Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы
p align="left">Действующие учебники отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Это значит, что явления и факты языка описываются в трех аспектах, в трех направлениях: форма (структура), значение (семантика), употребление в речи. Любая лингвистическая единица, подлежащая изучению, рассматривается с трех сторон: ее структурные (формальные) показатели, ее значение (обусловленное особенностями формы) и особенности употребления в речевой практике (обусловленное ее семантическими и функциональными возможностями). Таким образом, все три компонента оказываются взаимосвязанными, взаимообусловленными, что важно показать школьникам в процессе изучения лингвистических единиц.

Особенностью названных учебников по русскому языку для средней школы является то, что языковые факты представлены во всей совокупности их проявлений, описаны единицы всех уровней языка: фонетики, лексики, состава слова, словообразования, морфологии, синтаксиса. 73

Многие разделы школьного курса русского языка модернизированы, некоторые разделы введены заново. Так, в действующих учебниках существуют разделы «Лексика», «Словообразование», которые ранее не изучались в средней школе. Существенно обновились разделы «Фонетика и графика», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация» и др. Так, например, в разделе «Синтаксис» наряду с предложением изучается строение и значение словосочетаний; изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма; части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов и выделяются на основе трех признаков: общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции. Это свидетельствует о том, что трактовка и описание фактов языка в школьных учебниках соответствуют данным современной лингвистической науки.

Кроме того, в школьных учебниках описаны не только единицы языка, но и явления речи: текст и его типы, стили речи, особенности построения всех типов текста, нормы русского литературного языка и возможности их реализации в речевой практике учащихся.

Формы предъявления информации в современных учебниках. Авторы учебников используют различные способы подачи нового материала (введения новых знаний) в зависимости от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными особенностями учащихся.

В каждом из учебников проявляются те или иные тенденции в использовании способов введения новых сведений. В учебнике русского языка для V класса преобладает индуктивный способ подачи знаний. Это связано с тем, что именно в V классе, на начальном этапе изучения систематического курса русского языка в школе, представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. При этом учитывается и то обстоятельство, что для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный материал, представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий, направляющих познавательную деятельность учащихся (3).

Как правило, новая информация в учебнике русского языка для V класса дается следующим образом: материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к этому материалу и вывод в виде определений и правил.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике,-- можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Не следует думать, что весь материал в учебнике для V класса изложен индуктивным способом. Там, где наблюдения учащихся организовать невозможно по каким-либо причинам, авторы используют дедуктивный путь изложения новых сведений.

Дедуктивный способ подачи нового материала (дедуктивное изложение) используется довольно последовательно в учебниках для VI и VII классов. На этом этапе обучения важно сформировать у школьников умение связно, в определенной последовательности излагать знания по русскому языку. Кроме того, факты, описанные в названных учебниках, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться в их сути самостоятельно довольно сложно. Следует также учитывать, что объем изучаемых понятий увеличивается, а сами понятия оказываются более сложными по сравнению с изучаемыми ранее. Поэтому авторы учебников для VI и VII классов используют такой путь введения новых знаний, как дедуктивное изложение, предполагающее разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий.

В учебниках для VIII и IX классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа -- его структурные особенности) ; затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор такого способа подачи нового материала обусловлен целым рядом факторов: сложностью, многоаспектностью изучаемых единиц, разнообразием форм их проявления в языке и речи.

Таким образом, в каждом из названных учебников выбор способа подачи новых сведений определяется, с одной стороны, задачами собственно познавательного характера (стремление доступно, логично и доказательно описать факты и явления языка), а с другой стороны, задачами методическими (стремление научить школьников логике познания, умению анализировать и обобщать факты языка, строить высказывание на научную тему и т. п.).

Останавливая свой выбор на том или ином способе подачи нового материала, авторы решают в связи с этим еще целый ряд методических задач. Строго продумана система приемов подачи нового в учебнике. Чтобы организовать наблюдения учащихся над фактами языка, подготовить их к соответствующим выводам и обобщениям, используются следующие приемы: грамматический разбор, сравнение и анализ примеров, анализ схем и таблиц, анализ рисунков и иллюстраций. Каждый из этих приемов соотносится со способом подачи материала в целом, позволяет его реализовать методически целесообразно.

В учебниках удачно решена еще одна серьезная методическая проблема --разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. Для этого используются прежде всего шрифтовые, условные графические и цветовые обозначения. Так, специальными обозначениями выделены изучаемые теоретические сведения, материал для заучивания, запоминания, теоретические сведения, требующие осознания, но не заучивания, материал для наблюдений. Учитель должен научить школьников ориентироваться в теоретическом материале учебника, сознательно осваивать и разграничивать его в процессе работы. Сведения, дополняющие основной теоретический материал, разъясняющий те или иные моменты, связанные с его характеристикой, ограничивающие действия основных правил, даются в примечаниях. Такой способ предъявления знаний активно используется в учебниках для VIII--IX классов, что объясняется прежде всего характером изучаемого материала.

Частично новые знания даются в заданиях к упражнениям, если эти знания нужны для овладения умениями и навыками. Например, при изучении глагола в V классе в целый ряд упражнений входит материал, дополняющий содержание основного параграфа и способствующий формированию у школьников соответствующих умений и навыков: «Образуйте глаголы с помощью приставки вы-. Обозначьте спряжение. Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные. Образец. Глядим -- выглядим, II спр.».

Большое значение в организации усвоения знании учащимися и в формировании соответствующих умений авторы учебников русского языка придают иллюстративному материалу: рисункам, схемам, иллюстрациям, таблицам. Иллюстративный материал либо дополняет основной учебный текст, либо конкретизирует его, либо восполняет материал, отсутствующий в тексте. Следовательно, он введен в содержание учебников не для оживления и развлечения учащихся, а для разъяснения, предъявления, наглядного представления фактов и явлений. Поясним сказанное на примерах.

При изучении звуков речи в V классе учащимся предлагается рассмотреть рисунки с изображением предметов, названия которых различаются только одним звуком {дым--дом, рак--мак). В результате анализа рисунков и ответов на поставленные авторами учебника вопросы пятиклассники должны сделать очень важный познавательный вывод о смыслоразличительной функции звуков в русском языке. Учащиеся получили новые сведения, отсутствующие в основном учебном тексте, и сделали это на основе анализа фактов языка с помощью иллюстративного материала. При описании синтаксических явлений в учебниках используются схемы, отражающие суть изучаемого понятия. Схема наглядно изображает то, о чем говорится в основном учебном тексте. Часто схемы и таблицы используются для конкретизации фактов, о которых в них говорится. Так, при описании признаков составного именного сказуемого в тексте сказано о его структуре, а в таблице, дополняющей этот текст, конкретизированы способы выражения именной части сказуемого.

Таким образом, при организации усвоения знаний по учебнику учитель должен тщательно продумать систему вопросов и заданий направленных на анализ того наглядного материала, который органически связан с учебным текстом, конкретизирует, дополняет,

восполняет его.

Для того чтобы школьникам было легко работать с учебником русского языка, нужно разъяснить им, как пользоваться аппаратом ориентирующего характера, в который входят оглавление, различные указатели, сигнализирующая система, особенности рубрикации.

Учебник -- средство овладения умениями. В действующих учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности: даны образцы всех видов разбора, образцы рассуждений при анализе фактов языка, способы применения правил и т. п. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.

Умения и навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений. Практический материал учебников (упражнения и задания) предусматривает развитие всех специальных умений учащихся: учебно-языковых (учебно-познавательных), правописных (орфографических и пунктуационных) и речевых (нормативных и коммуникативных).

В целом ряде тем упражнения строятся на единой лексической основе, т. е. объединяются общей смысловой темой. Так, в упражнениях при изучении темы «Имя прилагательное» в V классе языковой материал объединен в смысловую тему «Зимний лес». Такой подход к подбору упражнений позволяет органично связать изучение фактов языка с развитием речи учащихся'.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения.

' См.: Ладыженская Т. А. Развитие речи учащихся на основе учебников // Рус. яз. в школе.-- 1980.-- № 3.-- С. 28. 77

Примером подобного задания может служить упражнение из учебника для VI класса: «Составьте три сложных предложения с сочетаниями собирательных числительных с существительными (см. в рамке). Почему над картинами, на которых изображены девочки, имеются прочерки?»

В рамке дан материал для составления предложений: двое (трое, четверо) ребят (суток, часов, брюк и т. п.). Тут же с помощью рисунков разъясняются нормы употребления собирательных и количественных числительных в сочетании с существительными, обозначающими лиц мужского и женского пола; под картинками, на которых изображены мальчики, две подписи: три друга, трое друзей, под картинками, на которых изображены девочки, одна подпись -- три подруги. Таким образом, выполняя задания упражнения, учащиеся на основе наблюдений делают вывод о нормах употребления собирательных числительных в речи, а затем отрабатывают это правило при составлении предложений.

Выполнение этого упражнения потребует от учащихся активной мыслительной деятельности, направленной на осознание нового для них факта, а не на воспроизведение и повторение уже известного материала. Это и есть задание продуктивного характера.

Задания к упражнениям, как правило, формулируются комплексно: в первую очередь дается задание, непосредственно связанное с изучаемым материалом, которое дополняется заданиями на повторение ранее пройденного и закрепление тех или иных навыков. Это позволяет обеспечить регулярность повторения и продиагностировать степень ослабления сформированных умений.

Реализация в учебниках индивидуализации обучения. Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение. В текстах упражнений дается информация о происхождении слов, о развитии языка.

В связи с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и способности на этапе анализа языковых явлений, формулирования выводов и обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе самостоятельных наблюдений над фактами и явлениями языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса). При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале что приведет к нежелательным результатам при формировании умений. На основе упражнений, содержащих сведения об истории) и развитии языка, у школьников воспитывается интерес к предмету Упражнения заставляют их задуматься над смыслом правил и определений. На базе подобных материалов они могут подготовит] небольшие сообщения и выступить с ними на уроке.

При выполнении упражнений, направленных на формированы умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации и; выполнения и проверки. Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность. Школьникам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу программы сформированы непрочно, предлагается вы полнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками). Учащимся, не справляющимся с большим количество1\ разнообразных заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного материала на другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только 1 одной группе фактов.

Таким образом, и теоретические, и практические материал учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений 1 правил, в процессе формирования умений и навыков.

Система повторения пройденного в учебниках. Регулярность повторения -- необходимое условие организации учебного процесса Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи В них включены специальные разделы, содержащие материал1 для повторения изученного на разных этапах процесса обучения в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года'. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются: задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знания) и умений, полученных школьниками на предшествующих этапа; работы. При повторении в процессе изучения темы (попутно повторение), а также после ее изучения и в конце года даются: задания для закрепления и систематизации пройденного.

В начале учебного года в процессе повторения пройденный материал либо просто воспроизводится (если в дальнейшем согласно ступенчатому принципу его расположения изучение темы будет продолжено), либо воспроизводится с элементами систематизации (если повторяемый материал в последующем не изучается). См.: Баранов М. Т. Повторение фонетики, лексики и грамматики в конце года // Рус. яз. в школе.-- 1981.-- № 2.

Попутное повторение реализуется в учебниках путем предъявления учащимся серии заданий к упражнениям, рассчитанных на воспроизведение ранее изученного материала. Эти задания отмечены специальными значками (см. список условных обозначений в учебниках).

При повторении изученной темы (или раздела) в учебниках предусмотрены контрольные вопросы и задания, среди которых выделяются вопросы на воспроизведение полученных знаний и вопросы, требующие сравнения и систематизации фактов и явлений языка, вопросы повышенной трудности. Это позволяет не только регулярно контролировать процесс усвоения знаний учащимися, но и проводить контроль дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого.

Кроме того, на этом этапе учащимся предлагается выполнить упражнения, позволяющие систематизировать изученное: заполнение и составление таблиц, составление перечней, классификаций, выполнение различных видов разбора и т. п.

Повторение в конце года также связано с систематизацией изученного. Уровень систематизации в данном случае зависит от того, завершается изучение темы или оно будет продолжено в следующем классе. В зависимости от этого в учебнике представлены следующие задания: вопросы, рассчитанные на воспроизведение и систематизацию изученного; упражнения на основе связного текста, в структуре которого комплексно анализируются изученные формы и конструкции; упражнения классификационного характера; различные виды разбора.

Справочные материалы учебников. В действующих учебниках решается еще одна важная методическая задача -- обучение школьников умению самостоятельно пополнять и уточнять свои знания по русскому языку. Для этого используется справочный аппарат учебника, которые содержит материалы различного характера: списки изученных и изучаемых орфограмм и пунктуационных правил, памятки, в которых даются сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике, о том, как самостоятельно готовиться к письменным работам (диктантам, изложениям, сочинениям), как совершенствовать написанное, о порядке проведения различных видов разбора. В учебниках представлены миниатюрные словари («Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь»), помогающие школьникам в решении орфографических задач, в освоении норм русского литературного языка. Наличие справочных материалов способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного труда, активизирует их познавательную деятельность, облегчает повторение изученного, способствует обобщению знаний и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать