Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы
p align="left">Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. -- М., 1983, Ш Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М.Гриншпун. -- М., 1969. СЭ Правдина О.В. Логопедия. -- М., 1973.

Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. -- М., 1968.

Чиркина Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. -- М., 1969.

************************************

Раздел VI ДИЗАРТРИЯ

Задачи раздела. Усвоение сведений о дизартрии как симптоме детского церебрального паралича. Ознакомление с психолого-педагогической характеристикой детей, страдающих дизартрией; с методами коррекционно-педагогического (логопедического) воздействия при дизартрии. Овладение умением дифференцировать стертые формы дизартрии и дислалию. Изучение специальной литературы по данной теме.

Программное содержание. Понятие о дизартрии как об одном из симптомов детского церебрального паралича. Виды дизартрии и ее причины. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией. Структура дефекта при дизартрии.

Принципы и приемы обследования детей, страдающих дизартрией. Методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии,

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ш Бадалян Л.О. Невропатология. -- М„ 1982. Ш Зеемаи М. Расстройства речи в детском возрасте. - М„ 1962.

Ш Ляпидевский С.С. Невропатология. -- М., 1969. Са Правдива О.В. Логопедия. -- М., 1973. Ю Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. -- М., 1969.

Ш Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смутлин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. -- М., 1972.

*********************************

Раздел VII*

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА И РИТМА РЕЧИ. ЗАИКАНИЕ

Задачи раздела. Ознакомление с различными недостатками темпа и ритма речи у детей; причинами их возникновения; содержанием коррекционно-педагогической и профилактической работы. Изучение соответствующей литературы.

Программное содержание. Характеристика темпа и ритма речи и их нарушения у детей. Брадилалия, тахилалия, физиологические запинки, итерации; причины и особенности проявления; направленность коррекционной работы при этих нарушениях речи; предупреждение недостатков темпа и ритма речи (в том числе и заикания) у детей дошкольного возраста.

Распространенность заикания среди детей. Характеристика речевых судорог при заикании: место, тип, частота. Причины возникновения. Проявления заикания: состояние нервной системы и физического здоровья, общей и речевой моторики, психологические особенности заикающихся. Характеристика речи заикающихся детей. Обследование заикающихся детей. Основные принципы лечебно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками: режим, отношение к ребенку, лечебные мероприятия, речевые занятия, логоритмические игры и упражнения. Последовательность логопедических занятий с заикающимися дошкольниками. Связь логопедических занятий с общережимными моментами, с задачами «Программы воспитания и обучения в детском саду». Роль семьи и детского сада в процессе преодоления заикания у детей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. -- М., 1983. Ш Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. --М., 1985. Ш Выготская И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенская Л.П. Устранение заикания дошкольников в игре. -- М., 1984.

Заикание / Под ред. НА-Власовой, К.П.Беккера. -- М., 1983.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. -- М., 1981. -- Вып. 1; 1987. -- Вып. 2.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.ЕЛевиной. -- М„ 1968.

Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. - М., 1983.

Преодоление заикания у дошкольников / Под ред. Р.ЕЛевиной. -- М„ 1975.

Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. -- М., 1969.

Селиверстов В.И. Заикание у детей. -- М., 1979.

***********************************

Раздел VIII.

НЕДОСТАТКИ СЛОВО-И ФРАЗООБРАЗОВАНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, АЛАЛИЯ И АФАЗИЯ У ДЕТЕЙ)

Задачи раздела. Ознакомление с проблемой недоразвития речи, с причинами и основными проявлениями общего недоразвития речи у детей; с основными принципами коррекщюнно-педагогической работы, с особенностями профилактической работы с родителями.

Программное содержание. Особенности развития словаря и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Основные закономерности усвоения родного языка в нормальных и атипичных условиях.

Общее недоразвитие речи: характеристика, причины возникновения, коррекционно-педагогическая работа по преодолению, профилактические мероприятия.

Алалия и детская афазия: их характеристика, сходство и различие, причины возникновения. Моторная и сенсорная формы. Особенности речи, умственного и психического развития детей с алалией и афазией. Место алалии и афазии в системе речевых нарушений у детей: отличие от дизартрии, недоразвития речи при тугоухости, олигофрении и др.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слово- и фразообразования. Обследование и основные направления коррекционно-педагогической (логопедической) работы с такими детьми. Основные требования к проведению коррекционной работы по развитию лексико-грамматической стороны речи: виды речевых упражнений для развития семантической, слоговой и звуковой стороны речи, связной речи.

Специализированные учреждения для детей с такими речевыми нарушениями.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.СЛяпидевского, В.И.Селиверстова. -- М., 1968.

Ефимеикова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -- М., 1985.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.

Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И.Селиверстов. -- М., 1987.

Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. -- М., 1977.

Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова- Давид. -- М., 1972.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. -- М., 1968. Ш Правдива О.В. Логопедия. -- М., 1973. ************************************

Раздел IX НЕДОСТАТКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Задачи раздела. Ознакомление с основными нарушениями письменной речи, их причинами и характеристиками. Усвоение понятий о подготовленности ребенка к обучению грамоте и о содержании работы по подготовке ребенка к овладению грамотой. Профилактика нарушений чтения и письма. Изучение соответствующей литературы по данной теме.

Программное содержание. Отличие устной речи от письменной. Механизм формирования письменной речи. Условия овладения грамотой. Нарушения письменной речи при различных нарушениях устной речи. Система преодоления и предупреждения нарушений письменной речи.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ефименкова Л.Н., Садовников» И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. -- М„ 1972.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.ЕЛевиной. - М„ 1968. Ш Правдива О. В. Логопедия. --М., 1973.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. -- М„ 1983. ********************************

Раздел X.

ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Задачи раздела. Ознакомление с основными принципами и разными методами и приемами выявления у детей отклонений в общем речевом развитии.

Пр01раммиое содержащие. Связь речевых нарушений с общим развитием ребенка. Обследование разных сторон речи детей в процессе разных видов их деятельности. Использование разных методов и приемов наблюдений за речью детей. Фиксация и анализ полученных результатов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бородич Д.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -- М„ 1984.

Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. -- М„ 1972.

Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -- М., 1973.

Забранная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. -- М., 1981.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. -- М., 1968.

Отбор детей во вспомогательную школу / Под ред. С.Д.Забрамной. -- М., 1971. и Правдина О.В. Логопедия. -- М., 1973.

Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С.Ляпидевского. -- М,, 1969.

***************************

Раздел XI.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Задачи раздела. Закрепление основных представлений о разнообразном содержании и формах логопедической работы с детьми в условиях дошкольных учреждений, о связи логопедической и воспитательной работы по развитию и коррекции речи детей.

Программное содержание. Формирование правильной речи у детей в разных возрастных группах. Оценка речевых особенностей и нарушений речи у детей. Связь логопедической и воспитательной работы. Направления и приемы коррекционно-педагогической работы с детьми. Работа с родителями и профилактика речевых нарушений у детей. Особенности логопедической и воспитательной работы с детьми в условиях их общеобразовательного воспитания и специального обучения (в детских садах и группах для детей с нарушениями речи, в логопедических кабинетах детских поликлиник, на логопунктах общеобразовательных школ).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ш Бородин А.1У1. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -- М., 1984.

Ш Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. - М., 1968.

и В помощь директору специальной школы / Под ред. Г.Д.Кузнецова. -- М„ 1982.

Ш Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -- М„ 1985.

_________ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

И Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. -- М„ 1973.

Ю Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -- М., 1985.

Ш Комаров К. В. Практические задания по курсу «Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи». -- М„ 1983.

Ш Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А.Белова-Давид. -- М., 1972.

Ш Программа воспитания и обучения в детском саду. -- М„ 1985.

Ю Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. -- М„ 1978.

Ш Программы для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. -- М„ 1983.

Ш Федоревко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для дошкольных педучилищ. -- М„ 1984.

Ш Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -- М„ 1981.

***********************************

Раздел XII.

ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Задачи раздела. Закрепление представлений о возможностях использования игры (как основного вида деятельности детей дошкольного возраста) в логопедической работе.

Программное содержание. Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка. Учебно-игровой характер логопедических занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Использование различных игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, творческих), а также потешек, считалок, чистоговорок, загадок с разным целевым назначением в коррекционно-педагогической (логопедической) работе с детьми.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ш Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. -- М., 1983.

0 Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. -- М., 1968.

Выгогекая И.Г„ Пышингер ЕЛ., Успеяская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. -- М„ 1984.

Во всех разделах настоящего пособия игры и игровые приемы находят свое обязательное место. Однако авторы пособия сочли правомерным выделить эту тему в самостоятельный раздел, руководствуясь тем, что игра занимает в жизни ребенка роль ведущей деятельности. В данном разделе сформулированы задания обобщающего, итогового характера.

Ш Гриншлун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. -- 1988. -- № 3.

Ш Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. --М., 1985.

Ш Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. -- М., 1981. -- Вып. 1; 1987. -- Вып. II.

В Иллариовова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М„ 1985.

Ш Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

Ш Рау Е.Ф., Рождествеиская В.И. Смешение звуков речи у детей. -- М„ 1972.

Ю Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. -- М., 1986.

Ш Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. --М., 1981.

Ш Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -- М., 1983.

****************************

ПРЕДИСЛОВИЕ

Устранение последствий врожденной расщелины губы. и нёба предполагает исправление расстройства речи, являющегося компонентом клинической картины основного соматического дефекта. При этом нарушение, характеризующееся только увеличением носового резонанса голоса, квалифицируется как открытая ринофония, а включающее также искаженное звукообразование -- как ринолалия.

По классификации Всемирной Организации Здравоохранения, ринофония и ринолалия причислены к голосовым расстройствам. Именно несбалансированный резонанс провоцирует развитие всех других патологических изменений фонетической стороны речи. При врожденных расщелинах нёба или нёбно-глоточной недостаточности носовая полость становится парным резонатором ротовой. В соответствии с законами акустики частота колебаний этого парного резонатора накладывается на частоту колебаний основного тона. В результате значительно изменяется акустический спектр голоса. В нем появляются дополнительные форманты назализации. Носовой резонанс или открытая назализация лишают голос звонкости и полетности. Голос становится монотонным, гнусавым, глухим.

Но если при ринофонии нарушается только акустическая сторона речи, то при ринолалии к этому добавляются отклонения в аэродинамических условиях речеобразования: изменения направления воздушных потоков в полостях рта и носа, понижение давления воздуха в полости рта. Приспособление к создавшимся условиям приводит к грубым искажениям артикуляций.

Патофизиологические исследования последних лет выявили многие детальные особенности дыхания, голосообразования и артикуляции при ринофонии и ринолалии, но только небольшая часть из них нашла применение в логопедии.

Это привело к противоречивым рекомендациям по исправлению ринофонии и ринолалии. Кроме того, имеющаяся литература представлена большим количеством научных статей, каждая из которых посвящена определенному патологическому симптому и методическим приемам лишь по его коррекции.

Основной задачей настоящего пособия является последовательное изложение методики коррекционно-воспитательной работы по исправлению фонетической стороны речи при ринолалии. В ходе теоретической и практической разработки вопроса использовались методы восстановления голоса при различных его нарушениях (А. Т. Рябченко, Е. В. Лаврова), отдельные приемы вокальной педагогики (В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, Л, Б, Дмитриев), материалы исследований и методические указания отечественных и иностранных фониатров и логопедов (Н. Ф. Рау, 3. Г. Нелюбова, М. Морли, М. Грин, А. Г. Ипполитова, Т. Н. Воронцова, Л. И. Пансовская, Д. К. Вильсон). Собственный многолетний практический опыт работы подтвердил эффективность предлагаемой методики.

Пособие состоит из пяти разделов, дидактического материала, списка рекомендуемой литературы и приложений.

В нервом разделе описываются анатомо-функциональная роль нёбно-глоточного аппарата в норме и нарушения, вызванные врожденными расщелинами нёба. Особое внимание уделяется характеристике фонетической стороны речи при ринолалии.

Во втором разделе излагаются основы поэтапной коррекционно-педагогичсской работы по исправлению ринофонии и ринолалии до и после пластической операции неба.

Третий раздел посвящен методике постановки физиологически правильного голосоведения и коррекции голосовых нарушений при врожденных расщелинах нёба фонопедическими методами.

В четвертом разделе разбираются отдельные приемы постановки звуков при ринолалии.

Дидактический материал содержит изолированные слова, словосочетания, предложения, стихотворения и короткие рассказы, которые могут быть использованы при исправлении звукопроизношения детей с ринолалией.

В приложении представлены комплексы дыхательной и мимической гимнастики для детей с врожденными расщелинами нёба.

Автор выражает глубокую благодарность доктору биологических наук С. Л. Таптаповой за помощь в работе над этой книгой, **************************************

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЁБНО-ГЛОТОЧНОГО АППАРАТА В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

Врожденные расщелины нёба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей. Причинами его могут быть самые разные экзогенные и эндогенные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития -- до 7--9 недель.

Нёбо в норме -- это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит лз твердого и мягкого нёба. Твердое имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади -- мягкое нёбо. Твердое нёбо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого нёба влияют на резонанс.

Мягкое нёбо является задним отделом перегородки между полостями носа и рта. Само мягкое нёбо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя -- в напряжении и проглатывании. При подъеме мягкое нёбо удлиняется. При этом наблюдается истонченис его передней трети и утолщение задней.

Мягкое нёбо анатомически и функционально связано с глоткой, нёбно-глоточный механизм участвует в дыхании, глотании и речи.

При дыхании мягкое нёбо опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта. При глотании мягкое нёбо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая соответственно движется навстречу и вступает в контакт с нёбом. Одновременно сокращаются и другие мышцы: языка, боковых стенок глотки, ее верхнего сжимателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать