Правовое воспитание детей с противоправным поведением

Правовое воспитание детей с противоправным поведением

Содержание

Введение

Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников

1.1.Понятие, виды противоправного поведения школьников

1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

1.3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Глава 2. Формирование правосознания у подростков - правонарушителей

2.1Социально - психологические проблемы формирования правосознания у подростков

2.2.Правовое воспитание в школе

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей.

Все мы согласны с тем, что детская пре-ступность -- одна из острейших проблем се-годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо-ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.

Федеральное правительство и местные власти, школы, милиция, общественность стараются принять меры, способные повли-ять на решение этой проблемы. На разных ступенях государственной и общественной лестниц идут дебаты по поводу детской пре-ступности.

В настоящее время в Российской педагогической науке содержание правового образо-вания школьников определяет-ся с учетом тех коренных изменений, которые происходят в России.

Данный подход, детерминирован-ный новыми социальными и социаль-но-педагогическими условиями в Рос-сии и в российском образовании, опре-деляет особую значимость решения за-дачи, развития, системы правового об-разования населения, условия станов-ления правовой культуры граждан. Ре-шение этой насущной социально-педа-гогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образо-вания и нравственного правового вос-питания, которое охватывало бы все возрастные группы учащихся.

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право-вой культуры

Круг же вопросов, связанных с право-вым образованием подростков с противоправным поведением, необходимость построения особого пространства сферы в рамках специальных образовательных учреждений практически в исследова-тельских и научно-методических рабо-тах изучены недостаточно.

В то же время объективно существу-ет определенное противоречие между растущей общественной потребностью и недостаточной изученностью содер-жания и технологии правового воспита-ния в системе специального образова-ния лиц с отклонениями в поведении.

В целях разрешения данного проти-воречия необходимо создание педаго-гических условий, обеспечивающих преобразование правового простран-ства развития личности учащихся в школах для формирова-ния их правосознания с учетом по-требности социально-экономического развития современного российского общества и реализации личностного подхода в формировании гражданина правового государства.

Таким образом, возрастающая акту-альность, теоретическая и практичес-кая значимость, недостаточная разра-ботанность указанного педагогическо-го направления и наличие в нем проти-воречий определили выбор темы и на-правления нашего исследования.

Цель: правовое воспитание детей с противоправным поведением.

Задачи нашего исследования :

проанализировать научно-педаго-гическую и методическую литературу по проблемам правового воспитания школьников,

выявить спе-цифику правового воспитания учащих-ся несовершеннолетних с противоправным поведением;

определить и экспериментально обосновать социально - педагогические условия по-вышения эффективности правового воспитания подростков с отклонением в поведении;

на основе результатов исследования разработать научно-практические ре-комендации по совершенствованию правового воспитания старших школь-ников с противоправным поведением.

Предмет исследования - подростки с противоправным поведением.

Объект - методы правого воспитания несовершеннолетних.

Гипотеза исследования заключается в том, что многие преступления подростки совершают неосознанно, а если они будут знать какие последствия могут после этого наступить, то навряд ли захотят сделать какое - нибудь правонарушение Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ-ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре-делять грань между дозволенным и запрещенным, выби-рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

К настоящему времени в науке на-коплен значительный материал, создаю-щий теоретическую базу для изучения процесса правового воспитания уча-щихся. Так, социально-педагогическая проблема становления правовой культу-ры проанализирована в работах М.И.Бо-бневой, С.И, Григорьева, и других; реализация правового образова-ния и воспитания в учебно-воспитатель-ной практике рассматривалась в иссле-дованиях Е.В.Змановской Л.Т. Дулиновой; формирование со-циально-правового опыта в целостном педагогическом процессе отражено в работах В.М.Обуховой.

Для выявления основных факторов правового воспитания как педагогичес-кого процесса большое значение имеют теоретические положения и выводы, со-держащиеся в работах А.С. Бланкова Б.С. Гершунского, В.Н. Гурова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Противоправное поведение школьников как социально- педагогическая проблема школьников

1.1.Понятие, виды, и мотивы противоправного поведения школьников

Как сказано в юридической энциклопедии, право -- это совокупность установленных или сан-кционированных государством общеобязательных пра-вил поведения (норм), соблюдение которых обеспечива-ется мерами государственного воздействия[21,121].

А в учебнике Конституционного права говорится, что современном обществе сфера действия права охва-тывает, прежде всего, область производства и распреде-ления материальных и культурных благ; право закреп-ляет существующие отношения собственности и высту-пает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества. Право закрепляет также формы государственного устройства, регламенти-рует организацию и деятельность государственного ме-ханизма, определяет правовое положение граждан. На-конец, право устанавливает меры борьбы против посяга-тельств на государственный строй и существующие об-щественные отношения.

Наличие в обществе права означает, что весьма об-ширный круг общественных отношений принял харак-тер правоотношений, т. е. таких отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. При этом нормы права являются идеаль-ными прообразами тех общих правил поведения людей, которые утверждаются законодательством того или ино-го государства в качестве должных и наиболее целесообразных для нормального функционирования данного об-щества и его членов[22, 163].

В УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжелые пре-ступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрос-лым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого.

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые млад-шие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хва-тает логических доказательств в споре. Во всех этих слу-чаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэто-му, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление не-приспособленности к социальной среде отчетливо прояв-ляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, ли-шенных родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отме-чается в основном у юношей, у девушек -- значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следу-ющих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдель-ными молодежными группами; при регуляции отноше-ний внутри молодежной группы с помощью физичес-кой силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно вы-ражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльни-ках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имею-щих сильного защитника. Агрессивность в подобных слу-чаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. А.С. Макаренко предложил эффек-тивный способ борьбы с этим злом -- шефство старшего воспитанника над конкретным младшим. Это позволяло юноше самоутвердиться, а подшефному получить защит-ника и опекуна.

Агрессия старших подростков и юношей по отноше-нию к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный ха-рактер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины, возражениях старшим (нередко в вызываю-щей и обидной форме), стычках на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного иму-щества. При этом молодые люди внимательно наблюда-ют за поведением взрослых и немедленно на него реаги-руют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздраженно требуют призвать хулига-нов к порядку или боязливо отстраняются от конфлик-та. Старшему подростку нравится дразнить таких взрос-лых. Причем даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т. к. сам подрос-ток заранее не знал, куда его заведет этот «экспери-мент». Поэтому подростки в таких случаях во всем ви-нят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение взрослых, которые поведут с молоды-ми людьми спокойный, неторопливый и доброжелатель-ный разговор, аргументированно доказывая неправиль-ность их поведения и твердо пресекая возможность обо-стрения ситуации.

Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это от-мечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю ком-панию молодых людей. Нередко такие эмоции возника-ют на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое - то необычное, «храброе» действие. Выход оно может най-ти в нападении на физически слабого, пьяного или пре-старелого человека.

Рассмотрим такое негативное явление, как присвое-ние детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитаннос-тью или большой избалованностью.

В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. У них своя «философия» на этот счет: красть у своих -- нельзя, у чужих -- можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у по-давляющего большинства правонарушителей -- подрос-тков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто соверша-ют в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи -- это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товари-щам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор -- это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно пре-зирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мя-тежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.

Весьма распространенным явлением бывает присвое-ние чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, с незапамятных времен из-вестны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады, хотя яблок и других фруктов у них самих растет не меньше, и они вовсе в них не нуждают-ся. Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и закалить себя в трудных и рискованных де-лах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение.

Свои особенности имеет поведение школьниц, совер-шающих кражи. Некоторые девочки похищают чужие иг-рушки и привлекательные для них предметы, чтобы иг-рать ими наедине. Это происходит в тех семьях, где роди-тели лишают детей этих вещей. Девушки могут присваи-вать модные и красивые предметы женского туалета из желания хорошо одеваться и зависти к состоятельным под-ругам. Понятно, что в таких случаях обнаруживается, как правило, невысокий уровень культурного развития школь-ницы. Отмечаются также кражи при совместном прожива-нии в общежитии, в процессе обмена личными вещами. Значительно реже бывает соучастие в краже подруги, ко-торая желает получше одеться, или молодого человека, который хочет сделать ей «подарок»[4,89] (В. Г. Степанов).

Более серьезные, сознательно организованные напа-дения разбойного типа (с целью овладения имуществом) в предшествующие десятилетия отмечались у подрост-ков и старшеклассников значительно реже. В последние годы они, к большому сожалению, заметно возросли.

1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Изучение и профилактика преступно-сти среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредст-венно связан с личностью и ее особенно-стями, склонностями, влечениями и ин-тересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в опреде-ленном смысле весь человек, все харак-терные для него свойства и особенности. Именно мотив цементирует мысль и волю, сознание и действие и служит той основной пружиной, которая направляет волевой процесс, придавая ему опреде-ленное содержание»[3,67].

В мотиве опредмечиваются потребно-сти и интересы, он формируется под вли-янием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их удовлетворения мо-тивы могут изменяться и обогащаться. Поведение человека полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они неравнозначны. Одни являются ведущи-ми, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедли-во утверждение, считает Ю.М. Антонян, что она такова, каков мотив ее поведе-ния[1, 90].

Выявление и изучение мотивов пре-ступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов вос-питательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой пре-ступности.

Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам пре-ступлений школьников: основной их про-цент связан с тяжелым материальным по-ложением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребно-сти.

Как это ни прискорбно, для все боль-шего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у не-совершеннолетних преступников. Он воз-никает, с одной стороны, из-за малых воз-можностей семей этой категории подрост-ков удовлетворения потребностей и инте-ресов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руковод-ствуются подростки при совершении пре-ступлений, показывает, что в основе боль-шинства из них лежит стремление раздо-быть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С дру-гой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.

Потребности первых существенно за-вышены и не всегда соответствуют реаль-ным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими по-требительскими свойствами под влияни-ем моды, групповых норм и др.). Боль-шинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у неко-торой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это об-стоятельство в сочетании с неспособнос-тью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолк-нуть подростка к преступлению. При изу-чении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удов-летворению своих материальных потреб-ностей.

Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональ-ность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают опреде-ленный отпечаток на мотивацию их пре-ступной деятельности.

Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умыс-ла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значи-тельная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуа-ции, стремления показать «мужские» чер-ты характера, из следования чужому вли-янию, стремления завладеть особо при-влекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстриру-ют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки» проявляющейся в стремлении любой це-ной (в том числе и нарушения уголовно-го закона) продемонстрировать товари-щам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим[2,82]. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е.Игошев[17,79] установил, что среди моло-дежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонаруши-тели затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И.Ветрова[7,90], 36,7% обследованных не-совершеннолетних совершили антиобще-ственные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.

Особенности мотивов преступных де-яний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал вне-запно, под влиянием сложившейся ситу-ации. Вместе с тем агрессивность, озлоб-ленность, ожесточенность, зависть стано-вятся все более приметными чертами под-ростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Сле-дует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если школьники муж-ского пола большинство корыстных пре-ступлений совершают ради приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных на-питков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы школьниц, по мнению С.Л.Сибирякова имеют свою специфи-ку -- желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви (65%), драгоценные украшения (36%), косметику (18%) и т.п. И это не случай-но[17,102]. Давно установлено, что в основе мно-гих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество -- стрем-ление понравиться. Школьницы в гораз-до большей степени, нежели юноши, уде-ляют внимание своей внешности. Они стремятся быть хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в ком-пании. Иногда это внимание к внешнос-ти и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юно-шей бывает гипертрофированным. Стрем-ление понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее цен-ные черты характера, сужает сферу инте-ресов и может привести к затуханию цен-ностных задатков личности. Различия в мотивах преступлений девушек и юношей отмечают авторы ряда исследований[17,106].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать