Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников
p align="left">Прощайте, любезная маменька. Я живу только надеждой свидеться с вами вновь. Евгений Б.

- Как построено письмо? К кому оно обращено?

Учащиеся работают на карточках с текстом писем и карандашом отмечают структурные компоненты письма, языковые обороты, свойственные данному жанру.

Структура письма:

- обращение;

- общие проблемы;

- событие;

- пожелания;

- прощание.

- Кому будет адресовано ваше письмо сегодня? Выберите адресат.

С какой целью вы хотите написать письмо?

Учащиеся работают в творческих тетрадях, отбирая материал по собственному желанию, но с учетом требований данной работы.

- В какой последовательности вы будете рассказывать о событиях в своем письме?

Отберите слова с учетом задачи, адресата и структуры письма, которые помогут вам составить его содержание.

Таким образом, изученная форма письменного сообщения позволяет школьникам расширить речевой опыт в создании текста, раскрывается творческий потенциал учащихся.

Организовывая обучение младших школьников вариативному раскрытию темы сочинения в соединении всех составляющих эту вариативность (понимание отправителя, постановка коммуникативной задачи, определение адресата, отбор сюжета и наполнение его лексикой), урок приобретает характер свободного обсуждения возможных вариантов сочинения, что создает предпосылки для творческого волеизъявления школьников в выборе своего направления в раскрытии темы сочинения.

Приведем фрагмент урока сочинения по серии сюжетных картинок и заданной теме в III классе [16, с.36]:

- На какие вопросы нужно ответить, чтобы понять тему сочинения? (Кто? Кому? Зачем? О чем?)

В творческих тетрадях учащиеся записывают тему сочинения и, обсуждая поставленные вопросы, фиксируют ответы на них. Таким образом, не только происходит осмысление темы, но и выдвигаются варианты ее раскрытия, что в дальнейшем может составить содержание детской работы. Отвечая на вопросы, учащиеся опираются на рисунки и собственные представления о предмете обсуждения.

Образец записи ученика в творческой тетради:

Затем дети выбирают один из обсужденных вариантов в раскрытии темы, оговаривают тип создаваемого текста (в данном случае - повествование с элементами описания), набирают лексический материал относительно каждой части текста, тем самым выстраивают сюжет сочинения.

Приведем примеры детских сочинений.

Рассказ подснежника.

Я - подснежник. Меня так называют потому, что я родился под снегом. Я очень красивый. Мне хочется рассказать свою историю.

Я спал под тонким снежным покрывалом, но что-то нарушило мой сон, и я открыл глаза. Передо мной мелькали желтые, красные, оранжевые и синие огни. Восхитительное зрелище! Я захотел узнать, отчего же это происходит? Чтобы узнать это, я стал пробираться вверх. Ай! Яркий свет ударил мне в глаза. Какая красота вокруг! Я поднял голову и увидел добродушного гиганта, который с интересом смотрел на меня. «Кто ты?» - спросил я. «Дуб», - ответил гигант. «А я - подснежник, потому что родился под снегом. А что это за шар, излучающий тепло и свет?» - спросил я. «Это солнце! - ответил дуб. - Когда оно светит - день, а нет его - наступает ночь». Как много нового я узнал! Какой же это большой, таинственный и красивый мир!

Чувства переполняли меня. Мне хотелось жить и петь...

Но подснежник жил недолго. Вскоре он отцвел, но снова родится весной.

Рассказ подснежника.

Я - подснежник и очень красив. У меня два длинных узких листа, а стебель вместе с цветком похож на стрелу. Я - первый вестник весны, потому что начинаю расти ещё под снежным покрывалом. Мне там уютно.

Ранней весной я появился на проталине. Какая необыкновенная картина! Перед моими глазами появилась стройная красавица. Она была и добрая, и ласковая, и высокая, ее звали берёзкой. Она обрадовалась мне. Рядом с собой я увидел несколько похожих на меня цветков. Они были тоже прекрасны.

Безусловно, обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения - это сложный аспект в работе учителя, требующий от него свободного владения собственной речью, стремления постоянного самосовершенствования. Когда на уроке создается ситуация набора вариантов в раскрытии темы сочинения, у детей появляется живой интерес к работе.

Еще один подход при работе над сочинением представляется нам значимым.

Он связан с созданием речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения.

Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Один из способов развития мышления - это развитие речи. Признаки сформированного и гибкого мышления - умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить свою речь.

Работа по развитию речи должна проводиться с самых первых ступеней обучения.

Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:

1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, но и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств;

3) написание сочинения.

Покажем, как организуется подготовка к сочинению во II классе.

Сочинение «Наши сказки»

Создание речевой ситуации. Проведение сочинения планируется перед

8 Марта. За 1,5 недели до этого с детьми проводится классный час о мамах и принимается решение к празднику создать книжку сказок нашего класса для мам, подарить ее на празднике.

Предварительная подготовка проводится с начала третьей четверти на уроках чтения, русского языка, изобразительного искусства. В классе вывешивается лист ватмана, на который дети за последнюю неделю собирают слова, словосочетания для своих сказок. Кроме того, в центре листа находится рубрика «Проверь себя!» в виде викторины «вопрос - ответ», причем ответы скрыты за откидными полосками бумаги. Детям для повторения и самопроверки предлагаются следующие вопросы: назови три вида сказок. Назови три части сказки. Какие слова употребляются в зачине? Какие слова употребляются в концовке? Какие две силы всегда борются в сказке? Какая сила всегда побеждает? Назови магические числа, сказки. Данные вопросы рассматриваются на уроках чтения и изобразительного искусства. Лист выглядит так:

Герои сказок

Проверь себя

Сказочная местность

Положительные

Отрицательные

вопрос

ответ

Волшебные предметы

Волшебство

Собранный языковой материал позволяет сильным и средним ученикам систематизировать знания, а слабым - пополнить их.

Начиная урок, учитель создает дополнительную речевую ситуацию, настраивая детей на написание сказки:

- Я хочу рассказать вам историю одной книги и одной писательницы. Эта книга называется «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», написала ее Астрид Линдгрен. Как эта женщина стала писательницей? Литература вовсе не была ее профессией. Много лет она помогала мужу печатать на машинке, а вечерами рассказывала детям разные истории. Но как-то зимой она поскользнулась на улице и сломала ногу. Чтобы не скучать, она стала записывать свои сказки: решила сделать подарок дочери на день рождения - самодельную книжку. Дочка уговорила маму послать эту книжку в издательство. Так и появились на свет различные книги со сказками Астрид Линдгрен.

Вы пока еще учитесь, но, может быть, кто-то из вас в будущем станет писателем. А скоро приближается праздник - 8 Марта. Что вы можете подарить мамам? А можете ли вы подарить свои произведения, которые сочините и напишете сами? (Да.)

Далее проводится работа над пословицами о сказке, работа с выставкой книг, инсценировка, по которой дети устанавливают три части сказки и составляют план:

1. Зачин. 1-2 предложения. С чего все началось.

2. Основная часть. 8-10 предложений. Как все произошло.

3. Концовка. 1-2 предложения. Добро побеждает зло.

План записывается на доске и в тетрадях. Слабым, неуверенным ученикам раздаются индивидуальные карточки с приблизительными словами по каждой части плана. Затем с помощью таблиц на доске составляется схема составных частей волшебной сказки, где в частности, рассматриваются волшебные предметы, и происходит знакомство со сложными словами (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, ковер-самолет). Затем дети приступают к написанию сочинения.

На наш взгляд, создание речевой ситуации как отдельного этапа и включение его непосредственно в подготовку к сочинению приводит к заинтересованности учащихся в написании сочинения, неравнодушному отношению к собственному словесному творчеству.

Особого внимания заслуживает сочинение по картине. Предлагаем один из возможных вариантов проведения урока развития речи на тему: «Подготовка к сочинению - описанию по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

Фрагмент урока.

1. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине).

Вопросы.

1) Как строится описание?

2) Каковы задачи художественного описания? (Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка.) Своеобразие описания по картине заключается в том, что: а) необходимо понять замысел художника; б) уяснить, как художнику удалось воплотить свой замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение); в) передать свое отношение к пейзажу на картине, чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

3) Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным? (Сравнения, красочные определения, слова в переносном значении.)

4) А какая часть речи поможет вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное.)

Слово учителя. - Константин Федорович Юон (1875--1958 гг.) - крупнейший русский живописец, создатель глубоко национальных образов русской природы. Родился художник в Москве. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юон постоянно писал скромную и прекрасную среднерусскую природу. Его пейзажи всегда отличались поэтичностью, задушевностью и жизнерадостностью. Любимой темой художника были конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Сине-белый снег, ясное голубое небо и заливающее все своим теплом и светом весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса - все это живо предстает перед нами на полотнах К.Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Поддень» впечатляют, создают бодрое, жизнерадостное настроение.

2. Рассматривание картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Вопросы.

1). Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

2) Каков по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы...»?

3) Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился художник, чтобы снег оказался хорошо освещенным? (Какую позицию по отношению к солнцу он занял?) Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?

Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна:

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мертвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов.

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

4) А как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо?

5) Как задний план картины помогает Юону воплотить замысел? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?

Вывод, обобщение о замысле художника и путях его воплощения делает сам учитель.

3. - Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника K.Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского,

который в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка».

Вопросы.

1). Что вы представляете себе когда слышите эту музыку?

2). Как звучит мелодия в музыке Петра Ильича Чайковского?

3). Понравилась ли вам эта музыка и чем?

4). Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского?

(П. И. Чайковский и К. Ф. Юон умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувство любви и восторга. Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками -- пробуждение природы, наступление весны.)

4. - Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихи о весне вы знаете? (В марте и на корыте поедешь. Весною сверху течет, а снизу морозит. Осень прикажет, а весна свое скажет. Весна днем красна. Весна да осень - на дню погод восемь... и т. д.)

Учитель обращает внимание на эпиграф урока, записанный на доске:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А.С. Пушкин.)

- Почему А.С. Пушкин называет весну утром года? Как природа встречает весну?

(Весна -- это утро года. Все в природе находится в ожидании своего полного расцвета. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном народном творчестве, в поэзии, живописи, музыке.)

5. Речевая подготовка.

Слово учителя. - Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтологии).

Задание 1. Подберите синонимы к словам:

художник -- живописец, мастер кисти, пейзажист;

создаёт -- пишет (но не описывает и не рисует);

картина -- полотно, репродукция;

блестит -- искрится, сияет, сверкает;

(богатство тонов) поражает -- удивляет, изумляет.

Задание 2. Найдите неточно употребленное слово и замените его.

Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (надо -- тона).

Снег отсвечивает нежными красками (надо -- оттенками) розоватого, голубого, зеленого.

Полотно оставляет (надо -- создаёт) радостное настроение.

Задание 3. Определите, в чем ошибка, и исправьте ее.

Солнечный свет отражается на снег (на чем? -- на снегу).

Картина полна светом (чего? -- света).

Радоваться теплом (чему? -- теплу).

Снег переливается в разные цвета (чем? -- разными цветами).

Полотно показывает о прелести этой поры (что? -- прелесть).

6. Беседа.

Вопросы.

1).Почему при описании предпочтение следует отдавать настоящему, а не прошедшему времени глаголов? (Это усиливает живость описания.)

2).Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями? Например:

На первый взгляд картина кажется темноватой. Но всмотритесь в нее! Как сияет небо! Как искусно передал живописец богатство оттенков снега! Разве это не впечатляет?!

3). Можно ли в этом сочинении воспользоваться такими образами? Объясните, почему нельзя (белоснежный ковер; снег, как цветной ковер).

4). Укажите, в каких случаях будет уместно пользоваться переносным смыслом (вводить олицетворения): берёзы радуются, солнце льёт свет, снег играет...).

- Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

7. План поможет вам сделать описание последовательным:

1). Какое впечатление производит на вас картина К. Ф. Юона?

2). Каков замысел художника?

3). Как рисунок переднего плана, освещение позволяют автору раскрыть основную мысль?

4). Как выглядит снег на картине? Почему он такой красочный?

5). Как задний план картины помогает Юону воплотить свой замысел?

6).Что вам особенно нравится в полотне Юона?

Учитель обращает внимание детей на правописание слов, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. (они записаны на плакате).

8. После этой подготовки учащиеся приступают к работе (пишут сочинение).

Проведенная работа по подготовке к сочинению-описанию природы по картинке позволяет сделать вывод о том, что только целенаправленная систематическая работа по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи. Сочинения в продуманной системе должны привести к постепенному овладению богатствами русского языка, к умению пользоваться этими богатствами.

Деятельность учителя на уроке должна быть четко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика, вызвать потребность самовыражения. Занимаясь творчеством ученик если и не будет художником, то научится глубже понимать произведения искусства. Важную роль в этом играют сочинения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать