Участие в мероприятиях, направленных на поддержание чистоты класса или школы осу-ществляется в добровольном порядке. Сле-дует помнить, что уборка класса или иные трудовые действия способствуют поддержа-нию чистоты в школе, что действует благо-приятно и на твое здоровье.
Имеет ли право учитель удалить ученика с урока или не допустить его к занятиям?
Такой вид наказания школьника не преду-смотрен. К сожалению, в практике школь-ной жизни, нередко встречаются подоб-ные случаи. Учеников не допускают к за-нятиям по причине отсутствия сменной обуви, «ненадлежащего» /внешнего вида или удаляют с уроков за нарушение дисци-плины на уроке, «пререкания» с учителем и т.п. Однако все эти действия неправо-мерны и нарушают право ученика на обра-зование. Удаление ученика с урока воз-можно только как крайняя мера педагоги-ческого воздействия. Более того, учитель несет ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся во время урока. Учи-тель, удаливший с урока ученика, обязан незамедлительно сообщить о данном фак-те директору школы, а в его отсутствие -- заместителю директора. В большинстве школ в уставы включен запрет удалять уча-щихся с уроков.
Правда ли, что за прогулы и хулиганство мо-гут отправить в какую-то «спецшколу»?
Такие школы официально называется «спе-циальными учебно-воспитательными учре-ждениями для детей и подростков с девиантным поведением». То есть с поведением, опасным для других людей, отклоняющим-ся от нормы. Хулиганство и отказ ходить в школу относятся к девиантному поведе-нию. Такие школы призваны изменить опасное поведение, помочь ученику решить проблемы, которые привели его сюда, дать возможность получить общее среднее или специальное образование.
Специальные школы могут быть открыты-ми или закрытыми. В школы открытого ти-па можно попасть за постоянное соверше-ние нетяжелых правонарушений, отказ хо-дить в обычную школу. Для отправки туда необходимо заключение психолого-меди-ко-педагогического консилиума, рекомен-дация комиссии по делам несовершенно-летних по месту жительства, заявление ро-дителей (лиц, их заменяющих) и согласие самого подростка. Он должен быть старше 15 лет.
В учреждения закрытого типа отправляют подростков от 11 до 18 лет за совершение уголовных преступлений. Из него нельзя уйти по собственному желанию. Решение о направлении в такое учреждение может принять только суд.
За что и как могут исключить из школы?
Процесс исключения из школы -- это ис-ключительная мера.
Во-первых, исключить ученика из школы можно только с 15 лет.
Во-вторых, причинами исключения могут быть «неоднократные грубые нарушения устава» (при этом список «грубых» наруше-ний должен быть записан в уставе).
Наконец, решение об исключении из шко-лы совет школы (или аналогичный орган управления школой) принимает только с учетом мнения родителей и комиссии по де-лам несовершеннолетних и защите их прав.
Если ученик исключен из школы, это не значит, что он может делать, что хочет: ко-миссия по делам несовершеннолетних и за-щите их прав должна в течение месяца обес-печить его трудоустройство или продолже-ние обучения в других учебных заведениях.
Как быть, если моя точка зрения по теме уро-ка не совпадает с мнением учителя?
Если ты считаешь, что прав, отстаивай по-зиции до конца. Но учти, нельзя быть го-лословным, нужны факты. Спор с учите-лем -- это не базар на рынке, а спокойное отстаивание своей точки зрения. Свобода выражения мнений (свобода слова, свобо-да информации) -- основное, неотъемле-мое право любого человека. На уроках ты имеешь право высказывать свое мнение, а учитель должен относиться к нему с ува-жением. Также и наоборот, каждый обя-зан уважать мнение другого человека.
У нас в школе есть охранник, каждый месяц мы сдаем деньги на охрану, а он нас иногда не выпускает из школы или не пускает наших друзей из других школ. Имеет ли он на это право?
Решение о том, нанимать охрану или нет, должны принимать родители, и, естест-венно, они же должны ее оплачивать. По-лучается трехстороннее соглашение: шко-ла по решению родителей нанимает част-ное охранное предприятие (ЧОП), а роди-тели оплачивают работу его сотрудников. Так что родители при желании могут по-пробовать убедить совет школы и школь-ную администрацию в том, что охрана школы может быть обеспечена другими способами.
Задача охранника -- всего лишь не пускать в школу посторонних, не известных ему людей, по внешнему виду или поведению которых он может предполагать, что они могут быть опасны с точки зрения безопас-ности школы. Значит, он обязан пропус-тить в школу родителей, пришедших побе-седовать с учителями или директором (ис-ключение -- специальное распоряжение директора школы о том, что такого-то че-ловека пропускать не следует). То же самое относится и к другим посетителям: охран-ник может попросить их представиться и записать их фамилию в специальный жур-нал, а также осведомиться, к кому именно человек пришел, но требовать предъявле-ния документов он не имеет права (доку-менты мы обязаны предъявлять только представителям власти в строго опреде-ленных законом случаях). Тем более ох-ранник не имеет права применять силу. Школьная охрана не имеет права носить оружие, даже дубинки. Единственное средство защиты, которым может восполь-зоваться сотрудник ЧОП, -- «тревожная кнопка», находящаяся обычно в его ком-нате рядом с постом.
Делать ученикам или их родным какие-ли-бо замечания, не пускать их в школу или не выпускать из школы охранник имеет право, только если у него есть специальные пись-менные инструкции школьной админист-рации.
Что мне делать, если учитель применил ко мне физическую силу или оскорбил меня?
Прежде всего, необходимо сообщить своим родителям и обязательно пройти освиде-тельствование у школьного врача. В случае отсутствия медицинского работника на ме-сте освидетельствование можно пройти в травмпункте или вызвать «скорую по-мощь». В случае если учитель унижает, под-вергает психическому насилию (запугива-ние, оскорбления), освидетельствоваться можно у школьного психолога или по месту жительства в поликлинике. Такой поступок учителя противоправен. Можно обратиться с заявлением от имени родителей в Депар-тамент образования, к уполномоченному по правам детей, в милицию. При составле-нии заявления следует изложить только фа-кты противоправного поведения учителя, эмоции и подробные описания произошед-шего в таких заявлениях не указываются. В определенных случаях можно обратиться к мировому судье с жалобой в порядке част-ного обвинения.
Что делать в случае конфликта с учителем, представителем администрации школы или обслуживающего персонала? Как отстаивать свои права?
Итак, ты решил отстаивать свое право и до-биваться соблюдения закона.
1. Четко сформулируй, какое именно твое право или право кого-то из твоих товари-щей тебе кажется нарушенным. Опирай-ся на советы в этой книге и на соответст-вующую статью в законах. Определи, ка-кой исход дела тебя устроит, чего ты бу-дешь добиваться.
Еще раз проверь все обстоятельства произошедшего, собери дополнительную информацию. Если что-то случилось не с тобой лично, а со знакомыми, дополни тельная проверка нужна обязательно.
Если есть возможность, постарайся сразу же найти свидетелей нарушения, которые подтвердят твои слова, и начни собирать союзников. Вместе отстоять любое право легче.
Реши, сразу ли расскажешь обо всем родителям и попросишь их о помощи или пока отложишь это. Если решил советоваться с родителями, подробно обсудить с ними происшедшее.
Я И МИЛИЦИЯ
В любом государстве есть правоохранитель-ные органы, которые призваны защищать человека, его права и свободы, обеспечи-вать общественный порядок и безопасность граждан. В нашей стране эти задачи выпол-няют сотрудники милиции. Работа мили-ции строится на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, законно-сти, гуманного отношения к человеку. В критических ситуациях милиционер пер-вый встает на защиту людей в случае пося-гательств на их жизнь, здоровье, собствен-ность. Милиционер поможет тебе на улице, в дороге, в общественном месте. Но у мили-ции есть и полномочия привлекать к ответ-ственности нарушителей общественного порядка, пресекать противоправные по-ступки граждан. Каким будет общение с милиционером, во многом зависит от граж-данина. Если человек не нарушает законы, нуждается в помощи -- милиция будет сто-ять на страже его интересов. Если кто-то нарушает законы, совершает правонаруше-ния -- милиция вправе защищать не его, а интересы общества.
Мы с друзьями поздно возвращались домой с тренировки, и к нам подо-шли два милиционера...
Сотрудники милиции вправе поинтересо-ваться, почему вы находитесь так поздно на улице без взрослых и куда вы направляе-тесь. Прежде всего, они беспокоятся о ва-шей жизни и здоровье. При этом сотрудни-ки милиции должны быть с вами вежливы, поздороваться, представиться, доказать, что они действительно работают в милиции (предъявить служебное удостоверение). От-вечайте на вопросы милиционеров спокой-но, не бойтесь, не говорите неправду. При необходимости (если уже очень поздно и на улице темно) милиционеры могут прово-дить тебя до твоего подъезда или довезти до твоего дома на своей машине. Сообщи им номер телефона твоих родителей (сотруд-ники милиции должны им позвонить) или позвони своим родителям сам (если у тебя есть мобильный телефон).
Как мне себя вести, если милиционеры про-сят пройти с ними в отделение милиции?
56
Сохраняя спокойствие, прежде всего, сооб-щи милиционерам номера телефонов твоих родителей. Сотрудники милиции обязаны незамедлительно сообщить родителям или родственникам, что тебя просят пройти в отделение милиции, указав свои имена, но-мер этого отделения, его адрес.
Ни в коем случае не пытайся убежать, вы-рваться, а тем более нанести какие-либо удары; эти действия расцениваются как преступление (оказание сопротивления ра-ботнику милиции); веди себя подчеркнуто вежливо, четко задавай свои вопросы.
Никогда не пытайся выдумывать какие-ли-бо события и факты или сообщить то, в чем не уверен.
Надо ли мне возить с собой документы?
Да, с собой необходимо иметь документы, удостоверяющие личность. Документами, удостоверяющими личность, являются пас-порт, а если тебе еще не исполнилось 14 лет -- свидетельство о рождении. Лучше всего с со-бой иметь ксерокопии паспорта (страничка с фотографией и регистрацией) или свиде-тельства о рождении, а также ученический билет (удостоверение или справку).
За какие правонарушения меня могут доста-вить в отделение милиции?
В числе таких правонарушений:
мелкое хулиганство;
злостное неповиновение;
незаконная продажа;
мелкая спекуляция;
распитие спиртных напитков в общест-венных местах или появление на улице в пьяном виде;
нарушение правил дорожного движения.
На улице ко мне подошли три пацана и отня-ли у меня мобильный телефон. Что мне де-лать?
В отношении тебя было совершено престу-пление, скорейшее раскрытие которого и возвращение тебе имущества будет зависеть от твоих правильных действий. Любыми способами нужно сообщить о происшест-вии в милицию - позвонить по телефону «02», найти ближайшее отделение милиции или постового милиционера. Постарайся успокоиться и внятно объяснить, что с то-бой произошло, где и когда. Сотрудник ми-лиции, возможно, задаст тебе несколько уточняющих вопросов и скажет, что делать дальше. И поставь в известность своих ро-дителей о случившемся.
Что делать, если меня задержали по подозре-нию в совершении преступления?
Задержание может быть произведено при наличии одного из следующих оснований, указанных в ст. 91 Уголовно-процессуаль-ного кодекса РФ:
когда лицо застигнуто при совершении
преступления или непосредственно пос-ле его совершения;
когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если:
это лицо пыталось скрыться;
не имеет постоянного места жительства;
не установлена его личность;
прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
2. Не вырываться.
Лучше всего не убегать, не вырываться и во-обще не оказывать сопротивления, так как это может вызвать ответную агрессию со стороны сотрудников охраны правопоряд-ка и может затем послужить для них оправ-данием насильственных действий в отно-шении вас.
Хотя в соответствии с законом РФ «О ми-лиции» сотрудникам милиции запрещает-ся прибегать к насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, по тому же закону они имеют право применять физическую силу, спе-циальные средства (например, резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, слу-жебные собаки, электрошоковые устрой-ства) и огнестрельное оружие для пресече-ния преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их со-вершивших, преодоления противодейст-вия законным требованиям, если нена-сильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.
Что касается несовершеннолетних, то спе-циальные средства запрещено применять в отношении малолетних, а огнестрельное оружие в отношении несовершеннолетних вообще, но когда возраст лица очевиден или известен сотруднику милиции, за ис-ключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления и совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.
Естественно, существует большая вероятность того, что милиционер сошлется на незнание или неочевидность вашего воз-раста.
3. Выяснить основания задержания.
Сотрудник милиции при задержании обя-зан разъяснить вам основание и повод за-держания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности. Как задержанный по подозрению в совершении преступ-ления, согласно ст. 46 Уголовно-процессульного кодекса РФ, вы вправе получить копии документов, на вас оформляемых.
4. Право на обжалование действий.
Если вы считаете, что действие либо без-действие сотрудника милиции привело к нарушению ваших прав, свобод и законных интересов, вы вправе обжаловать это дейст-вие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, проку-рору или в суд. Так, например, вы можете обжаловать применение физической силы, специальных средств и огнестрельного ору-жия сотрудником милиции.
Прокурор должен рассмотреть вашу жало-бу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для про-верки жалобы необходимо принять допол-нительные меры, срок может быть продлен до 10 суток, о чем вас обязательно должны известить.
О решении, принятом по жалобе, и о даль-нейшем порядке его обжалования вас долж-ны письменно уведомить. Обжаловать ре-шение прокурора можно вышестоящему прокурору или в суд.
Решения и действия (бездействие) дознава-теля, следователя, прокурора, которые мо-гут причинить ущерб вашим правам и сво-бодам, затруднить доступ к правосудию, вы можете обжаловать в суд. Жалобу лучше всего подать непосредственно в суд.
Судья рассматривает жалобу не позднее чем через 5 суток со дня ее поступления в судеб-ном заседании с вашим участием, а также с участием защитника, законного представи-теля и прокурора.
5. Составление протокола задержания.
Протокол задержания должен быть соста-влен после доставления вашего в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов. В нем указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задер-жания в качестве подозреваемого, резуль-таты личного обыска и другие обстоятель-ства задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и вами.
Вы можете отказаться подписывать прото-кол, о чем в протоколе делается соответст-вующая запись.
О вашем задержании по подозрению в со-вершении преступления дознаватель, сле-дователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания должны уведомить законных представителей.
Могу ли я быть заключен под стражу?
К вам как к несовершеннолетнему подозре-ваемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если вы подозреваетесь или обвиня-етесь в совершении тяжкого или особо тяж-кого преступления, а в исключительных случаях -- в совершении преступления средней тяжести.
В любом случае при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершен-нолетнему подозреваемому должна обсуж-даться возможность отдачи его под при-смотр. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, а именно:
? не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
иным путем не препятствовать производ-ству по уголовному делу.
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу рассматривается с участием подозреваемого, прокурора, за-щитника. В судебном заседании вправе так-же участвовать законный представитель не-совершеннолетнего подозреваемого.
Постановление судьи об избрании в качест-ве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжалова-но в вышестоящий суд в течение 3 суток со дня его вынесения.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый должен быть немедленно освобожден.
Содержание под стражей при расследова-нии преступлений не может превышать 2 месяца. Но в некоторых случаях срок содер-жания под стражей может быть продлен до 6 месяцев.
Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняе-мых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, -- до 12 месяцев и в отноше-нии лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, -- до 18 месяцев. Дальнейшее продление срока не допускает-ся, и лицо, содержащееся под стражей, под-лежит немедленному освобождению.
В срок содержания под стражей засчитывается время, на которое лицо было задержа-но в качестве подозреваемого.
Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребенка использовать право-вые знания в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарешения.
Источники
1. Конституция РФ
2. Уголовный Кодекс РФ
Литература
1. Антонян Ю.М. Личность преступника как объект предупредительного воздействия // Лич-ность преступника и предупреждение преступле-ний: Сб. науч. трудов. -- М., 1987. -- 127с.
2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. / И.П.Башкатов - М.: Юрист, 2000.- 302с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Просвещение, 1993. - 273с.
4. Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.2-5.
5. Бланков, А. С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А. С. Бланков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения детей и подростков. - М: МПА, 1996. С.3- 10.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975 г.-368 с.
7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.-- М.: Аргус, 1994.- 326с.
8. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие. -М.: Изд. центр «Академия», 2001. -- 160 с.
10. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М., 140с.
11. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - №5-6. - С. 45-49.
12. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в
России // Педагогика.-1996.-№ 5.
13. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.-- М.: Наука, 1994.-302с.
14. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.
15. Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. - М. - Ставрополь: Ставропольсерваисшкола,1998. - 228 с.
16. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учебное
пособие / Змановская Е.В. - М.: «Академия», 2003. - 288 с.
17. Дулинова Л.Т. и др. Детская безнадзорность: состояние и пути
преодоления. - М., 2000.
18. Игошев К.Е. Психология преступных проявле-ний среди молодежи. --М,: 164с.
19. Ильяшеико А. Н. Преступное поведение несовершеннолетних женского пола и его предупрежде-ние. -- М.: Просвещение, 1999
20. Сибиряков С.Л. Преду-преждение девиантного поведения молодежи. -- Вол-гоград, 1998.
581с.
21. Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист, 2005-
22. Яценко И. С. Конституционное право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. 496 с.
Приложение 1
Карта личности школьника группы риска
1. Общие сведения о школьнике:
Ф.И.О. __________________________________________________________ Дата рождения_________ Класс ________ Тип класса______________
2. Сведения о родителях:
Мать:
Ф.И.О _____________________________________________________
Возраст_________ Образование ____________________________________ Место работы и должность_____________________________________________
Отец:
Ф.И.О _______________________________________________________ Возраст_________ Образование________________________________________
Место работы и должность_________________________________________
Другие члены семьи, проживающие с ребёнком
________________________________________________________________
Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)
2. Дополнительные сведения о ребёнке
3.1. Ребёнок посещает следующие кружки, секции, клубы ____________________________________________________________________
3.2. Состоит на внутришкольном учёте (когда поставлен?)______________
3.3. Состоит на учёте в КДН (с какого времени) ______________________
3.4. Имеет условную судимость (указать статью и срок) _____________
3.5. Является воспитанником детского дома №_____
3.6. Был воспитанником спецшколы _________________
3.7. Как часто он пропускает уроки без уважительной причины?3.7.1. Постоянно. 3.7.2. Часто (4-7 уроков в неделю) 1.7.3. Редко (до 3 уроков в неделю).1.7.4. Не пропускает.3.8. Как часто он убегал из дома?3.8.1. Очень часто (более 5 раз). 3.8.2. Часто (от 3 до 5).3.8.3. Редко (1-2 раза).3.8.4. Никогда.3.9. Как можно охарактеризовать его положение в классе? 3.9.1. Положительный лидер.3.9.2. Полноценный член классного коллектива.3.9.3. Отрицательный лидер.3.9.4. Человек, которого не принимает большинство учеников его класса.3.9.5. Человек, которого активно отвергают, травят, преследуют сверстники.2. Дополнительные сведения о семье ребёнка4.1. Уровень дохода семьи на одного человека:
4.1.1. Значительно ниже прожиточного уровня.
4.1.2. Несколько выше прожиточного уровня.
4.1.3. Соответствуют прожиточному уровню.4.1.4. Несколько ниже прожиточного уровня.4.1.5. Значительно ниже прожиточного уровня.4. 2. Семейная ситуация (нужные пункты подчеркнуть):4.2.1. Семья в состоянии развода.4.2.2. Неполная семья (одна мать или один отец).4.2.3. Отчуждённость родителей из-за занятости.4.2.4. Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей.4.2.5. Жестокое и холодное отношение родителей с детьми.4.2.6. Оба родителя алкоголики, полная семья.4.2.7. Один родитель алкоголик, полная семья.4.2.8. Родитель-алкоголик в неполной семье.4.2.9. Семья с опекунами.а) престарелые; б) употребляют алкоголь; в) педагогически неграмотны.
4.2.10. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
4.2.11. Родители относительно хорошо выполняют свои функции
4.3. Условия проживания:
4.3.1. Благоустроенная квартира.
4.3.2. Одна или две комнаты в общежитии.
4.3.3. Коммунальная квартира в кирпичном доме.
4.3.4. Коммунальная квартира в деревянном доме.
4.3.5. Семья проживает в частном доме.
4.3.6. Другой вариант_______________________________
3. Опираясь на ответы школьника по анкете укажите:
5.1. Причины пропуска занятий_____________________________________
5.2. Причины побегов из дома (если убегал)___________________________
5.3. Группы людей, нарушающие его права___________________________
5.4. Что ему нравится в школе______________________________________
5.4. Кому подросток может доверять_________________________________
5.5. Какие способы улучшения ситуации он видит?
4. Используя методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения, оцените по 5-бальной шкале степень выраженности следующих характеристик:
№ п/п | Шкала оценки | ||||||
6.1. | Здоровье ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.2. | Общественная активность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.3. | Состав семьи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.4. | Степень выраженности аморальных проявлений в семье | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.5. | Степень выраженности асоциальных взглядов в семье | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.6. | Характер эмоциональных отношений в семье | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.7. | Характеристика внешкольных отношений со сверстниками | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.8. | Наличие жизненных планов и профессиональных намерений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.9. | Степень сознательности по отношению к учебной деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.10 | Уровень развития полезных интересов, знаний, умений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.11 | Отношение к педагогическим воздействиям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.12 | Коллективистские проявления | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.13 | Способность критически оценивать поступки сверстников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.14 | Самокритичность. Наличие навыков самоанализа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.15 | Внимательное, чуткое отношение к окружающим | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.16 | Волевые качества, восприимчивость к дурному влиянию | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.17 | Внешняя культура поведения, внешний вид, речь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.18 | Отношение к алкоголю и наркотикам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.19 | Отношение к курению | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.20 | Отношение к нецензурным выражениям | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Сумма баллов: |
Примерная программа по профилактики правонарушений
Таблица 1
Цель этапа | Основные направления в работе | Методы работы | |
1 этап Цель: Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или в ПДН | Первичная диагностика Определить "зоны" детского неблагополучия; Выявить индекс благополучия; Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу | Методы изучения личности (анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка). | |
2 этап Цель: Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка. | 1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых); 2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка; 3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка; 4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности; 5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности. | Методы коррекции - метод "педагогического взрыва", метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др. | |
3 этап Цель: Формирование законопослушного поведения подростка | 1.Формирование доверительных отношений с подростком; 2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности; 3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности. | Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др. Индивидуальная педагогическая поддержка Социальное проектирование. |