Основные факторы развития ребенка в социуме
p align="left"> Нами рекомендуется обращать особое внимание на возможности семьи в перевоспита-нии и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями сво-его ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то социальному педагогу необходимо оценить роль се-мьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, - об изъятии подростка из этой среды.

Эти показатели, с нашей точки зрения, являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в пос-ледующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в се-мье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют, по нашему убеждению, о желании или противодей-ствии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение.

Обобщая опыт работы социальных педагогов СШ …, мы здесь прогнозируем возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя, по нашему мнению -- это значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно полезные цен-ности, «перекрыть» каналы социально негативного воздей-ствия, помочь создать благоприятные условия для правомерно-го поведения с реальным изменением внешней среды. Критери-ем для социально-педагогического прогноза у нас служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитатель-ной работе и т. д.

Выбор методов индивидуального профилактического воздей-ствия, мы осуществляем, с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К числу важнейших методических приемов стимулирования мы от-несим: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благо-дарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой зат-раты сил и времени.

Приемы метода торможения нами рекомендуется выражать в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму обще-ственного требования к поведению человека, в которой одно-временно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предуп-реждение на будущее в целях предотвращения возможного по-вторения поступка. Однако и само поведение несовершенно-летнего мы полагаем нельзя рассматривать вне связи с формированием при-вычки тормозить себя. Торможение необходимо каждому индивиду повсед-невно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привыч-ку, выражаться в каждом физическом и психическом движе-нии, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организа-ции.

В целом торможение, по нашему убеждению, призвано выполнять три основные фун-кции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпи-мость, устранить эти недостатки саморегулированием поведе-ния. Указанные моменты в перевоспитании молодого правона-рушителя сложно разграничить между собой. Они тесно пере-плетены, взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достиг-нуть многого в осуществлении поставленной цели -- перевоспитания молодого человека, воспитания в нем общественно-полез-ных, социально значимых черт характера.

Далее определим средства, соответствующие целям и учи-тывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или об-щественное воздействие, не могут быть признаны всегда абсо-лютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, так как личность ребенка в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.

Одним из эффективных средств перевоспитания молодого правонарушителя, мы считаем, является воздействие на его эмоционально-волевую сферу, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сто-ронами внутреннего мира человека. Целенаправленное воспи-тательно-профилактическое воздействие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и чувств, способствовать познанию действительности через конкретные образы, нрав-ственные идеалы.

Формы работы, которые рекомендуются нами в этой связи, могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с пози-тивной направленностью; искоренение привычки к опоздани-ям, прогулам и т. д.

У правонарушителей, как выявлено нами в процессе наблюдений за подростками с отклоняющимся поведением, трансформированы или мало развиты непосредственные отношения с обществом. Вме-сте с тем они нуждаются в общественном признании и в удовлетворении чувства собственного достоинства. Поэтому важно, как нам кажется чтобы несовершеннолетний правонарушитель мог видеть не отчужденность по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересо-ванность других людей в его жизни, помощь ему в трудоустрой-стве. Все это является важным стимулом его активности, утвер-ждения для себя правильных и твердых норм социального по-ведения и полного становления на путь формирования нормаль-ного образа жизни.

Выбор методов, средств и форм воспитательно-профилакти-ческого воздействия на личность правонарушителя молодежно-го возраста, как это выявлено нами, зависит от наличия многих обстоятельств, часть из которых была описана выше. Индивидуальная профилактика требует учета активности личности, ее желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприя-тий, направленных на устранение отрицательных черт поведе-ния, утверждение позитивных принципов саморегуляции, ус-корение процесса формирования общей положительной направ-ленности поведения индивида.

Порядок проведения и содержание профилактических ме-роприятий индивидуализируются в зависимости от факторов, основными из которых являются: характеристика личности правонарушителя; ранее предпринимавшиеся усилия для пере-воспитания, их результаты; методы, еще не применявшиеся по отношению к нему; сложившееся общественное мнение; сте-пень готовности коллективов выполнять воспитательные функции, а также наличие опыта профилактической работы у лиц, непосредственно занимающихся данным контингентом (напри-мер, в милиции), и у общественников, уровень их интеллекта, авторитетности суждений и оценок для окружающих и тех, к кому применяется воспитательно-профилактическое воздей-ствие.

3.3. Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя

При глубоком рассмотрении индивидуаль-ной профилактики мы выявили три уровня воспитатель-но-профилактического воздействия на личность несовершенно-летнего.

Первый -- воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав-ственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудо-выми навыками, повышении производственной квалифика-ции, принятие мер, направленных на устранение обстоя-тельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жиз-ни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, при-влечение их к участию в спортивных и других кружках, секци-ях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.

Анализ практики, в частности возбужденных уголовных дел, показал нам, что при вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность в 60% случаев имелись неблагоприятные условия их семейного воспитания, а более чем в 80% случаев несовершеннолетние имели контакты с лицами, характеризующимися отрицательно в сфере неформального окружения, и т. д. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности предупреждения пра-вонарушений несовершеннолетних, по нашему мнению, является выявление и уст-ранение криминогенных факторов, обусловливающих противо-правное поведение подростков. Определенным типам кримино-генных факторов или причинных комплексов, обусловливаю-щих соответствующие виды и формы противоправного поведе-ния, должны соответствовать адекватные системы предупреди-тельных мер и механизм их реализации.

В связи с этим в оптимизации процесса предупреждения пра-вонарушений несовершеннолетними важнейшим звеном считаем мы, становится определение источников социально-негативного влияния на подростков, в том числе и взрослых лиц, характеризующих-ся антиобщественным поведением, а также разработка меха-низма защиты от их отрицательного воздействия.

Следует особо почеркнуть, что немаловажное значение в конкретизации программы и тех-нологии защиты несовершеннолетних имеет установление форм и способов негативного влияния взрослых на подростков, в качестве которых могут выступать: личный пример, уговор, дача советов, угрозы, принуждение, шантаж, подкуп, униже-ние, убеждение, запугивание, обман. Существенным здесь нам пред-ставляется также и то, что формы отрицательного воздействия нередко чередуются, дублируются, применяются интенсивно и в достаточно сжатые сроки.

Экстенсивность и интенсивность влияния, как нам кажется, во многом обуслов-ливается криминогенной характеристикой взрослого, которая может включать:

-- наличие незначительных отклонений в поведении,

-- совершение административных правонарушений,

-- совершение в прошлом преступления,

-- совершение в прошлом нескольких преступлений.

Естественно, что в данном процессе негативного влияния на подростка преуспевают, по нашему твердому убеждению, лица, имеющие наибольший антисоци-альный и преступный опыт.

Наиболее эффективно механизм защиты несовершеннолет-них от отрицательного воздействия взрослых правонарушите-лей применялся нами при учете условий социально-нега-тивного характера. К ним мы относим следующии: неблагоприятные условия семей-ного воспитания, неблагоприятное неформальное окружение подростков, низкая учебная дисциплина в учебном заведении, неудовлетворительная организация досуга по месту жительства несовершеннолетних, социально-психоло-гические особенности несовершеннолетних.

При достаточно интенсивном воздействии взрослых правона-рушителей на подростков у последних происходит нарушение определенных морально-нравственных и правовых знаний и представлений. В последующем отрицательное воздействие взрослых, по нашему мнению, трансформируется в непосредственное вовлечение несовер-шеннолетних в антиобщественное поведение (употребление спиртных напитков, сильнодействующих наркотических или других одурманивающих средств, занятие попрошайниче-ством, проституцией, азартными играми, ведение паразитичес-кого образа жизни и т. д.) или в преступную деятельность.

Возникновение и дальнейшее развитие отношений между взрослыми и подростками, по нашему убеждению, обусловливается пространственно-коммуникативными связями субъектов обще-ния. Так, в 66% случаев несовершеннолетние и будущие под-стрекатели проводили совместно досуг, в 29% случаев занима-лись в одних учебных заведениях, в 5% -- работали на одних и тех же промышленных предприятиях [см. 36 - с.64].

Для нейтрализации негативного влияния ближайшего анти-социального окружения подростков социальными педагогами СШ … и работниками ОВД … разработан меха-низм нейтрализации отрицательного влияния взрослых на не-совершеннолетних, субъектами которого являются:

-- оперативные уполномоченные уголовного розыска,

-- сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних,

-- участковые инспектора милиции,

-- социальные педагоги,

-- сотрудники иных организаций, связанных с профилакти-кой правонарушений.

Объектами механизма нейтрализации выступают:

-- несовершеннолетние, подвергнутые отрицательному воз-действию,

-- взрослые, оказывающие негативное воздействие на подро-стков,

-- среда жизнедеятельности несовершеннолетних и взрос-лых.

Основными целями функционирования механизма нейтра-лизации влияния взрослых правонарушителей, на наш взгляд, являются:

-- выявление несовершеннолетних, допускающих отклоне-ния в поведении, совершающих правонарушения или преступ-ления, а также взрослых, оказывающих отрицательное влия-ние на них;

-- установление форм и характера контактов взрослых с не-совершен-нолетними, фактов их отрицательного влияния на подростков, а также социально-неблагоприятных условий жиз-недеятельности подростков и взрослых;

-- фиксация источников информации и доказательств о фор-мах и способах отрицательного влияния взрослых на подрост-ков, а также результатов их отрицательного влияния;

-- профилактическое воздействие на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении, а также на взрослых, оказывающих отрицательное влияние на подростков.

Для достижения этих целей рекомендуем применять следующие формы нейтрализации отрицательного влияния взрослых на подростков:

* беседы с несовершеннолетними, допускающими отклоне-ния в поведении, вовлечение их в секции, клубы, детские и мо-лодежные общественные объединения (например, в скаутсткие организации);

* встречи с учителями, кураторами, мастерами групп произ-водственного обучения того учебного заведения, которое посе-щает подросток или по каким-либо причинам перестал посе-щать;

* посещение несовершеннолетних по месту их жительства;

* привлечение к воспитательной работе в качестве обще-ственных воспитателей сослуживцев, положительно себя заре-комендовавших;

* обсуждение поведения подростка в отделе по профилакти-ке правонарушений несовершеннолетних;

* обсуждение поведения подростка на комиссии по делам не-совершеннолетних и защите их прав;

* объявление официального предостережения правонаруши-телям;

* наложение штрафа на родителей, уклоняющихся от воспи-тания детей;

* доставление в органы внутренних дел лиц, совершающих правонарушения и оказывающих отрицательное влияние на подростков;

* при наличии законных оснований решение вопроса о нало-жении на взрослых правонарушителей административного над-зора;

* сбор материалов на взрослых лиц, вовлекающих подрост-ков в антиобщественную деятельность, для решения вопроса об их привлечении к уголовной ответственности по ст. 150 (Вовле-чение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиоб-щественных действий) УК РФ.

Однако данные статистических исследований показывают, что в деятельности органов внутренних дел и организаций, за-нимающихся профилактикой подростковой преступности и правонарушений, механизм нейтрализации негативного влия-ния на несовершеннолетних со стороны взрослых, ведущих антиобщественный образ жизни, пока еще не отработан. Так, только в 9% случаев удалось нейтрализовать отрицательное воздействие взрослых на несовершеннолетних, в 32% случаев взрослый привлечен к уголовной ответственности по статьям 150,151 УК РФ, в 25% случаев -- изобличен в совершении дру-гого преступления. Интересно и то, что в 17% случаев взрослый отказался от вовлечения подростков в антисоциальные занятия и негативного воздействия на них, но продолжал сам вести ан-тиобщественный образ жизни. В 17% взрослое лицо стало при-бегать к более ухищренным способам и средствам маскировки негативного воздействия на несовершеннолетних. Таким образом, эта работа требует дальнейшего совершен-ствования [см. 18 - с.136].

Второй уровень -- целенаправленная работа по перевоспита-нию отдельных трудных подростков, осуществляемая в школе, профес-сиональных училищах и других учебных заведениях: назначение общественных воспитателей, шефов, наставников для проведения с несовершеннолетними правонарушителями индивидуальной профилактической и воспитательной работы, привлечение к ней мастеров спорта, спортсменов-разрядников, тренеров, студентов и представителей творческой интеллиген-ции, представителей религиозных конфессий, бывших осуж-денных, положительно характеризующихся после освобожде-ния.

На этом этапе применяются как индивидуальные, так и групповые формы работы. В качестве групповых форм рабо-ты в первую очередь следует отметить организацию правовой подготовки несовер-шеннолетних, проведение которой вменяе-тся в обязанность команды, состоящей в идеале из социальных педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов, специалистов по социальной работе, медиков. При этом главное внимание уделяется развитию у подростков чувства ответственности перед обществом, а также их социальному обу-чению.

В ряде государств (США, ФРГ, Япония, Франция) организуемые полицейскими занятия для учеников и преподавателей являются составной частью школь-ной программы. В них затрагиваются такие темы, как роль полиции в обществе, соблюдение правил дорожного движения, опасность злоупотребления наркотиками, предупреждение пре-ступного поведения (в частности, вандализма и мелких хище-ний из магазинов), противопожарная безопасность и оказание первой помощи. Проведение лекций в образовательных учеб-ных заведениях важно еще и потому, что способствует выработ-ке у детей благоприятного отношения к представителям тех профессий, которые ведут обучение: социальным педагогам, представителям органов правопорядка [см. 15 - с.367].

Кроме того, правовая, психологическая, педагогическая по-мощь несовершеннолетним правонарушителям может оказы-ваться в различных социальных службах: реабилитационных центрах, центрах психолого-педагогической помощи, по теле-фонам доверия и др.

Третий уровень -- воспитательно-профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстни-ков, в ситуациях, когда подросток оказывается вне привычно-го коллектива, контактов, возникающих в школе, в быту, на отдыхе, на улице, словом, в процессе тех мимолетных, однора-зовых или более длительных контактов, перечислить которые невозможно.

Таким образом, система воспитательно-профилактических мероприятий значительно дополняется реально происходящим процессом, оказывающим на молодого правонарушителя опре-деленное влияние.

Задача состоит в том, чтобы несовершеннолетнего как мож-но быстрее «вырвать» из сцепления неблагоприятных факто-ров, «направить» на него меры воспитательно-профилактичес-кого характера, а в некоторых случаях уделить ему больше эле-ментарного человеческого внимания, ограничить срок нахож-дения под отрицательным воздействием, помочь сформировать крепкие социальные связи позитивного характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать