Основные факторы развития ребенка в социуме
p align="left"> В целях комплексной и наиболее эффективной борьбы с пре-ступностью несовершеннолетних планируются и осуществля-ются государственные национальные программы. Так, напри-мер, в 70-е годы в США на улучшение социальных, бытовых, культурных и материальных условий жизни делинквентной молодежи было направлено 36 программ, на совершенствование правоприменительной практики по уголовным делам (в том числе и для несовершеннолетних) -- 13 программ. В начале 90-х годов в США действовало 65 программ по борьбе с делинквентностью среди молодежи. В развертывании данных программ участвовали семь федеральных ведомств и две специализированные организации, которым конгресс выделил для этого 15 млрд.долларов.

Экспертная комиссия Европейского парламента в 1996 г., рассмотрев проблемы преступности среди несовершеннолетних, разработала предложения по повышению эффективности борь-бы с преступностью среди несовершеннолетних и молодежи, которые, в основном, сводятся к следующему: необходимо су-щественно активизировать сотрудничество полиции, соци-альных учреждений и национальных органов по делам несовер-шеннолетних и молодежи в области предупреждения преступ-ности; изменить практику уголовного преследования несовер-шеннолетних правонарушителей и прекратить производства по таким делам; полностью исключить из полицейской практики случаи ареста несовершеннолетних правонарушителей и их содержание в камерах предварительного заключения; ограни-чить двумя годами с возможностью досрочного освобождения срок отбывания подростками наказания. В целом же предпоч-тение должно отдаваться перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей без помещения в исправительные учрежде-ния [см. 50 - с. 237].

С этими предложениями экспертной комиссии Европейско-го парламента совпадают точки зрения специалистов в США. По мнению О. Реймера (одного из авторов проведенных иссле-дований в США), необходимо в дальнейшем централизовать весь государственный аппарат борьбы с детской и молодежной делинквентностью. Одновременно им ставится вопрос о целесо-образности сохранения нынешней правоприменительной поли-тики в области борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, которая, как показывает практика, не дает положи-тельных результатов. Он считает, что американские законода-тели должны решить, какому направлению отдать предпочте-ние: профилактике правонарушений, вопросам принуждения и ужесточения наказания или же формированию более гибкой и дифференцированной политики, к которой призывают многие видные ученые-юристы и представители правоохранительных органов [см. 8 - с. 69].

Нельзя не согласиться, на наш взгляд, с тем, что для того, чтобы добиться реально ощутимых результатов в области борь-бы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, необхо-дима гибкая и дифференцированная политика, причем прово-димая не узковедомственно, а в государственных масштабах. Кроме того, видится необходимым учитывать при разработке концепции борьбы с преступностью несовершеннолетних следующие факторы: во-первых, предрасположенность подростков к совершению противозаконных действий во многих случаях исчезает без какого-либо внешнего воздействия после заверше-ния процесса становления личности, и, во-вторых, репрессив-ные меры со стороны государственных учреждений часто при-водят к негативным последствиям.

Поскольку задача добиться полного отказа от уголовного наказания в виде лишения свободы является пока невыполни-мой, рекомендуется при назначении меры наказания учитывать возможную психологическую реакцию на них подростков-пра-вонарушителей и их возрастные особенности. В работе с мало-летними правонарушителями, помещенными в воспитательные колонии, главную роль должны играть воспитательные меры воздействия, школьное и профессиональное обучение и психо-логическая подготовка подростков к освобождению.

Глава 3. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

3.1. Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, являе-тся поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходи-мость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, создан-ными подростками, совершаются опасные преступления, и чис-ло их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно толь-ко комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако ин-теграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологи-ями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Социально-педагогическая концепция профилактики позво-ляет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, со-циальные условия, оказывающие воздействие на личность.

Бесспорно, что процесс перевоспитания, как и в целом про-филактика правонарушений, выступает, с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре -- материальной, интеллектуальной и нравственной, а с другой -- как процесс индивидуального развития, коррекции поведения личности. Научно-техническая революция и последствия ее в сфере соци-альной жизни привели к тому, что появилась возможность бо-лее эффективно управлять процессом перевоспитания лично-сти. Это расширение сферы управляемого осуществляется:

-- во-первых, за счет качественных изменений субъекта пе-ревоспитания, так как воспитательно-профилактическое воз-действие в настоящее время осуществляют не только педагоги, социальные педагоги, специалисты по социальной работе, ной силы общественности, производственные коллективы, учреж-дения культуры, печать, радио, кино, телевидение;

-- во-вторых, это происходит за счет углубления и расшире-ния воспитательных и профилактических задач, поскольку об-щественное производство, социально-политическая и культур-ная жизнь активно способствуют эффективной организации всей системы профилактики правонарушений, в частности сре-ди несовершеннолетних, с учетом изменяющихся условий, осо-бенностей различных возрастных групп, их занятости.

Многие издержки, упущения в воспитании являются след-ствием того, что нет должной системы в области индивидуаль-ной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом преодолеть ограниченное понимание самого индивидуального подхода, который нередко сводится к учету частных особенно-стей юношей и девушек, имеющих отклонения в поведении. «Индивидуальный подход, -- писал А. С. Макаренко, -- не оз-начает возню с уединенной капризничающей личностью. Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать ме-щанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо сле-дует его капризу, подыгрывается и сюсюкает вместо того, что-бы воспитывать и переделывать его характер... Индивидуаль-ный подход в том и заключается, чтобы применительно к его индивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания» [см. 48а - с. 333].

В практике индивидуального подхода, по мнению А. С. Ма-каренко, встречаются наиболее часто две ошибки: первая зак-лючается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов. Вторая -- пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым че-ловеком в отдельности. Это -- гипертрофия «индивидуально-го подхода» [см. 48а - с. 334].

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему.

Это целенап-равленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздей-ствием воспитателей, общественности и коллективов вырабаты-вают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают на-выками и при -

вычками социально-позитивного поведения, раз-вивают свои чувства и

волю, изменяют таким образом интере-сы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуаль-ная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выби-рать профилактические методы, обеспечивающие:

* выработку нравственного сознания,

* формирование навыков и привычек позитивного поведе-ния,

* воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям,

* социальное оздоровление микросреды.

Однако надо иметь в виду, что перевоспитание личности пра-вонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка поло-жительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специ-фика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.

В структуре индивидуальной профилактики правонаруше-ний можно выделить следующие основные задачи:

* своевременное выявление лиц с социально-отклоняющим-ся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;

* изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устра-нения способствующих ему причин и условий;

* разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окру-жающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, ре-зультативности их применения;

* организация взаимодействия и преемственности в воспи-тательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведени-ем, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.

Перевоспитание -- процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как при-ходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудо-вой коллектив. Работа с ними нуждается в особом умении вы-делить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию. Успех здесь во многом зависит от того, как сам подросток стремится к устранению негативных сторон в своем поведении, социальном образе жизни.

Если по форме и цели индивидуальная профилактика право-нарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совер-шению антиобщественных проявлений, и принятии по отноше-нию к ним мер воспитательного воздействия, то по существу она представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях, - не допустить совершения повторных правонарушений. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории несовершеннолетних:

* возвратившихся из воспитательных колоний после отбы-тия наказания, поведение которых, однако, вызывает беспокой-ство;

* осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;

* совершивших преступления, но освобожденных от уголов-ной ответственности в связи с применением мер общественно-го либо административного воздействия или вследствие амни-стии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответ-ственность;

* вернувшихся из специальных учебно-воспитательных уч-реждений;

* совершивших правонарушения, влекущие меры обще-ственного или административного воздействия или применение мер воспитательного характера;

* употребляющих спиртные напитки и наркотические веще-ства;

* ранее не судимых, но привлеченных не менее двух раз за год к административной ответственности либо повторному при-воду для официального предостережения;

* злостно уклоняющихся от учебы;

* систематически занимающихся азартными играми, а так-же ведущих антиобщественный образ жизни.

Специфика индивидуальной профилактики, а также особен-ность самих объектов изучения и воспитательного воздействия требуют учета:

* психологических процессов (особенности воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия и др.), которые про-исходят в сознании правонарушителя при формировании анти-общественных взглядов, убеждений, привычек, при зарожде-нии противоправных замыслов и осмыслении путей их реали-зации;

* уровня мировоззренческого и нравственного развития под-ростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих дан-ному ребенку чувство стыда перед родными, знакомыми, бо-язнь наказания, осуждения коллектива и т. п.), которые, как правило, заставляют его сохранять в тайне свои антиобществен-ные взгляды, вести «двойную жизнь». Поэтому не всегда уда-ется своевременно выявить таких подростков, определить при-чины отклонений в их поведении, образе жизни, а значит, и вовремя оказать на них эффективное воспитательное профилак-тическое воздействие;

* характерных особенностей личности правонарушителя, уровня его сознания, движущие им мотивы, а также его пове-дение до и после правонарушения;

-- обстоятельств, при которых у подростка возникли антиоб-щественные намерения, зрела и реализовывалась решимость со-вершить правонарушение или аморальный проступок;

-- отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти моти-вы противоправного поведения.

Зачастую отрицательное воздействие на молодого человека микросреды, жизненных неурядиц продолжается в течение длительного времени, изменяет его личность, способствует ста-новлению на антиобщественный путь. Своевременное вмеша-тельство в этот процесс социального педагога может предотвра-тить негативное влияние на юношу или девушку, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полез-ное русло.

Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения ребенка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно присту-пать к комплексной разработке программы воспитательно-про-филактического воздействия на правонарушителя.

Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития лично-сти и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы слива-ется с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальны-ми. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особен-ностями личности.

3.2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте-пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес-кие программы ее социального оздоровления, которые по мнению работника ОВД по делам несовершеннолетних ... и в соответсвии с нашим анализом существующей проблемы должны включать следующие важнейшие компоненты:

-- цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых -- формирование у подростка убежденно-сти в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

-- методы и приемы воспитательного и контролирующего воздействия на личность, учитывающие, какие недостающие качества ей следует привить и какие отрицательные черты не-обходимо устранить;

-- формы воздействия на непосредственное окружение лич-ности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию си-стему межличностных отношений;

-- средства индивидуально-профилактического воздействия, ориентированные именно на те трудовые и учебные коллекти-вы, социальные ячейки, общественные и государственные орга-низации, которые в состоянии дать наибольший воспитатель-ный эффект применительно к данному ребенку;

-- основные этапы реализации профилактических программ социального оздоровления личности.

При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:

-- содержательность, направленность, непрерывность про-цесса перевоспитания;

-- осознание перспективности в перевоспитании;

-- изучение, с одной стороны, требований общества к несовер-шеннолетнему правонарушителю, а с другой -- индивидуаль-ных особенностей и общих законов развития личности подро-стка;

-- поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способно-стей ребенка;

-- отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспита-нии;

-- терпение и выносливость всех участников воспитательно-го профилактического процесса.

-- активность самого подростка, чтобы он понимал оказыва-емое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.

При разработке программы индивидуального профилакти-ческого воздействия в качестве ведущей цели определяется из-менение личности несовершеннолетнего в сторону общеприня-тых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.

Исходя из поставленной цели, нами определён и круг задач. Основ-ными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального обще-ния; чувства социальной ответственности и дисциплины.

Для достижения поставленных задач перевоспитания несо-вершеннолетнего, по нашему мнению, важно составить психологический, соци-альный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выяв-ления прежде всего позитивных моментов в образе жизни дан-ного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать