В самом деле, очевидно, что знание, которое ребенок сам “открыл”, наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено. Однако включение ребенка в деятельность, в отличие от традиционного наглядного обучения, активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию (В. В. Давыдов).
Обучение, реализующее принцип целостности картины мира, отвечает требованию научности, но вместе с тем реализует и новые подходы, такие, как гуманизация и гуманитаризация образования (Г.В. Дорофеев, А.А. Леонтьев, Л.В. Тарасов).
Система минимакса эффективно способствует развитию личностных качеств, формирует мотивационную сферу. Здесь же решается проблема разноуровневого преподавания, которое позволяет продвигать в развитии всех детей-и сильных, и слабых (Л.В. Занков).
Требования психологической комфортности обеспечивает учет психофизиологического состояния ребенка, способствует развитию познавательных интересов и сохранению здоровья детей (Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили).
Принцип непрерывности придает решению вопросов преемственности системный характер (Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорорфеев, В.Н. Просвиркин, В.Ф. Пуркина).
Принцип вариативности и принцип творчества отражают необходимые условия успешной интеграции личности в современную общественную жизнь.
Таким образом, перечисленные дидактические принципы образовательной технологии “Школа 2100” в опре-деленной мере необходимы и достаточны для реализации совре-менных целей образования и уже сегодня могут осуществляться в общеобразовательной школе.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что формирование системы дидактических принципов не может быть завершено, ибо сама жизнь расставляет акценты значимости, и каждый акцент оправдан конк-ретной исторической, культурной и социальной заявкой.
ГЛАВА 2. Особенности работы по образовательной технологии “Школа 2100”на уроках математики2.1. Использование деятельностного метода в обучении младших школьников математикеПрактическая адаптация новой дидактической системы требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки но-вого содержания образования.Действительно, включение учащихся в деятельность -- основной вид освоения знаний в деятельностном подходе -- не заложено в техно-логию объяснительно-иллюстративного метода, на котором строится сегодня обучение в “традиционной” школе. Основные этапы этого ме-тода, а именно: сообщение темы и цели урока, актуализация знаний, объяснение, закрепление, контроль -- не обеспечивают системного прохождения необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются: постановка учебной задачи; учебные действия; действия самоконтроля и самооценки.Так, сообщение темы и цели урока не обеспечивает постановку проблемы. Объяснение учителя не может заменить учебных действий детей, в результате которых они самостоятельно “открывают” новое знание. Принципиальными являются также различия между контролем и самоконтролем знаний. Следовательно, объяснительно-иллюстра-тивный метод не может полноценно осуществлять цели развивающе-го обучения. Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой -- обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний, а именно: мотивация;создание ориентировочной основы действия (ООД):
материальное или материализованное действие;
внешняя речь;
внутренняя речь;
автоматизированное умственное действие (П.Я. Гальперин). Указанным требованиям удовлетворяет деятельностный метод, основные этапы которого представлены на следующей схеме:
(этапы, включенные в урок введения нового понятия, отмечены пун-ктирной линией).
Опишем более подробно основные этапы работы над понятием в этой технологии.
2.1.1. Постановка учебной задачиЛюбой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходимо удивление, идущее от невозможности сию-минутного обеспечения того или иного явления. Необходим восторг, эмоциональный всплеск, идущий от сопричастности к этому явлению. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.Этап постановки учебной задачи -- это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается вопрос, создающий “коллизию”, то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать -- мне это интересно!). Четко формулируется познавательная цель.2.1.2. “Открытие” детьми нового знанияСледующий этап работы над понятием -- решение проблемы, ко-торое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуж-дения на основе предметных действий с материальными или материализованными объектами. Учитель организует подводящий или побуждающий диалог. В завершение он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией.Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом -- это диалог учи-теля с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая фор-ма поиска истины -- важнейший аспект деятельностного метода.2.1.3. Первичное закреплениеПервичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание в громкой речи установ-ленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).На этом этапе происходит усиление эффекта усвоения материа-ла, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и оз-вучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании. Эффективность первичного закрепления за-висит от полноты предъявления существенных признаков, варьиро-вания несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.2.1.4. Самостоятельная работа с проверкой в классеЗадача четвертого этапа -- самоконтроль и самооценка. Самокон-троль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алго-ритм действия “про себя”, как бы ведя диалог с предполагаемым оппо-нентом. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается).Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит около 20--25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накоплен-ных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой -- опере-жающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли воз-никнуть на этапе самоконтроля: положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы от-корректировать ситуацию на том же уроке.Следует обратить внимание и на организационные моменты, постановку общих целей и задач в начале урока и подведение итога деятельности в конце урока.Таким образом, уроки введения нового знания в деятельностном подходе имеют следующую структуру:1) Организационный момент, общий план урока.2) Постановка учебной задачи.3) “Открытие” детьми нового знания.4) Первичное закрепление.5) Самостоятельная работа с проверкой в классе.6) Повторение и закрепление ранее изученного материала.7) Итог урока.(См. приложение 2.)Принцип творчества определяет характер закрепления нового материала в домашних заданиях. Не репродуктивная, а продуктив-ная деятельность являются залогом прочного усвоения. Поэтому воз-можно чаще на дом следует предлагать задания, в которых требуется соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и законо-мерности. Только в этом случае знание становится мышлением, обре-тает последовательность и динамику.2.1.5. Тренировочные упражненияНа последующих уроках происходит отработка и закрепление изу-ченного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное измене-ние: происходит виток в процессе познания.По мнению Л.В. Занкова, закрепление материала в системе разви-вающего обучения не должно носить только лишь воспроизводящий ха-рактер, а должно вестись параллельно с исследованием новых идей -- углублять изученные свойства и отношения, расширять кругозор детей.Поэтому деятельностный метод, как правило, не предусматрива-ет уроков “чистого” закрепления. Даже в уроки, главной целью кото-рых является именно отработка изученного материала, включаются некоторые новые элементы -- это может быть расширение и углубле-ние изучаемого материала, опережающая подготовка к изучению сле-дующих тем и т.д. Такой “слоеный пирог” позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом: дети с невысоким уровнем подго-товки имеют достаточно времени, чтобы “не спеша” усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают “пищу для ума”, что делает уроки привлекательными для всех детей -- и сильных, и слабых.2.1.6. Отсроченный контроль знанийЗавершающая контрольная работа должна быть предложена уче-никам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль -- по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя -- вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.Описанная технология обучения -- деятельностный метод -- разработана и реализована в курсе математики, но может, по нашему мнению, применяться при изучении любого предмета. Этот метод создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятелъностного подхода.Главным отличием деятельностного метода от наглядного явля-ется то, что он обеспечивает включение детей в деятельность:1) целеполагание и мотивация осуществляются на этапе поста-новки учебной задачи;2) учебные действия детей -- на этапе “открытия” нового знания;3) действия самоконтроля и самооценки -- на этапе самостоятель-ной работы, которую дети проверяют здесь же, в классе.С другой стороны, деятельностный метод обеспечивает про-хождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что по-зволяет существенно увеличить прочность знаний. Действительно, постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия и по-строение ориентировочной основы действия (ООД). “Открытие” нового знания детьми осуществляется посредством выполнения ими пред-метных действий с материальными или материализованными объек-тами. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи -- дети проговаривают вслух и одновременно выполня-ют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обуча-ющей самостоятельной работе действие уже не сопровождается речью, алгоритмы действия учащиеся проговаривают “про себя”, внут-ренняя речь (см. приложение 3). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современ-ные образовательные цели. Он дает возможность осваивать пред-метное содержание в соответствии с единым подходом, с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факто-ров, определяющих развитие ребенка.Новые цели образования требуют обновления содержания образования и поиска форм обучения, которые дадут возможность их оптимальной реализации. Вся совокупность информации должна быть подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в лю-бых ситуациях, на выход из кризисных, конфликтных ситуаций, к которым относятся и ситуации поиска знаний. Ученик в школе учит-ся не только решать математические задачи, но через них и жизненные задачи, не только правилам орфографии, но и правилам социального общежития, не только восприятию культуры, но и ее созданию.Основной формой организации учебно-познавательной деятель-ности учеников в деятельностном подходе является коллективный диалог. Именно через коллективный диалог осуществляется общение “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, при котором происходит усвое-ние учебного материала на уровне личностной адаптации. Диалог может простраиваться в парах, в группах и в целом классе под руко-водством учителя. Таким образом, весь спектр организационных форм урока, разработанный сегодня в практике обучения, может эффективно использоваться в рамках деятельностного подхода.2.2. Урок-тренингЭто урок активной мыслеречевой деятель-ности учащихся, формой организации которого является групповая работа. В 1 классе -- это работа в парах, со 2 класса -- работа в четверках.Тренинги могут быть использованы при изучении нового мате-риала, закреплении пройденного. Однако особую целесообразность их использования при обобщении и систематизации знаний учащихся.Проведение тренинга -- дело непростое. От учителя требуется осо-бое мастерство. На таком уроке учитель -- дирижер, задача которого умело переключать и концентрировать внимание учащихся.Главным действующим лицом на уроке-тренинге является ученик.2.2.1. Структура уроков-тренингов1. Постановка целиУчитель вместе с учащимися определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с “раскрытием тайны слов”. Дело в том, что каждый урок имеет эпиг-раф, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого толь-ко в конце урока. Чтобы понять их, нужно “прожить” урок.Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети вста-ют в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопо-нимания.2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решенияКаждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта. Выбор скрывает возможные типичные ошиб-ки учащихся.Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети прогова-ривают “правила” работы, которые помогут им организовать диалог. В каждом классе они могут быть разными. Вот один из вариантов: “Каждый должен высказаться и выслушать каждого”. Проговаривание этих правил в громкой речи помогает создать установку на участие в диалоге всех детей группы.На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнивая, сопоставляя их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он счи-тает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо покопаться в ба-гаже своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательно-го выбора. Ребенок учится осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их, находить оптимальный вариант.В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдель-ные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.3. Работа в парах (четверках)При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (четверках) необходимо требует от каждого ребенка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают: учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что прого-варивают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тре-нинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.В момент логического осмысления, структурирования речи про-исходит корректировка понятий, структурирование знаний.Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует кор-ректировке личностных качеств, создает условия для развития лич-ности и группы.4. Выслушивание классом различных мнений Предоставляя слово для высказывания различным группам уча-щихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколь-ко верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли ее в свою речь.