Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников
8. Костюкович Н.В., Подгорная В.В. Методика обучения решению простых задач. - Мн.: Бестпринт. -- 2001. -- 50 с.19. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России. -- 2000. -- 224 с.20. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. -- М., 1999. -- 22с.21. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // На-чаль-ная школа: плюс-минус. -- 2001. -- № 1. -- С. 3--6.22. Монахов В.Н. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. -- 1997. -- № 6.23. Медведская В.Н. Методика преподавания математики в начальных классах. -- Брест, 2001. -- 106 с.24. Методика начального обучения математике. Под ред. А.А. Столяра, В.Л. Дроз-да. -- Мн.: Вышэйшая школа. -- 1989. -- 254 с.25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -- М.: Роспедагогика, 1996. -- 372 с.26. Петерсон Л.Г. Программа “Математика”// Начальная школа. -- М. -- 2001. --№ 8. С. 13--14.27. Петерсон Л.Г., Барзинова Э.Р., Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. Выпуск 2. Вариан-ты 1, 2. Учебное пособие. -- М., 1998. -- 112 с.28. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13. Особенности комплектов, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования // Началь-ная школа. -- М. -- 2002. --№ 5. -- С. 3--14.29. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Брест. 1998. -- 126 с.30. Серекурова Е.А. Модульные уроки в начальной школе.// Начальная школа: плюс-минус. -- 2002. -- № 1. -- С. 70--72.31. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. -- Мн.: Совре-менное слово, 2001. -- 928 с.32. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -- М. Просвещение, 1988. -- 173 с.33. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. -- М.: Педагогика, 1974. -- 568 с.34. Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе. -- М.: Знание, 1992. -- 78 с.35. “Школа 2100”. Приоритетные направления развития образовательной программы. Выпуск 4. М., 2000. -- 208 с.36. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М.: Педагогика, 1992. -- 249 с.
Приложение 1Тема: ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД2 класс. 1 ч. (1 -- 4)
Цель: 1) Ввести прием вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.2) Закреплять изученные вычислительные приемы, умение самостоятельно анализировать и решать составные задачи.3) Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Ход урока:1. Организационный момент.2. Постановка учебной задачи.2.1.
Решение примеров на вычитание с переходом через разряд в пределах 20.Учитель предлагает детям решить примеры: 15-7= 16-8 = 14-7= 11-4 = 17- 9= 15-8 =Дети устно называют ответы. Ответы детей учитель записывает на доске.-- Разбейте примеры на группы. (По значению разности -- 8 или 7; примеры, в которых вычитаемое равно разности и не равно разно-сти; вычитаемое равно 8 и не равно 8 и т.д.)-- Что общего у всех примеров? (Одинаковый прием вычисления -- вычитание с переходом через разряд.)-- Какие примеры на вычитание вы еще умеете решать? (На вычи-тание двузначных чисел.)
2.2. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без пере-хода через разряд.Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры! Что интерес-ного в разностях: *9-64, 7*-54, *5-44, 3*-34, *1-24?Примеры лучше расположить один под другим. Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом -- нечетные, идут в порядке убывания: в вычитаемом количество десят-ков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.-- Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3. (В 1-м примере -- 6 д., 12 д. взять нельзя, так как в разряд можно поставить только одну цифру; во 2-м -- 4 ед., так как 10 ед. не подходят; в 3-м -- 6 д., 3 д. взять нельзя, так как уменьшаемое должно быть больше вычитаемого; аналогично в 4-м -- 6 ед., а в5-м -- 4 д.)Учитель раскрывает закрытые цифры и просит детей решить примеры:69 -- 64. 74 -- 54, 85 -- 44. 36 -- 34, 41 -- 24.Для 2-3 примеров алгоритм вычитания двузначных чисел про-говаривается вслух: 69 -- 64 =. Из 9 ед. вычитаем 4 ед., получаем 5 ед. Из 6 д. вычитаем 6 д., получаем О д. Ответ: 5.2.3.
Постановка проблемы. Целеполагание.При решении последнего примера дети испытывают затруднение (возможны различные ответы, некоторые вообще не смогут решить): 41-24 = ?Цель нашего урока -- изобрести прием вычитания, который по-может нам решить этот пример и подобные ему примеры.3. “Открытие” детьми нового знания.Дети выкладывают модель примера на парте, и на демонстраци-онном полотне:Как вычесть двузначные числа? (Из десятков вычесть десятки, а из единиц -- единицы.)Почему же здесь возникла трудность? (В уменьшаемом не хвата-ет единиц.)Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет, уменьшае-мое больше.)Где же спрятались единицы? (В десятке.)Что надо сделать? (1 десяток заменить 10 единицами. -- Открытие!) Молодцы! Решите пример.Дети заменяют в уменьшаемом треугольник-десяток треугольни-ком, на котором нарисовано 10 единиц:- 11е -4е = 7е, Зд-2д=1д. Всего получилось 1 д. и 7 е. или 17.Итак. “Саша” предложил нам новый прием вычислений. Он заключается в следующем:
раздробить десяток и взять из
него недостающие единицы. Поэтому наш пример мы могли бы запи-сать и решить так (запись комментируется): *10_ 41 24 17А как выдумаете, о чем всегда надо помнить при использовании это-го приема, где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1.)
4. Физкультминутка.5. Первичное закрепление.1) № 1, стр. 16.-- Прокомментируйте первый пример по образцу:-- 32 -- 15. Из 2 ед. нельзя вычесть 5 ед. Дробим десяток. Из 12 ед. вычитаем 5 ед., а из оставшихся 2 дес. вычитаем 1 дес. Получаем 1 дес. и 7 ед., то есть 17.-- Решите следующие примеры с объяснением.Дети дорисовывают графические модели примеров и одновремен-но комментируют решение
вслух. Линиями соединяют рисунки с ра-венствами.
2) № 2, стр. 16Еще раз четко проговаривается решение и комментирование примера в столбик: _81 _82 _83 _84 _85 _86 29 29 29 29 29 29Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками.Вычитаю единицы: из 1 ед. нельзя вычесть 9 ед. Занимаю 1 д. и ставлю точку. 11-9 = 2 ед. Пишу под единицами.Вычитаю десятки: 7-2 = 5 дес.Ответ: 52.Дети решают и комментируют примеры до тех пор, пока не заме-тят закономерность (обычно 2-3 примера). На основании установ-ленной закономерности в оставшихся примерах они записывают ответ, не решая их.3) № 3,
стр. 16.-- Сыграем в игру “Угадай-ка”:82 -- 6 41 -17 74-39 93-45 82-16 51-17 74-9 63-45 Дети записывают и решают примеры в тетради в клетку. Сравни-вая их. они видят, что примеры взаимосвязаны. Поэтому в каждом столбике решается только первый пример, а в остальных ответ угадывается при условии, что дано верное обоснование и все с ним согласились.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.Учитель предлагает детям списать с доски в столбик примеры
на новый вычислительный прием 98-19, 64-12, 76 -- 18, 89 -- 14, 54 -- 17.Дети записывают в тетради в клетку нужные примеры, а затем проверяют правильность своих записей по готовому образцу:_98 _76 _54 19 18 17Затем они самостоятельно решают записанные примеры. Через 2-3 мин учитель показывает правильные ответы. Дети их сами проверяют, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправ-ляют допущенные ошибки.-- Найдите закономерность. (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4, вычитаемые сами идут в порядке уменьшения и т.д.)-- Напишите свой пример, который продолжал бы эту закономер-ность.
7. Задачи на повторение.Дети, которые справились с самостоятельной работой, придумы-вают и решают задачи в тетрадях, А те, кто допустил ошибки, дорабатывают ошибки индивидуально вместе с учителем или консуль-тантами. затем решают самостоятельно еще 1-2 примера по новой теме.-- Придумайте задачу и решите по вариантам:
1вариант 2вариант-- Выполните взаимопроверку. Что заметили? (Ответы в задачах одинаковые. Это взаимообратные задачи.)
8. Итог урока.Какие примеры учились решать?Можете ли теперь решать пример, который вызвал трудности в начале урока?Придумайте и решите такой пример на новый прием!Дети предлагают несколько вариантов. Выбирается один. Дети. записывают и решают его в тетрадь, а кто-нибудь один из детей -- на доске.
9. Домашнее задание.№ 5, стр. 16. (Разгадать название сказки и автора.) Составить свой пример на новый вычислительный прием и решить его графически и в столбик.
Тема: УМНОЖЕНИЕ НА 0 И НА 1.2кл., 2ч. (1-4)
Цель: 1) Ввести частные случаи умножения с 0 и 1.
2) Закрепить смысл умножения и переместительное свой-ство умножения, отрабатывать вычислительные навыки,
умение “читать”блок-схемы.
3) Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математике.
Ход урока:1. Организационный момент.2. Постановка учебной задачи.2.1. Задания на развитие внимания.На доске и на столе у детей двуцветная картинка с числами:
-- Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цве-тами; все “красные” числа -- четные, а “синие” -- нечетные.)
-- Какое число лишнее? (10 -- круглое, а остальные нет; 10 -- дву-значное, а остальные однозначные; 5 -- повторяется два раза, а осталь-ные -- по одному.)
-- Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 -- у него нет пары до 10, а у остальных есть.)
-- Найдите сумму всех “красных” чисел и запишите ее в красном квадрате. (30.)
-- Найдите сумму всех “синих” чисел и запишите ее в синем квад-рате. (23.)
-- На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)
-- На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)
-- Каким действием искали? (Вычитанием.)
2.2. Задания на развитие памяти и речи. Актуализация знаний.
а) --Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, сла-гаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. (Дети пытаются воспроизвести порядок слов.)
-- Компоненты каких действий назвали? (Сложение и вычитание.)
-- С каким новым действием мы познакомились? (Умножение.)
-- Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, про-изведение.)
-- Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)
-- Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)
Запишите определение умножения.
б) --Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?
12 + 12 + 12 + 12 + 12
33 + 33 + 33 + 33
а + а + а
(Заменить сумму произведением.)
Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждый из которых равен 12, поэтому оно равно
12 * 5. Аналогично -- 33 * 4, а * 3)
в) -- Назовите обратную операцию. (Заменить произведение суммой.)
-- Замените произведение суммой в выражениях: 99 -- 2. 8 * 4. Ь * 3. (99 + 99, 8 + 8 + 8 + 8, b+b+b).
г) На доске записаны равенства:
81+81=81-2
21* 3 = 21+22 + 23
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4
17 + 17-17 + 17-17 = 17 * 5
Учитель рядом с каждым равенством помещает картинки соот-ветственно цыпленка, слоненка, лягушонка и мышонка.
-- Зверюшки лесной школы выполняли задание. Правильно ли они его выполнили?
Дети устанавливают, что слоненок, лягушонок и мышонок ошиб-лись, объясняют, в чем их ошибки.
д) -- Сравните выражения:
8 - 5... 5 - 8 34 - 9… 31 * 2
5 * 6... 3 * 6 а - 3... а * 2 + а
(8 * 5 = 5 * 8, так как от перестановки слагаемых сумма не изменя-ется; 5 * 6 > 3 * 6, так как слева и справа по 6 слагаемых, но слева слага-емые больше; 34 * 9 > 31 -- 2. так как слева слагаемых больше и сами слагаемые больше; а * 3 = а * 2 + а, так как слева и справа по 3 слагае-мых, равных а.)
-- Какое свойство умножения использовали в первом примере? (Переместительное.)
2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.
Рассмотрите картинку. Верны ли равенства? Почему? (Верны, так как сумма 5 + 5 + 5= 15. потом в сумме становится на одно слагае-мое 5 больше, и сумма увеличивается на 5.)
5 * 3 = 15 5 * 5 = 25
5 * 4 = 20 5 * 6 = 30
-- Продолжите эту закономерность направо. (5 * 7 = 35; 5 * 8 = 40...)
-- Продолжите ее теперь налево. (5 * 2 = 10; 5 * 1=5; 5 * 0 = 0.)
-- А что означает выражение 5 * 1? 5 * 0? (? Проблема!) Итог обсуждения:
-- В нашем примере было бы удобно считать, что 5 * 1 = 5, а 5 * 0 = 0. Однако выражения 5 * 1 и 5 * 0 не имеют смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Итак, цель нашего урока -- установить, сможем ли мы считать равенства 5 * 1 = 5 и 5 * 0 = 0 верными? -- Проблема урока!
3. “Открытие” детьми нового знания.
1) № 1, стр. 80.
а) -- Выполните действия: 1 * 7, 1 * 4, 1 * 5.
Дети решают примеры с комментированием в учебнике-тетради:
1 * 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7
1 * 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4
1 * 5 = 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 5
-- Сделайте вывод: 1 * а -- ? (1 * а = а.) Учитель выставляет карточку: 1 * а = а
б) -- Имеют ли смысл выражения 7 * 1, 4 * 1, 5 * 1? Почему? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.)
-- Чему они должны быть равны, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения? (7 * 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 * 1 = 7.)
Аналогично рассматриваются 4 * 1 = 4; 5 * 1 = 5.
-- Сделайте вывод: а * 1 = ? (а * 1 = а.)
Выставляется карточка: а * 1 = а. Учитель накладывает первую карточку на вторую: а * 1 = 1 * а = а.
-- Совпадает наш вывод с тем, что у нас получилось на числовом луче? (Да.)
-- Переведите это равенство на русский язык. (При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.)
-- Молодцы! Итак, будем считать:
а * 1 = 1 * а = а.
2) Аналогично исследуется случай умножения с 0 в № 4, стр. 80. Вывод -- приумножении числа на 0 или 0 на число получается нуль:
а * 0 = 0 * а = 0.
-- Сравните оба равенства: что вам напоминают 0 и 1?
Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на те образы, которые приведены в учебнике: 1 -- “зеркальце”, 0 -- “страш-ный зверь” или “шапка-невидимка”.
Молодцы! Итак, при умножении на 1 получается то же самое число (1 -- “зеркальце”), а при умножении на 0 получается 0 (0 -- “шапка-невидимка”).
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
На доске записаны примеры:
23 * 1 = 0 * 925 = 364 * 1 =
1 * 89= 156 * 0 = 0 * 1 =
Дети решают их в тетради с проговариванием в громкой речи полученных правил, например:
3 * 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 -- “зеркальце”), и т.д.
2) № 1, стр. 80.
а) 145 * х = 145; б) х * 437 = 437.
При умножении 145 на неизвестное число получилось 145. Значит, умножали на 1* х= 1. И т.д.
3) № 6, стр. 81.
a) 8 * x = 0; б) х * 1= 0.
- При умножении 8 на неизвестное число получился 0. Значит, умножали на 0 * х = 0. И т.д.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
1) № 2, стр. 80.
1 * 729 = 956 * 1 = 1* 1 =
№5, стр. 81.
0 * 294 = 876 * 0 = 0 * 0 = 1 * 0 =
Дети самостоятельно решают записанные примеры. Затем по го-товому образцу проверяют свои ответы с проговариванием в громкой речи, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки. Те, кто допустил ошибки, получают аналогич-ное задание на карточке и дорабатывают индивидуально с учителем, пока класс решает задачи на повторение.
7. Задачи на повторение.
а) -- Мы сегодня приглашены в гости, а к кому? Вы узнаете, рас-шифровав запись:
[Р] (18 + 2) -- 8 [О] (42+ 9)+ 8
[А] 14 -- (4 + 3) [Н] 48 + 26 -- 26
[Ф] 9 + (8 -- 1) [Т] 15 + 23 -- 15
У каждого ученика -- карточка с заданием. Дети самостоятельно выполняют вычисления и расшифровывают запись:
-- К кому же мы приглашены в гости? (К Фортрану.)
б) -- Профессор Фортран -- знаток компьютеров. Но дело в том, что у нас нет адреса. Кот Икс -- лучший ученик профессора Фортрана -- оставил для нас программу (Вывешивается плакат такой, как на стра-нице 56, М-2, ч. 1.) Отправляемся в путь по программе Икса, К какому домику пришли?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7