Основные факторы развития ребенка в социуме
p align="left"> Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее ста-новится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работ-ников, социальных педагогов и других специалистов. Исследо-вания показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благопо-лучные семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники -- социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, се-мья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ-ной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [см. 1 - с. 98].

Во-вторых, семьей называется социальный институт, харак-тери-зующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть по-вседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторожде-ние и первичная социализация детей, значительная часть бы-тового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. [см. 22 - с. 133]

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории че-ловечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумно-го, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потреб-ности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляю-щихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья -- социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.

При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это се-мейный образ жизни, в котором человечество нашло единствен-ную возможность существовать, выражая свою социально-био-логическую природу.

Ученые выделяют различные функции семьи [см. 1 - с. 46]. Мы остановим-ся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и раз-вития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. productjo -- самовоспро-изведение, размножение, производство потомства) обусловле-на необходимостью продолжения человеческого рода.

Демографическая ситуация в современной России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увели-чения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по выска-зыванию таких семей, -- это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного воз-раста. Это обусловлено растущими материально-экономически-ми трудностями, духовно-материальным кризисом, в результа-те которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокраще-ние величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отде-лению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здо-ровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоя-нию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Истори-чески семья всегда была основной хозяйственной ячейкой об-щества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли су-ществовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным об-служиванием, -- приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. -- частично были переложены на сферу бытовых услуг.

Экономическая функция была связана с накоплением богат-ства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жени-ха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств.

Социально-экономические изменения, происходящие в на-шем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения соб-ственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определя-ют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздей-ствия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное раз-витие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ре-бенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопи-ло человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функ-ция родителей.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первич-ной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание ребенка в семье -- сложный социально-педагоги-ческий процесс. Он включает влияние всей атмосферы и мик-роклимата семьи на формирование личности ребенка. Возмож-ность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность кото-рого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Требования родителей реализуются в их сознательной воспи-тательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей -- важнейшее средство влияния на воспитание ребен-ка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея доста-точных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подража-ет их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров -- все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям.-

В условиях семьи однако, воспитание может быть деформи-рованным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологи-ческим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где че-ловек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жиз-ненные успехи, финансовое положение и т. д.

Выражение «мой дом -- моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья -- наиболее надеж-ная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время ук-рыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домаш-него очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близки-ми, детьми. Совместный отдых вместе с детьми -- фактор, бла-готворно влияющий на крепость семьи, что в наших условиях стало практически невозможным.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из фун-кций может быть с большим или меньшим успехом реализова-на вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

2.2. Предпосылки развития девиации и анализ их типов в

подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст -- самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход-ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подро-стка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его дея-тельности [см. 3 - с. 92].

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жиз-ни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный ста-тус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъяв-ляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, пси-хологии и педагогики, которые характеризуют личность подро-стка. Анатомо-физиологические особенности подростка характе-ризуются неравномерностью его физического развития, совершен-ствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скеле-та. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердеч-но-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр крове-носных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не все-гда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созрева-ние подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологи-ческие проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него форми-руются собственные взгляды и суждения; появляются собствен-ные оценки на те или иные события и факты; он пытается оце-нить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверст-никами и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отда-ление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между офици-альным коллективом и неформальной группой общения. Пред-почтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чув-ствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаю-тся, курят, выпивают и др [см. 24 - с. 142].

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают пробле-мы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжа-ют смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослы-ми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, уси-ливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяе-тся характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появ-ляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое прояв-ляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой филь-ма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень боль-шое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвер-диться в группе детей.

Все это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремле-ние к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются уме-ния самообладания, самоуправления своими мыслями и по-ступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недоста-точно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвер-диться и стать взрослым.

Подросток -- это еще недостаточно зрелый и недостаточно со-циально возмужалый человек, это личность, находящаяся на осо-бой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно всту-пить в отношения с окружающими и следовать в своих поступ-ках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Подросток способен принимать продуманные решения, со-вершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подро-сток -- лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как ха-рактеризующийся личностной ответственностью.

Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся в социальной практике типы девиаций.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обще-стве правил, норм поведения, называют трудными или труд-новоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связан-ными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обу-чения и воспитания [ см. 63 - с. 215].

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружаю-щему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связа-на с деятельностью и выражается в поведении человека, кото-рое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся [см. 6 - с. 89].

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризо-вано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушаю-щее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адек-ватного учета средой особенностей его индивидуальности и про-являющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

-- дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона) [см. 23 - с. 67];

-- дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

-- социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут оче-реди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуально-му насилию;

-- подростки, употребляющие наркотики и токсические сред-ства;

-- подростки сексуально распущенного поведения;

-- подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков ра-стет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение -- один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра-сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлени-ями девиантного поведения являются ситуационно обусловлен-ные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематичес-кие уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуаль-ного характера; попытки суицида.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать