Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы
p align="left"> -- Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

-- Найдите слово, в котором гласных больше, чем согласных.

-- Прочтите слова, в которых все согласные звуки звонкие.

-- Прочтите слова, которые заканчиваются гласным звуком.

2 класс трехлетней и 3 класс четырехлетней начальной школы

-- Прочтите слова. Определите, к какой части речи все они относятся. Докажите.

-- Спишите, указывая в -скобках род каждого имени существительного.

-- Назовите имена существительные мужского рода.

-- Назовите имена существительные женского рода.

-- Назовите имена существительные среднего рода.

Я называю имена существительные в единственном числе, ваша задача -- употребить их во множественном числе. (Учитель называет все слова, кроме слов асфальт, компот, радио.)

-- Найдите существительное женского рода, отвечающее на вопрос кто?. Подберите к нему имя прилагательное. Запишите словосочетание, в прилагательном выделите окончание.

-- К каким словам можно подобрать родственные слова -- глаголы?

-- От каких слов можно образовать имена прилагательные с суффиксами -н-, -ск-?

3 класс трехлетней и 4 класс четырехлетней начальной школы

-- Прочтите. Найдите несклоняемое имя существительное. Составьте с ним предложение.

-- Укажите склонение остальных имен существительных.

-- От слова бомба образуйте глагол в неопределенной форме. Определите спряжение глагола.

-- К существительному женщина подберите слово, противоположное по смыслу.

-- Используя слова асфальт, велосипед, трамвай, составьте небольшой рассказ (из 4--5 предложений) «На городской улице».

-- Письменно просклоняйте существительное 1-го склонения женщина, Окончания выделите.

-- Письменно просклоняйте во множественном числе существительное директор. Выделите окончания. Обозначьте ударение,

-- Какую работу выполняет комбайн? Составьте предложение с однородными сказуемыми, которые будут относиться к подлежащему комбайн.

-- Сделайте фонетический разбор слов асфальт, трамвай, бомба.

Значительное место занимают упражнения в записи слов под диктовку. Согласно принципу постепенно возрастающей трудности и степени самостоятельности учащихся упражнения проводятся в такой последовательности: запись под диктовку учителя; запись под коллективную диктовку всего класса; самостоятельная запись важного в произносительном плане материала (запись под самодиктовку). Во время диктовки учитель голосом выделяет ту часть слова, которая содержит орфоэпему, благодаря чему на ней сосредоточивается внимание детей. Тщательная орфоэпическая диктовка способствует прояснению звукового состава слова, который школьникам предстоит адекватно отразить на письме. Например, диктуя словосочетания семь компасов, восемь календарей, учитель выделяет голосом конечные мягкие согласные в числительных семь и восемь. После записи ученики выполняют следующие задания:

-- Назовите слова, обозначающие количество предметов. Что общего в их произношении и написании?

-- Определите число и падеж имен существительных в каждом словосочетании. Выделите окончания.

Представляем несколько орфоэпических упражнений, связанных с изучением предложения в 3 классе трехлетней и 4 классе четырехлетней начальной школы.

1. Запишите предложение: Радио изобрел русский ученый Александр Степанович Попов.

Каким членом предложения является несклоняемое существительное радио? Докажите.

2. Запишите предложение: Разноцветными мелками мы рисуем на асфальте.

Подчеркните подлежащее и сказуемое. Выпишите сочетания слов, ставя вопросы от одного слова к другому. Определите число и падеж существительных в предложении.

3. Запишите предложение: Сидели, свистели семь свиристелей. Прочтите предложение вслух. Какой звук помогает «услышать» свист свиристелей? Подлежащее в этом предложении -- семь свиристелей. Назовите сказуемое. Как называются такие сказуемые?

4. Запишите два предложения: Осинку окрасила осень. Осинка мне нравится очень. (В. Лунин)

В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены. Разберите по составу слово окрасила.

Запись под коллективную орфоэпическую диктовку проводится, как правило, в игровой форме. Ученикам предлагается отгадать последнее слово в стихотворном отрывке и произнести его хором. Хоровое проговаривание регулируется учителем с помощью «дирижирования». В игре-упражнении используются отрывки из стихотворений.

И прибежала зайчиха,

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под ... (трамвай)»

(К. Чуковский)

Нарисовали, как вдали,

На ниве урожайной,

Проходят, словно корабли,

Могучие ... (комбайны).

(С. Маршак)

Льется песенка горниста,

Пионеров радуя

Утром звонко, голосисто

Распевает ... (радио). (А Барто)

И умчался

Черномор

В длинный, темный ...

(коридор).

(О. Высотская)

День Седьмого

-- Красный день ...

(календаря)

(С Маршак)

Мягкий знак и

Твердый знак

Разговаривали так:

-- Сколько я пирожных съем?

-- Мягкий знак ответил:

-- . . . (Семь.)

(Г. Виеру)

Тйким образом, вслед за орфоэпическим произнесением слова осуществляется его запись. Письмо проводится под коллективную диктовку всего класса, правильность произношения контролируется учителем.

Письмо под самодиктовку завершает цикл упражнений в записи орфоэпически значимого материала. При самостоятельной записи школьники опираются уже на собственное звуковое и зрительное представление слова, сформировавшееся у них в процессе всей предыдущей работы. Владение литературным произношением, выступающее в качестве условия верного перевода произносимого слова в видимое, гарантирует успешное выполнение задания.

Самостоятельная запись слов происходит, в форме упражнений «Вставьте пропущенные буквы» и в форме специальных орфоэпических диктантов. Для проведения диктантов подбираются загадки, толкования лексических значений слов, иллюстрации. Учащиеся должны записать под диктовку про себя слова-отгадки, или слова, заменяющие развернутые определения, или слова, называющие изображенные на иллюстрациях предметы. После самостоятельной записи слов на уроке обязательно проводится коллективная проверка. Предлагаем материалы для проведения двух видов диктанта: «Отгадайте загадки» и «Назовите слово по его значению».

Отгадайте загадки.

По стране в поход идем --

Друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута отклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север, путь на юг.

(Компас.) (В. Кремнев)

Сам не едет, не идет,

Не поддержишь -- упадет .

А педали пустишь в ход --

Он помчит тебя вперед.

(Велосипед ) (Н Костарев)

Дни за днями, круглый год

-- Утром по привычке

Эту книжку папа рвет

По одной страничке.

(Календарь ) (Е. Елубаев)

Из края города

В другой

Ходит домик

Под дугой.

(Трамвай.) (В. Фетисов)

Назовите слово по его значению.

Машина на двух колесах, которая служит для езды. (Велосипед.)

Руководитель предприятия, учреждения, учебного заведения. (Директор.) Таблица или книжка, в которой указаны все числа и дни года. (Календарь.) Проход, который соединяет комнаты в квартире, части здания. (Коридор.)

Обращение с приветствием в связи с каким-нибудь приятным, радостным событием. (Поздравление.)

Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-либо. (Экскурсия.)

Один из вариантов диктанта «Найдите слово по его значению»--отгадывание мини-кроссвордов на уроке.

Вот несколько разных по степени сложности ребусов:

1. Слева направо: машина, которая выполняет одновременно несколько видов работы. (Комбайн.)

Сверху вниз: прибор для определения стран света с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север. (Компас.)

2. Слева направо: сладкое жидкое кушанье из сваренных на воде фруктов. (Компот.)

Сверху вниз: вагон или несколько вагонов городской электрической железной дороги. (Трамвай.)

Эффективным средством закрепления литературного произношения и грамотного написания являются ребусы. Детей младшего школьного возраста увлекает решение познавательной задачи, заключенной в ребусе. Введение ребусов в уроки не только помогает успешному решению задач образовательного и развивающего характера, но и обеспечивает необходимую смену видов деятельности учащихся

Особое место в работе над словами, литературное произношение и написание которых совпадают, занимают упражнения с «Орфографическим словариком» для учащихся начальной школы П. А. Грушникова. Хотя словарь назван орфографическим, это не означает, что его использование должно ограничиваться лишь рамками орфографии. Словарь многофункционален по своему назначению, ибо в нем содержатся сведения не только о написании непроверяемых гласных и согласных в словах, но и о правильном произношении, изменении и употреблении слов в контексте, наконец, даются толкования значений некоторых слов Оставлять такое богатство нужной и исключительно важной информации без внимания просто безрассудно. Нельзя быть безучастным и равнодушным к тому, что предназначенный для начальной школы лингвистический словарь остается на втором, а то и на третьем плане в обучении родному языку. Никакие самодельные словарики трудных слов и даже словари в конце учебника русского языка не в состоянии заменить ребенку настоящий, как у взрослых, словарь. Постоянное использование словаря на уроках русского языка, регулярное обращение к нему за помощью и советом поможет сформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с книгой. Культуру работы со словарем следует прививать, начиная с младшего школьного возраста. Пусть ребенок пристрастится к общению со словарем как со своим верным другом. Пусть уже «Орфографический словарик» станет не только справочником по отдельным частным вопросам языка, но и настоящим пособием по совершенствованию устной и письменной речи учащихся. Для этого нужно научить детей не просто смотреть в словарь, а смотреть усердно, пристрастно, научить видеть за словами те «искры чувства», о которых писал С. Я. Маршак:

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

В «Орфографическом словарике» имеются почти все слова из лексико-орфоэпического минимума для учащихся начальных классов. Упражнения со словами из словарика могут включать в себя самые разнообразные задания: найти слово на указанной странице и назвать его «соседей»; вставить в слово пропущенную букву, обязательно пользуясь словарем; выписать слово, деля его на слоги для переноса; подобрать к слову родственные слова; составить словосочетание; употребить в предложении; записать по памяти, проверив затем свою запись по словарю; найти на странице несклоняемое имя существительное и др.

Приведем примеры упражнений с глаголом поздравить для 2--3 классов трехлетней и 3--4 классов четырехлетней начальной школы.

1. Найдите в «Орфографическом словарике» (с. 47) слово, которое обозначает «поприветствовать кого-либо в связи с каким-нибудь приятным, радостным событием. Какой частью речи является это слово? Докажите.

2. Найдите в «Орфографическом словарике» глагол поздравить. Объясните, почему он находится после глагола поздороваться и перед существительным поздравление.

Выпишите глагол поздравить. Определите, в какой форме он стоит.

3. Пользуясь «Орфографическим словариком», вставьте пропущенную букву в слово поздравить. Укажите спряжение глагола.

4. Найдите в «Орфографическом словарике» глагол поздравить. Используя вопросы в скобках (кого? с чем?), составьте два словосочетания.

5. Найдите в «Орфографическом словарике» слово поздравить. Какие глаголы даны рядом с глаголом в неопределенной форме? Выпишите эти глаголы (поздравлю, поздравят, поздравил). Найдите глагол в прошедшем времени. Определите время, лицо и число глаголов поздравлю, поздравят. Пользуясь вопросами к о г о? ч т о?, составьте предложение с глаголом в прошедшем времени.

3. Глава 2. Экспериментальная часть

2.1. Констатирующий эксперимент

При обучении созданию высказываний (устных или письменных) в практике обычно не учитывается ряд обстоятельств. Так, как правило, учитель не заботится о том, чтобы у ребенка возникла потребность вступить в общение. Ученик создает высказывание потому, что таково задание учителя, собственно коммуникативного же мотива у него нет. Учитель чаще всего не обеспечивает ученику конкретной ситуации общения (осознания того, к кому, зачем, при каких обстоятельствах он обращается с речью) -- обычно он «просто» пишет сочинение или «просто» отвечает на вопросы по пройденному материалу. В реальной же речевой практике «просто» высказываний нс создают. Прав психолог Н. И, Жинкин, который, характеризуя распространенные виды школьных упражнений в связной речи, писал: «Повторение отрезка речи в целях упражнения для формирования какого-либо навыка или усвоения знаний снимает коммуникативную функцию речи. Речь становится искусственной и бесцельной...»*

__________________________________________

* Жинкин.- 1969.--С. 103.

Вот первые методические оценки, которые возникают при самом поверхностном сопоставлении организации работы над детскими высказываниями, принятой в школе, с естественной речевой деятельностью людей. Для того чтобы наметить пути совершенствования работы по развитию речи школьников, необходимо дать более основательную характеристику речевой деятельности.

Как уже было сказано, «предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» .В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность -- стремление, вступив в общение с другим человеком (с собеседником, находящимся рядом или в отдалении--тогда с помощью письма или телефона; с автором газетной публикации или справочника через его материал; описателем через его книгу; с поэтом через его стихи и т. д.), что-то узнать или сообщить, попросить помощи или воздействовать, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Именно возникновение подобной потребности и побуждает человека начать что-то рассказывать или спрашивать, объяснять или доказывать, браться за перо или звонить по телефону, открывать книгу или газету. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Сложность организации работы по развитию речи школьников состоит в том, что, действуя в условиях урока, организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естественную речевую деятельность детей. Понятно, что «ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. ...Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у учащихся возникла потребность в коммуникации...» *

_________________________________

* Жинкин--1969.-- С. 105.

Таким образом, первый методический вывод, который вытекает из психологической характеристики речевой деятельности, состоит в следующем: прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.

Из приведенной характеристики речевой деятельности можно сразу же сделать и второй методический вывод: в реальной жизни человек создает высказывание при конкретных обстоятельствах, в определенных условиях, всегда кому-то его адресует. К соблюдению этих естественных правил нужно стремиться и при организации учебной речевой практики школьников: предлагая детям создать текст, важно обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Забегая вперед, скажем, что реализации и первого, и второго высказанных положений может способствовать прием создания речевых ситуаций.

Чтобы выявить другие необходимые для практики обучения характеристики речевой деятельности, проведем аналогию с трудовой деятельностью. Рассмотрим, например, изготовление какой-то поделки. Эта деятельность будет стимулироваться потребностью иметь данную вещь (чтобы использовать самому, подарить кому-то и т.п.). Предметом деятельности, т. е. тем, на что она будет направлена, явится поделка, которую мы хотим создать. Деятельность может быть осуществлена лишь при наличии определенных средств (материалов), при владении необходимыми способами действий. Продуктом деятельности станет сама изготовленная поделка, а результатом - ее использование в соответствии с замыслом.

Попробуем таким же образом охарактеризовать речевую деятельность.

Что, на Ваш взгляд, является предметом, средством, способом, продуктом и результатом речевой деятельности?

Речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если мы создаем высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если мы принимаем сообщение). Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности, речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т. е. речь,-- это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание - одно предложение, если нужно только выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. В качестве продукта при принятии сообщения выступает то умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника. Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию (иногда и не выраженную словами), а в другом-- понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Характеристики речевой деятельности помогают более четко определить те компоненты, без которых работа над этой разновидностью деятельности школьников не будет успешной. Систематизируем эти компоненты. Так, если предметом речевой деятельности является мысль, чувство, то понятно, насколько важно помогать детям всматриваться в окружающий мир, накапливать впечатления, наблюдения, обобщения. Если ученикам нечего сказать, нечем поделиться, то никакая языковая подготовка не обеспечит появление интересных высказываний, а следовательно, не обеспечит интересного общения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать