Человек в психологической науке - (лекции)
p>Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Нап ример, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет - ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

    Особенности отдельных видов ощущений

Зрительные ощущения - ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор - сетчатку глаза.

Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. "chro ma" - цвет) и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточ ные оттенки серого цвета).

В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки - колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электро магнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 - жел того; 520 - зеленого; 430 - синего; 390 - фиолетового цветов. Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета. Центральная нервная система человека обладает способностью классифици ровать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет - это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощу щение человека, вызываемое различной энергией.

Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно кото рой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают раз личные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чувстви тельность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам.

Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 565 нм.

Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).

Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент сумеречного зрения.

В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.

В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии.

Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. )

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой).

Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение.

Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность.

При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов.

Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град.

Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительостикт и взаимодействие в педагогическом процессе. М. ,

    1991.

Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1988. №6.

Слободчиков В. И. , Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в млад шем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3.

Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М. , 1984. ысоты звука.

Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.

Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу щение холода.

    Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы
    Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.

Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни маются как раздельные на расстоянии 1 мм.

В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль цев рук (это связано со значением рук в труде человека).

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему.

Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.

Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализатораазу под

классические четыре типа темперамента. Согласно его подходу, сангвиник обладает сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы; хо лерик - сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы; флегматик - сильным, уравновешенным, но инертным типом высшей нервной деятельности; меланхолик - слабым типом ВНД.

В работах последователей И. П. Павлова при изучении нейрофизиологиче ских основ темперамента и индивидуальных различий людей были уточнены и развиты представления о свойствах нервной системы человека. Б. М. Теп лов считал неправомерным свести многообразие индивидуальных различий к четырем типам: "стремление свести все типологические вариации к четы рем основным типам, и в лучшем случае переходам между ними, не может способствовать успеху исследования". В. Д. Небылицын отмечал, что "нет никаких данных в пользу того, что какие-то сочетания свойств нервной системы являются типичными или хотя бы преобладающими. Тем более нет никаких оснований считать, что таких типичных сочетаний существует только четыре и что основной задачей экспериментатора, работающего в данной сфере исследования, является разбивка испытуемых на четыре ти па".

Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын полагали, что учение о классификации ти пов высшей нервной деятельности И. П. Павлова было очевидным шагом назад по сравнению с его же идеей об основных свойствах нервной системы. Этими же исследователями были открыты новые свойства нервной системы. Одно из них - динамичность (от этого свойства зависит легкость, ско рость образования временных нервных связей); другое - лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного процесса). Выделение этих новых свойств стало важным шагом на пути изучения психофизиологии индивидуальных различий. Исследования в этом направлении продолжаются.

Другой важный вопрос изучения темперамента - вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологи ческим "наполнением" темперамента. В работах Б. М. Теплова, В. Д. Небыли цына, В. С. Мерлина была развита концепция двухаспектности психики, суть которой состоит в выделении в психике человека двух аспектов: предмет но-содержательного и формально-динамического.

Содержательный аспект психического представлен образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т. д. Содержание психи ческого складывается в результате взаимодействия человека с предметным миром, межличностного взаимодействия, реализации деятельности и обще ния.

Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности незави симо от ее конкретных мотивов, целей, способов, отношений и проявляю щиеся во "внешней картине поведения" (И. П. Павлов). Динамические осо бенности психики обусловливаются нейрофизиологическими свойствами ор ганизма человека, формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.

В работах отечественных психофизиологов были выделены две наиболее фундаментальные формально-динамические характеристики темперамента че ловека - общая психическая активность и эмоциональность. Основными по казателями общей активности поведения человека являются темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, сила, выносливость, энергич ность и т. п. Активность - это прежде всего динамико-энергическая нап ряженность поведения человека, проявляющаяся в его взаимоотношениях с природным и социальным миром.

Эмоциональность человека включает в себя все богатство и разнообра зие аффектов и настроений человека: впечатлительность, чувствитель ность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, эмоциональную ус тойчивость, лабильность, а также доминирование одного из ведущих наст роений (радости, гнева, страха и печали). Эмоциональность - это фор мально-динамическая составляющая темперамента, выражающая знак или ха рактер отношения человека к предметному миру, обществу и к себе. Таким образом, темперамент можно определить как формально-динамическую сос тавляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимо действия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам.

В соответствии с этим подходом выделяются критерии для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Так, В. М. Ру салов выделяет семь таких критериев. "Рассматриваемое психологическое свойство: 1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (является незави симым от смысла, мотива, цели и т. д. ); 2) характеризует меру динами ческого (энергического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности; 3) универсально и проявляется во всех сферах дея тельности и жизнедеятельности; 4) рано проявляется в детстве; 5) ус тойчиво в течение длительного периода жизни человека; 6) высоко корре лирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т. д. ); 7) является наследуемым". В психологии продолжается разработка реализующих психодинамические особенности темперамента физиологических, биологических основ. Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует неправомерность аксиологического ("оценочного") подхода к нему. Не существует "хороших" и "плохих" темпераментов, каж дый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои досто инства, так и недостатки. Нередко слабый тип нервной системы оценива ется негативно. Однако исследования Б. М. Теплова показали важное пре имущество слабого типа нервной системы - высокую чувствительность, со вершенно необходимую в ситуациях деятельности, требующей тонкой диффе ренцировки раздражителей. В. С. Мерлин специально отмечал равноценность "свойств общего типа нервной системы" и широчайшие возможности компен сации человека с разными типами ВНД к различным видам профессиональной деятельности.

С последним обстоятельством связана еще одна проблема исследования темперамента - проблема учета и овладения психодинамическими характе ристиками поведения человека в различных видах деятельности. Существо вание в психике человека устойчивых динамических, энергетических ха рактеристик, формирующихся на основе биологических факторов, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергетические возмож ности. Зная свои энергетические особенности, человек может осознанно регулировать режим, ритм, интенсивность различных видов деятельности. В психологических исследованиях В. С. Мерлина, Е. А. Климова проблема уче та и овладения индивидом своими психодинамическими особенностями свя зывается с выработкой им индивидуального стиля деятельности. Изучение в научной психологии темперамента имеет длительную исто рию. Однако и по настоящий день в этой проблеме много неясного и про тиворечивого. Продолжают обсуждаться вопросы о самой возможности типо логизации людей, о количестве человеческих типов, о соотношении типи ческого и индивидуального в человеке, о природных основах различий в поведении людей и т. д. Эти проблемы исследуются в антропологии, в фи зиологии, в нейрофизиологии и дифференциальной психологии.

    Нейропсихологические основы
    телесного бытия человека

Общее строение нервной системы человека. Функциональная организация работы мозга. Нейрофизиологические основы психического. Психическое как функциональный орган индивида

Как устроены мозг человека и его нервная система? Как функционирует нервная система? Есть ли специализация отделов мозга в реализации пси хических функций? Что такое функциональный орган субъективности?

Человек как индивид - это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Задача этого раздела - дать общее представление о ма териальной основе психического, сформировать понимание психического как особого высшего функционального органа (функциональной системы), приобретает все

большую отрицательность, "небытие". Определяющая рефлексия осуществля ется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектности, и как средство его мысленного воспроизведения. Первый мо мент позволяет человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объдА_ГЮ__Ю_РТ_Р__ДЮ_____? _Ж_БЮL_____Д ф__LRТqPUWTРpLqq¦sTT_p+SVC_(щ мм_Y_

0_@H@__O[ALATE\vIP@ZA>AOY

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе туристов, отправившихся в по ход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная дея тельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Психологические исследования показывают, что в реальной действи тельности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформальным группам, которые возни кали в рамках формальных. Поэтому в психологии рассматривается струк тура формальных и неформальных отношений, когда различаются не группы, а тип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собой группы членства и референтные группы. Различение было введено американским психологом Г. Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не включен реально, но нормы которой он принимает, Г. Хаймен назвал рефе рентными.

Как отмечает социальный психолог Г. М. Андреева, в настоящее время встречается двоякое употребление термина "референтная группа": иногда - как группа, противостоящая группе членства, иногда - как группа, возникающая внутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтной группы, при ко тором она может включать в себя индивидов, реально не входящих в одну группу. Например, для подростка референтную группу могут составить отец, близкий друг, кумир, литературный герой и т. п.

    Единицы анализа форм организации
    человеческих общностей

Какими понятиями можно описать человеческую общность? Как на основе единиц анализа можно строить типологию общностей?

Конституирующими категориями любой человеческой общности являются понятия "связи" и "отношения". В современных гуманитарных науках "от ношение" считается одним из основных логико-философских понятий, отра жающих способ (род) бытия соотносимых субъектов. Понятие об отношении возникает как результат сравнения двух членов отношения по выбранному (или заданному) основанию. В свою очередь, "связь" - это вырожденное отношение, при котором изменение одних явлений есть причина изменений других; связь - это взаимозависимость (а не противопоставленность) яв лений, далее неразличимых в пределах самой связи. В человеческих сооб ществах выделяют многообразные связи и отношения: деятельностные, со циальные, психологические, субъективные, личные, духовные; функцио нально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые и др. В развивающихся системах происходит постоянное преобразование свя зей и отношений, их взаимопревращение друг в друга. Кардинальное пре образование сложившихся связей и отношений данной системы приводит к возникновению системы нового типа (или нового уровня).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать