения и настрое ния побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.

Первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание как бы вплетено в живую ткань действия и поступка. В последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. В языковых значениях происходит объективация внутреннего мира человека. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их но сителя и становятся доступными анализу и осмыслению. С данной особен ностью житейской психологии мы сталкиваемся ежедневно. Наш язык содер жит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют понятийный строй научной психологии. Конечно, содержание терминов житейской психологии и психологической науки существенно расходится. Но тем не менее человек, начинающий ос ваивать науку психологию, имеет, как правило, свое, сложившееся в жиз ненном опыте представление о психологии, свой образ человека. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т. п.

Например, обряд инициации, связанный с изменением социального ста туса (посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация как приобщение к церкви у католиков и протестантов, посвящение в сан, коронация и т. д. ) или с изменением возрастной группы (переход подростка в полно правную взрослую жизнь в первобытных культурах), основан и на тонком знании человеческой психологии. Предметы и ритуалы, включенные в ини циацию, выполняют психологическую функцию введения человека в новую жизнь, фиксируют в его сознании значимость нового положения, помогают овладеть новой социальной ролью. Используемый А. С. Макаренко при пере воспитании колонистов ритуал публичного сжигания старой одежды как бы символизировал для беспризорника безвозвратность прошлого, торжествен ность момента начала нового этапа жизни, рождения новой личности. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба Яга, Кащей Бессмертный - в волшебных сказках; Медведь, Волк, Ли са, Заяц - в сказках о животных. За сказочными персонажами угадываются определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Такие пословицы, как "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторе ние - мать учения, но враг творчества", "Что ни человек, то и я", "Чистота духовная паче телесной", выражают совершенно определенные факты психологии человека.

Психолог М. С. Роговин отмечает, что в письменных источниках донауч ная или житейская психология прямо отражена в двух жанрах - в характе рологических сочинениях (трактат Теофраста "Этические характеры", ра бота Аристотеля "Риторика" и др. ) и в жанре моральных афоризмов (М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер, Г. Лихтенберг и другие). И, конеч но же, жизненная психология пронизывает все виды искусства. Для многих людей произведения живописи, художественные произведения, театральные постановки являются основным способом позмания внутреннего мира чело века.

    Различия житейской и научной психологии

Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотноше ниях с научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интере са, имеет и практический смысл. Если объективно наша жизнь пронизана психологическими связями и отношениями, если существует в специфичес ких формах житейская психология, а мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся (или не становимся), усваивая психологические уроки обыденной жизни. Ведь на зываем же мы психологом человека, который владеет искусством понимать другого человека, способногэ) - у холерика, слизи (флегмы) - у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) - у меланхолика. Слово "темперамент" про исходит от латинского "tempero" - смешанный в надлежащем соотношении. Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особен ности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темпе рамент.

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая ак тивность.

2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям - интроверсия.

3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним из меняющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособ ляемость, негибкость - ригидность).

4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.

Сангвинический темперамент. И. П. Павлов дает следующую характеристи ку особенностей сангвинического темперамента. "Сай,

    ____¦LO

______A¦Ёp____R_WЁWRs-qTQTА_'ДД_____рчА_gА_БАчЖ___ЗрчА___ЗчЖ'Б! hыИ)xx¬_++kиыИ*+KCB¬йx)xkkиыИ))jш _8лИ)xx¬_+ы¬xл¬ыk+йH(лйшxщй)kj)KИ"лищ(_)йH8и*лиыИ))jш__BлixЛ_+лH8xи+kик8¬{L8j¬•ъъ(¦ы _(¬ъ·ы

ЛЛИЛГBИ__$h+hшк+j*И+¬къ9ш)x¬{L*щhълкH+°*8kы¬kиjvщk+¬x¬; И*И*)ы)k{v¦j+8x{L8°KCBкыик; ы_)к)ыj _+ыи¦·)kkkкH*ллxи*¬лk¬x¬; И8H+к¬8щи; ¦j+*_*vй; +*

    _+иzj8йjv

CBлk¬x¬; ЛИ%°ш¬xии_8h+hшк+j*и_*щhълИ(лйыj*и; ¬И*_(z°x¬+И8k)k{v¬¬{TИ$L8h+hTCBик+j*избира тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.

В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.

    Мыслительные операции

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати зации.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне мия об¦ектов мР________Ю_____Ю__? _________Ю________Ю_______Ю_Ю____ГЯрр____? __Ю__? _______Ю____Ю___Ю_? ?____Q¦\A_@A++о опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.

6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде.

Константность восприятия - независимость отражения объективных ка честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не естественно уменьшенными).

Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус ловиях и успешно ориентируемся среди них.

    Особенности восприятия пространства и времени

Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.

Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.

Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци ей.

Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информаци и их виды.

4. Дайте краткую характеристику отдельных видов эмоций и чувств. 5. В каких случаях и почему сильное душевное волнение может быть смягчающим обстоятельством при определении меры наказания за преступ ление?

    6. Перечислите общие закономерности эмоций и чувств.
    метов.

Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей).

Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект.

Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя воздуха.

Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы, тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения зависит также от движения глаз и головы.

Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).

Способность правильно оценивать пространственные отношения назы вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер. Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем. Динамический глазомер - способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент происшествия.

Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой скорости объекта, при вибрации тела.

Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии. Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи мости от различных причин, которыми они вызываются.

Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать в следственной практике.

Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться углуб лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из-за спины). Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо ложение источника света.

Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последова тельности явлений.

Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьше нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно образных, малозначимых раздражителей.

Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при роды (смена дня и ночи, времен года и др. ) и в организме человека (об мен веществ, газообмен и др. ).

    Учет закономерностей восприятия в следственной практике

Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т. д. ). При этом следует учи тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно шение и размеры.

Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике очень важно правильно установить время со вершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др. В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо бенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека. При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи ческим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе мое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это со действует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по росту, цвету волос, одежды и т. д. ). Предъявление для опознания группы лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и нап равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей. При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных и субъективных условий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать