Правовое воспитание детей с противоправным поведением
p align="left">Распространение преступлений коры-стной направленности в среде школьни-ков подтверждает и динамика конкретных видов корыстных преступлений, их зна-чительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, сниже-ния жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых ус-ловий или даже выживания.

Между тем целевые исследования кри-минологов[3,96] показали, например, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом тре-тьем случае. В остальных это мотивы со-лидарности, самоутверждения в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофи-рованным возрастным легкомыслием.

Как уже отмечалось выше, среду школьников велика доля преступлений совершенных с корыстной или преиму-щественно корыстной мотивацией (нажи-ва как цель совершаемых преступлений проникла и в среду несовершеннолетни) правонарушителей). Приведем еще пример. Трое несовершеннолетних нанесли тяжкие побои, отобрали у него золотые часы, цепочку, деньги на сумму 4 тыс. рублей. По данным опроса, проведенного Комитетом по делам молодежи при Правительстве РФ, сегодня при мерно 6%, т.е. 2 млн, молодых российских граждан, вчерашних школьников, готовы убить человека, если им хорошо заплатят.

В аспекте изучения мотивации преступлений подростков интерес представ ляют ответы осужденных школьного возраста на вопрос о мотивах, побудивших совершить преступление, за которое он привлечены к уголовной ответственности. Как выяснилось, большинство подростков не испытывают чувства вины, сетуя на неудачные обстоятельства. Многие мотивируют свое поведение малодушием, слабохарактерностью, стремлением «не отстать от других»[16,98].

Типичным является признание, полу-ченное в ходе допроса группы подростков, совершивших кражи. Первые кражи ими совершались из озорства, а в дальнейшем они стали ориентироваться в своей пре-ступной деятельности на более серьезные объекты с целью заработать «большие» деньги.

В криминологической литературе так-же отмечаются характерные для большин-ства впервые совершенных несовершен-нолетними преступлений импульсив-ность, отсутствие преднамеренности, сла-бый учет последствий, отличающие их от преступлений взрослых.

Отличия обусловлены также возрас-том и социальным положением учащих-ся в системе общественных институтов: круг мотивов преступлений школьников более ограничен, чем у взрослых право-нарушителей; мотивация в ряде случаев носит печать инфантилизма. Многие преступления совершаются на почве ин-тереса, страсти к путешествиям, стрем-ления к самоутверждению в группе, лже-товарищества, псевдоромантизма, пре-стижно-потребительских интересов. У многих подростков искаженное пред-ставление о мужестве.

Так, находясь в зале игральных автома-тов с другими ребятами Н. из хулиганских побуж-дений (от нечего делать, ради «прикола») позвонил по телефону-автомату и передал в специальную службу «02» УВД заведомо ложное сообщение о яко-бы заложенном взрывном устройстве в школе. Мотивом преступления явился интерес, «что же будет?».

Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за преступления, со-вершенные другими. При этом сотрудни-ки правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в во-просах педагогики и психологии подро-стков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факто-ров, исключающих «злую волю».

Учитывая вышеизложенные обстоя-тельства, по мнению некоторых исследо-вателей, подростки нередко совершают безмотивные преступления. Полагаем, что безмотивных преступлений не быва-ет. Но несовершеннолетние часто совер-шают преступления с неосознаваемыми мотивами. В воспита-тельной колонии особо выделялся В.: взгляд удивленный, будто так и не понял, что с ним произошло и как он здесь очу-тился. При беседе с ним о родных и близ-ких упомянул только о бабушке, которую очень любил. Еще посещая школу, при-страстился к наркотикам, бросил школу. Потом умерла бабушка. Приняв боль-шую дозу наркотиков, в драке убил чело-века.

Неосознанные мотивы могут закре-питься в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставля-ют отпечаток на эмоциональной структу-ре личности и при определенных услови-ях порождают соответствующие формы поведения. Неосознаваемые мотивы про-являются также у несовершеннолетних с различными патологическими, но не ис-ключающими вменяемости особенностя-ми личности. В этих случаях, по мнению С.А.Беличевой, у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить посту-пок, который сам он расценивает как не-допустимый[3,100]. Ряд ученых[16, 17 ], изучив лич-ности этих преступников, отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступ-ку, который проявляется вовне, предше-ствует обычно длительное внутреннее со-зревание антисоциальной направленнос-ти личности.

Выделяют мотивы двух уровней. Пер-вый из них назовем предметным, по-скольку он выполняет функции непосред-ственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чу-жим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уро-вень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реа-лизуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное ут-верждение своего «Я», защита своего би-ологического и социального существова-ния. Учащимся более, чем взрослым пре-ступникам, свойствен второй уровень.

Духовный вакуум, в котором находят-ся современные подростки, и их право-вая безграмотность ведут к немотивиро-ванному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступ-ления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ), «ван-дализм» (ст. 214 УК РФ), «неправомерное завладение автомобилем или иным транс-портным средством без цели хищения» (ст. 166 УК РФ) и т.п., ошибочно полага-ют, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родите-лей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.

Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива преступле-ния, как «неприязненные личные отно-шения». В основном именно по этой мо-тивации возникают драки между учащи-мися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.

Новым (в соответствии с духом време-ни) является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому не-редко становятся субъектами преступных посягательств. Так, на вопрос «Чувствуе-те ли вы себя защищенными?» 58% уча-щихся ответили отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жиз-ни, надеются на свою силу, «крутых» дру-зей и старших братьев.

Исследования[17] во многих регионах страны показали, что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в шко-лах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой приме-нения холодного и огнестрельного ору-жия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов (по результатам анкетирова-ния). Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности пе-ред теми, кто оскорбляет их честь и до-стоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формиру-ются мотивы многих насильственных пре-ступлений среди школьников (об этом свидетельствуют данные анкетирования). Большинство школьников-дагестанцев способны совершить преступление в це-лях самозащиты и защиты интересов сво-их близких («Унижать и причинить вред себе и близким людям ни за что не поз-волю»). Здесь сказываются характерные особенности менталитета народа.

В заключение еще раз подчеркнем, что залогом успешной профилактической де-ятельности и практической работы по ре-социализации несовершеннолетних пра-вонарушителей является выявление субъ-ективных причин преступного поведения, их мотивов. Многие известные ученые-юристы отмечают также важность глубо-кого изучения мотивов преступлений для эффективного использования воспита-тельного воздействия на несовершенно-летних осужденных.

1.3. Правовое воспитание школьников как средство коррекции

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-право-вой культуры. В юридической и специальной психоло-го-педагогической литературе, анализирующей правосоз-нание подростков с девиантным поведением, выделяют-ся следующие его особенности.

Во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статья-ми Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследо-ваний показывают ограниченность этих знаний, отсут-ствие четкости представлений о правовых нормах.

Во-вторых, подростки испытывают затруднения в со-поставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную ша-лость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление.

В-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состо-янии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена.

В-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководству-ются не нормой закона, а мотивом действия. Если, напри-мер, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления.

В-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авто-ритетных для них людей или воздействия мнения груп-пы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправ-ные действия или принимают решения об их совершении.

Отсюда следует, что важнейшим средством профилак-тики и педагогической коррекции противоправного поведе-ния является правовое воспитание школьников, которое фор-мирует самостоятельную форму сознания -- правосознание.

Как сказано в учебнике по педагогике под редакцией, правовое воспитание -- это организованное, систе-матическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, на-выки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания несовершеннолетних заклю-чается в формировании их правосознания и в обеспече-нии на этой основе сознательного и активного правомер-ного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правово-го просвещения во внеклассной и внешкольной работе; в)активного участия в правоохранительной деятельнос-ти в школе и по месту жительства; г) повышение право-вой культуры родителей и педагогов.

Педагогами выделяются следующие основные требования к организации правового воспитания школьников:

· наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

· стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

· активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

· связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

· обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

· учет психологических особенностей школьников[].

Основой правового воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способ-ствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, опре-делять грань между дозволенным и запрещенным, выби-рать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников должно способ-ствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которо-го производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формиро-вание такого понятийного аппарата -- одна из важней-ших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоя-тельному, правильному и сознательному усвоению пра-вовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления право-вой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитан-ности личности.

Содержание правового просвещения несовершеннолет-них должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с кото-рыми наиболее важно для юношей и девушек, вступаю-щих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений.

Кроме того, существует ряд подзаконных актов, зна-комство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в об-щественных местах, Правила дорожного движения, Пра-вила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения со взры-воопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правового просвещения учащих-ся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюс-трируются местным материалом; правовые беседы; исполь-зование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформироватьЈвое отношение к ним; наглядная агитация (тематические стен-ды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).

Важной составной частью процесса правового воспи-тания старшеклассников является участие их в активной правоохранительной деятельности. Вовлечение учеников в такую деятельность решает две взаимосвязанные зада-чи: с одной стороны, они участвуют в конкретных мероп-риятиях по поддержанию дисциплины и правопорядка среди несовершеннолетних в школе и ее микрорайоне, с другой -- у них вырабатываются правовые убеждения и навыки правомерного поведения. Именно в процессе ак-тивной правоохранительной деятельности школьники учатся практически применять нормы действующего за-конодательства в повседневной жизни, приобретают опыт использования их в борьбе против правонарушений.

Известно, однако, что источником положительного воспитывающего влияния является не всякая деятель-ность, а только такая, которая организована педагогичес-ки правильно.

Одно из важнейших условий педагогически правиль-ной организации правоохранительной деятельности -- со-здание положительного эмоционального отношения к ней учащихся. Этому способствуют следующие обстоятель-ства: раскрытие ее общественной значимости и интерес-ное содержание самой деятельности.

Другим важным условием является обеспечение каж-дому школьнику активной позиции, т. е. предоставление им возможности проявлять инициативу, предприимчи-вость, самостоятельность, независимость и т. д. Это по-зволяет им самоутвердиться в коллективе сверстников, за-воевать авторитет у окружающих. Активная позиция спо-собствует более глубокому осознанию и усвоению уча-щимися правовых норм, обостряет чувство ответствен-ности, укрепляет связь с коллективом. Пассивная же позиция рядового исполнителя, от которого мало что зависит и мнение которого никого не интересует, вызы-вает у школьников чувство острой неудовлетворенности и побуждает их в конечном итоге отойти от участия в мероприятиях такого рода.

Следующее важное условие организации правоохра-нительной деятельности -- систематический анализ и оценка уже выполненной работы. Любое мероприятие должно завершаться его анализом и оценкой действий каждого участника. Это способствует улучшению орга-низации такой деятельности и формированию здорового коллектива, оптимизирует процесс формирования нрав-ственного и правового сознания подростков.

Существует еще одно важное требование к организа-ции правоохранительной деятельности: она должна быть направлена на поддержание дисциплины и правопоряд-ка преимущественно среди несовершеннолетних (а не взрослых), осуществляться в основном в школе, микро-районе школы и во внешкольных детских учреждени-ях, проходить при обязательном участии, контроле и руководстве со стороны взрослых (А. Е. Тарас).

Выделяют следующие формы участия школьников в правоохранительной деятельности: отряды юных друзей милиции, так называемые «зеленые» или «голубые» пат-рули по охране природы, отряды юных инспекторов до-рожного движения, добровольные детские пожарные дру-жины, а также активное участие в деятельности инспек-ций по делам несовершеннолетних и общественных пунктов правопорядка, работа по пропаганде правовых зна-ний среди населения и младших школьников и др.

Эффективность правового воспитания учащихся во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен-ной правовой культуры.

Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей яв-ляются университеты и лектории правовых знаний, от-дельные лекции специалистов, семинары и конференции, методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное изучение юридической литературы и ак-тивное участие в организации и проведении мероприя-тий по правовому воспитанию школьников, но пропа-ганде правовых знаний среди населения.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по по-вышении) правовой культуры родителей учащихся, ко-торые, СОГЛАСНО Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами об-щества и нести ответственность за соблюдение их деть-ми морально-правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых ви-дов правовой пропаганды среди родителей относятся та-кие, как университеты и лектории педагогических и пра-вовых знаний, родительские собрания и конференции. Эти формы работы положительно влияют на основную массу родителей.

Однако родители трудновоспитуемых учащихся, кото-рым особенно необходимо знание законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприяти-ях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в актив-ную правоохранительную деятельность, рекомендация пра-вовой литературы для самостоятельного изучения.

От того, как организовано правовое воспитание школь-ников, во многом зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что: приобретение знаний в процес-се правового воспитания закономерно связано с углубле-нием познания социальной действительности и развити-ем интереса к нравственным и правовым идеалам совре-менного общества; в процессе правового воспитания ук-репляется способность личности правильно ориентиро-ваться и поступать в сложной (особенно конфликтной) ситуации; целенаправленное правовое воспитание укреп-ляет и развивает правосознание несовершеннолетних.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать