Роль станции юных натуралистов в расширении экологического образовательного пространства школьников
p align="left">Для развития общественных навыков предусматривается связь работы кружка с работой кружков юннатов других школ: организация взаимных посещений, бесед с обменом опытом, устройство совместных вечеров, проведение выставок, экспедиций, походов и кампаний [5, 309].

Помимо работы кружков сотрудники станции проводят классные часы на тему «Экология и человек», т.к. дети должны знать о состоянии окружающей среды, знать и беречь то, что нас окружает (см. приложение 4).

Таким образом, за 29 лет своего существования СЮН г. Шадринска прошла сложный путь становления и развития. Она помогает миллионам детей и подростков найти свое призвание, избежать пагубного влияния улицы, стать добрее и духовно богаче.

Все годы станция юных натуралистов работает под девизом «За природу», так как общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес ко всему живому, но и способствуют формированию у юннатов лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Выводы по главе 1

1. Подчиняя всю работу основной задачи воспитания детей, закрепляя и расширяя знания основ наук, приобретаемых ими в школе, станция юных натуралистов районного отдела народного образования имеет большое значение во всей системе учебно-воспитательной работы школ, являясь прочной и разносторонней базой для школьного естествознания.

2. Благодаря коллекционному разнообразию растений на делянках, подбору тем опытной работы можно увидеть как можно управлять ростом и развитием растений, как выводятся новые сорта и формы растений.

3. Наличие парка, водоемов, живого уголка, метеорологической станции, плодово-ягодного сада, парка, питомников, животных и так далее дает возможность проведения экскурсий по очень многим темам школьного курса естествознания.

4. Учащиеся приобретают умения и навыки по выращиванию растений и уходу за животными.

5. При широком развертывании работы кружков юных натуралистов у юннатов развиваются навыки к самостоятельной работе, наблюдению, сравнению, умению делать выводы и обобщать; они осваивают технику постановки эксперимента, осваивают работу со справочниками, книгами, что формирует дисциплинированность, трудолюбие, сознательное отношение к своему долгу, то есть обеспечивается трудовое воспитание учащихся.

6. Результаты работы юннатов широко используют дошкольные учреждения, летом детские площадки и лагеря.

7. Под руководством станции в увязке с районным домом пионера и школьника проводятся в общерайонном масштабе юннатские мероприятия: «День леса», «День птиц», «Неделя сада», слеты, выставки.

Глава 2. Расширение экологического образовательного пространства школьников в учреждениях дополнительного образования

2.1 Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект

Крупный вклад в научное осмысление данной проблемы внесли К.Д.Ушинский, В.И.Вернадский, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие.

Создание государственной системы образования тесно связано с именами: К.Н. Вентцеля, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого и других.

Исследованием специфики деятельности учреждений дополнительного образования занимались Г.П. Буданова, М.Б. Коваль, С.А. Шмаков.

Различным аспектом проблемы экологического образования учащихся посвящены исследования Н.И. Пономаревой, В.Н. Тихомирова, Л.В. Егоровой, М.В. Емельяновой, Б.Т. Лихачева и др.

Значительный опыт разработки проблем экологического образования накоплен за два десятилетия коллективом лаборатории экологического образования Института общеобразовательных школ РАО и Проблемного Совета по экологическому образованию РАО (И.Д.Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Салеева и другие).

Вопросы подготовки учителя к руководству экологическим образованием школьников раскрываются в исследованиях З.В.Артамоновой, С.Н. Глазачева, В.А. Сластенина, Г.Д. Филатовой и другие.

В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую конвенцию по высшему образованию, взяв на себя обязательства присоединиться к процессу создания в Европе единого образовательного пространства.

Научное понятие «образовательное пространство» не сложилось, не сформировано, не определено. Оно отсутствует в Британской энциклопедии, международной энциклопедии образования, Философском энциклопедическом словаре, Педагогическом словаре, Словаре русского языка в 17 томах и т.д.

«Образовательное пространство» стало встречаться как оборот в педагогической среде в конце 80-х годов, вошло в доктринальные документы (3-н об Образовании, проект Федеральной программы образования в России), встречается в педагогических журналах как метафора сохранения федерального единства в образовании и преодоление центробежных сил в образовании. Единое образовательное пространство даже в географическом представлении по всей территории России - вещь довольно условная.

Определяя подходы к рассмотрению образовательного пространства, имеет смысл прежде всего разобраться с самим термином «пространство».

Известные философы Аристотель, Демокрит, Платон рассматривали пространство как неподвижное вместилище реально существующих материальных объектов.

В понимании К.Маркса пространство - это одна из форм существования материи.

Ньютон считал, что пространство абсолютно и независимо от находящихся в нем вещей.

Г.В.Гегель и Ф.Энгельс были противниками этой концепции и утверждали, что «… основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне пространства».

Эту теорию поддерживали Н.И.Лобачевский, А. Энштейн, И. Кант.

Пространство является, таким образом, абсолютной абстракцией, за ним нет больше ничего, к чему его можно было бы возводить. А потому суть пространства можно выявить только из него самого.

Процесс выявления сути образовательного пространства осуществляется на основе и благодаря наличию существующего исходного и нерасчлененного чувства пространственности. В связи с этим пространство рассматривается как результат деятельности субъекта, ее продукт, представляющий собой расчленение единого чувства пространственности.

Такой подход к пониманию пространственности позволяет рассматривать пространство не просто как пространство тел (например, физическое пространство), а как пространство процессов и связанных с ними понятий, взятых вместе с их практической реализацией и осмыслением.

В рассмотрении понятия «пространство» происходит реализация установок, которые И.Г.Шендрик условно разделяет на 3 группы: объектные, субъектные и деятельностные. При объектной установке на рассмотрение пространства, оно предстает как некая картина мира, понимаемая как совокупность внешних объектов. В соответствии с субъектной установкой, мир становится представленностью чувств и мыслей человека. Так как субъект и объект не могут существовать друг без друга, а образуют единство в деятельности, то пространство внешних, по отношению к субъекту, вещей связано с его мыслями о них. Таким образом, пространство образуется не только вещами, но и их смыслами.

Образование представляет собой процесс становления человека, в ходе которого его выявляющаяся сущность воплощается в некотором образе, соответствующем тем культурным условиям, в которых осуществляется процесс становления. Образование представляет собой единство процесса и результата освоения и присвоения человеком обобщенных способов взаимодействия с действительностью и самим собой, выработанных человечеством и закрепленных в культуре.

В русском языке термин «образование» используется сравнительно недавно. Более характерным было использование слов «воспитание» и «учение». Уже в XVIII веке в русском языке сложилось современное понимание термина воспитание как процесса воздействия на развитие ребенка с целью формирования его нравственных и физических качеств. Тогда же под воспитанием стали понимать правила поведения, навыки общения, усвоенные ребенком под воздействием взрослых.

В начале XIX века В.И.Даль говорил об образовании как об образовании ума и нрава, то есть как о развитии личности и ее воспитании. При этом он утверждал, что науки образовывают ум и знания, но далеко не всегда нрав и сердце, подчеркивая, что учение образует ум, а воспитание - нравы. То есть различие между обучением и воспитанием было очевидно.

В процессе социокультурного развития понятие «образование» обрело иной смысл, который заключается в формировании человека, способного поддерживать и развивать условия своего человеческого существования.

Эти условия создаются самим человеком путем преобразования естественной среды обитания. В них отражаются способы взаимодействий индивида со средой. Закрепление этих способов в общечеловеческом опыте явилось причиной возникновения культуры. Культура вместе с измененной под ее воздействием природой становятся средой жизнедеятельности человека. В природе человек находит источники своего биологического существования, а в культуре - человеческого, которое принципиально и существенным образом отличается от биологического.

В процессе развития культуры способы взаимодействия человека с действительностью обобщаются и могут приобретать статус ценностей. Культура, в этом случае, как система доминирующих ценностей и отношений между людьми является, с одной стороны, необходимой предпосылкой образования, создавая определенную образовательную среду, а с другой стороны, только благодаря образованию сама культура может существовать и развиваться.

Таким образом, понимание пространственности в сфере образования связано с формой всех явлений присвоения индивидом современной ему культуры как обобщенных способов взаимодействия человека с действительностью и самим собой. Это дает возможность говорить о «культурной среде» и «положении» человека в ней, а также о тех смыслах, которые появляются в связи с определением человека своего «места» в «пространстве» своей жизнедеятельности, а также и об образовательном пространстве.

Рассмотрение образовательного пространства осуществляется вместе с понятиями «образовательная среда, положение, окружение, воздействие, влияние».

Т.Ф.Борисова под образовательным пространством понимает «упорядоченные устойчивые взаимодействия школьника с открытой социально-образовательной средой …»

С одной стороны, оно «захватывает» некоторую часть окружающей среды, образуя образовательную среду, с другой - человека, где он как участник процесса образования выступает в качестве образующего [34, 29].

То есть, понятия «образовательная среда» и «окружение» представляют собой то, с чем непосредственно или опосредованно соприкасается образуемый. При этом от его положения зависит окружение, которое является частью среды, но не сводится к ней.

Следовательно, среда - это выражение объекта как целого, окружение же рассматривается как часть исходного целого. Окружение и среда - это два функционально дополняющие друг друга логических понятия, которые являются инструментами формирования представления об образовательном пространстве [49, 47].

В основе образовательной среды Р.Е.Пономарев выделяет природную, социальную и культурную составляющие. В образовательном пространстве человек имеет возможность взаимодействовать с каждым из указанных компонентов образовательной среды. Взаимодействие с другими людьми, социальными группами и институтами в образовательном пространстве является социально-образовательным, взаимодействие с природой - природно-образовательным взаимодействием. Взаимодействие с культурой в образовательном пространстве считается культурно-образовательным.

Кроме того, пространство связано с представлением о месте. При этом пространство имеет смысл максимального, а место - минимального пределов. Пространство мыслится как всеохватость, а место - как единица, «атом» пространства.

М. Хайдеггер, место рассматривает, как «место обитания», некая планка пространства, где создаются все условия для существования субъекта.

То есть, место - это то, что имеет определяющее значение в жизни человека, влияет на нее.

Образовательное пространство - это действительное воплощение мест, то есть совпадение «положения» и «места» и появление «местоположения» которые дают способностям человека осуществляться (обретать действительность) и тем самым жить (представление о «человеке на своем месте») и развиваться (образовываться).

И.Г. Шендрик пару «образовательная среда - положение» представляет в виде оси культуры, а «пространство» и «место» - оси смыслов ее освоения индивидом. Двигаясь вдоль первой, школьник осваивает знания и умения, а движение по другой - представляет собой их осмысление, дающее возможность учащемуся проникнуть в связь культуры с его собственным существованием.

Занимая определенные положения в образовательной среде, индивид усваивает соответствующие им знания. Связывая эти знания со своим местом, своим представлением о себе, он понимает их, то есть знания приобретают для него смысл.

В ходе образования ученик, с одной стороны, имеет свое положение в среде, осваивая различные знания. При этом его окружение включает все большую часть среды, таким образом он обучается. Изменение же мест связано с обретением новых смыслов своего существования, изменением самого себя - это является воспитанием.

В соответствии с вышесказанным, образовательное пространство представляет собой вид пространства, место, охватывающее школьника и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующего.

Понятие пространства необходимо человеку для того, чтобы собрать и организовать свое знание о мире. Он создает свое пространство, но не просто как вместилище всего, а как понятную ему, наполненную смыслом, реальность, частью которой он является и в которой конкретные объекты приобретают смысл [49, 51].

Итак, образование рассматривается как освоение субъектом образовательной среды и расширения тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырех понятий: образовательная среда, положение, место и пространство.

Под образовательным пространством понимают обучение школьника культуре, входящей в непосредственное окружение индивида, чтобы он имел возможность получать ответы на свои вопрос.

Вместе с тем, само определение образовательного пространства, в едином, оформленном виде не существует ни на уровне содержательных признаков этого явления, ни на уровне главного общего смысла его; отсутствует и разработанный понятийный аппарат, связанный с изучением образовательного пространства.

Экологическое образовательное пространство предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают основы комплексной экологии, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками оптимизации воздействий на природную и преобразованную среду в различных видах действительности.

Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке недавно. Экологическое образование - это процесс признания ценностей и прояснение понятий, способствующих развитию навыков и отношений, необходимых для понимания взаимосвязи человека, его культуры и его биосферы.

Экологическое образование - это ключ к улучшению экологической ситуации и росту экологического сознания.

В связи с этим можно сформировать цели экологического образования:

воспитывать ясное осознание и беспокойство по поводу экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости городских и сельских территорий;

гарантировать каждому человеку возможность получать знания, ценности, навыки, необходимые для участия в защите окружающей среды;

создавать новые поведенческие модели для отдельных людей, групп и общества в целом.

При разработке экологических образовательных программ необходимо отказаться от старых представлений о ребенке как пассивном участнике педагогического процесса и руководствоваться такими идеями и принципами, как общедоступность, адаптивность к уровню подготовки и развития детей, преемственность, дополнительность, свобода выбора, психологическое сопровождение, успешность, сотрудничество детей и взрослых.

Таким образом, расширение экологического образовательного пространства школьников предполагает процесс обучения и воспитания, в ходе которого ученик начинает задумываться об окружающей среде и получает знания, навыки и ценности, заставляющие его принять решение об участии в разрешении современных и будущих экологических проблем. Это особенно важно сейчас, когда в окружающей среде всей планеты из-за хищнического обращения с природой в ней обнаруживаются существенные негативные сдвиги.

2.2 Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли»

Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли», была разработана в 1992 году И.В. Цветковой. Анализ практики реализации программы показал, что она находит свое творческое преломление с учетом местных условий, обеспечивает эффективность процесса экологического воспитания и, в целом, принимается с большей активностью, находит больше сторонников и инициатив, чем в других образовательно-воспитательных институтах.

С 1993 года по 1998 год проводилась опытно - экспериментальная работа по программе, в которую были включены школьники различных регионов России. Это связано с утверждением программы на федеральном уровне (с 1996 года) и распространением её среди 72 - х субъектов Федерации детских организаций России (краевых, областных детских организаций).

Опытно-эксперементальная работа включала в себя два основных этапа: на первом этапе - константирующий эксперимент - решалась задача осмысления процесса экологического воспитания школьников, выявление его сущности, динамики, критериев экологической воспитанности; на втором формирующий эксперимент - отрабатывалась система экологического воспитания школьников, реализовывалась программа экологического воспитания детей во внеурочное время, опробировалась методика.

Соотношение понятий «образование» и «воспитание» остается в педагогике дискуссионной проблемой. И.В.Цветкова считает воспитание в широком смысле слова более емким термином относительно образования.

Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.

Экологическое образование - целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.

Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание-мышление-знания-деятельность». Экологическое воспитание оперирует такими терминами как «ценности-отношение-поведение».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать