Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников
8. Костюкович Н.В., Подгорная В.В. Методика обучения решению простых задач. - Мн.: Бестпринт. -- 2001. -- 50 с.

19. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России. -- 2000. -- 224 с.

20. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. -- М., 1999. -- 22с.

21. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // На-чаль-ная школа: плюс-минус. -- 2001. -- № 1. -- С. 3--6.

22. Монахов В.Н. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. -- 1997. -- № 6.

23. Медведская В.Н. Методика преподавания математики в начальных классах. -- Брест, 2001. -- 106 с.

24. Методика начального обучения математике. Под ред. А.А. Столяра, В.Л. Дроз-да. -- Мн.: Вышэйшая школа. -- 1989. -- 254 с.

25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -- М.: Роспедагогика, 1996. -- 372 с.

26. Петерсон Л.Г. Программа “Математика”// Начальная школа. -- М. -- 2001. --№ 8. С. 13--14.

27. Петерсон Л.Г., Барзинова Э.Р., Невретдинова А.А. Самостоятельные и контрольные работы по математике в начальной школе. Выпуск 2. Вариан-ты 1, 2. Учебное пособие. -- М., 1998. -- 112 с.

28. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 № 957/13-13. Особенности комплектов, рекомендованных общеобразовательным учреждениям, участвующим в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования // Началь-ная школа. -- М. -- 2002. --№ 5. -- С. 3--14.

29. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. Брест. 1998. -- 126 с.

30. Серекурова Е.А. Модульные уроки в начальной школе.// Начальная школа: плюс-минус. -- 2002. -- № 1. -- С. 70--72.

31. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. -- Мн.: Совре-менное слово, 2001. -- 928 с.

32. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -- М. Просвещение, 1988. -- 173 с.

33. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. -- М.: Педагогика, 1974. -- 568 с.

34. Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе. -- М.: Знание, 1992. -- 78 с.

35. “Школа 2100”. Приоритетные направления развития образовательной программы. Выпуск 4. М., 2000. -- 208 с.

36. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М.: Педагогика, 1992. -- 249 с.

Приложение 1

Тема: ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД

2 класс. 1 ч. (1 -- 4)

Цель: 1) Ввести прием вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

2) Закреплять изученные вычислительные приемы, умение самостоятельно анализировать и решать составные задачи.

3) Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

2.1. Решение примеров на вычитание с переходом через разряд в пределах 20.

Учитель предлагает детям решить примеры:

15-7= 16-8 =

14-7= 11-4 =

17- 9= 15-8 =

Дети устно называют ответы. Ответы детей учитель записывает на доске.

-- Разбейте примеры на группы. (По значению разности -- 8 или 7; примеры, в которых вычитаемое равно разности и не равно разно-сти; вычитаемое равно 8 и не равно 8 и т.д.)

-- Что общего у всех примеров? (Одинаковый прием вычисления -- вычитание с переходом через разряд.)

-- Какие примеры на вычитание вы еще умеете решать? (На вычи-тание двузначных чисел.)

2.2. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без пере-хода через разряд.

Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры! Что интерес-ного в разностях: *9-64, 7*-54, *5-44,

3*-34, *1-24?

Примеры лучше расположить один под другим. Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом -- нечетные, идут в порядке убывания: в вычитаемом количество десят-ков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.

-- Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3. (В 1-м примере -- 6 д., 12 д. взять нельзя, так как в разряд можно поставить только одну цифру; во 2-м -- 4 ед., так как 10 ед. не подходят; в 3-м -- 6 д., 3 д. взять нельзя, так как уменьшаемое должно быть больше вычитаемого; аналогично в 4-м -- 6 ед., а в5-м -- 4 д.)

Учитель раскрывает закрытые цифры и просит детей решить примеры:

69 -- 64. 74 -- 54, 85 -- 44. 36 -- 34, 41 -- 24.

Для 2-3 примеров алгоритм вычитания двузначных чисел про-говаривается вслух: 69 -- 64 =. Из 9 ед. вычитаем 4 ед., получаем 5 ед. Из 6 д. вычитаем 6 д., получаем О д. Ответ: 5.

2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.

При решении последнего примера дети испытывают затруднение (возможны различные ответы, некоторые вообще не смогут решить): 41-24 = ?

Цель нашего урока -- изобрести прием вычитания, который по-может нам решить этот пример и подобные ему примеры.

3. “Открытие” детьми нового знания.

Дети выкладывают модель примера на парте, и на демонстраци-онном полотне:

Как вычесть двузначные числа? (Из десятков вычесть десятки, а из единиц -- единицы.)

Почему же здесь возникла трудность? (В уменьшаемом не хвата-ет единиц.)

Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет, уменьшае-мое больше.)

Где же спрятались единицы? (В десятке.)

Что надо сделать? (1 десяток заменить 10 единицами. -- Открытие!)

Молодцы! Решите пример.

Дети заменяют в уменьшаемом треугольник-десяток треугольни-ком, на котором нарисовано 10 единиц:

- 11е -4е = 7е, Зд-2д=1д. Всего получилось 1 д. и 7 е. или 17.

Итак. “Саша” предложил нам новый прием вычислений. Он заключается в следующем: раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Поэтому наш пример мы могли бы запи-сать и решить так (запись комментируется):

*10

_ 41

24

17

А как выдумаете, о чем всегда надо помнить при использовании это-го приема, где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1.)

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

1) № 1, стр. 16.

-- Прокомментируйте первый пример по образцу:

-- 32 -- 15. Из 2 ед. нельзя вычесть 5 ед. Дробим десяток. Из 12 ед. вычитаем 5 ед., а из оставшихся 2 дес. вычитаем 1 дес. Получаем 1 дес. и 7 ед., то есть 17.

-- Решите следующие примеры с объяснением.

Дети дорисовывают графические модели примеров и одновремен-но комментируют решение вслух. Линиями соединяют рисунки с ра-венствами.

2) № 2, стр. 16

Еще раз четко проговаривается решение и комментирование примера в столбик:

_81 _82 _83 _84 _85 _86

29 29 29 29 29 29

Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками.

Вычитаю единицы: из 1 ед. нельзя вычесть 9 ед. Занимаю 1 д. и ставлю точку. 11-9 = 2 ед. Пишу под единицами.

Вычитаю десятки: 7-2 = 5 дес.

Ответ: 52.

Дети решают и комментируют примеры до тех пор, пока не заме-тят закономерность (обычно 2-3 примера). На основании установ-ленной закономерности в оставшихся примерах они записывают ответ, не решая их.

3) № 3, стр. 16.

-- Сыграем в игру “Угадай-ка”:

82 -- 6 41 -17 74-39 93-45

82-16 51-17 74-9 63-45

Дети записывают и решают примеры в тетради в клетку. Сравни-вая их. они видят, что примеры взаимосвязаны. Поэтому в каждом столбике решается только первый пример, а в остальных ответ угадывается при условии, что дано верное обоснование и все с ним согласились.

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Учитель предлагает детям списать с доски в столбик примеры на новый вычислительный прием

98-19, 64-12, 76 -- 18, 89 -- 14, 54 -- 17.

Дети записывают в тетради в клетку нужные примеры, а затем проверяют правильность своих записей по готовому образцу:

_98 _76 _54

19 18 17

Затем они самостоятельно решают записанные примеры. Через 2-3 мин учитель показывает правильные ответы. Дети их сами проверяют, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправ-ляют допущенные ошибки.

-- Найдите закономерность. (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4, вычитаемые сами идут в порядке уменьшения и т.д.)

-- Напишите свой пример, который продолжал бы эту закономер-ность.

7. Задачи на повторение.

Дети, которые справились с самостоятельной работой, придумы-вают и решают задачи в тетрадях, А те, кто допустил ошибки, дорабатывают ошибки индивидуально вместе с учителем или консуль-тантами. затем решают самостоятельно еще 1-2 примера по новой теме.

-- Придумайте задачу и решите по вариантам:

1вариант 2вариант

-- Выполните взаимопроверку. Что заметили? (Ответы в задачах одинаковые. Это взаимообратные задачи.)

8. Итог урока.

Какие примеры учились решать?

Можете ли теперь решать пример, который вызвал трудности в начале урока?

Придумайте и решите такой пример на новый прием!

Дети предлагают несколько вариантов. Выбирается один. Дети. записывают и решают его в тетрадь, а кто-нибудь один из детей -- на доске.

9. Домашнее задание.

№ 5, стр. 16. (Разгадать название сказки и автора.)

Составить свой пример на новый вычислительный прием и решить его графически и в столбик.

Тема: УМНОЖЕНИЕ НА 0 И НА 1.

2кл., 2ч. (1-4)

Цель: 1) Ввести частные случаи умножения с 0 и 1.

2) Закрепить смысл умножения и переместительное свой-ство умножения, отрабатывать вычислительные навыки,

умение “читать”блок-схемы.

3) Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие способности, интерес к математике.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

2.1. Задания на развитие внимания.

На доске и на столе у детей двуцветная картинка с числами:

2

5

8

10

4

3

5

1

9

6

-- Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цве-тами; все “красные” числа -- четные, а “синие” -- нечетные.)

-- Какое число лишнее? (10 -- круглое, а остальные нет; 10 -- дву-значное, а остальные однозначные; 5 -- повторяется два раза, а осталь-ные -- по одному.)

-- Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 -- у него нет пары до 10, а у остальных есть.)

-- Найдите сумму всех “красных” чисел и запишите ее в красном квадрате. (30.)

-- Найдите сумму всех “синих” чисел и запишите ее в синем квад-рате. (23.)

-- На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)

-- На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)

-- Каким действием искали? (Вычитанием.)

2.2. Задания на развитие памяти и речи. Актуализация знаний.

а) --Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, сла-гаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. (Дети пытаются воспроизвести порядок слов.)

-- Компоненты каких действий назвали? (Сложение и вычитание.)

-- С каким новым действием мы познакомились? (Умножение.)

-- Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, про-изведение.)

-- Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)

-- Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)

Запишите определение умножения.

б) --Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?

12 + 12 + 12 + 12 + 12

33 + 33 + 33 + 33

а + а + а

(Заменить сумму произведением.)

Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждый из которых равен 12, поэтому оно равно

12 * 5. Аналогично -- 33 * 4, а * 3)

в) -- Назовите обратную операцию. (Заменить произведение суммой.)

-- Замените произведение суммой в выражениях: 99 -- 2. 8 * 4. Ь * 3. (99 + 99, 8 + 8 + 8 + 8, b+b+b).

г) На доске записаны равенства:

81+81=81-2

21* 3 = 21+22 + 23

44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4

17 + 17-17 + 17-17 = 17 * 5

Учитель рядом с каждым равенством помещает картинки соот-ветственно цыпленка, слоненка, лягушонка и мышонка.

-- Зверюшки лесной школы выполняли задание. Правильно ли они его выполнили?

Дети устанавливают, что слоненок, лягушонок и мышонок ошиб-лись, объясняют, в чем их ошибки.

д) -- Сравните выражения:

8 - 5... 5 - 8 34 - 9… 31 * 2

5 * 6... 3 * 6 а - 3... а * 2 + а

(8 * 5 = 5 * 8, так как от перестановки слагаемых сумма не изменя-ется; 5 * 6 > 3 * 6, так как слева и справа по 6 слагаемых, но слева слага-емые больше; 34 * 9 > 31 -- 2. так как слева слагаемых больше и сами слагаемые больше; а * 3 = а * 2 + а, так как слева и справа по 3 слагае-мых, равных а.)

-- Какое свойство умножения использовали в первом примере? (Переместительное.)

2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.

Рассмотрите картинку. Верны ли равенства? Почему? (Верны, так как сумма 5 + 5 + 5= 15. потом в сумме становится на одно слагае-мое 5 больше, и сумма увеличивается на 5.)

5 * 3 = 15 5 * 5 = 25

5 * 4 = 20 5 * 6 = 30

-- Продолжите эту закономерность направо. (5 * 7 = 35; 5 * 8 = 40...)

-- Продолжите ее теперь налево. (5 * 2 = 10; 5 * 1=5; 5 * 0 = 0.)

-- А что означает выражение 5 * 1? 5 * 0? (? Проблема!) Итог обсуждения:

-- В нашем примере было бы удобно считать, что 5 * 1 = 5, а 5 * 0 = 0. Однако выражения 5 * 1 и 5 * 0 не имеют смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Итак, цель нашего урока -- установить, сможем ли мы считать равенства 5 * 1 = 5 и 5 * 0 = 0 верными? -- Проблема урока!

3. “Открытие” детьми нового знания.

1) № 1, стр. 80.

а) -- Выполните действия: 1 * 7, 1 * 4, 1 * 5.

Дети решают примеры с комментированием в учебнике-тетради:

1 * 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7

1 * 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4

1 * 5 = 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 5

-- Сделайте вывод: 1 * а -- ? (1 * а = а.) Учитель выставляет карточку: 1 * а = а

б) -- Имеют ли смысл выражения 7 * 1, 4 * 1, 5 * 1? Почему? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.)

-- Чему они должны быть равны, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения? (7 * 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 * 1 = 7.)

Аналогично рассматриваются 4 * 1 = 4; 5 * 1 = 5.

-- Сделайте вывод: а * 1 = ? (а * 1 = а.)

Выставляется карточка: а * 1 = а. Учитель накладывает первую карточку на вторую: а * 1 = 1 * а = а.

-- Совпадает наш вывод с тем, что у нас получилось на числовом луче? (Да.)

-- Переведите это равенство на русский язык. (При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.)

-- Молодцы! Итак, будем считать:

а * 1 = 1 * а = а.

2) Аналогично исследуется случай умножения с 0 в № 4, стр. 80. Вывод -- приумножении числа на 0 или 0 на число получается нуль:

а * 0 = 0 * а = 0.

-- Сравните оба равенства: что вам напоминают 0 и 1?

Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на те образы, которые приведены в учебнике: 1 -- “зеркальце”, 0 -- “страш-ный зверь” или “шапка-невидимка”.

Молодцы! Итак, при умножении на 1 получается то же самое число (1 -- “зеркальце”), а при умножении на 0 получается 0 (0 -- “шапка-невидимка”).

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

На доске записаны примеры:

23 * 1 = 0 * 925 = 364 * 1 =

1 * 89= 156 * 0 = 0 * 1 =

Дети решают их в тетради с проговариванием в громкой речи полученных правил, например:

3 * 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 -- “зеркальце”), и т.д.

2) № 1, стр. 80.

а) 145 * х = 145; б) х * 437 = 437.

При умножении 145 на неизвестное число получилось 145. Значит, умножали на 1* х= 1. И т.д.

3) № 6, стр. 81.

a) 8 * x = 0; б) х * 1= 0.

- При умножении 8 на неизвестное число получился 0. Значит, умножали на 0 * х = 0. И т.д.

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

1) № 2, стр. 80.

1 * 729 = 956 * 1 = 1* 1 =

№5, стр. 81.

0 * 294 = 876 * 0 = 0 * 0 = 1 * 0 =

Дети самостоятельно решают записанные примеры. Затем по го-товому образцу проверяют свои ответы с проговариванием в громкой речи, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки. Те, кто допустил ошибки, получают аналогич-ное задание на карточке и дорабатывают индивидуально с учителем, пока класс решает задачи на повторение.

7. Задачи на повторение.

а) -- Мы сегодня приглашены в гости, а к кому? Вы узнаете, рас-шифровав запись:

[Р] (18 + 2) -- 8 [О] (42+ 9)+ 8

[А] 14 -- (4 + 3) [Н] 48 + 26 -- 26

[Ф] 9 + (8 -- 1) [Т] 15 + 23 -- 15

16

59

12

23

12

7

48

У каждого ученика -- карточка с заданием. Дети самостоятельно выполняют вычисления и расшифровывают запись:

16

59

12

23

12

7

48

Ф

О

Р

Т

Р

А

Н

-- К кому же мы приглашены в гости? (К Фортрану.)

б) -- Профессор Фортран -- знаток компьютеров. Но дело в том, что у нас нет адреса. Кот Икс -- лучший ученик профессора Фортрана -- оставил для нас программу (Вывешивается плакат такой, как на стра-нице 56, М-2, ч. 1.) Отправляемся в путь по программе Икса, К какому домику пришли?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать