Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников
p align="left">

На основе выводов ученых М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Н.С. Черноусовой рассмотрим разработку и описание технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников.

Остановимся подробно на технологии работы над сочинением.

Виды сочинений.

Сочинение в школе занимает особое место, ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний - к таким условиям, какие складываются в жизни.

Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.

В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).

В зависимости от источников материала выделяются:

Во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсии, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;

Во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;

В-третьих, сочинения, где используются материал разных источников, например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта.

Особо следует отметить сочинение на основе творческого воображения - по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т.п. В сочинениях этого типа реализуется различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По типам текста сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в начальных классах чаще всего используются повествования с элементами описания и рассуждения.

Жанры в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы.

По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные (художественные) и «деловые» (научные) [10, c.374]

Первые это преимущественно рассказы о событиях и описаниях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объяснения, математические задачи и другие.

Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам:

- природа нашей Родины - лес, поле, река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы;

- труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;

- лучшие представители народа в прошлом и настоящем;

- наша великая Родина;

- школа, семья, товарищи.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, выбрать методические средства.

Разнообразие детских творческих работ настолько велико, что все охватить невозможно. Но показать некоторые примеры необходимо.

Сочинения - миниатюры.

Почти всегда они - продукт свободного творчества. Подготовка к таким сочинениям сводится к созданию творческой атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач. Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-то случае»; «о каком-то зверьке» и т.п. Следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии.

Приведем несколько примеров миниатюрных сочинений, написанных в условиях урока во II классе; работа продолжалась 20 мин.

Про стол.

В лесу росла высокая сосна. Ствол золотой, а высоко зеленая шапка. Пришли лесорубы и ее спилили. По лесной дороге сосну свезли на завод, ее распилили на доски. Из досок сделали стол.

Грамматическая тема урока была «Родственные слова».

Кошка.

У нас есть кошка Мурка. Шерстка у нее, как бархат. У кошки есть маленькие веселые котята. Они пушистые, как шарики, бегают за бумажкой на веревочке. А когти у них остренькие.

В этой миниатюре - два сравнения, три эпитета, и все это подобрано вполне удачно.

Сочинение малых форм создают непрерывность системы самостоятельного письма учащихся, служат как бы фоном для крупных сочинений и других творческих работ.

Описание картины.

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.[9, с.414]

Велика роль картины в развитии творческого воображения учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте.

Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы ученику. Она облегчает ему познание жизни. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи. Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин и по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок творческому воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины. Сочинения по серии картин проводятся в 1, 2 и реже в 3, 4 классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в 1 классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Учащиеся направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики. Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт должен, создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности. Описание картины - самая трудная форма сочинения. Учащиеся описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины; во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины. От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей, творческое воображение. [9, с.420]

Сочинение на литературные темы.

В последнее десятилетие, в связи с принятием программ по литературному чтению и выходам в свет учебников по литературе для начальных классов, возрос интерес к литературным сочинениям. Обратились к опыту младших классов гимназии XIX в.

Сегодня сложилась такая типология сочинений на литературном материале:

а) отзыв о прочитанной книге, об отдельных произведениях - рассказах, сказках, стихотворениях. Это наиболее частый тип сочинения на литературном материале;

б) сочинение на обобщающую тему на основе нескольких произведений, возможно, разных авторов, например, «Весна в русской поэзии», «Стихи о России», «Мир животных в творчестве К.Г.Паустовского»;

в) сочинение о творчестве одного писателя: «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в творчестве Н.А.Некрасова», «Я люблю читать К.И.Чуковского»;

г) рассказ о героях произведений литературы (подступы к сочинению - характеристике): «Полководец Суворов (по рассказам С.Алексеева)», «Ванька Жуков, его радости и горести», «Сын полка В.Катаева», «Обезьяна в баснях И.А.Крылова», «Рики-Тики-Тави-победитель».

Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении - так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения рассматриваемого типа должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными текстами, а также словарями, справочниками. [9, с.417]

Сочинение сказок.

Методика развития речи детей издавна опиралась и на сказочные сюжеты, и на язык сказки. Сказка и сегодня используется в детских садах и в школе. Дети любят не только слушать и читать сказки, но и сами их рассказывают, перестраивают сюжет, добавляя новые линии действия, новых персонажей, придумывая приключения.

Особенно интересен опыт В.А.Сухомлинского в пробуждении творческих способностей детей. В Павлышской школе (Украина), где он был директором, установилась традиция: каждый ученик начальных классов должен был сочинить сказку. Сказки записывались, было разрешено их совершенствовать, улучшать. Дойдя до выпуска из средней школы, юноши и девушки получали свои сказки, сочиненные в начальной школе, из 45-томного собрания детских сказок. Приводим пример.

Что куют кузнечики.

На высоком степном кургане с утра до поздней ночи куют кузнечики. У них здесь большая кузница. На большом листе крапивы устроили они себе наковальню. Берут полосу железа, меди, стали, кладут на наковальню и бьют молоточками.

А что же они куют?

А вот что: латы, шлемы, рога жукам. Со всей степи прилетают в кузнецу рогатые жуки. Просят кузнечиков: «Сделайте доспехи!»

Кузнечики никому не отказывают. Прочные доспехи жуков - все это работа кузнечиков. [9, с.419]

Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся.

Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описания одного предмета, например березы, сосны, дома, железнодорожного моста, часов; сравнительные описания (у Ушинского - «Заяц и Орел»); рассказы о походе, экскурсии, путешествии на основе длительных наблюдений, а зачастую и на опыте собственного труда - «Полевые работы в сентябре», своеобразны отчеты о проделанной работе - «Как мы сажали деревья в будущем парке» и рассуждения - «Лучшая профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнезда». Бывают описания трудового процесса, напоминающие инструкцию: «Как сделать скворечник»; «Как охотники определяют, где север, где юг»; «Какие работы я выполняю в школе и дома»; «Как убирают улицы в городе зимой»; «Мои игрушки» и мн.др.

Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями.

Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об использовании этого дерева для пользы людей: березовая древесина используется в строительстве, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для сбора ягод, а в старину на бересте писали и мн. др. Такой вариант сочинения развивает точность выражения мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом - формирует научный стиль речи.

Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет березу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудет зеленый шум».

О летней березе расскажет как о тенистом укрытии от палящего зноя.

И всего прекраснее береза в нежно-золотистом осеннем наряде.

Береза - любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины знаменитых художников…

Пример сочинения по личным наблюдениям ученика [9, с.421]

Поздняя осень.

Золотая осень уже давно кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках.

По ночам уже бывают морозы, утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах. Не за горами зима. ( II класс).

Этапы подготовки к сочинению.

«Сочинения, если под ними подразумевать упражнение дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, то есть по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз». [25, с.300]

Слова К.Д. Ушинского актуальны и значимы по сей день, поскольку отражают не только направленность уроков русского языка («главное занятие»), сущность сочинения как «дара слова», но и специфику деятельности учащихся в написании сочинения «… самостоятельными усилиями <…> выразить <…> свою самостоятельную мысль».

Написание сочинения - это сложный процесс как для ребенка, так и для взрослого человека, потому что от пишущего требуется не только сформулировать свою мысль и найти средства для ее выражения, но и желание, умение осуществлять этот процесс (иметь свой речевой опыт в осуществлении данной работы).

Выбор темы и план.

Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период - определение тематики сочинений. Тема - это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении, развивая тем самым творческое воображение учащихся. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены учащиеся к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. [10, с.383]

Так, детям предложена тема «Первые признаки весны». Школьники могут его озаглавить по-иному: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, художественные заглавия. В то же время нельзя забывать, что заглавие помогает понять замысел. Так, название сочинения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы нашего края» предполагает более широкое содержание, стиль, близкий к деловому. [10, с.384]

Тему помогает раскрыть план, обычно из 3-5 пунктов; так широкая тема «Осенью» может иметь такое содержание, отраженное в плане:

1. Сентябрь, первые признаки осени в природе.

2. Последние полевые сельские работы.

3. Радостные дни золотой осени.

4. В нашем саду: снимаем урожай яблок и слив.

В зависимости от типа и задач сочинения детали подготовительной работы меняются, но есть общие ступени подготовки: первая - ситуация, вторая - мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на выставку, в парк), участие детей в труде, поездки, переписка с другими школами, встречи с интересными людьми, посещение театра и пр. Необходимо создать у детей определенное настроение.

План - необходимая ступень любого действия, любого высказывания. [9, с.406]. Обдумывая свою речь, особенно монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план - письменный, затем - устный, затем - мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В I классе план нередко дается в виде вопросов; во II классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется коллективно; в III и в IV классах - индивидуально.

В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на образцы. Вот варианты формулировок плана:

Назывные предложения

Повествовательные предложения

Прогулка в лес.

1.Приготовление.

1. Мы собираемся в лес.

2.Лесные картины.

2. В лесу очень красиво.

3.Жители леса.

3. Лес полон жизни.

4.Наши игры на поляне.

4. Мы хорошо поиграли!

Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картинке составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.

План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения. [9, с.406]

Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом. [9, с.408]

Накопление материала

Накопление материала - вторая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать