Основные факторы развития ребенка в социуме
p align="left"> Несовершеннолетние проявляют большую склонность к об-щению и практически все свободное время проводят в группах. Отсюда и преступность их, как правило, носит групповой харак-тер. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст несовер-шеннолетних преступников, тем больше состав группы.По мере взросления количество членов

группы уменьшается, и в возра-сте 16-18 лет группа, обычно, состоит из 2-3 человек.

Как показывают социологические исследования, проводи-мые в воспитательных колониях, подавляющая часть тех, с кем общались подростки до осуждения, состояла на учете в мили-ции. Они мало увлекались чтением, музыкой. Лишь немногие проявляли интерес к спорту. Более 70% несовершеннолетних осужденных, как показали исследования, имели до осуждения 5-8 часов свободного времени, ничем не занятого (ни школой, ни работой, ни выполнением домашних обязанностей и т. п.). В то же время их образовательный уровень обычно отстает на 2-3 класса; увеличилось число подростков вообще неграмот-ных [см. 55 - с. 76]. Несовершеннолетние осужденные, в основном, не имеют спе-циальности, у большинства нет стажа работы. Нередко избыток свободного времени ведет к тому, что они приобщаются к алко-голю, наркотикам, рано начинают вести половую жизнь, что отвлекает их от общественно полезных занятий, часто приводит к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе, работе и, в конечном счете, к совершению преступления.

Большое количество осужденных (до 53%) воспитывались в неполных семьях, в детских домах и школах-интернатах. Отсутствие родителей или одного из них затрудняет нравственное воспитание, поскольку при этом, в основном, проявляется за-бота о том, чтобы ребенок был накормлен и одет. В семьях, где есть оба родителя, наблюдалось отсутствие понимания между взрослыми и детьми, пробелы в нравственном воспитании под- ростка, безразличие родителей к его проблемам, друзьям. [см. 20 - с. 198]

Изучение степени осведомленности родителей о ближайшем окружении ребенка показало, что 63,5% знали всех и хорошо, 28,6% знали не всех и плохо, 0,5% вообще никого не знали, 7,4% ответить на этот вопрос затруднялись [см. 34 - с. 98]. В 91,4% случаев родители получали информацию о месте, формах времяпрепровождения детей, их друзьях от самого ре-бенка, в 8,1% случаев периодически узнавали об этом от сосе-дей, знакомых, учителей, 0,5% вообще не располагали никакой информацией [см. 18 - с. 79].

Анализ исследований по данному вопросу позволяет сделать следующие выводы:

1. В силу высокой степени занятости взрослых членов совре-менной семьи, отсутствия их надлежащего взаимодействия с педагогическими коллективами учебных заведений не обеспе-чивается полнота знаний и представлений родителей об истинном внутреннем мире подростка, его интересах и потребностях, формирующих обычно «слепую» любовь к ребенку. Такую од-носторонность родительских оценок и взглядов можно было бы устранить в результате улучшения контактов родителей со школой, где, как известно, более объективно фиксируются не-гативные черты поведения подростка как в виде деформации его правосознания, отклоняющегося поведения, так и антиоб-щественных проступков и правонарушений.

2. Осведомленность родителей о ближайшем окружении под-ростка вне семьи и контроль за ним обычно достигается:

* путем грубого, бестактного требования сообщать все инте-ресующие их подробности о нем самом и о его товарищах;

* путем получения такой информации от третьих лиц;

* в результате своих собственных наблюдений за поведени-ем ребенка, за его отдельными поступками [см. 8 - с. 55].

Родители, как правило, пытаются навязать ребенку в товари-щи и друзья того, кто по нраву им, а не подростку, при этом дают всевозможные оценки его сотоварищам. Именно это зачастую отталкивает ребенка от родителей, делает его неоткровенным, вызывает естественное противодействие. Неумелость родителей в общении с детьми вызывает необхо-димость создания системы педагогического родительского все-обуча, например, путем проведения специальных семинаров, активного использования в этих целях средств массовой инфор-мации или же с помощью разработанной социальными педаго-гами и психологами системы «Служба семьи» [см. 14 - с. 249].

3. Мнения родителей о степени вероятности ребенка стать потерпевшим от того или иного преступления можно рассмат-ривать, во-первых, как отражение вполне естественной заботы или тревоги за судьбу ребенка на основе имеющейся у них раз-личной криминологической информации и, во-вторых, как некоторую гиперболизацию существующей угрозы подростку стать потерпевшим.

Тем не менее, такая ориентация родителей предполагает на-личие реально существующих «горячих» точек проблемы, что само по себе должно учитываться правоохранительными орга-нами и социально-пе-дагогическими службами как в организа-ции работы по предупреждению преступлений в отношении детей, так и в ходе проведения разъяснительной работы среди родителей с целью изменения их не всегда верной ориентации, выработки адекватного восприятия реальной ситуации.

4. В большинстве своем сегодняшний родитель в силу право-вой и педагогической неподготовленности не способен дать ка-кие-либо рекомендации своему ребенку о правильной линии его поведения в случае совершения против него преступного пося-гательства. Отсюда возникает необходимость осуществления профилактики среди самих родителей или более старших чле-нов семьи. Родители должны объяснить ребенку, как вести себя в конкретной создавшейся ситуации, научить ребенка быть внимательным, осмотрительным, осторожным, особенно при его знакомстве с неизвестными лицами или появлении в новых (незнакомых) местах [см. 24 - с. 213]. Опасность стать жертвой для подростка особенно возрастает в условиях крупного города. Главной линией поведения подро-стка здесь должно быть строгое выполнение запрета на посеще-ние опасных мест (зон) с применением в «необходимых случа-ях» метода «шоковой терапии».

5. Полученные сведения о подходах и современном состоянии полового воспитания детей и подростков свидетельствуют о наличии серьезных пробелов и недостатков при решении этой проблемы. Ученики младших и старших классов получают лишь отрывочные сведения по вопросу полового воспитания и то исключительно эпизодически.

Степень актуальности борьбы с преступными посягательства-ми на половую неприкосновенность несовершеннолетних опре-деляется тем громадным моральным ущербом, который причи-няется не только конкретному малолетнему или подростку, но и его окружению.

Цинизм, жестокость способа совершения преступления при имеющихся изъянах в воспитании других подростков могут быть восприняты как стимулятор активной противоправной деятельности, как призыв к совершению аналогичных дей-ствий. С другой стороны, это может отрицательно повлиять на подростков в плане формирования настороженных (основанных на недоверии) межличностных отношений как со сверстника-ми, так и со взрослыми.

Отсюда возникает необходимость правильных оценок обще-ственной опасности таких преступлений, разъяснений необхо-димости и существа профилактической работы с привлечением средств массовой информации, педагогов, родителей.

Вполне оправданным здесь было бы объединение усилий ор-ганов здравоохранения и правоохранительных органов в своев-ременном выявлении лиц с агрессивным поведением на сексу-альной почве и соответствующем воздействии на них.

6. Проблема взаимоотношения полов возникает значительно раньше наступления возраста половой зрелости подростка. Све-дения об интимной сфере, отношениях полов в детской микро-среде, как правило, воспринимаются в искаженной форме.

Повышенный интерес к этой сфере возникает в тех случаях и тем интенсивнее, чем менее информирован об этом ребенок из достоверных источников. Поэтому основы полового воспитания должны быть заложены в раннем детском возрасте.

Образовавшийся сегодня разрыв между половым созревани-ем подростка в силу акселерации и более длительным процес-сом его социального становления породил целый ряд проблем, например, таких как длительное неудовлетворение половых инстинктов, постоянно подогреваемых кинематографом, видео-продукцией, публикациями в прессе и другими эротическими источниками. Возможное решение этой проблемы представля-ется путем вовлечения подростков в массовые занятия спортом, в общественно полезную деятельность (благоустройство микро-районо, работа в молодежных объединениях по интересам и т. п.).

В этой связи высказываются верные, на наш взгляд, предло-жения о том, что центром такой работы, а также деятельности по предупреждению правонарушений подростков, равно как и преступных посягательств, направленных против них, может стать общеобразовательная школа, которая призвана осуществ-лять функции управления по отношению к семье и другим со-циальным институтам.

Действительно, школа должна быть регулятором оказания помощи семье, родителям. Привлечение школой к этому делу социальных педагогов, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов значительно расширит ее воспи-тательно-профилактические функции в преодолении осложне-ний в отношениях между родителями и детьми.

Велика в этой работе и роль учреждений дополнительного образования, досуга и творчества детей, детских и молодежных общественных объединений.

Мотивы совершения преступлений. Тяжелое материальное положение сокращает возможности подростков для удовлетво-рения своих интересов и желаний, что часто толкает несовер-шеннолетних на совершение преступлений. Недостаток средств для приобретения каких-либо вещей они восполняют противо-правным способом.

Для несовершеннолетних осужденных характерны такие преступления, как изнасилования, кражи, грабежи, разбои, убийства, телесные повреждения, нарушения правил безопас-ности движения, вымогательство, угон автотранспортных средств. Мотивами совершения корыстных преступлений явля-ются следующие побуждения: желание завладеть ценной ве-щью, потребность иметь собственные деньги для приобретения вещей, радиоаппаратуры, мотоцикла и т. д. В основе этих пре-ступлений лежит желание не отстать от моды, иметь то же, что и сверстники, хотя и добытое преступным путем. Наиболее рас-пространенные мотивы совершения насильственных преступ-лений: жажда мщения, проявление «мужских» качеств, «за-калка воли», «рисковать и ничего не бояться», «не быть белой вороной» и т. п. Многие преступления совершаются «в ответ на обиду», «чтобы не подвести друзей», «доказать друзьям». В числе мотивов рецидивов (повторных преступлений) встречаю-тся такие, как «пострадавшие не оказывали сопротивления», «появилось чувство уверенности», «хороший сбыт похищенно-го», «руководство опытного вожака» [см. 30 - с. 167].

Подавляющая часть тяжких преступлений, имеющих харак-тер немотивированной жестокости, таких как убийства, хулиганство, тяжкие телесные повреждения, совершается подрост-ками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Совершение преступлений в таком состоянии считается отягча-ющим вину обстоятельством. Выявлено, что подавляющая часть осужденных стали рано курить, употреблять спиртные напитки, чему способствовал пример взрослых, в том числе и родителей, а также по примеру друзей вдыхать пары токсичных средств, применять наркотики [см. 26 - с. 49].

Часть преступлений совершается несовершеннолетними совместно со взрослыми. Такие преступления обычно гото-вятся заблаговременно. Взрослый преступник надеется, что в случае разоблачения подросток возьмет на себя вину из-за «чувства товарищества» и клятвы, уверяет его, что в случае судебного разбирательства ему дадут небольшой срок, услов-ное осуждение или отсрочку приговора. Стремясь к незави-симости и самостоятельности, но неготовые к этому, подро-стки легко поддаются внушению и психологическому воздей-ствию антиобщественных элементов. То, на что несовершен-нолетний не решился бы в одиночку, становится реальностью в группе.

Часть подростков, совершая преступление, расценивает это как озорное действие. Они не видят грани, где нарушение пере-ходит в преступление. По проведенным опросам, лишь 50% несовершеннолетних осужденных знали, что совершают пре-ступление, 20% -- предполагали, а остальные не знали и даже «не задумывались». Подавляющая часть из последней катего-рии правонарушителей расценивают свое нарушение как про-явление отваги, силы и смелости.

Отношение несовершеннолетних осужденных к воспита-тельной работе. Составным элементом педагогической харак-теристики несовершеннолетних осужденных является их отно-шение к основным средствам воспитательной работы и к режи-му отбывания наказания. Значительная часть из них соблюда-ет режим отбывания наказания, хорошо работает, учится, дис-циплинирована.

Однако другая часть ведет себя иначе. Эти осужденные не желают учиться и работать, отрицательно относятся к воспитательным мероприятиям, стремятся извлечь выгоду из различных своих действий, завоевать авторитет любым способом, вплоть до нарушений режима и совершения преступлений. Вместе с тем и эта категория осужденных неоднородна, в ней можно выделить три основных типа поведения, каждый из ко-торых имеет свои особенности:

* Для первого типа характерны недисциплинированность, проявление грубости, притеснение более слабых, участие в группировках, т. е. допущение мелких нарушений.

* Второй тип характеризуется драками и избиением неугод-ных, тягой к «воровским традициям», допущением грубых на-рушений.

* Наиболее сложным является тип поведения, для которого характерны стремление к созданию группировок отрицатель-ной направленности, злобность, цинизм, мстительность, враж-дебное отношение к администрации, склонность к нарушениям режима и преступлениям, внушение окружающим идеи о сво-ей исключительности, превосходстве над другими осужденны-ми.

Особая категория несовершеннолетних осужденных -- те, поведение которых только внешне соответствует режимным требованиям: они ведут скрытый образ жизни и при определен-ных условиях могут нарушать дисциплину и совершить пре-ступление. Частыми нарушителями дисциплины являются и осужден-ные с отклонениями в психике, многие из которых до соверше-ния преступления состояли на учете в психдиспансере. Очевид-но, что необходимо отдельное содержание таких осужденных, однако в настоящее время они отбывают наказание в общих воспитательных колониях [см. 30 - с. 92].

Особенности общения несовершеннолетних осужденных. На несовершеннолетних большое влияние оказывает начальный период пребывания в воспитательной колонии, адаптации к условиям жизни. Адаптация может быть положительной и от-рицательной, но может иметь черты и той и другой. В течение этого периода идет борьба за достойное место, распределяются социальные роли, обусловленные статусом подростка, который он имел до осуждения или приобрел в следственном изоляторе. Данный период характеризуется возрастанием числа наруше-ний режима и преступлений.

Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное об-щение регулируется режимом отбывания наказания и правила-ми внутреннего распорядка, неофициальное -- нормами «дру-гой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в определении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.

Несмотря на большое количество группировок все осужден-ные делятся на две основные группы:

-- с высоким статусом -- устойчивые, «пацаны»;

-- с низким статусом -- отверженные, «опущенные», «оби-женные» .

Каждая из этих групп имеет собственные группировки, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.

Статус новичка в воспитательной колонии обычно определя-ется путем «прописки». Новенького проверяют на находчи-вость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существу-ет определенный риск для здоровья испытуемого.

Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.

Итак, характеристика личности и групп осужденных несо-вершеннолетних обусловлена следующими особенностями:

1. возрастные особенности

-- бурное физическое развитие организма,

-- нравственная неустойчивость,

-- неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),

-- процесс интенсивного формирования воли,

-- противоречивость мировоззрения;

2. педагогическая и нравственная запущенность

-- наличие неорганизованного свободного времени,

-- низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;

3. проблемы в семье

-- отсутствие родителей или неполная семья,

-- антиобщественные проявления родителей, родственников;

-- разрыв родственных связей;

4. мотивы совершения преступлений

-- иметь то, чего не может купить,

-- продемонстрировать взрослость, получить одобрение груп-пы,

-- слабое осознание того, что совершает преступление;

5. склонность к девиантному поведению

6. подчиненность взрослым преступникам

7. низкая правовая культура

8. противодействие воспитанию и режиму учреждения

9. возможность адаптирования к условиям учреждения

10. стратификация осужденных (статусно-ролевые отноше-ния)

11. отсутствие определенных жизненных планов [см. 9 - с. 133].

Таким образом, несовершеннолетние осужденные -- это лица с незавершенным процессом социализации личности, предпо-лагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приоб-щение к системе социальных связей и отношений и т. д. Вместе с тем направление подростка, признанного виновным в совер-шении преступления, в исправительное учреждение закрыто-го типа, каким является воспитательная колония, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изо-ляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении не-совершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окруже-ния, в силу чего необходима их изоляция от общества. Возни-кает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его социализа-ции.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматри-ваться как эффективный путь решения проблем роста масшта-бов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступ-ности -- это прежде всего проблема социальная. Уровень пре-ступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться по-рождающие ее социальные факторы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать