Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников
p align="left">Один ученик по плакату на доске, а остальные -- в учебниках выполняют программу и находят дом Фортрана.

в) -- Нас встречает профессор Фортран со своими учениками. Его лучшая ученица -- гусеница -- приготовила для вас задание: “Я задума-ла число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и полу-чила 45. Какое число я задумала?”

-7 +15 +4

Обратные операции надо делать в обратном порядке: 45-4-15 + 7 = 31.

г) Игра-соревнование.

-- А сам профессор Фортран предложил нам поиграть в игру “Вычислительные машины”.

а

0

1

4

7

8

9

x

Таблица в тетрадях у учеников. Они самостоятельно выполняют вычисления и заполняют таблицу. Выигрывают первые 5 человек, которые справляются с заданием правильно.

8. Итог урока.

-- Все ли сделали на уроке, что планировали?

-- С какими новыми правилами познакомились?

-- Что понравилось? Что было трудно?

9. Домашнее задание.

1) №№ 8, 10, с. 82 -- в тетради в клетку.

2) По выбору: 9 или 11 на с. 82 -- на печатной основе.

Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

2 класс, 4 ч. (1 -- 3).

Цель: 1) Научить решать задачи по сумме и разности.

2) Закрепить вычислительные навыки, составление бук-венных выражений к текстовым задачам.

3) Развивать внимание, мыслительные операции, речь, коммуникативные способности, интерес к математике.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

2.1. Устные упражнения.

Класс разбит на 3 группы -- “команды”. По одному представителю от каждой команды выполняет индивидуальное задание на доске, остальные дети работают фронтально.

Фронтальная работа:

-- Уменьшите число 244 в 2 раза (122)

-- Найдите произведение 57 и 2 (114)

-- Число 350 уменьшите на 230 (120)

-- На сколько 134 больше 8? (126)

-- Число 1280 уменьшите в 10 раз (128)

-- Чему равно частное 363 и 3? (121)

-- Сколько сантиметров в 1 м 2 дм 4 см? (124)

Расположите полученные числа в порядке возрастания:

114

120

121

122

124

126

128

З

А

Й

Ч

А

Т

А

-- Какое число можно считать лишним в этом ряду? (120 -- отсут-ствует разряд единиц; 121 -- нечетное; 114 -- количество десятков 1, а в других -- 2.)

Индивидуальная работа у доски:

-- Три зайчишки-плутишки получили в день рождения подарки. Посмотрите, нет ли среди них одинаковых подарков? (Дети находят примеры с одинаковыми ответами).

I II III

-- Какие числа остались без пары? (Число 7.)

-- Дайте характеристику этому числу. (Однозначное, нечетное, кратное 1 и 7.)

2.2. Постановка учебной задачи.

Каждая команда получает по 4 задачи “Блиц-турнира”, табличку и схему.

“Блиц-турнир”

а) Одна зайчиха нацепила а колец, а другая -- на 2 кольца больше, чем первая. Сколько колец у обеих?

б) У мамы-зайчихи было а колец. Она дала трем дочкам по b ко-лец. Сколько колец у нее осталось?

в) Было а колец красных, b колец белых и с колец розовых. Их раз-дали 4 зайчихам поровну. По скольку колец получила каждая зайчиха?

г) У мамы-зайчихи было а колец. Она раздала их двум дочкам так, что у одной из них получилось на n колец больше, чем у другой. По скольку колец получила каждая дочка?

У I команды:

У II команды:

У III команды:

-- Среди зайчих стало модно носить в ушах кольца. Прочитайте задачи на своих листочках и определите, к какой задаче подходит ваша схема и ваше выражение?

Учащиеся обсуждают задачи в группах, совместно находят ответ. По одному человеку от группы “защищает”мнение команды.

-- К какой задаче я не подобрала схему и выражение?

-- Какая из данных схем подойдет к четвертой задаче?

-- Составьте выражение к этой задаче. (Дети предлагают различ-ные варианты решения, одно из них -- а: 2.)

-- Верно ли это решение? Почему нет? При каком условии мы мог-ли бы считать его правильным? (Если бы количество колец у обеих зайчих было равным.)

-- Мы встретились с новым типом задач: в них известна сумма и разность чисел, а сами числа -- неизвестны. Наша задача сегодня -научиться решать задачи по сумме и разности.

3. “Открытие” нового знания.

Рассуждения детей обязательно сопровождаются предмет-ными действиями детей с полосками.

-- Положите перед собой полоски цветной бумаги, как это показа-но на схеме:

Объясните, какой буквой обозначена на схеме сумма колец? (Бук-вой а.) Разность колец? (Буквой n.)

-- Нельзя ли уравнять количество колец у обеих зайчих? Как это сделать? (Дети отгибают или отрывают часть длинной полоски так, чтобы оба отрезка стали равными.)

-- Как записать выражением, сколько стало колец? (а-n)

-- Это удвоенное меньшее или большее число? (Меньшее.)

-- Как же найти меньшее число? ((а-n): 2.)

-- Мы ответили на вопрос задачи? (Нет.)

-- Что еще должны узнать? (Большее число.)

-- Как найти большее число? (Добавить разницу: (а-n): 2 + n)

Таблички с полученными выражениями фиксируются на доске:

(а-n): 2 -- меньшее число,

(а-n): 2 + n -- большее число.

-- Мы сначала нашли удвоенное меньшее число. А как иначе мож-но было рассуждать? (Найти удвоенное большее число.)

-- Как это сделать? (а + n)

-- Как потом ответить на вопросы задачи? ((а + n): 2 -- большее число, (а + n): 2-n -- меньшее число.)

Вывод: Итак, мы нашли два пути решения таких задач по сумме и разности: найти сначала удвоенное меньшее число -- вычитанием, либо найти сначала удвоенное большее число-сложением. На доске сопоставлены оба пути решения:

1 способ 2 способ

(а-n):2 (а + n):2

(a-n):2 + n (а + n):2 - n

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

Учащиеся работают с учебником-тетрадью. Задания решаются с комментированием, решение записывается на печатной основе.

а) -- Прочитайте про себя задачу 6 (а), стр. 7.

-- Что нам известно в задаче и что нужно найти? (Нам известно, что в двух классах 56 человек, причем в 1 классе на 2 человека больше, чем во втором. Нам надо найти количество учащихся в каждом классе.)

-- “Оденьте” схему и проанализируйте задачу. (Нам известна сумма -- 56 человек, и разность -- 2 ученика. Сначала мы найдем удвоенное меньшее число: 56 - 2 = 54 человека. Затем узнаем, сколько учащихся во втором классе: 54: 2 = 27 человек. Теперь узнаем, сколько учащих-ся в первом классе -- 27 + 2 = 29 человек.)

-- Как по-другому найти, сколько учащихся в первом классе? (56 - 27 = 29 человек.)

-- Как проверить, правильно ли решена задача? (Сосчитать сумму и разность: 27 + 29 = 56, 29 - 27 = 2.)

-- Как по-другому можно было решить задачу? (Найти сначала число учеников в первом классе, и из него вычесть 2.)

б) -- Прочитайте про себя задачу № 6 (б), стр. 7. Проанализируйте, какие величины известны, а какие -- нет и придумайте план решения.

После минутного рассуждения в командах выступает представи-тель той команды, которая раньше готова. Устно разбираются оба спо-соба решения задачи. После обсуждения каждого способа открывается готовый образец записи решения и сравнивается с ответом ученика:

I способ II способ

1) 18 - 4= 14 (кг) 1) 18 + 4 = 22(кг)

2) 14:2 = 7 (кг) 2) 22: 2 = 11 (кг)

3) 18 - 7 = 11 (кг) 3) 11 - 4 = 7 (кг)

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Учащиеся по вариантам решают на печатной основе задание № 7, стр. 7 (I вариант -- № 7 (а), II вариант -- № 7 (б)).

№ 7 (а), стр. 7.

I способ II способ

1) 248-8 = 240(м.) 1) 248 +8 = 256(м.)

2) 240:2=120(м.) 2) 256:2= 128 (м.)

3) 120 + 8= 128 (м.) 3) 128-8= 120(м.)

Ответ: 120 марок; 128 марок.

№ 7(6), стр. 7.

I способ II способ

1) 372+ 12 = 384 (отк.) 1) 372-12 = 360 (отк.)

2) 384:2= 192 (отк.) 2) 360:2= 180 (отк.)

3) 192 - 12 =180 (отк.) 3)180+12 = 192 (отк.)

Ответ: 180 открыток; 192 открытки.

Проверка -- по готовому образцу на доске.

7. Решение задач на повторение.

Каждая команда получает табличку с заданием: “Найти законо-мерность и вписать вместо знаков вопроса нужные числа”.

1 команда:

2 команда:

3 команда:

Капитаны команд отчитываются о результатах работы команд.

8. Итог урока.

-- Объясните, как вы рассуждаете при решении задач, если выполняются следующие операции:

9. Домашнее задание.

Придумайте свою задачу нового типа и решите ее двумя способами.

Тема: СРАВНЕНИЕ УГЛОВ.

4 класс, 3 ч. (1-4)

Цель: 1) Повторить понятия: точка, луч, угол, вершина угла (точка), стороны угла (лучи).

2) Познакомить учащихся со способом сравнения углов с помощью непосредственного наложения.

3) Повторить задачи на части, отрабатывать решение задач на нахождение части от числа.

4) Развивать память, мыслительные операции, речь, позна-вательный интерес, исследовательские способности.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

а) -- Продолжите ряд:

1) 3, 4, 6, 7, 9, 10,...; 2) 2, Ѕ, 3, 1/3,...; 3) 824, 818, 812,...

б) -- Вычислите и расположите в порядке убывания:

[И] 60-8 [Л] 84-28 [Ф] 240: 40 [А] 15 -- 6

[Г] 49 + 6 [У] 7 * 9 [Р] 560: 8 [Н] 68: 4

Зачеркните 2 лишние буквы. Какое слово получилось? (ФИГУРА.)

в) -- Назовите фигуры, которые вы видите на рисунке:

Какие фигуры можно неограниченно продолжить? (Прямую, луч, стороны угла.)

Я соединяю центр окружности с точкой, лежащей на окружности, Что получилось? (Отрезок, называется радиусом.)

Какая из ломаных является замкнутой, а какая -- нет?

Какие еще плоские геометрические фигуры знаете? (Прямоуголь-ник, квадрат, треугольник, пятиугольник, овал и т.д.) Пространственные фигуры? (Параллелепипед, куб. шар, цилиндр, конус, пирамида и т.д.)

Какие бывают виды углов? (Прямые, острые, тупые.)

Покажите карандашами модель острого угла, прямого, тупого.

Чем являются стороны угла -- отрезками или лучами?

Если продолжить стороны угла, то получится тот же угол или другой?

г) № 1, стр. 1.

Дети должны определить, что у всех углов на рисунке сторона, образованная большой стрелкой, общая. Угол тем больше, чем больше “раздвинуты” стрелки.

д) № 2, стр. 1.

Мнения детей о соотношении между углами обычно бывает раз-ным. Это служит основой создания проблемной ситуации.

3. “Открытие” детьми нового знания.

У учителя и детей модели углов, вырезанные из бумаги. Детям предлагается исследовать ситуацию и найти способ сравнения углов.

Они должны догадаться, что первые два способа не подходят, так как при продолжении сторон углов ни один из углов не оказывается внутри другого. Затем на основе третьего способа -- “который подхо-дит”, выводится правило сравнения углов: углы надо наложить один на другой так, чтобы одна сторона их совпадала. -- Открытие!

Учитель подводит итог обсуждению:

Для сравнения двух углов можно наложить их так, что-бы одна сторона у них совпала. Тогда меньше тот угол, сторо-на которого оказалась внутри другого угла.

Полученный вывод сравнивается с текстом учебника на стр. 1.

4. Первичное закрепление.

Задание № 4, стр. 2 учебника решается с комментированием, вслух проговаривается правило сравнения углов.

В задании № 4, стр. 2 углы надо сравнить “на глаз” и расположить их в порядке возрастания. Имя фараона -- ХЕОПС.

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу в № 3, стр. 2, затем в парах объясняют, как они наложили углы. После этого 2-3 пары объясняют решение всему классу.

6. Физкультминутка.

7. Решение задач на повторение.

1) -- У меня есть трудное задание. Кто хочет попробовать его решить?

Два добровольца за время математического диктанта вместе должны придумать решение задачи: “Найти 35% от 4/7 числа х”.

2) Математический диктант записан на магнитофоне. Двое запи-сывают задание на индивидуальных досках, остальные -- в тетради “в столбик”:

- Найти 4/9 от числа а. (а: 9 * 4)

- Найти число, если его 3/8 составляют b. (b: 3 * 8)

- Найти 16% от с. (с: 100 *16)

- Найти число, 25 % которого составляют х.: 25 * 100)

- Какую часть число 7 составляет от числа у? (7/y)

- Какую часть високосного года составляет февраль? (29/366)

Проверка -- по образцу решения на переносных досках. Ошибки, допущенные при выполнении задания, разбираются по схеме: устанавливается, что неизвестно -- целое или часть.

3) Разбор решения дополнительного задания: (х: 7 * 4): 100 * 35.

Учащиеся проговаривают правило нахождения части от числа: чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, можно это число разделить на знаменатель дроби и умножить на ее числитель.

4) № 9, стр. 3 -- устно с обоснованием решения:

-- а больше, чем 2/3, так как 2/3-правильная дробь;

-- b меньше, чем 8/5, так как 8/5-неправильная дробь;

-- 3/11 от с меньше, чем с, а 11/3 от с больше, чем с, поэтому первое число меньше второго.

5) №10, стр. 3. Первая строчка решается с комментированием:

-- Чтобы найти 7/8 от 240, надо 240 разделить на знаменатель 8 и умножить на числитель 7. 240: 8 * 7 = 210

-- Чтобы найти 9/7 от 56, надо 56 разделить на знаменатель 7 и умножить на числитель 9. 56: 7 * 9 = 72.

-- 14% -- это 14/100. Чтобы найти 14/100 от 4000, надо 4000 разделить на знаменатель 100 и умножить на числитель 14. 4000: 100 * 14 = 560.

Вторая строчка решается самостоятельно. Тот, кто заканчивает раньше, расшифровывает имя фараона, в честь которого была пост-роена самая первая пирамида:

1072

560

210

102

75

72

Д

Ж

О

С

Е

Р

6) № 12(6), стр. 3

Масса верблюда 700 кг, а масса груза, который он несет на спине, составляет 40% массы верблюда. Какова масса верблюда вместе с грузом?

Учащиеся отмечают условие задачи на схеме и проводят ее само-стоятельный анализ:

-- Чтобы найти массу верблюда с грузом, надо к массе верблюда прибавить массу груза {ищем целое). Масса верблюда известна -- 700 кг, а масса груза не известна, но сказано, что она составляет 40% от массы верблюда. Поэтому в первом действии находим 40% от 700 кг, а затем полученное число прибавляем к 700 кг.

Решение задачи с пояснениями записывается в тетрадь:

1) 700: 100 * 40 = 280 (кг) -- масса груза.

2) 700 + 280 = 980 (кг)

Ответ: масса верблюда с грузом 980 кг.

8. Итог урока.

-- Чему научились? Что повторили?

-- Что понравилось? Что было трудно?

9. Домашнее задание: №№ 5, 12 (а), 16

Приложение 2

Тренинг

Тема: “Решение уравнений”

Включает 5 заданий, в результате рассмотрения ко-торых выстраивается весь алгоритм действий решения уравнений.

* В первом задании учащиеся, восстанавливая смысл действий сложения и вычитания, определяют, какой компонент выража-ет часть, а какой -- целое.

* Во втором задании, определив, чем является неизвестное, дети выбирают правило для решения уравнения.

* В третьем задании учащимся предлагается три варианта реше-ния одного и того же уравнения, причем ошибка кроется в одном случае в ходе решения, а в другом -- в вычислении.

* В четвертом задании из трех уравнений нужно выбрать те, при решении которых используется одно и то же действие. Для это-го ученик должен “пройти”весь алгоритм решения уравнений трижды.

* В последнем задании надо выбрать х в нестандартной ситуации, с которой дети еще не встречались. Таким образом, здесь прове-ряется глубина усвоения новой темы и способность ребенка при-менять изученный алгоритм действий в новых условиях.

Эпиграф урока: “Все тайное становится явным”. Приведем некото-рые высказывания детей при подведении итогов в ресурсном круге:

-- На этом уроке я запомнил, что целое находится сложением, а части -- вычитанием.

-- Все, что неизвестно, можно найти, если правильно выполнять действия.

-- Я понял, что есть правила, которые нужно выполнять.

-- Мы поняли, что не нужно ничего скрывать.

-- Мы учимся, чтобы быть умными, чтобы неизвестное стало из-вестным.

Задание № 1

Самост. выбор

Выбор в паре

Выбери уравнение, где х -- целое:

а) х+7=9 б) х-3 = 5 в) 9-х=4

Задание № 2

5 + х = 7

Выбери правило:

а) Чтобы найти часть, надо из целого вычесть дру-гую часть.

б) Чтобы найти часть, надо к целому прибавить другую часть.

в) Чтобы найти целое, части надо сложить.

Задание № 3

Выбери верное решение:

а) х-2 = 6 б) х-2 = 6 в) х-2 = 6

х=6-2 х=2+6 х=6+2

х=4 х=9 х=8

Задание № 4

5-х = 5

Чему равен х?

а) 1 6) 0 в) 10

Задание № 5

Выбери уравнения с одинаковым решением:

а)х+3 = 10 б) 10-х=3 в) х -3=10

Экспертная оценка

№ задания

Верный

выбор

1

б

2

а

3

в

4

а

5

а и б

Приложение 3

Устные упражнения

Целью этого урока, является зна-комство детей с понятием числового о
трезка. В предложенных устных упражнениях не только идет работа по развитию мыслитель-ных операций, внимания, памяти, конструктивных умений, не толь-ко отрабатываются навыки счета и ведется опережающая подготовка к изучению последующих тем курса, но и предлагается вариант создания проблемной ситуации, который может помочь учителю организовать при изучении данной темы этап постановки учебной задачи.

Тема: “Числовой отрезок”

Основная цель:

1) Познакомить с понятием числового отрезка, научить

одну единицу.

2) Закрепить навыки счета в пределах 4.

(К этому и последующим урокам дети должны иметь линейку длиной 20 см.) -- Сегодня на уроке мы проверим ваши знания и смекалку.

[1] -- “Потерялись”числа. Найдите их. Что можно сказать о месте каждого потерявшегося числа? (Например, 2 на 1 больше, чем 1, но на 1 меньше, чем 3.)

1... 3... 5... 7... 9

[2] -- Установите закономерность в записи чисел. Продолжите вправо на одно число и влево на одно число:

... 3 5 7...

[3] -- Восстановите порядок. Что вы можете сказать о числе 3?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[4]-Разбейте квадраты на части по цвету:

З+С=К 1+3=

+= +=

К-З=К 4-1=

-= -=

-- Как обозначены все фигуры? Как обозначены части? Почему?

-- Вставьте в “окошки”пропущенные буквы и цифры. Объясните свое ре-шение.

-- Что обозначают равенства 3 + С = К и К -- 3 = С? Какие числовые равенства им соответствуют?

-- Назовите целое и части в числовых равенствах.

-- Как найти целое? Как найти часть?

-- Сколько зеленых квадратов? Сколько синих?

-- Каких квадратов больше -- зеленых или синих -- и на сколько? Каких квадратов меньше и на сколько? (Ответ можно пояснить на рисунке, составляя пары.)

-- По какому еще признаку можно разбить на части эти квадраты? (По размеру -- большие и маленькие.)

-- На какие части тогда разобьется число 4? (2 и 2.)

[5] -- Составьте два треугольника из 6 палочек.

-- А теперь составьте два треугольника из 5 палочек.

-- Уберите 1 палочку так, чтобы получился четырехугольник.

[6] -- Назовите значения числовых выражений:

3 + 1 = 2-1 = 2 + 2 =

1 + 1 = 2 + 1 = 1 + 2 + 1 =

-- Какое выражение “лишнее”? Почему? (“Лишним”может быть выражение 2--1, так как это разность, а остальные суммы; в выражении 1 + 2 + 1 три слагаемых, а в остальных -- два.)

-- Сравните выражения в первом столбике.

В случае затруднения можно задать наводящие вопросы:

-- Что общего в этих числовых выражениях? (Одинаковый знак действия, второе слагаемое меньше первого и равно 1.)

-- Чем они отличаются? (Разные первые слагаемые; во втором выражении оба слагаемых равны, а в первом -- одно слагаемое на 2 больше другого.)

[7] -- Задачи в стихах (решение задач обосновывается):

Два мяча у Ани, два мяча у Тани. (Ищем целое. Чтобы найти

Два мяча да два, малыш, целое, части надо сложить:

Сколько их, сообразишь? 2 + 2 = 4.)

Четыре сороки пришли на уроки. (Ищем часть. Чтобы найти

Одна из сорок не знала урок. часть, надо из целого вычесть

Сколько прилежно трудилось сорок? другую часть: 4 -1 = 3.)

[8] -- Сегодня нас ждет встреча с нашими любимыми героями: Удавом, Мар-тышкой, Слоненком и Попугаем. Удав очень хотел измерить свою длину. Все попытки Мартышки и Слоненка ему помочь были напрасны. Беда их была в том, что они не умели считать, не умели складывать и вычитать числа. И вот сообразительный Попугай посоветовал измерить длину удава своими шагами. Он сделал первый шаг, и все хором закричали... (Один!)

Учитель выкладывает на фланелеграфе красный отрезок и выставляет в его конце цифру 1. Ученики рисуют в тетради красный отрезок длиной 3 клетки и записывают цифру 1. Аналогично достраиваются синий, желтый и зеленый отрезки, каждый по 3 клетки. На доске и в тетрадях учеников появляется цвет-ной рисунок -- числовой отрезок:

-- Одинаковые ли шаги делал Попугай? (Да, все шаги равны.)

-- Что показывает каждое число? (Сколько сделано шагов.)

-- Как изменяются числа при движении вправо, влево? (При движении на 1 шаг вправо -- увеличиваются на 1, а при движении на 1 шаг влево -- умень-шаются на 1.)

Далее можно поработать с линейкой (5 + 1, 8 + 1, 12 + 1, 15 + 1, 18 + 1,…; 6 - 1, 8 - 1, 10 - 1, 14 - 1, 16 - 1...), а затем перейти к заданиям №№ 1--3, стр. 36 учебника (урок 24).

Материал устных упражнений не должен использоваться формально -- “все подряд”, а должен соот-носиться с конкретными условиями работы -- уровнем подготовки детей, их количеством в классе, технической оснащенностью каби-нета, уровнем педагогического мастерства учителя и т. д. Чтобы использовать этот материал правильно, в работе необходимо руковод-ствоваться следующими принципами.

1. Обстановка на уроке должна, быть спокойной и доброжела-тельной. Нельзя допускать “гонки”, перегрузки детей -- лучше разо-брать с ними одно задание полноценно и качественно, чем семь, но поверхностно и сумбурно.

2. Формы работы необходимо разнообразить. Они должны меняться каждые 3-5 мин -- коллективный диалог, работа с пред-метными моделями, карточками или кассой цифр, математический диктант, работа в парах, самостоятельный ответ у доски и т. д. Продуманная организация урока позволяет существенно увеличить объем материала, который может быть рассмотрен с детьми без перегрузки.

3. Введение нового материала должно начинаться не поз-же чем на 10-12-й минуте урока. Упражнения, предваряющие изучение нового, должны быть нацелены главным образом на ак-туализацию тех знаний, которые необходимы для его полноценно-го усвоения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать