Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников
p align="left">В заключение хочется отметить, что организованная таким образом работа по подготовке и проведению сочинений способствует развитию самостоятельности ученика, сотворчества, вовлечению учащихся в живой процесс тесного сотрудничества с учителем и друг с другом, вызывает потребность у учащихся самовыражения.

Заключение

Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни», - справедливо указывала М.А.Рыбникова. [20]

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой - средством достижения конечной цели - формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

Формирование духовно богатой, активной личности предусматривает в качестве одной из важнейших задач свободное владение языком как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Для того, чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания по работе над сочинением как способом развития творческого воображения младших школьников.

Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям.

На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей и изучения психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:

1.В процессе работы над сочинением необходимо опираться на знание психолого-педагогических основ развития творческого воображения, а также на знании технологии работы над сочинением.

2.Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов по подготовке и проведению сочинений.

3.Как показывает практика, успех работы над сочинением зависит от того, насколько детям интересна тема сочинения.

4.Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству.

5.Сочинение рождает у учащихся веру в себя, дисциплинирует мысль, развивает творческое воображение, фантазию.

6.Именно на уроках, где учащиеся пишут сочинения, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в детях духовную окрыленность.

Список литературы

1. Балашова Т.Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению - описанию природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» // Начальная школа.-1996.- №2.-С.20.

2. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Сюжетные картинки по развитию речи. 1 класс. М., 1974.-212 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.-512 с.

4. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной.-2-е изд., стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-464 с.

5. Ковалева Л.Н. Обучение младших школьников письму сочинений и изложений //Начальная школа.-1991.-№12.- С.12.

6. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед.уч-щ.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.-336 с.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов -на-Дону: Издательство «Учитель», 2002.-176 с.

8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.-176 с.

9. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-464 с.

10. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.-468 с.

11. Львова М.Е. Игрушка - источник связного высказывания первоклассника.//Начальная школа.-1988.-№2.- С.30

12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990.-301 с.

13. Никитина Л.А. Можно и нужно ли учить детей вариативности в раскрытии темы сочинения? // Начальная школа.-2004.-№9.- С.43

14. Никитина Л.А. Уроки речи в 1 классе: Учеб. тетрадь. Барнаул, 1999.-С.49.

15. Никитина Л.А. Уроки речи во 2 классе: Учеб. тетрадь. Барнаул, 2000.-С.31.

16. Никитина Л.А. Уроки речи в 3 классе: Учеб. тетрадь. Барнаул, 2000.-С.38.

17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994.-603 с.

18. Потураева Л.В. Обучение сочинению в I-III классах. // Начальная школа.-1988.-№2.- С.36

19. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. СПб.: Спец. лит., 1997.-326 с.

20. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.: Просвещение.1985.-237 с.

21. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. /Составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.-240 с.

22. Самойлова Е.А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения.//Начальная школа.-2002.-№10.- С.51

23. Столяренко Л.Д. Основы психологии, 4-е изд., перераб. и доп. (серия «Учебники, учебные пособия».) - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001.-672 с.

24. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996 - 240 с., ил.

25. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.//Родное слово: кн. для детей и родителей. Новосибирск: Дет.лит., 1994. -218 с.

26. Черноусова Н.С. Сочинение в начальных классах. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1976.-175 с.

Приложение 1

«Осень золотая»

1. Спишите с доски 2-3 предложения из знакомых стихотворений и продолжите их:

Унылая пора! очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

2. Спишите тексты с доски, вставляя пропущенные буквы и слова. Слова в скобках пишутся в «Словах для справок».

а) Нарядилась в красный сарафан (осинка). Почистила свою белую юбочку (березка). Надел красавец (тополь) желтую рубашку. Стройная (елочка) расправила складочки на зеленом нарядном платье.

б) Все лето листья (подставляли солнцу свои спинки. К осени листья пож..лтели, стали (золотыми), как (солнышко). Пол...тели они птицами по ветру. Зашумел в л...су золотой (дождь).

3. Озаглавьте текст, вставляя пропущенные буквы и слова.

Тонкий туман ... над желтыми полями. В мягком воздухе ... осенний аромат. Сквозь обнаженные сучья деревьев ... небо.

Слова для справок: видно, расстилается, разливается.

4. Запишите предложения-ответы на вопросы.

Что можно сказать о сегодняшнем дне? Какой сегодня день? Что было вчера? Что вы заметили сегодня, когда шли в школу? Какой дул ветер? Что он делал с листъями?

После проведенной подготовки дети пишут сочинение на тему «Осень»

Осень.

Пришла золотая осень. Деревья оделись в нарядные платья. Берёзка зазвенела золотыми листьями. Осинка в красное платье нарядилась, закраснелась, словно кого-то застеснялась.

Приложение 2

Устные ответы на вопросы по демонстрационным картинам.

В альбом демонстрационных картин по развитию речи в 1 классе включены картины предметные, сюжетные и пейзажные. Каждая из картин содержит материал, по которому можно составить ответы на вопросы, объединенные темой. Тематика демонстрационных, картин тесно связана с материалом для чтения, данным в «Азбуке», и работа с картиной поможет учащимся глубже понять и осознанно усвоить прочитанное. Вопросы учителя должны быть направлены не только на раскрытие содержания картины, но и на ее осмысление, они должны будить мысль, приучать к самостоятельности суждений, подводить к выводам. Для примера покажем работу с картиной «Лиса и журавль» художника Е.М. Рачева.

На картине «Лиса и журавль» изображен лишь один эпизод сказки К. Ушинского -- журавль в гостях у лисы. В соответствии с содержанием картины учитель может поставить перед классом следующие вопросы и задание: «К кому пришел журавль на званый обед? Что сделала лиса? С какими словами обратилась она к журавлю? Почему журавль не смог полакомиться кашей? Какой здесь показана лиса? Придумайте название картины».

Как видим, вопросы сформулированы таким образом, что требуют от учащихся не пересказа сказки, а установления причинно-следственных связей в поступках действующих лиц (лиса принарядилась, потому что ждала гостя; кашу она размазала по тарелке, чтобы ей больше досталось) и подводят к выводу: лиса хитрая. Но осмысление содержания картины -- это лишь одна сторона дела. Не менее важна и другая -- развитие речи учащихся. Составляя вопросы для анализа картины, учитель формулирует их так, чтобы ответы на них не были односложными, чтобы учащиеся в ответах использовали новые для них слова и выражения, правильно определили порядок слов в предложении. Помня, что подражание -- один из эффективных путей развития речи, учитель ориентирует учащихся на использование словарного богатства того художественного произведения, содержание которого отражает картина, поощряет различные варианты ответов на вопросы, учит употреблять точные слова. Так, например, из двух возможных вопросов: «К кому пришел журавль в гости?» и «К кому пришел журавль на званый обед?» - учитель выберет второй и тем самым поможет учащимся использовать в ответе очень точное выражение автора сказки, ведь лиса приглашала журавля не просто в гости, а на обед. Не менее важно указать учащимся, что ответы на второй вопрос -- «Что сделала лиса?» -- могут быть разными: Лиса нарядилась и Лиса принарядилась. Хозяйка сварила кашу и Хозяйка приготовила кашу. Лиса угощает журавля и Лиса потчует журавля. Так практически учащиеся усваивают разнообразие языка.

Выслушивая ответы учащихся, учитель следит за порядком слов в предложении. Он предлагает учащимся в ответе на первый вопрос в начале предложения поставить подлежащее журавль (прямой порядок слов), в ответе на второй вопрос сказать в одном предложении о том, что лиса принарядилась и сварила кашу и т. п. При подготовке к уроку учитель заранее знакомится с картиной, глубоко продумывает методику работы по развитию и совершенствованию речи учащихся.

Устные ответы на вопросы, объединенные темой

Устные ответы на вопросы

по демонстрационным картинам.

Картина «Зимние забавы» художника М.М.Салтыкова.

Работа проводится после чтения стихотворения И. Сурикова «Детство», данного в «Родной речи».

Примерные вопросы

1. Какое время года наступило?

зима

2. Какой был день?

ясный, солнечный

3. Где собрались дети?

на горке

4. Чем заняты дети?

катаются на коньках, на санках и лыжах

5. Что случилось с двумя мальчиками?

упали в снег, санки опрокинулись

6. Как отнеслись к этому дети, собравшиеся на горке?

смеются

Картина «Ранняя весна» художника Н.Я. Гембицкой

Работа проводится после чтения стихотворения С.Маршака «Снег теперь уже не тот», данного в «Родной речи».

Примерные вопросы

1. Какое время года изображено на картине?

ранняя весна

2. Какое небо ранней весной?

голубое, чистое, высокое

3. Каким стал снег?

потемнел, осел

4. Где он подтаял?

у стволов деревьев

5. Что появилось на дорогах?

быстрые, шумные, говорливые ручейки

Приложение 3

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Приведем пример работы по сюжетным картинкам серии «В гостях у дедушки Мороза». После чтения и смыслового анализа сказки В. Одоевского «В гостях у дедушки Мороза» учитель предлагает учащимся работу по серии картинок. Учащиеся рассматривают картинки и располагают их по порядку. Убедившись в том, что учащиеся правильно выполнили задание, учитель начинает работу над первой картинкой. Учащиеся составляют предложения по ее содержанию. В помощь отвечающим даются вопросы: «1. Кого Маша увидела во сне? 2. О чем попросил ее дед Мороз?»

В ответе на первый вопрос учащиеся употребляют слова, данные в вопросе, и учитель обращает внимание детей лишь на порядок слов в предложении, указывая, что в ответе допустимы различные варианты расположения слов, например: 1. Маша увидела во сне Мороза Ивановича. 2. Увидела Маша во сне Мороза Ивановича. 3. Во сне увидела Маша Мороза Ивановича.

Лучшим вариантом ответа следует считать первое предложение. Доказать это можно так.

- Если бы мы хотели подчеркнуть, что Маша увидела, а не услышала Мороза Ивановича, то следовало бы использовать предложение Увидела Маша во сне Мороза Ивановича. Если бы мы хотели показать, что Маша увидела Мороза Ивановича во сне, а не на яву, то взяли бы предложение Во сне увидела Маша Мороза Ивановича. Нам же нужно в предложении указать на то, что Мороза Ивановича увидела Маша, и мысль эту хорошо выражает предложение Маша увидела во сне Мороза Ивановича.

Учитель предлагает учащимся прочесть по слогам слово увидела, обращает внимание на написание этого глагола, а также слов во сне и собственных имен. После такой подготовки учащиеся записывают предложение.

При составлении ответа на второй вопрос важно добиться, чтобы учащиеся использовали в предложении словосочетания приготовила постель, взбила перину. Учитель записывает эти словосочетания рядом с вопросом, а учащиеся включают их в предложение Мороз Иванович попросил Машу приготовить ему постель, взбить перину.

Ко второй картинке можно поставить один вопрос: «Как Маша выполнила просьбу Мороза Ивановича?» В ответ на этот вопрос предлагается составить два предложения: 1. Маша взбила перину (или как в сказке: Маша принялась взбивать снег). 2. Руки ее замерзли (еще лучше словами сказки: Руки ее окоченели, пальчики замерзли). При составлении второго предложения необходимо указать учащимся, что слово Маша нужно заменить другим, чтобы не повторять одни и те же слова в рядом стоящих предложениях. Слово окоченели, если оно употребляется в предложении, записывается на доске, читается по слогам.

К третьей картинке уместен такой вопрос: «Какую диковинку показал Маше Мороз Иванович?» В ответе на этот вопрос желательно использовать слово приподнял. Учитель объясняет его значение, записывает на доске. Наиболее удачным считается предложение Мороз приподнял перину и показал Маше зеленую травку.

Составление предложений по сюжетным картинкам

«В гостях у дедушки Мороза» (3 картинки)

Работа проводится после чтения одноименной сказки В.Одоевского,

данной в «Родной речи».

Примерные вопросы

1. Кого увидела Маша во сне?

2.О чем попросил ее Мороз?

приготовить постель, взбить перину

3.Как Маша выполнила его просьбу?

принялась взбивать снег, руки окоченели, пальчики покраснели

4.Какую диковинку показал Маше Мороз?

приподнял перину, пробивается травка

5.Почему Мороз Иванович держал зелень под снежной периной?

прикрыл, уберег от зимы

«На горке» (3 картинки)

Работа проводится в связи с чтением одноименного рассказа Н.Носова,

данного в «Родной речи».

Примерные вопросы

1. Чем заняты ребята?

делают, строят горку

2. Как они делают горку?

сгребают, подвозят, выравнивают снег

3. Кто наблюдает за их работой?

4.Как Котька испортил горку?

посыпал песком

5. Кто помог ребятам?

дворник, полил горку

Приложение 4

Коллективное составление сочинений по коллективно составленному плану и запись их под руководством учителя.

Как мы играли в снежки

Сочинение проводится после чтения рассказа Г.Скребицкого «Первый снег»,

данного в «Родной речи»

Подготовительная беседа: когда вы играли в снежки? Какая была погода? Каким был снег? Кто играл? В кого ты бросал снежки? Весело ли было?

Примерный план сочинения

1. Когда шел снег?

шел, сыпал, падал, все утро, ночь, сутки

2. Каким он был?

мягкий, пушистый, белый

3. Когда вы играли в снежки?

после уроков

4. Как играли?

бросали друг в друга

5. Весело ли было играть?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать