Роль станции юных натуралистов в расширении экологического образовательного пространства школьников
p align="left">7. Образовательный процесс определяется И.В.Цветковой понятиями «сознание-мышление-знание-деятельность», основными показателями его эффективности выступают знания, умения, навыки учащихся, а в качестве содержания образовательных программ выступает стандартизированная система понятий, представлений, информации, приобретаемых учащимися как на уроке, так и в ходе «практикумов», и реализуемых в практической деятельности.

8. С помощью данной программы происходит приобщение детей всех возрастов к трудовой общественно-полезной деятельности, воспитание у них трудолюбия, всесторонних интересов, развитие логического мышления, познавательных творческих способностей, инициативы и самостоятельности, совершенствование знаний, умений, навыков.

Заключение

В работе освещены вопросы о развитии юннатского движения в России. Первая станция юных любителей природы была открыта 15 июня 1918 года в Сокольниках, по инициативе - И.В.Русакова и Б.В.Всесвятского.

Основной воспитательной задачей БЮН было формирование личности, сочетающей деятельную любовь к живой природе и стремление к ее познанию, энтузиазм исследователя, глубоко и всесторонне изучающего факты и закономерности живой природы, и навыки практика, умеющего применять знания в жизни и на производстве.

БЮН работала под лозунгом «Ближе к природе и жизни». В 1920 году станция юных любителей природы была переименована в центральную биостанцию юных натуралистов имени К.А.Тимирязева.

Большую методическую и организационную помощь многим районным станциям оказывала агробиологическая станция Невского района Ленинграда, образованная в 1925 году.

Количество районных станций стало сильно возрастать с 1947 года.

В наше время, в РФ - на родине юннатского движения - работает несколько сотен областных, краевых и городских станций юных натуралистов.

СЮН в г.Шадринске была создана 13 октября 1975 года, на базе теплицы школы №8. Первым директором станции юных натуралистов стала Новоторженова Анна Александровна (1977 - 1981гг. - М.В. Конева; 1981 - 1984гг. - Е.А. Леонтьева; 1984 - 1992гг. - Л.В. Глущенко; с 1992г. - Л.Д. Колмогорцева).

Все годы СЮН работает под девизом «За природу». На станции работают кружки на любой вкус для юных любителей природы: цветоводство, юные зоологи, юные ботаники, охрана природы, юный натуралист, кактусоводство и другие.

Цель кружков - заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования.

Дети с желанием приходят на СЮН, здесь им дают не только дополнительные знания по биологии, но и прививают любовь к родному краю.

СЮН ежегодно проводит городские массовые мероприятия: конкурс поделок из природного материала; конкурс рисунков; конкурсы ботаников, зоологов; праздники «День птиц», «Цвети родное Зауралье» и т.д. В конкурсах и праздниках участвуют все школы города.

Результатом работы СЮН служит итоговая конференция, которая включает в себя доклады, выступления и т.д. Все это способствует расширению экологического - образовательного пространства школьников.

Образовательное пространство школьника, представляет собой вид пространства, место, охватывающее индивида и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующего.

Станция многие годы работает по программе И.В.Цветковой «Маленький принц Земли».

В программу включены полевые практикумы, предусмотрено изучение ближайшего природного окружения и участие в реальной природоохранной деятельности.

То есть, с помощью данной программы происходит приобщение детей всех возрастов к трудовой общественно-полезной деятельности, воспитание у них трудолюбия, всесторонних интересов, развитие логического мышления, познавательных и творческих способностей, инициативы и самостоятельности, совершенствование знаний, умений, навыков.

Таким образом, на станции юных натуралиста происходит воспитание, обучение, творческое развитие школьника; она мотивирует ребенка «на знание», помогает лучше усваивать стандартизированное основное.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия. Государственное издательство. 2 изд. М. 1957. Т.49.

2 Бондырева С.К. Единое образовательное пространство как новая система связей стран СНГ. // Мир психологии.-1998.-№3.-с. 162-163.

3 Бруднов А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения.// Воспитание школьников.-1994.-№2.- с. 5-6.

4 Бруднов А. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. // Воспитание школьников.-1994.-№5.-с.2-4.

5 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-ов. М., «Просвещение», 1972. -368с.

6 Глущенко Л.В. Гроздь рябины. / Шадринский рабочий от 23.03.86г.- с. 2.

7 Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учебник.-М.: Владос, 2003.-160с.

8 Григорьева А.А. Экологические уроки исторического прошлого и современности.-Л.:Наука, 1991.- 255 с.

9 Добрецова Н.В. Дополнительное экологическое образование детей в России. Экологическое образование: Материалы Международного семинара.-Спб «Образование».-1997.- 128с.

10 Дополнительное образование - фактор развития личности. // Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного оборазования детей: Тезисы и материалы Всероссийской науч.- прак. конф.- Спб., 1998.-204с.

11 Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития. // Педагогика.-1995.-№5.- с.39-44.

12 Захдебный А.Н., Суравегина Н.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. // Воспитание школьников.-№6.-1985.с.10-12.

13 Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения.-Оренбург: Оренбург. пед. ин-т., 1992.- 125 с.

14 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Ю.А. Педагогический словарь: Для студ. высш. пед. учеб. завед.-М.: Academia, 2000.-176с.

15 Колесников М.А. Болонский процесс и развитие российского образования. Шадринская провинция. Материалы пятой региональной научно - практической конференции.-Шадринск., 2004.- 80 с.

16 Корнер Т.В. Экологические экспедиции как форма работы голубого патруля.// Биология в школе.- 1989.-№6.- с. 12-14.

17 Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ.-М.: Академия, 2003.-256с.

18 Крупская Н.К. Биостанция юнных натуралистов. /Правда. 24 мая 1928 год.

19 Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Учеб. пособие для студ.-Ростов Н/Д.: Март, 2002.-224с.

20 Кулсает Д. Всемирная сеть: организация экологического образования. Экологическое образование: Материалы Международного семинара.-Спб «Образование»».-1997.- 128 с.

21 Левчук Л.В. Глоссарий современного образования. // Народное образование.-1997.-№3.-с. 94-95.

22 Маркс К., Энгельс Ф. Анти-дюринг.Соч.Т.20.

23 Матисен В.А. Опыт работы станции юных натуралистов Невского района города Ленинграда.- Ленинград, Учпедгиз, 1951.-263с.

24 Мехонцева Г.В. Мистер Кис и другие. Шадринский рабочий от 30.06.90г.

25 Нагаева О. Конкурс детских рисунков./Шадринский рабочий от 08.01.84г.-с.3.

26 Настольная книга учителя биологии/Авт.-сост. Г.С.Калинова, В.С. Кучменко. - М.:ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель»№, 2002.-158с.

27 Никитин Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного образования.-М., 1999. - 314с.

28 Онегов А.С. Школа юннатов:Твой огород. - М.:Детская литература, 1986 318 с.

29 О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Решение коллегии МОРФ от 25.05.94. №12 Вестник образования.-1996.-№5.- с.3-12.

30 Отношение школьников к природе. Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. - Москва «Педагогика» 1988.- 79 с.

31 Пан С.М. Система дополнительного образования детей - 80 лет.// Наука и образование Зауралья.-1999.-№1,2.- с.15-17.

32 Пономарева И.Н. Основные направления экологического образования в школах России.//Экологическое образование: Материалы Международного семинара.- Спб «Образование».-1997.- 128 с.

33 Пономарев В. Из истории юннатского движения. //Юный натуралист.-1988.- №6. - с. 6 - 7.

34 Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования.//Педагогическое образование и наука.-2003.- №1.- с.29-31.

35 Плотникова А.В. Дом пионеров и школьников в 1930-е - 1970-е гг. Шадринская старина. 2001. Краеведческий альманах. Выпуск девятый (Сост. и отв. ред. С.Б.Борисов). - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2002.-128с.

36 /Преподавание биологии и практическая подготовка учащихся в средней школе. НКП, 1940г., вып.11.

37 Рабинова Л.Я. Клубные формы юннатской работы.-М.:Учпедгиз, 1963.- 151с.

38 Рарог Г.П. Воспитание учащихся в кружке юных натуралистов.-М.:Издат. Академии пед. наук, 1960.- 159 с.

39 Ревякина Г.А. Городская станция юных натуралистов в 1970-1990 гг. Шадринская старина. 2001. Краеведческий альманах. Выпуск девятый (Сост. и отв. ред. С.Б.Борисов).- Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2002.-128с.

40 Ревякина Г.А. Интеграция общего и дополнительного образования в экологическом воспитании подростков.//Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитание: Проблемы содержания и организации: Материалы науч.- практ. конф. 20 ноября 2001г., г.Челябинск (Под ред. В.В. Садырина, Н.И .Фуниковой,. С.Г. Молчанова; Сост. Л.А. Глазырина.- Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002.-Вып.2(22).-199с.

41 Сальцева С.В. Развитие системы дополнительного образования детей. Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования.-М.; Оренбург, 1998.- 325 с.

42 Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций. Учеб.пособ.-М.: Academia,2000.-240с.

43 Симонов В.М. Педагогика: краткий курс лекций.-Волгоград: «Учитель», 1997.-71с.

44 Синельников Р.Г. Формы природоохранительной работы в школе. Биология в школе.-1989.-№5.- с.15.

45 Социально-адаптивные компоненты в системе дополнительного образования.// Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Воспитание: Проблемы содержания и организации: Материалы науч. -практ. конф. 20 ноября 2001г., г.Челябинск Под ред. В.В.Садырина, Н.И.Фуниковой, С.Г.Молчанова; Сост. Л.А.Глазырина.-Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002.-Вып.2(22).-199с.

46 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Изд-во «Республика», 1993.- 447 с.

47 Холостов В.Г. У истоков юннатского движения.-Москва, просвещение, 1972.-224с.

48 Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - Москва, 2000.- 176 с.

49 Шендрик И.Г. Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект.// Образование и наука.-2001.- №5.-с. 38-54.

50 Щукин С.В. Кружки юных опытников - растениеводов.-Москва, Учпедгиз, 1950.- 255 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ЗАДАЧИ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ И ОПЫТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НЕВСКОГО РАЙОНА

Пунктами 2 и 3 положения о районных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства предусмотрены направление работы станции и ее задачи, а именно:

«2. Подчиняя свою работу выполнению задачи воспитания подрастающего поколения и закреплению знаний, приобретаемых учащимися в школе, станция юных натуралистов организует натуралистическую и сельскохозяйственную опытническую работу со школьниками в районе (городе) и ведет пропаганду естественно научных знаний среди детей, подростков и юношества.

3. В соответствии с этим станция:

а) организует при станции кружки юных натуралистов и опытников сельского хозяйства;

б) оказывает методическую помощь школам в работе юннатских кружков и снабжает школы семенами и посадочным материалом для опытнической работы кружков;

в) изучает и обобщает опыт работы юннатских кружков в районе (городе), организуя обмен лучшим опытом;

г) проводит массовые мероприятия: конкурсы, выставки, слеты и т. д.;

д) ведет устную консультацию юннатов и проводит семинары по вопросам натуралистической и сельскохозяйственной опытнической работы для учителей и пионервожатых».

Таким образом, этим положением станция рассматривается исключительно как внешкольное учреждение, развивающее юннатскую работу в школах и внешкольных учреждениях района. Станция должна быть прочной и всесторонней базой школьного естествознания и должна в равной степени обслуживать по линии учебно-воспитательной работы школьный, внешкольный и дошкольный секторы РОНО. Станция должна выполнять следующие задачи.

1. Принимать экскурсии учащихся всех классов школы, а летом детей детских площадок и дошкольных групп детских садов. Для этой цели соответствующим образом оформляются коллекционные и опытные делянки как в смысле методики подбора и расположения на них различных растений, так и в смысле выбора тематики опытов, распланировки экскурсионных дорожек н т. д., учитывая требования школьной программы.

2. Предоставить возможность учащимся школ провести цикл практических работ на земле по определенной программе.

3. Снабжать школы иллюстративным и раздаточным материалом для классных и кружковых занятий, а также некоторым оборудованием.

4. Широко развернуть при станции работу кружка юных натуралистов и опытников-мичуринцев, а также всячески содействовать созданию таких же кружков при каждой школе района и при ряде внешкольных учреждений.

5. Вести среди школьников района широкую пропаганду мичуринского учения путем проведения лекций, встреч с учеными, мастерами высокого урожая, устройства выставок и т. д.

6. Создать при каждой школе учебно-опытный участок.

7. Оказывать постоянную методическую и агротехническую консультацию учителям по вопросам организации работы на пришкольном участке, по вопросам методики построения работы в кружке юннатов, по проведению краеведческой работы, по использованию природного окружения района для учебно-воспитательной работы, по экскурсионному делу, по озеленению школы и др.

8. В самой тесной увязке с Домом школьника проводить общерайонные мероприятия по естествознанию, как, например, «День птиц», «Неделя сада», вечера, слеты, выставки и т. д.

9. Служить агрикультурным очагом, влияющим на повышение урожайности в районе, путем продвижения на поля хозяйств и на индивидуальные огороды и сады трудящихся селекционных семян, отборной рассады, саженцев плодовых деревьев и ягодных кустов и т. д., а также путем проведения консультаций и освещения в печати и на производственных собраниях итогов опытной работы и т. д.

Приложение 2

ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ И ОПЫТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НЕВСКОГО РАЙОНА НА 1948/49 УЧЕБНЫЙ ГОД

Подчиняя свою работу основной задаче -- коммунистическому воспитанию детей и укреплению знаний, получаемых ими в школе, углубляя свою работу на основе решений августовской сессии Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина, станция в 1948/49 учебном году намечает провести следующие мероприятия:

1. Принимать экскурсии учащихся всех классов школ, а летом--детских площадок и дошкольных групп. Для этого соответствующим образом оформить коллекционные и опытные делянки, а также широко использовать природное окружение станции.

Всего экскурсантов школьников (считая в ученико-часах) пропустить за год 20 000 человек.

Экскурсии провести на следующие темы:

1) Мичуринские пути управления ростом и развитием растений (экскурсия по опытным делянкам станции).

2) Знакомство с растениями, произрастающими на полях нашей могучей Родины (экскурсия по коллекционным делянкам станции).

3) Акад. Т.Д.Лысенко -- руководитель огромной армии мичуринцев (экскурсия по опытным делянкам станции).

4) Украсим нашу Родину садами (экскурсия в плодово-ягодный питомник и фруктовый сад для ознакомления с методами работы И.В.Мичурина).

5) Птицы нашего парка, их привлечение и организация их охраны.

6) Обитатели пресных вод (экскурсия на водоем).

7) Озеленим наш родной город (экскурсия в питомник и парк).

8) Животные живого уголка.

9) Вредители сельскохозяйственных растений и борьба с ними.

10) Весенние работы в защищенном грунте (парники и теплицы).

Провести с учащимися учебно-практические занятия на земле.

Темы занятий наметить следующие:

1) Обработка почвы и ее удобрение.

2) Посевы и посадки на опытных делянках.

3) Посевы в защищенном грунте (в парниках и теплице).

4) Пикировка растений.

5) Весенние работы в плодово-ягодном саду.

6) Работы на цветниках.

7) Уборка урожая и учет результатов опыта.

8) Осенние работы в плодово-ягодном саду и парке.

Через такие учебно-практические занятия пропустить 10 000 учащихся.

3. Обеспечить все школы иллюстративным и раздаточным материалом для классных и кружковых занятий (образцы различных растений, семена, корни и т. д.).

4. Оказать помощь пришкольным участкам всех школ, для чего:

помочь школам составить план посевов на участке (с выездом на место);

выделить набор семян и рассад;

выделить удобрения.

5. Оказать школам помощь в' разбивке цветников, для чего проводить постоянную консультацию по вопросам цветоводства и парководства, а также вырастить цветочной рассады для школ не менее 200 000 корней.

6. Организовать на территории станции питомник древесно-парковых пород и питомник плодово-ягодный, из каковых выпустить осенью 1950 г 10000 кустов и 5000 яблонь.

7. Во всех школах обеспечить наличие кружков юных натуралистов, оказать методическую помощь учителям в организации юннатской работы.

При станции организовать районный кружок в 70 человек. С кружком проводить занятия по особой программе. В зимнее время занятия должны протекать в лабораториях, с весеннего же периода переключаться на учебно-опытные участки, где юннаты-опытники мичуринцы будут проводить работы исследовательского характера по индивидуальным и групповым заданиям на самые актуальные темы мичуринской агробиологической науки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать