Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

75

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Факультет педагогики и методики начального обучения

Кафедра математики и методики ее преподавания

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ “ШКОЛА 2100” В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа

Минск 2003

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • ГЛАВА 1. Особенности курса математики общеобразовательной программы “Школа 2100”и ее технологии 5
    • 1.1. Предпосылки возникновения альтернативной программы 5
    • 2.2. Сущность образовательной технологии 9
    • 1.3. Гуманитарно-ориентированное обучение математике по образовательной технологии “Школа 2100” 12
    • 1.4. Современные цели образования и дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики 15
  • ГЛАВА 2. Особенности работы по образовательной технологии “Школа 2100”на уроках математики 20
    • 2.1. Использование деятельностного метода в обучении младших школьников математике 20
      • 2.1.1. Постановка учебной задачи 21
      • 2.1.2. “Открытие” детьми нового знания 21
      • 2.1.3. Первичное закрепление 22
      • 2.1.4. Самостоятельная работа с проверкой в классе 22
      • 2.1.5. Тренировочные упражнения 23
      • 2.1.6. Отсроченный контроль знаний 23
    • 2.2. Урок-тренинг 25
      • 2.2.1. Структура уроков-тренингов 25
      • 2.2.2. Модель урока-тренинга 28
    • 2.3. Устные упражнения на уроках математики 28
    • 2.4. Контроль знаний 29
  • Глава 3. Анализ эксперимента 36
    • 3.1. Констатирующий эксперимент 36
    • 3.2. Обучающий эксперимент 37
    • 3.3. Контрольный эксперимент 40
  • Заключение 43
  • Литература 46
    • Приложение 1 48
      • Приложение 2 69
      • Приложение 3 71
ВВЕДЕНИЕ

Совершенно очевидно, что наше будущее закладывается современной школе. А современная школа должна быть ориентирована на обеспечение с
амоопределения и самореализации личности. Осуществить эту задачу можно только через развивающее обучение.

Наша общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей обучения детей. В школе, как в зеркале, отражается общественная жизнь с ее взлетами, падениями. Это естественно. Школа -- институт социализации личности, то есть одна из главных ступеней на пути от маленького ребенка к взрослому члену человеческого общества. Изменившемуся социуму нужны уже иные его члены, чем, скажем, 10 лет назад. Школа как образовательная система стремится обеспечить гармоничное слияние глубоко гуманистического опыта традиционной педагогики и новых тенденций в обучении, определяемых сменой социально-экономических, культурных и научных парадигм.

На данный момент, пожалуй, уже уместно говорить даже о некоторой перенасыщенности школы педагогическими инновациями. Эксперимент -- дело трудоемкое, и изрядно подуставшее, и в моральном, и в финансовом плане школы в поиске возможных педагогических находок больше обращают внимание на уже зарекомендовавшие себя временем и, соответственно, результатом программы, технологии. Одной из таких программ является развивающий курс математики Л.Г. Петерсон.

Традиционная школа в общей массе опирается на процесс обучения в варианте “натаскивания”в ущерб развитию мышления -- это общепризнанно. Но еще больше при этом страдает комплекс становления личности.

Образовательная технология “Школа 2100”(курс математики) характеризуется двумя особенностями:

-- глубокой системной психологической основой ее построения, обеспечивающей гармоничное сочетание высоких показателей обученности с созданием оптимальных условий развития познавательных процессов и, особенно, интеллекта;

-- оптимизацией процесса развития личности в целом.

Именно эти особенности данного курса математики повлияли на выбор темы моей дипломной работы, которая, как я считаю, сегодня очень актуальна. Назову несколько предпосылок:

-- гимназия № 5, в которой я работаю, восемь лет обучает по общеобразовательной программе “Школа 2100”математике;

-- образовательная программа “Школа 2100”привлекла внимание Национального института образования и Министерства образования нашей республики;

-- в 2000/2001 уч. г. на базе Смолевичского района Минской области начался эксперимент по полному освоению российской общеобразовательной программы “Школа 2100”, а с 1 сентября 2001 года он стал одним из самых массовых.

Цель дипломной работы: изучить особенности образовательной технологии “Школа 2100”по математике.

Поставленную цель можно решить с помощью следующих задач:

 Обосновать выбор программы “Школа 2100”как альтернативную традиционному обучению.

 Проанализировать сущность, принципы, особенности технологии программы “Школа 2100”по математике.

 Выделить специфические принципы организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики по образовательной технологии “Школа 2100”.

 Описать и проиллюстрировать использование деятельностного метода в обучении младших школьников математике по образовательной технологии “Школа 2100”.

Объект исследования: концепция программы “Школа 2100”.

Предмет исследования: использование положений образовательной технологии “Школа 2100”при обучении младших школьников математике.

Гипотеза: если при обучении математике младших школьников использовать образовательную технологию “Школа 2100”(деятельностный метод), то процесс обучения будет более продуктивный и творческий.

При работе над дипломной работой были использованы методы:

 теоретический анализ педагогической и психологической литературы;

 анализ нормативных документов, касающихся образования;

 наблюдение и изучение передового опыта начальной школы в области преподавания математики по программе “Школы 2100”;

 эксперимент, анкетирование.

ГЛАВА 1. Особенности курса математики общеобразовательной программы “Школа 2100” и ее технологии

1.1. Предпосылки возникновения альтернативной программы

Для современной белорусской школы характерны как сильные так и сл
абые стороны образовательной системы. Положительные стороны: объем и качество знаний, которые получают учащиеся; школа обеспечена учебными программами высокого уровня сложности с достаточно эффективными методиками; мощный потенциал белорусской школы -- ее учительский корпус, степень профессиональной подготовки которого позволяет ставить и решать сложные и масштабные образовательные задачи. Отрицательные стороны: учебная перегрузка; низкий уровень усвоения учебных программ; чрезмерная унификация школы; недостаточное внимание школы к проблеме гражданского воспитания и социальной адаптации школьника в условиях постоянного усложнения современной жизни ведет к росту преступности и других негативных явлений.

Сегодня государственная политика в области образования базируется на принципах (“Закон об образовании в Республике Беларусь. 1991год”):

 приоритет общечеловеческих ценностей;

 национально-культурная основа;

 научность;

 ориентация на мировой уровень образования;

 гуманизм;

 связь с общественной практикой;

 экологическая направленность;

 преемственность и беспрерывность;

 единство образования, духовное и физическое совершенство;

 демократизм;

 светский характер;

 обязательность базового (9 лет) образования.

Образование в Республике Беларусь должно достигнуть следующих целей:

 содействие гармоничному развитию личности, полной реализации ее творческих способностей;

 формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;

 обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;

 сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;

 формирование экологической сознательности;

 воспитание уважения к семейной жизни;

 содействие интеллектуальным устремлениям личности;

 достижение разумного соотношения опыта и веры личности;

 развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;

 воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;

 содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;

 воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;

 укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.

Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:

 подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;

 формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;

 передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;

 содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.

Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:

повышение образовательного уровня населения страны:

-- введение обязательного десятилетнего образования;

-- повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;

-- обеспечение доступности общего среднего образования;

-- усовершенствование системы непрерывного образования;

повышение качества общего образования:

-- обновление содержания образования;

-- внедрение современных технологий обучения;

-- обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;

-- усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:

-- создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;

-- придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;

-- осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;

-- создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учеников, ликвидация учебной перегрузки;

повышение престижности образования:

-- реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетного в государстве и обществе;

-- повышение статуса учителя;

-- более полное материально-техническое обеспечение общеобра-зова-тель--ной школы;

-- развитие форм самообразования учреждений образования.

Процессы реформирования, которые развернулись в системе образования в последние годы, не могут быть эффективными как без глубокого теоретического осмысления его проблем, так и без основательной экспериментальной проверки предлагаемых преобразований.

Любое теоретическое положение, которое пытаются внедрить в массовую практику, должно обладать в первую очередь двумя качествами: быть технологичным и воспроизводимым. Быть технологичным, значит возможным для реализации в рамках принятых сегодня моделей деятельности учебных учреждений. Быть воспроизводимым, значит возможным для применения каждым педагогом. Альтернативные программы, которые не обладают этими качествами, не могут стать основой массовой педагогической практики.

Несколько лет тому назад в республике развернулась активная и массовая экспериментальная работа. Сегодня она стала реальностью для десятков учебных учреждений. Вместе с тем реальностью для сотен школ, детских садов и других учреждений стало участие в инновационных процессах, связанных с внедрением целого ряда перспективных технологий, которые зарекомендовали себя.

До 90-х годов ХХ в. Беларусь практически не имела опыта экспериментальной работы в образовании. Опробация всех нововведений проводилась Академией педагогических наук СССР в своих экспериментальных школах, и БССР в готовом виде получала все материалы, необходимые для внедрения в массовую практику. Опыт экспериментальной работы начала 90-х годов был минимальным, поскольку массовые нововведения в системе образования планировалось проводить, начиная с 1996--1997 гг.

Первый массовый опыт экспериментальной работы связан с процессами реформирования общеобразовательной школы и переходом на 12-ти летний срок обучения. Однако с 1999--2000 учебного года процесс экспериментальной и инновационной (в узком смысле) работы становится массовым. В 2000--2001 году в республике проходила экспериментальная работа по 28 и инновационная по 14 различным направлениям.

Программа “Школа 2100” является альтернативной программой. Ее методы, приемы, дидактические средства, на мой взгляд, наиболее эффективно позволяют достигнуть целей образования, сформулированные в “Законе об образовании” и “Реформе общеобразовательной школы”. Тем более, что с 1 сентября 2001 года начался массовый эксперимент по данной программе и скоро мы получим результаты по полному внедрению ее в образование Республики Беларусь. Мы, как учителя-практики, можем говорить об эффективности программы “Школа 2100” в начальной школе. Ведь младший школьник, изучая определенные дисциплины, получает не только специальные знания (основы), но и наращивает личностные качества параллельно с интеллектуальными способностями, которые совершенствуются в старших классах. Одна из главных задач, стоящих перед учеником начальной школы, заключается в том, чтобы ребенок научился не только самостоятельно пользоваться своими знаниями, но и обрел потребность в саморазвитии, в анализе своей деятельности, научился перед собой ставить цель и планировать свою деятельность для ее достижения.

Образовательная программа “Школа 2100” рассчитана на дошкольное, начальное и общее среднее образование. На всех этих этапах она предусматривает:

 гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

 воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

 единство государственного культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

 общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

 свобода и плюрализм в образовании, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

 развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства;

 обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступеней обучения картины мира;

 интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

 содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от рассовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учет разнообразия мировоззренческих подходов, способствования реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что образовательная программа “Школа 2100” вполне соответствует образовательным стандартам Республики Беларусь. Являясь альтернативой государственной, программа “Школа 2100”возможна и эффективна для использования в начальной школе всех типов учебных заведений (школы, прогимназии).

2.2. Сущность образовательной технологии

Прежде чем дать определение образовательной технологии, необходимо раскрыть этимологию слова “технология” (наука о мастерстве, искусстве, т.к. от греч. -
techne - мастерство, искусство и logos - наука). Понятие технологии в современном значении используется прежде всего в производстве (промышленном, сельскохозяйственном), различных видах научно-производственной деятельности человека и предполагает совокупность знаний о способах (совокупность способов, операций, действий) осуществление производственных процессов, гарантирующих получение определенного результата.

Таким образом, ведущими признаками, характеристиками технологии являются:

 Совокупность (сочетание, соединение) каких-либо компонентов.

 Логика, последовательность компонентов.

 Методы (способы), приемы, действия, операции (как компоненты).

 Гарантия результата.

Суть образовательной деятельности состоит в интериоризазии (переноса общественных представлений в сознание отдельного человека) учеником некоторого объема информации, соответствующего культурным нормам и этическим ожиданиям общества, в котором растет и развивается ученик.

Управляемый процесс передачи новому поколению элементов духовной культуры предыдущих поколений (управляемая образовательная деятельность) называется образованием, а сами передаваемые элементы культуры -- содержанием образования.

Интериоризованное содержание образования (результат образовательной деятельности) применительно к субъекту инериоризации также называется образованием (иногда -- образованностью).

Таким образом понятие “образование” имеет три значения: социальный институт общества, деятельность этого института и результат его деятельности.

Итак, содержанием образования являются идеальные тексты, то есть частный случай информации. Поэтому в содержании образования могут присутствовать, возможно, в разных сочетаниях, те же компоненты, что и в других видах информации.

Существует двухуровневый характер интериоризации: инетриоризацию, не затрагивающую подсознание, будем называть усвоением, а интериоризацию, затрагивающую подсознание (формирующую автоматизмы действий), -- присвоением.

Логично называть усвоенные факты представлениями, присвоенные- знаниями, усвоенные способы деятельности -- умениями, присвоенные -- навыками, а усвоенные ценностные ориентации и эмоционально-личностные отношения -- нормами, присвоенные -- убеждениями или смыслами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать