Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников
p align="left">Первый вариант постоянен и непрерывен, второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, и, проспектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например, при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя».

Иногда само наблюдение превращается в творческий процесс, например при подготовке к сочинению «Осень золотая» (Приложение 1).

Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или написания текста. [9, с.409]

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выслушивание, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность. Об этом свидетельствуют примеры:

Наша Мурка.

У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Мурка сыта. Она свернулась колечком, но не спит, смотрит.

Такое сочинение типично для детей эмоциональных, наблюдательных. Оно написано живо, отражает детскую психику, интересы детей, их образ мыслей, а также чутье языка. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Те из них, кто приучен лишь списывать чужое, не могут потом преодолеть психологический барьер на пути к самостоятельности [9, с.408]

Написание сочинения.

Остановимся на словесном речевом оформлении сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока, на котором пишется сочинение. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение - итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные черты уроков письма сочинений.

1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.

2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее - в ходе наблюдений, или для его накопления.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок. [21, с.201]

Рассмотрим следующие случаи работы над сочинением в начальной школе.

Особенности работы над сочинением в 1-4 классах.

Первый класс.

Остановимся подробно на работе над сочинением в первом классе. За год обучения в 1 классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях развертывающихся во времени, например: «Как мы убирали школьный двор», «Как мы встречали птиц». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжеты, а потому считаются наиболее доступными для учащихся.

Для проведения сочинений в I классе не требуется специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содержанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

Письменным сочинениям в I классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные пересказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года.[26, с.5]

Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объединенные темой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагать собственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учитель вопросами, учащиеся же должны понять вопросы и правильно составить на них ответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи. (Приложение 2). Наряду с этим учащиеся обучаются умению составлять предложения по нескольким картинкам, объединенным темой. Для этой цели используются раздаточные сюжетные картинки по развитию речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Составление предложений по сюжетным картинкам приближает учащихся к связному рассказыванию, так как последовательность картинок серии отражает развитие сюжета.

Для работы над предложениями, объединенными темой, целесообразно брать те серии сюжетных картинок, которые иллюстрируют знакомые учащимся рассказы и сказки. А так как большинство серий составлено по произведениям, включенным в книги для чтения, то работа с сюжетными картинками органически связывается с чтением и анализом соответствующего произведения. Получив картинки, учащиеся легко соотносят их содержание с сюжетом художественного произведения, с интересом обращаются к его тексту еще и еще раз. Учитель руководит этой работой. Он заранее намечает вопросы к каждой картинке, записывает слова, над которыми надо поработать, организует повторное выборочное чтение к картинке.

Учащимся даются все картинки серии одновременно с заданием расположить их по порядку. Учащиеся рассматривают первую картинку, составляют предложения, руководствуясь вопросами учителя. Лучшее предложение учитель записывает на доске. Таким же образом организуется работа с каждой последующей картинкой. При работе над следующими сериями на доске записываются вопросы и слова. Учащиеся составляют коллективно предложения и выборочно (1-2 предложения) записывают под контролем учителя. Записи предшествует работа по предупреждению орфографических ошибок. (Приложение 3).

Наряду с работой над предложением, учащихся необходимо учить говорить и писать связно, т.е. излагать мысли в определенном порядке. На первых порах обучения связной речи чрезвычайно полезна работа по восстановлению деформированного текста, составленного на основе сюжетных картинок. В ходе этих упражнений учащиеся практически усваивают правила построения связного текста, а также приобретают опыт работы с сюжетными картинками как источником получения знаний. Основой работы служат сюжетные картинки и соответствующий их содержанию деформированный текст, данный учителем. По сюжетным картинкам учащиеся должны восстановить логическую последовательность предложений, записанных на доске. [26, с.15] Следует наметить такой порядок работы:

1) Рассматривание учащимися сюжетных картинок и усвоение их содержания. (Работа проводится под руководством учителя).

2) Чтение учителем деформированного текста, записанного на доске.

3) Беседа, в ходе которой выясняется, что на доске записаны отдельные предложения, а не рассказ: здесь нет порядка.

4) Определение порядка следования предложений, нумерация их.

5) Чтение текста в восстановленном виде.

Более сложным видам упражнений в связной речи являются устные рассказы. В I классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Они могут быть двух видов: а) рассказы по прочитанному и б) рассказы по аналогии с прочитанным. Рассказы по прочитанному, в отличии от пересказов, представляют собой связный ответ на вопрос по содержанию прочитанного произведения. Сама формулировка вопроса предполагает развернутый ответ, состоящий из трех - четырех предложений, связанных по смыслу. Вопросы желательно формулировать так, чтобы, отвечая на них, учащиеся не повторяли предложения из прочитанного текста, а пытались строить высказывание самостоятельно. Рассказы эти составляются коллективно, и отработанный вариант повторяется затем учащимися. Работа над устными рассказами вполне посильна для учащихся, если берутся для этой цели тексты сюжетные. [26, с.19]

Письменные сочинения.

Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников - это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, труде, и работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся. Более того, учитель организует личные впечатления детей. Так, например, прежде чем дать сочинение на тему «Как мы слепили снеговика», учитель выбирает теплый денек после снегопада и вместе с учащимися выходит во двор или сад. Он обращает внимание детей на то, какой снег липкий, и предлагает слепить снеговика, показывая, как надо скатать комья, как установить их, как украсить снеговика. Во время игры учитель вводит в речь учащихся слова снеговик, снежная баба, снегурка, ком снега, слепить, скатать. (С этими и другими словами по теме дети познакомились, работая над стихотворением А.Барто «Не одна»). На следующий день, пока у учащихся еще свежи впечатления от игры, проводится сочинение.

При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:

1. Устное рассказывание по теме сочинения.

Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме и при необходимости в помощь рассказчику ставит вопросы, чтобы детализировать рассказы детей, внести в них ясность.

2. Чтение плана, записанного учителем на доске, или коллективная работа над планом.

3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.

4. Связный рассказ по плану.

5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.

6. Проверка записанного.

Чтобы учащиеся научились излагать мысли связно, в строгой логической последовательности, все сочинения составляются по плану.

Планы первых сочинений даются учителю в форме вопросов, которые строятся так, чтобы в ответах можно было использовать лексику вопросов, добавляя к каждой фразе лишь одно-два слова. [26, с.22]

Сочинения в I классе отражают коллективный опыт и пишутся на темы, общие для всего класса.

Если в основу всей работы над сочинением положить принцип роста самостоятельности учащихся, то можно наметить следующие этапы в работе над сочинением в I классе:

I. Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их с доски.

С этого элементарного упражнения и начинается работа первоклассников над сочинением. Запись первого сочинения идет по предложениям. Вначале первое предложение обсуждается и в лучшем варианте записывается учителем на доске. Затем следует орфографический разбор записанного, предупреждение возможных ошибок, и лишь после такой тщательной подготовки учащиеся записывают предложение в своей тетради. Записанное сверяется с доской, после чего класс приступает к работе над предложением рассказа. Так под руководством учителя учащиеся записывают весь текст, предложение за предложением. (Приложение 4).

II. Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их под руководством учителя.

Работа над сочинением начинается с задания учащимся прочесть первый вопрос плана и ответить на него одним предложением, пользуясь словами вопроса и добавляя свои слова. Выслушав ответ, учитель рядом с вопросами записывает слова, которые добавили учащиеся. Такая работа проводится по каждому вопросу плана. Закончив составление последнего ответа, учитель просит учащихся еще раз ответить на все вопросы плана, но вопросы читать про себя. Ответы детей приближаются, таким образом, к связному рассказыванию.

Редактируя ответы на вопросы, учитель проводит работу над синонимами, предупреждает возможные орфографические ошибки в трудных словах, но рассказ на доске уже записывается. Коллективно составленный и отредактированный рассказ учащиеся записывают под руководством учителя, затем проверяют записанное. В заключении учитель предлагает прочесть записанное вслух и подводит учащегося к мысли, что они оставили и записали сочинение: в нем мысли изложены по порядку, обо всем сказано ясно и точно. В качестве примера приведем сочинение на тему «Как мы слепили снеговика». (Приложение 5).

III. Коллективное составление сочинений по коллективно составленному плану и запись их под руководством учителя.

По плану, составленному коллективно, проводятся лишь одно-два сочинения в конце учебного года. Эти сочинения, как и предыдущие, также составляются коллективно и записываются под руководством учителя.

Новое в их методике - переход от планов, данных учителем, к коллективному их составлению.

При подготовке и проведении сочинений особого внимания требует синтаксис речи учащихся. Первоклассники обычно в письменной речи используют простые предложения, однако и в них допускают ошибки: путают предлоги и падежные окончания, пропускают слова, допускают неправильный порядок слов, нередко не чувствуют границы предложений. С целью предупреждения этих ошибок следует при подготовке к сочинениям проводить упражнения, которые помогли бы учащимся осознанно усвоить структуру простого предложения [26, с.47] (Приложение 6)

Назовем характерные особенности работы над сочинением во II классе.

Второй класс.

Во II классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над общеклассными темами все меньше места занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или письмом сочинения.

Сочинения второклассников - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.

Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно; учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные сочинения расцениваются как подготовительные. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану:

1) постановка цели работы;

2) рассматривание картинок и уяснение сюжета;

3) озаглавливание картинок;

4) устные рассказы по получившемуся плану.

Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.

Устные рассказы во II классе составляются и по демонстрационным картинам, изображающим лишь один эпизод (в отличие от сюжетных картинок), который учащиеся должны развернуть в сюжет. Рассказам по картине может предшествовать чтение художественных произведений, близких по теме к изображенному на картине. [21, с.199] Рассказы составляются коллективно под руководством учителя с постоянной корректировкой высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть таким:

1) рассматривание картины;

2) высказывания детей о том, что они видят на картине;

3) беседа по выявлению содержания, в процессе которой не только уясняются факты, но и устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями;

4) чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить детям слова, которыми они воспользуются в своих ответах;

5) полный устный рассказ по картине. [21, с.200] (Приложение 7)

Отметим наиболее эффективные приемы работы над сочинением в III и IV классах.

Третий и четвертый классы.

Третьеклассники учатся работать над текстом самостоятельно. Все меньшее место занимает подготовительная коллективная работа непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения. Все чаще учащиеся получают индивидуализируемые темы для рассказов и сочинений (например, «Самый интересный день каникул» - тема едина для всех, но раскрывает ее каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления).

В IV классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем или самими детьми.

Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование, поэтому в начальных классах преобладают повествовательные сочинения, а описание играет вспомогательную роль. [10, с.378]

Сочинения с элементами рассуждения - новый вид работы. Рассуждение - наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.

Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведем пример подготовки сочинения на тему «Что я люблю рисовать». (Приложение 8).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать